Меню

Почему планеты движутся вокруг солнца для детей

Почему планеты вращаются вокруг Солнца?

Сегодня нет ни малейших сомнений в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Если еще не так давно, в масштабах истории Вселенной, люди были уверены, что центром нашей Галактики является Земля, то сегодня нет никаких сомнений, что все происходит с точностью до наоборот.

От Птолемея до Ньютона

Представления о том, как расположены планеты на небосводе первым в своем трактате «Великое математическое построение по астрономии», высказал древнегреческий астроном Птолемей. Он первым предположил, что они совершают свои движения по кругу. Но Птолемей ошибочно считал, что все планеты, а также Луна и Солнце движутся вокруг Земли. Долгое время его трактат считался общепринятым как в арабском, так и западном мире.

Точку в этом спорном для человечества факте поставил Николай Коперник. Польский астроном создал свою гелиоцентрическую систему, в которой убедительно доказал, что Земля не является центром Вселенной, а все планеты, по его твердому убеждению, вращаются по орбитам вокруг Солнца. Работа польского ученого «О вращении небесных сфер», была издана в немецком Нюрнберге в 1543 году.

После смерти Коперника его труды продолжил датчанин Тихо Браге. Астроном, являющийся весьма состоятельным человеком, оборудовал принадлежащий ему остров, внушительными бронзовыми кругами, на которые наносил результаты наблюдения за небесными телами. Результаты, полученные Браге, помогли в исследовании математику Иоганну Кеплеру,который вывел три своих знаменитых закона движения планет.

Англичанин Исаак Ньютон, открыв закон всемирного тяготения, существенно продвинул представления человечества об эллиптических орбитах небесных тел. Его объяснения, что приливы и отливы на Земле происходят под влиянием Луны, оказались убедительными для научного мира.

Почему планеты вращаются вокруг Солнца

Как Земля, так и все остальные планеты нашей солнечной системы движутся по своей траектории вокруг Солнца. Скорость их движения и траектория могут быть разными, однако все они держатся у нашего естественного светила.

Движение планет по орбите вокруг Солнца происходит под воздействием двоих сил:

  • до центровой (сила тяготения Солнца);
  • от центровой (силы инерции во время поступательного движения).

Срок, за который планеты совершают полный оборот вокруг Солнца, естественно различный. У Меркурия, самой ближней к звезде, он составляет 88 земных суток. Наша Земля проходит цикл за 365 дней и 6 часов. Самая крупная в Солнечной системе планета Юпитер завершает свой оборот за 11,9 земных лет. Ну а у Плутона, — наиболее удаленной от Солнца планеты оборот и вовсе составляет 247,7 года. +

Закон всемирного тяготения

Солнце является самым крупным объектом в нашей галактике. Масса нашего светила в разы превышает массу всех остальных тел в совокупности. А в физике, как известно, действует сила всемирного тяготения, которую никто не отменял, в том числе, и для Космоса.

Ее закон гласит, что тела с меньшей массой притягиваются к телам с большей массой. Именно поэтому все планеты, спутники и другие космические объекты и притягиваются к Солнцу, самому крупному из них.

Сила тяготения, к слову, аналогичным образом работает и на Земле.

Вспомните, что происходит с теннисным мячиком, брошенным в воздух. Он падает, притягиваясь к поверхности нашей планеты.

Понимая принцип стремления планет к Солнцу, возникает очевидный вопрос: почему они не падают на поверхность звезды, а движутся вокруг нее по собственной траектории. И этому также имеется вполне доступное объяснение.

Инерция

Согласно теории об образовании нашей звезды, около 4,57 млрд. лет назад в космосе возникло огромное количество пыли, которое постепенно превратилось в диск, а затем – в Солнце. Внешние частички этой пыли стали соединяться между собой, образуя планеты. Уже тогда они по инерции начали вращаться вокруг звезды и продолжают двигаться по той же траектории и сегодня.

Следует также учесть, что все планеты в нашей Солнечной системе движутся, не вокруг светила, а вокруг так называемого центра масс. Каждая при этом, вращаясь вокруг своей оси, слегка раскачиваются (подобно юле). К тому же и сама ось может ненамного смещаться.

Что же касается орбиты каждого из объектов, то траектория их движения зависит от скорости и массы. А эти показатели у всех объектов, как вы понимаете, разные. Вот почему Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, и никак иначе.

Таким образом, инерционное движение отдалят планету от Солнца, но до центровая сила искривляет траекторию и удерживает планету на орбите. Все планеты вращаются вокруг Солнца в одном направлении, по тому же направлению и обращаются планеты вокруг своей оси (исключение Венера и Уран).

Читайте также:  Раскраски для детей пусть всегда будет солнце

Практически каждая планета в период своего формирования подвергалась множеству ударов астероидов, в результате которых изменялась ее форма и радиус орбиты. Немаловажную роль играет также и тот факт близкого формирования группы планет и большого скопления космического мусора, в результате чего расстояние между ними минимальное, что, в свою очередь, приводит к нарушению гравитационного поля.

Движение планеты Земля вокруг Солнца и его значение

Земля как планета Солнечной системы по расчетам ученых сформировалась более 4,5 млрд лет назад. За это время расстояние от светила практически не изменялось. Скорость движения планеты и сила притяжения Солнца уравновесили ее орбиту. Она не идеально круглая, но стабильная.

Если бы сила притяжения светила была сильнее или скорость Земли заметно уменьшилась, то она бы упала на Солнце. В противном случае она рано или поздно улетела бы в космос, перестав быть частью системы.

Расстояние от Солнца до Земли делает возможным поддержание оптимальной температуры на ее поверхности.

Путь планеты вокруг светила называется орбитой. Траектория этого полета не идеально круглая. Она имеет эллипсность. Максимальная разница составляет 5 млн км.

Самая близкая точка орбиты к Солнцу находится на расстоянии 147 км. Она называется перигелием. Земля ее проходит в январе. В июле планета находится от светила на максимальном отдалении. Наибольшее расстояние — 152 млн км. Эта точка называется афелием.

Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца обеспечивает соответственно смену суточных режимов и годовых периодов.

Вращение Земли вокруг Солнца

Для человека движение планеты вокруг центра системы незаметно. Это из-за того, что масса Земли огромна. Тем не менее каждую секунду мы пролетаем в пространстве около 30 км. Это кажется нереальным, но таковы расчеты. В среднем считается, что Земля находится от Солнца на расстоянии около 150 млн км. Один полный оборот вокруг светила она делает за 365 дней.

Точное расстояние, которое наша планета проходит за год, двигаясь вокруг светила, составляет 942 млн км. Мы вместе с ней движемся в пространстве по эллиптической орбите со скоростью 107 000 км/час. Направление вращения — с запада на восток, то есть против условной часовой стрелки.

Таким образом, наша планета находится в постоянном движении. Вместе с Солнцем она перемещается в космосе вокруг центра Галактики. А та, в свою очередь, движется во Вселенной. Но наибольшее значение для всего живого играет вращение Земли вокруг Солнца и собственной оси. Без этого движения условия на планете были бы непригодными для поддержания жизни.

Видео

Источник

Почему планеты вращаются вокруг Солнца?

Вращал ли ты когда-нибудь мяч, привязанный к веревочке?

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Тогда ты знаешь, что, пока мяч вращается, он натягивает веревочку. Мяч будет натягивать веревочку до тех пор, пока бу: дет продолжаться его вращательное движение.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Планеты двигаются совершенно так же, как твой мячик. Только они обладают намного большей массой. И кроме того, планеты вращаются вокруг Солнца.

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

Но где же веревочка, которая их удерживает?

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

На самом деле никакой веревочки не существует.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Существует невидимая сила, которая заставляет планеты вращаться вокруг Солнца. Она называется силой земного притяжения.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, составляют Солнечную систему. Солнце притягивает планеты, и эта сила притяжения удерживает планеты так, как будто они привязаны на веревочке.

p, blockquote 7,1,0,0,0 —>

Польский ученый Николай Коперник первым обнаружил, что орбиты планет образуют вокруг Солнца окружности.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Галилео Галилей согласился с этой гипотезой и доказал ее с помощью наблюдений.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

В 1609 году Иоганн Кеплер рассчитал, что орбиты планет не круглые, а эллиптические, причем в одном из фокусов эллипса находится Солнце. Он установил и законы, по которым происходит это вращение. Позднее их назвали «Законы Кеплера».

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Потом английский физик Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения и на основании этого закона объяснил, как Солнечная система сохраняет постоянной свою форму.

p, blockquote 11,0,0,1,0 —>

Каждая частица вещества, из которого состоят планеты, притягивает другие. Это явление называется гравитацией.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Благодаря гравитации каждая планета в Солнечной системе вращается по своей орбите вокруг Солнца и не может улететь в космическое пространство.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Орбиты имеют форму эллипса, поэтому планеты то приближаются к Солнцу, то удаляются от него.

Читайте также:  Очки солнце для блондинки

p, blockquote 14,0,0,0,0 —> p, blockquote 15,0,0,0,1 —>

Планеты не могут испускать свет. Солнце дает им свет, тепло и жизнь.

Источник

«Солнечная система». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Александра Войтенко
«Солнечная система». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

КОНСПЕКТ занятия по познавательному развитию в старшей группе

ЦЕЛЬ: Активизация познавательной деятельности в процессе ознакомления с Солнечной системой.

ЗАДАЧИ: Сформировать представление о Солнечной системе/дать характеристику Солнцу как огромному светилу/звезде/, назвать и показать все планеты Солнечной системы особо остановиться на планете Земля. Земля – уникальная планета, на которой есть жизнь.

Освоить действия построения модели, отражающей особенности строения Солнечной системы.

Развивать логическое мышление /умение устанавливать причинно-следственные связи/.

Воспитывать бережное отношение к планете Земля.

МАТЕРИАЛ: макет «Солнечная система», цветные карандаши, листы с планетами /по количеству детей/;для экспериментов: магниты, ключи, сухое горючее, пластмассовая пробка, воздушный шар, камень, жидкость в стакане, дерево, резина, мячи по количеству детей, эмблемы, набор цифр. Дети стоят около воспитателя.Раздается звонок по телефону:

Ход ЗАНЯТИЯ

Это звонят из Центра управления полетами. Готовится к полету очередной космический корабль.

— Вам нужна группа космонавтов — исследователей? Хорошо. Мы постараемся помочь вам.

— Дети, вы согласны стать участниками полета в космос?

— С этой минуты мы с вами исследователи. /Прикрепляю детям эмблемы/

-Нам предстоит узнать: что такое Солнечная система и есть ли в ней жизнь.

На чем можно осуществить полет?

— Для начала изучим космические корабли.

/Дидактическая игра «Узнай по силуэту»/

Вам нужно найти пару: к каждому силуэтному изображению подобрать схематическое изображение космических кораблей.

/Дети выполняют задание/

— Молодцы, с заданием справились верно.

Дети, то, что нам нужно будет для исследования космоса, находится в лаборатории космического корабля.

— Представим, что мы сели в космический корабль (дети садятся за столы); надели космические костюмы.

— Внимание, внимание! Космический корабль отправляется в космическое путешествие! Десятисекундная готовность! Начинаем обратный отсчет! Помогайте, ребята!

Р-р-р! — ракета рвется ввысь!

(Звучит космическая музыка) / Упражнение на релаксацию/

Вот наш корабль вышел в космическое пространство.

Мы видим, как небо из голубого стало темно-синим, а потом совсем чёрным.

Как хорошо видны все звезды!

— Открываем глаза. Мы оказались на одной дальней звезде, и отсюда посмотрим на Солнечную систему.

— Что мы видим в центре Солнечной системы?

(Солнце)

— Каким вы его видите? (ответы-предположения детей)Обобщая ответы детей:

С другой дальней звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда Солнце-это огромный раскаленный шар.

— Как вы думаете, возможна ли жизнь на Солнце?

(Ответы детей)Обобщая ответы детей:

Температура поверхности Солнца очень высокая. При такой температуре любой металл или камень превращается в газ. Поэтому Солнце это газовый шар.

— А вы знаете, что звезда Солнце не одинока?

У нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к солнцу.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете (Поднять руки над головой, сомкнув их)

На носки поднимись, (Тянутся вверх)

А потом руки вниз. (Опускают руки)

Раз, два, три, потянись. (тянутся вверх)

Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)

Мы продолжаем исследовать Солнечную систему (дети подходят к макету)

— Сосчитайте планеты Солнечной системы. (Дети считают)

-В семье 9 планет. Какие из них вы уже знаете? (ответы детей)

— В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкает.

Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Этот путь называют — орбита.

— Какая самая близкая к Солнцу планета? (ответы детей) (Меркурий)

— Что о ней можно сказать?

(небольшой горячий шар)

Опыт: Поднести предмет к огню и посмотреть, как он плавится.

— Сможем мы выйти на эту планету?

— Есть ли жизнь на этой планете

Изобразите эту планету оранжевым кругом.

— Какая следующая планета? (Венера)

— Что можно сказать об этой планете? (жаркая и неприветливая планета.)

— Да, дети, Венера окутана плотными облаками из кислоты и на ней нечем дышать).-

— Летим дальше от Солнца. Чувствуете, дышать стало легче.

— РЕБЯТА А КАК ВЫ ДУМАЙТЕ ЧТО ЭТО ЗА ПЛАНЕТА.

— Что вы знаете об этой планете?

Читайте также:  Солнце замирает за горизонтом

(Мы живем на планете Земля)

— Какая она, наша Земля?

— Почему нашу планету называют разноцветной? (ответы детей)

— Вот как эта планета выглядит из космоса, (показать фото)

Дети, мы говорили, что Солнце — это газовый шар. А что представляем собой Земля?

Эксперимент:На столе лежат: воздушный шар, камень,

жидкость в стакане, дерево, резина.

Назовите предмет, свойства которого больше всего похожи на Землю.

Значит: Земля-это огромный каменный шар, большая часть которого покрыта водой.

— Дети, а какие условия нужны для того, чтобы на планете была жизнь? (ответы детей)

Верно: есть вода, температура, свет солнечный, Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Атмосфера содержит кислород, который нужен всем обитателям нашей планеты.

\- Что было бы на Земле, если бы не было Солнца?

Опыт: — Дети, возьмите мячи и подбросьте их вверх. Что с ними происходит?

(Они падают на пол).

Опыт: Возьмите магнит и ключ. Что происходит с ключом?

(Магнит притягивает ключ)

— Дети, наша планета имеет огромную силу притяжения. Земля делает тяжелым все, что есть на ней. Земля за счет силы притяжения все к себе притягивает. И как только предмет лишается опоры, он немедленно падает вниз.

Гимнастика для глаз (Рассказать поверье о падающей звезде.) (Дети следят за звездой)

Ночью по небу гуляю,

Тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня. (Луной).

— А вы знаете, что Луна — это естественный спутник Земли? Она движется вокруг Земли по своей орбите.

— Давайте исследуем остальные планеты.

(Перечислить названия планет: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.) Зарисуйте их.

— Как вы думаете, а на этих планетах есть жизнь? Почему? (Планеты удалены от Солнца, там холодно).

— Дети, а вы знаете, почему Земля и другие планеты не улетают в открытое космическое пространство и не сталкиваются друг с другом»

(не улетают — этому препятствует притяжение Солнца; не сталкиваются — потому что вращаются по своим орбитам вокруг Солнца).

— Дети, пришло время возвращаться в детский сад. Упражнение «Ракета» (музыка, ребенок читает стихотворение «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

— Дети, где мы побывали сегодня?

(В космосе, на планетах Солнечной системы)

Наше исследование закончилось. (Что находится в центре Солнечной системы? Солнце — звезда. Вокруг Солнца 9 планет.

Планеты движутся в определенном направлении. Только на Земле есть жизнь, потому что.)Звонок по телефону.

— Центр управления полетами благодарит команду космонавтов -исследователей за очень важные открытия.

Прикреплённые файлы:

solnechgaja-sistema-3_q2n5j.pptx | 3367,73 Кб

Методическое пособие-мобиль «Солнечная система» Авторское методическое пособие модель «Солнечная система» Наглядно увидеть строение планет, окунуться в атмосферу невесомости, воплотить.

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме «Космос и Солнечная система» Автор:Хусаинова Д. Р. Описание: Фотоотчет занятий по теме «Космос и солнечная система «» для детей шести лет. Занятие в игровой форме направлено.

Конспект ОД «Солнечная система» Раздел: Познавательное развитие Конспект ОД: «Солнечная система (подготовительная группа) Цель: обеспечение условий для систематизации.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи «Путешествие по временам года» в старшей логопедической группе Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года. Задачи: -образовательные: закрепить представление детей о характерных.

Развивающее панно «Солнечная система» Для своих воспитанников изготовила панно «Солнечная система» специально к теме недели «Этот загадочный космос» Чтобы наглядно показать и.

Развивающее занятие «Солнечная система» в старшей группе Развивающее занятие в старшей группе на тему: «Солнечная система»Тараненко Елена Сергеевна. ЦРД «Стрижи». Цель: формирование представлений.

Макет «Солнечная система» к Дню космонавтики Макет Солнечной Системы, посвященный дню космонавтики. Для изготовления макета солнечной системы вырезали из картона круг, покрасили в.

Совместная деятельность «Солнечная система» в группе раннего развития Задачи: познакомить малышей с некоторыми планетами: Земля, Марс, Сатурн, а так же со звездой- Солнце. Материалы: картинки планет,наклеинных.

Конспект занятия «Солнечная система» Тема: «Солнечная система». Программное содержание: 1) Обобщить знания детей о Солнце как звезде, планетах, строении Солнечной системы. 2).

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию на тему «Солнечная система» В рамках программы по познавательному развитию было проведено занятие на тему «Солнечная система». Целью образовательной ситуации являлось:.

Источник

Adblock
detector