Под солнц двустволкой пала какую двустволку имеет
Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» с приведённым ниже стихотворением А. А. Дольского «Мне звезда упала на ладошку». Оба произведения построены как диалог лирического героя с небесным светилом. Чем различаются эти диалоги?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 4.
МНЕ ЗВЕЗДА УПАЛА НА ЛАДОШКУ
Мне звезда упала на ладошку,
Я её спросил: – Откуда ты?
– Дайте мне передохнуть немножко,
Я с такой летела высоты.
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
– Не смотрите, что невелика я,
Я умею делать много дел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Я всё время занимаюсь этим.
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать.
Чтоб на нашей горестной планете
Только звёзды падали с небес.
Были б все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес.
Чтоб траву, как встарь, косой косили,
Каждый день летали до Луны.
Чтобы женщин на руках носили,
Не было болезней и войны.
Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была.
Чтобы старость не тяжёлым грузом –
Мудростью бы на сердце легла.
Чтобы у костра, пропахнув дымом,
Эту песню тихо напевать.
А ещё хочу я быть любимым
И хочу, чтоб не болела мать.
Говорил я долго, но напрасно,
Долго, слишком долго говорил.
Не ответив мне, звезда погасла,
Было у неё немного сил.
А. А. Дольский, 1962
НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
кривился крыш корою.
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
вставало солнце ало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе всё поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
занежен в облака ты,
а тут – не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
без дела заходить,
на чай зашло бы!»
Я погиб! Ко мне, по доброй воле,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать –
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
валилась солнца масса,
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого –
жара с ума сводила,
Чёрт дернул дерзости мои
я сел на уголок скамьи,
боюсь – не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
с светилом постепенно.
что-де заела Роста,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
идёшь – и светишь в оба!»
Болтали так до темноты –
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
мы с ним, совсем освоясь.
бью по плечу его я.
нас, товарищ, двое!
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма –
сияй во что попало!
во всю светаю мочь –
и снова день трезвонится.
до дней последних донца,
и никаких гвоздей!
В. В. Маяковский, 1920
3.1. В чём оказываются близки поэт и солнце в стихотворении В.В. Маяковского?
3.2. Какие художественные средства помогают В.В.Маяковскому рассказать о необычайной встрече поэта и солнца?
3.1. В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами — проливать свет на что-то.
3.2. Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением Маяковского очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. В стихотворении много восклицаний, что придаёт ему эмоциональный характер, употреблены метафоры: катилось лето, жара плыла, корою крыш, лучи-шаги, двустволка солнц; эпитет: ало; гипербола: в сто сорок солнц закат пылал; олицетворение: солнце в образе человека; образные выражения: никаких гвоздей, переведя дух, дней донце; слова, созданные поэтом: взорим, вспоём, солница.
Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» с приведённым ниже стихотворением А. А. Дольского «Мне звезда упала на ладошку». Оба произведения построены как диалог лирического героя с небесным светилом. Чем различаются эти диалоги?
В стихотворении «Необычайные приключения…» лирический герой сравнивает себя с солнцем. Подобно солнцу, поэт призван служить людям, освещать мир, не думая об усталости и собственной выгоде. Неслучайно в стихотворении образ поэтического творчества приобретает метафоричное значение: лить солнце стихами — проливать свет на что-то.
Готова служить человеку, исполняя желания, и упавшая звезда в стихотворении А. Дольского. Но в отличие от героя Маяковского, деятельного, готового самому гореть для других, лирический герой Дольского просит звезду об исполнении множества желаний. Звезда угасает, оставив героя со своими желаниями, для исполнения которых нужно немало потрудиться самому.
Источник
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 57
1. Проведите литературно-художественный вечер, посвящённый романтизму. Подберите материал об этом явлении в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века. Сделайте подборку репродукций картин (можно в виде компьютерной презентации), расскажите о творчестве одного из художников-романтиков.
2. Подберите материал для альбома «Иллюстрации к “Алым парусам” А. Грина».
Владимир Владимирович Маяковский
Вопросы и задания
1. Как вы представляете себе атмосферу в Политехническом музее на вечере поэзии В.В. Маяковского?
Если люди увлечены его поэзий. То атмосфера будет воодушевленная, живая, люди будут стремится посмотреть, как можно больше предметов искусств.
А если нет: То скучная и неинтересная. Но я думаю этот вариант исключен, потому что стали бы приходить люди незаинтересованные туда? НЕТ!
2. Чему учился актёр, чтец-исполнитель В.Н. Яхонтов у поэта В.В. Маяковского?
Он учился ему своеобразному ритму, интонации и стиля. Он хотел полнее познать структуру его стиха, а этому мог научить только автор
3. Что в личности и творчестве Маяковского подчёркивает Яхонтов?
Яхонтов рассказывает о том, что Маяковский был гостеприимным и общительным человеком, рассказывающим о своих мыслях и поступках через стихи.
В творчестве Маяковского Яхонтова восхищает смысловая сторона его творчества, просторное слово в смысле его произносимости. Он сравнивает стихи Маяковского с катанием на качелях: «Есть в стихах Маяковского нечто такое же притягательное, задорное и молодое.»
В каждом стихотворении поэта правда мысли и чувства соответствуют правде ритма. В этом, можно сказать, единство формы и содержания его поэзии. Он берёт картины, сюжеты из жизни в их неповторимом естестве, с точным, только им присущим ритмом. Маяковский писал: «Поэт должен развивать в себе именно чувство ритма и не заучивать чужие размерчики. «
4. Каким предстаёт поэт на фотографии А.М. Родченко (с. 146) и картине А.А. Дейнеки?
На фотографии мы видим лицо мужественного человека с суровым взглядом. Крупный, широкоплечий, производит впечатление сильного и волевого человека. Дейнека пишет образ поэта-глашатая во весь рост в теплой куртке и шапке в простывшей комнате, работающим над недописанным плакатом. Художник изображает некоторые детали быта того времени. Потухшая буржуйка, лампочка без абажура, ведро с краской и недопитый стакан чаю делают это полотно реалистичным.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
1. Приведите примеры использования Маяковским аллитерации. Объясните её выразительную роль.
Примеры аллитерации в произведении
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность:
Пригорок Пушкино горбил
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно. Повторяются звуки [р], [д], [к].
С леза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!» Повторяется звук [с].
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца! Повторяются звуки [с],[з].
Для чего поэту Маяковскому нужна аллитерация? Для создания зрительного образа. Аллитерация — это фонетический приём, заключающийся в повторе согласного звука или сочетания согласных в пределах стиха или фразы, реже в пределах более крупного отрезка художественного текста. Как видим, в этом стихотворении, к примеру, при описании солнца Маяковский постоянно вводит звуки [с],[з].
2. Какими ещё приёмами создаётся звукообраз? Подтвердите примерами.
Во всем стихотворении прослеживается ассонанс на «о», благодаря этому слова произносится «долго» и в полный голос, а сам звук «о» вызывает ассоциации с мощью, «громадностью».
3. С какой целью поэт прибегает к фантастике?
Я думаю, что приемом фантастики поэт сводит в единое целое два значения слова солнце — прямое и переносное. Ведь в переносном значении «солнцем русской поэзии» был назван великий Пушкин. Таким образом поэт Маяковский сумел показать, что солнце и поэзия выполняют одни задачи: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!»
4. Чего достигает поэт, используя высокую лексику одновременно с просторечными словами? Приведите примеры.
Поэт, используя в художественном произведении просторечия, создаёт атмосферу живой разговорной речи, диалога.
Разговорные и просторечные фразы придают его речи панибратский характер (Панибратство — непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного отношения, со старшим). Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: «Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!»
В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:
А мне, ты думаешь,
5. Найдите в тексте стихотворения неологизмы. Какова их роль?
Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы.
«Пригорок Пушкино горбил» (горбил — производное от горбится).
«Погоди! послушай, златолобо» (златолобо образовано по аналогии с златоволосо).
«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь – т. е. свет, производное от ясный)
«Пойдем, поэт, взорим, вспоем» (производное от взирать, спеть)
«И хочет ночь прилечь, тупая сонница» (сонница – производное от бессонница).
6. «. Под солнц двустволкой пала. » Какую двустволку имеет в виду поэт? Почему он использует именно этот образ?
Стихи поэта и лучи солнца уподобляются оружию (впоследствии автор не раз вернется к этому сравнению), которое рушит враждебную свету стену мрака:
Стена теней, ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
В конце стихотворения Маяковский провозглашает лозунг свой («и солнца»):
Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца.
7. Попробуем записать строки стихотворения не «лесенкой», как у Маяковского, а привычной строфой. Например:
А завтра снова мир залить
вставало солнце ало.
И день за днём ужасно злить
меня вот это стало.
Почему для В. Маяковского важно иное написание стихов, почему существенна именно «лесенка»? Чего благодаря ей достигает поэт?
Читая стихотворение, мы видим, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой. Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой. Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи». Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.
Поэт писал с иронией: «А попробуй // в ямб // пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся».
Преобразование ритмического рисунка («лесенка») приводит к тому, что слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счёт пауз), и во-вторых, группируются по иному принципу.
8. Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, ещё более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение. Составьте словарь рифмующихся слов стихотворения. Насколько содержательна рифма в этом стихотворении?
Рифмы здесь встречаются самые необычные: вот вам точная рифма «РОСТА — просто», а здесь уже придется смириться с не совсем обычной «не тая — ты да я»
лето — это;
горбил — был;
горою — корою;
наверно — верно;
залить — злить;
ало — стало;
разозлясь — слазь;
поблекло — пекло;
дармоед — не знай ни зим, ни лет;
златолобо — зашло бы;
в облака ты — рисуй плакаты;
по воле — в поле;
задом — садом;
масса — басом;
с сотворенья — варенье;
с ума сводила — садись, светило;
сконфужен — не вышло б хуже;
ясь — разговорясь;
Роста — просто;
до темноты — на «ты»;
не тая — ты да я;
хламе — стихами;
пала — попало;
сонница — трезвонится;
донца — солнца
Рифма Маяковского часто неточная, но богатая: в ней совпадает несколько звуков. Иногда одно длинное слово рифмуется с объединенными короткими. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.
9. Какова роль художественных средств и приёмов в стихотворении «Необычайное приключение. »?
гипербола: в сто сорок солнц закат пылал
метафоры: катилось лето, жара плыла, корою крыш, лучи-шаги, двустволка солнц
олицетворение: солнце в образе человека; образные выражения: никаких гвоздей, переведя дух, дней донце;
слова, созданные поэтом: взорим, вспоём, солница.
Поэт с помощью метафорических образов, гиперболы, неологизмов точно, ярко, ёмко выражает основную идею стихотворения, говорит о важном.
10. Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении несут последние строки. Прочитайте их выразительно. О чём они? Какая важная для поэта тема здесь прозвучала и какая сформулирована мысль? Найдите в тексте стихотворения то место, где впервые появляется эта тема.
Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет.
Маяковский считал стихотворение «Необычайное приключение…» программной вещью, своим литературным кредо (убеждением, мировоззрением). Поэт, по убеждению Маяковского, не имеет права на слабость. «Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!» – провозглашает Маяковский. Эти строчки можно отнести ко всему творчеству поэта.
Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, – освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:
до дней последних донца,
и никаких гвоздей!
Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.
11. Послушайте выразительное чтение стихотворения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать пафос и основную мысль произведения?
12*. Как вы думаете, можно ли «делать» стихи? Если да, то до какой степени? Не считаете ли вы, что «сделанных» стихов сегодня слишком много?
Я думаю, что «делать» стихи невозможно. Можно рифмовать стишки для поздравлений на дни рождения друзьям, но для того чтобы получилось серьезное произведение необходим талант и кропотливая работа. Новизна в поэтическом произведении обязательна. Маяковский писал: «Для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти самые поэтические правила.»
Вы прочитали выражение жара плыла. Как вы представили себе этот образ? Попробуйте передать устно.
Этот образ помогает автору передать невыносимость жары. Жара медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.
Источник