Меню

Почему можно утверждать что дети не остались беззащитными кладовая солнца осиротевшая

Почему можно утверждать что дети не остались беззащитными кладовая солнца осиротевшая

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Расскажите о судьбе Митраши и Насти. Чем стала для них война?

Дети осиротели. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”

Почему можно утверждать, что дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

Дети были не по годам самостоятельными, хозяйственными. Но и все соседи старались им помочь, чем только могли.

С помощью каких деталей Пришвин подчёркивает силу характера детей, умение жить в новых и тяжёлых условиях?

«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.»

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.»

Места в рассказе, которые свидетельствуют о «хозяйственной» жилке Митраши и Насти.

Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”

Какой конфликт возникает между Митрашей и Настей ещё по дороге на Блудово болото?

Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.

Блудово болото встречает детей неприветливо, оно пугает их, предупреждает: здесь опасно! Выпишите из текста слова и словосочетания, подтверждающие данный тезис.

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Как реагировали на эти «знаки» Митраша и Настя? Настя настаивает: нужно идти «по. большой тропе, как все люди идут». А Митраша? Почему он выбирает другую дорогу? Только ли из желания собрать побольше клюквы?

На «знаки» Митраша и Настя не отреагировали, на дружески-теплые отношения детей набегает тень.

Митраша выбрал другую дорогу, так как он ориентировался по компасу, который остался от отца и помнил его рассказ, что надо идти на север.

«Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке».

Что Митраша предлагает Насте? Чем закончился этот конфликт между братом и сестрой? На чьей стороне в нём были ваши симпатии?

Митраша предлагал пойти на север, к палестинке, по плохо протоптанной тропинке, как учил отец. Но Настя не согласилась. Митраша сказал, что больше спорить не будет и каждый пойдет своей тропинкой.

Симпатии автора на стороне брата. Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

В чём видела своё счастье Травка? Как вы думаете, в чем смысл изменения её клички?

Мне кажется, что счастье Травки в служении своему хозяину. Это преданная собака.
Интересно то, что кличка собаки не однозначна. Как выделяет автор, ее кличка произошла от слова «затравка». Хозяин же нежно и ласково называл ее Затравушка или Затравка — по-охотничьи — от слова «травить», но после охотничья кличка на языке оболталась и вышло прекрасное Травка. Сравнение этих кличек позволяет сделать вывод о том, что собака сначала предназначалась для охоты, а впоследствии стала частью природы и получила ласкательное прозвище.

Подробно, с введением фрагментов из текста, расскажите, как Травка спасла Настю и помогла Митраше.

Автор неоднократно показывает читателю, что только благодаря Травке благоприятно закончилась история Насти и Митраши. Благодаря своему острому нюху, она учуяла хлеб, который был у Насти, и нашла дорогу к ребятам, которые разделились во время похода за клюквой. Травка проявляет чуткость, увидев на поляне Настю в слезах. Она подошла и лизнула солёную щеку девочки, будто успокаивая. Затем, уже Настя пошла за собакой, которая и вывела девочку к брату. Однако нельзя не принять во внимание, что Травка осторожная собака. Когда она увидела утопающего в болоте Митрашу, то стояла до последнего, пока мальчик не назвал ее знакомым именем «Травушка». Тогда Травка будто вспомнила, что уже встречалась с этим мальчиком и кинулась спасать его. Ей вдруг показалось, что перед ней стоял ее старый хозяин Антипыч. После чудесного спасения Митраши, мальчик стал новым хозяином Травки.

Что понял Митраша? Сформулируйте и запишите вывод. Найдите его в тексте.

Я думаю, что Митраша понял, как важна для него его сестра Настя. Как важно быть вместе.

«Самое главное, самое счастливое было не заяц, не волк, а что Настя, услыхав близкий выстрел, закричала. Митраша узнал ее голос, ответил, и она вмиг к нему прибежала.»

«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»? Обоснуйте свой ответ.

Это не только торф, который можно использовать как источник энергии и не ягода клюква. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин — большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса.

Да, она может служить «главным выводом». Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди. Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают. что в них будто бы черти живут; всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?

Многие пока не умеют замечать богатства природы и души человечеческой, живя предрассудками, принимая за истину всякий вздор.

Источник

Конспект урока по литературе

Тема. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

Познакомить учащихся с историей создания произведения; выявить жанровые особенности сказки-были;

формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками; развивать устную речь учащихся;

воспитывать бережное отношение к слову.

I. Проверка домашнего задания.

1.Устный портрет М.М.Пришвина.

2. Выявление первоначального восприятия.

• Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными?

• Какие эпизоды похожи на сказку?

• В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?

II. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2. История создания произведения. Слово учителя.

Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовет к правде и красоте.

«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.

Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении —«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.

Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.

Читайте также:  Юбка солнце молния сзади

В сказке Митраша и Настя — брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.

3. Выявление особенностей жанра. Слово учителя.

Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка — и этому небольшому по объему произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «. я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось. »

Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным значения его родоначальника.

• Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

• Чтение статьи учебника «Поговорим о прочитанном».

4. Анализ фрагмента сказки-были от начала до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

• Назовите героев повести.

Митраша, Настя, Травка.

Мать и отец детей, Антипыч.

Живая природа — елочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисичка) и т.д.

• На какие группы можно условно разделить героев произведения?

«Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.

• Где и когда происходит действие сказки-были?

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского.Действие сказки-были происходит в 1943 г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми.

• Сколько лет героям?

Насте двенадцать, а Митраше десять.

• Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.

• Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»?

«Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того,Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.

«Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».

• Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

4.2. Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать. до слов «. и, наверное, что-то смекает».

После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.

Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащиеответ на вопрос.

«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».

Как относились дети друг к другу?

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

4.3. Выразительное чтение от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно. » до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».

Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам.

IIІ. Подведение итогов урока.

• Как можно назвать эту часть произведения — сказкой или былью?

Мы узнаем о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.

1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.

Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».

Источник

Контрольный тест по литературе М.Пришвин «Кладовая солнца», (6 класс)

Сочинение 3

В сказке «Кладовая солнца» М.Пришвина присутствует такой герой, как Митраша.

В сказке говорится, что сестра паренька была взрослее его на 2 года, а мальчишке было десять лет с хвостиком. Мальчик низенького роста, плотненький, лобастый и с широким затылком. В школе от учителей у него было прозвище «Мужичок в мешочке». С сестренкой Настей они были в золотых веснушках и нос у обоих задернут к верху.

Брат и сестра были сиротами, их отец погиб на фронте, а мать от болезни. Брат взял на себя все обязанности отца, уже в столь юном возрасте он понимал, что в семье он теперь добычик и должен прокормить сестру и себя. От родителей им досталось жилье и скот, а именно корова, коза,овцы, куры. Они были двоем в семье и у них не было абсолютно никаких ссор, они жили дружно и вовсем помогали друг другу.

У «Мужичка в мешочке» получалось делать посуду из дерева, потому что он обладал нужными для этого столярные инструменты. Мальчишка присутствовал на многих общественных собраниях и пытался понять общественное мнение.

Мальчик как и отец сильно любил сестру и был ее учителем – наставником, обучал ее, всему что умел сам. Но если сестра не слушалась своего брата, его это раздражало и охватовала злость.

Для Митраши отец был явным авторитетом, он его все время внимательно слушал и старался подражать. Однажды, когда Митраша и Настя пошли в лес, за клюквой, Митраша полностью скопировал внешний образ отца: чательно обернул во круг ног протянки, затем надежно вправил их в сапоги. Надел такой потрепанный картузик, у которого уже был козырек разделен на двое, также натянул отцовскую старую куртку и на поясе подвешал топор. На левое плече повешал ружье, а на правое сумку с компасом.

«Мужичок в мешочке» был наделен смелостью и храбростью, так, когда они пошли в лес и стояли рядом с большим камнем, Митраша достал компас,чтобы посмотреть дорогу, и компас показал опасную и странную дорогу, но парень не сдрейфил и пошел по ней, ведя за собой сестру. Также он помнил про советы отца о Слепой елани и палестине, в которой увяз, но смог выбраться благодаря смекалке и помощи пса. Собака учуяла добро в парне и полюбила его. Также смелость парня и подтверждает случай, когда он подстрелил волка. Десятилетний парень подстрелил волка, весьма вдохновляюще.

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на то, что дети жили сиротами, благодаря дружелюбию и взаимной поддержке они справлялись.

Митраша перенял от отца весьма важные качества, упорство, смекалка, смелость, храбрость, что в будущем наверняка сделает из него крепкого парня, который сможет прокормить свою семью.

Черты характера

Несмотря на то, сколько испытаний довелось пройти мальчику, он остаётся человечным и мужественным. Ни война, ни смерть родителей не сломили его. Силе и работоспособности героя можно только позавидовать.

Вся тяжёлая работа по хозяйству легла на хрупкие плечи маленького мальчика и его сестры. Дети пололи картошку и огурцы, мотыжили свеклу и ухаживали за скотиной. От отца герою достались кое-какие инструменты, с помощью которых он делал деревянную посуду для себя и соседей.

Дмитрий ведёт себя как взрослый и самостоятельный мужчина. Он не пропускает сельские собрания и старается вникать в общественные заботы. К основным чертам характера Митраши можно отнести:

  • ум;
  • трудолюбие;
  • упрямство;
  • смелость.

Вариант 3

Сказка – быль «Кладовая солнца» рассказывает о судьбе 2 сирот. Одним ключевых героев является мальчик по имени Митраша. Мальчика по-настоящему звали Дмитрием. Ему было 10 лет. Он жил с сестрой, которая старше его на 2 года. Митраша был плотного телосложения с большим лбом и широким затылком. Мальчик имеет веснушки на лице и задорный носик, как его сестра. Они с сестрой живут в деревне. Дети были сиротами. Отец умер на фронте, а мать скончалась от смертельного заболевания. Дети не знали ни в чем нужды, поскольку в наследие обрели дом и хозяйство. Дети ухаживали за домашним скотом и занимались работой в огороде. Хозяйство обеспечивало всем необходимым и поэтому дети ни в чем не нуждались.

Герой становился старше с каждым днем и набирался разума. Он постоянно вслушивался к мнению отца, когда тот был еще живым. Мальчик всегда слушал только родителей. Отец хотел сделать из сына искреннего и умного человека. Именно под влиянием отца у Митраши сформировался нрав. Митра с сестрой всегда жили дружно, но порой перечили друг другу. Несмотря на споры, дети поддерживали друг друга. По настоянию и обучению отца Митраша продолжил семейное дело. Мальчик умел вырезать кухонные изделия из дерева. Митраша всегда ходил с сестрой за ягодами и работал на поле.

Читайте также:  Как выглядит черное солнце

Как и отец Митраша никогда не останавливался и всегда стремился к своей цели. Сестра звала его упертым. После очередной ссоры с сестрой герой отправился по незнакомому пути к болоту. Тропа чуть не привела мальчика к смерти. Включив свою смекалку, он смог выбраться из болота. Это событие стало для мальчика настоящим уроком. После возвращения домой герой особо не спорил с сестрой и стал слушать советы окружающих людей. Автор описал героя как дерзкого, честного и отважного мальчика. Митраша стремился вести себя так, как воспитал его отец. Он никогда не забывал о настояниях и словах отца. Писатель хотел показать, что на таких ребятах как Митраша держится страна. Герои в виде Митраши могут слететь в космос или поднять всю целину.

Кроме работы в огороде и ухода за скотом, Митраша ходит на собрания деревенских жителей. Участвуя на собраниях, он старался понять и разобраться в общественных работах. Он принимал активное участие в работах деревни. Показывая характер, герой иногда задирал нос на собраниях. Митраша любит трудиться и никогда не ленится. Через 2 года Митраша подрос и стал стройным и высоким, также видным парнем. Митраша мог бы стать героем на фронте.

Храбрый поступок

Митраша старается во всём подражать своему отцу, в отличие от сестры, которая берёт пример с матери. Про палестинку с клюквой мальчику рассказал отец. Собираясь в лес за ягодами, герой был предусмотрителен и взял с собой компас и ружьё. Он понимал, что в случае опасности должен защитить Настю.

Когда брат с сестрой пришли на поляну, они восхитились природой. Ранее они думали, что такие сказочные пейзажи можно увидеть лишь на картинках. Несмотря на то что дети были дружны, иногда Митраша хорохорился и упрямился. Именно так случилось в лесу, когда дети выбирали тропинку, которая приведёт их к ягодам.

Настя выбрала протоптанную дорожку, а Митраша пошёл чётко по указаниям компаса. Упрямство мальчика приводит его в Слепую Елень, где он попадает в болото. Однако автор не осуждает мальчика за этот поступок, ведь каждый имеет право на ошибку.

Спасение становится главной целью для Митраши. На счастье, рядом оказалась собака Травка, которая охотилась за зайцем. Именно ей довелось спасать мальчика. Герой произведения подозвал Травку к себе и она вытащила его из топкого болота. Когда на поляне появился серый волк, мальчик, не задумываясь, выстрелил в него. Автор даёт читателю понять, что даже оказавшись на грани жизни и смерти, герой не растерялся, а проявил храбрость и смекалку. Приключения в лесу позволяют написать сочинение на тему: «Как Митраша попал в беду».

По возвращении домой мальчик становится героем для всех жителей деревни. Он заслужил уважение людей за свой храбрый поступок. Тяжёлый день в лесу не проходит даром для Митраши. Герой становится более уравновешенным и не совершает необдуманных поступков. Автор подчёркивает, что если бы война не закончилась, то Митраша мог стать доблестным воином.

Вариант 2

Одним из персонажей произведения Пришвина «Кладовая солнца» является Настя. События происходили во времена Великой Отечественной войны. Именно в тот момент Настя и ее брат, Митраша, осиротели. Они оба оказались сильными и не пали духом перед таким горем. Родители подавали им хороший пример, именно поэтому Митраша и Настя смогли смело переступить порог во взрослую жизнь и стали самостоятельными.

Образ Насти четко и подробно описан в произведении, автор даже дал ей прозвище «золотая курочка на длинных ножках».

Мать Насти была трудолюбива, и дочь унаследовала у нее это прекрасное качество. Все дела по дому лежал на Насти, она с самого раннего утра на ногах ведет хозяйство. У Насти уже практически сформирована личность со своими нравами и принципами, желаниями и идеалами. Ее душу наполняют такие качества, как: добродушие, мудрость, рассудительность. Этого невозможно не заметить, ведь в каждой ее фразе раскрываются ее лучшие качества.

Настя быстро переступила порог во взрослую жизнь, но в душе она по прежнему ребёнок. Она несёт ответственность за две жизни. Но однажды в споре с братом она не смогла справиться с эмоциями. На этом из пути разошлись. Теперь они поодиночке.

Девочка отстаивает свою точку зрения, это объясняет то, что она не могла за братом. Это признак недальновидности Насти. Она молода, юна и может совершать ошибки в своих поступках. Она не в силах до конца проанализировать ситуацию. Но все же не смотря на свой юный возраст, в ней просыпается женщина. Она одновременно утонченная, трудолюбивая, может обидеться и быстро отойти.

Настя с жадностью собирала бруснику. Может быть в ней сыграл азарт. Она бежала за своей целью, не понимая, когда надо остановиться. Это не причина чтобы ее осуждать. Она прошла столько испытаний, данной ей судьбой. Она без поддержки окружающих смогла пережить смерть родителей, не потеряв в себе доброту и искренность.

Та любовь, которую дали родители за небольшое время, значительно сказывается на детях. Настя взяла от своих родителей самое лучшее. От матери добропорядочность, ответственность, а от отца любовь к природе и ко всему живому, усидчивость и хорошее мышление.

Автор восторгается ребятам, они были настолько сильны, что ни один взрослый человек может им позавидовать. Настю и Митрашу ставят в пример другим поколениям. Благодаря им наша великая и прекрасная страна до сих пор держится и процветает. Именно с помощью таких людей мы отстояли свою родину и стали непобедимы.

Настя и Митраша это огромный пример, который показывает нам, что ни одно обстоятельство не может быть причиной слома человека, можно пережить все и не пасть духом.

Расскажите о судьбе Митраши и Насти. Чем стала для них война?

Дети осиротели. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”

Почему можно утверждать, что дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

Дети были не по годам самостоятельными, хозяйственными. Но и все соседи старались им помочь, чем только могли.

С помощью каких деталей Пришвин подчёркивает силу характера детей, умение жить в новых и тяжёлых условиях?

«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.»

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.»

Места в рассказе, которые свидетельствуют о «хозяйственной» жилке Митраши и Насти.

Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”

Какой конфликт возникает между Митрашей и Настей ещё по дороге на Блудово болото?

Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.

Блудово болото встречает детей неприветливо, оно пугает их, предупреждает: здесь опасно! Выпишите из текста слова и словосочетания, подтверждающие данный тезис.

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной. Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой. Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Как реагировали на эти «знаки» Митраша и Настя? Настя настаивает: нужно идти «по… большой тропе, как все люди идут». А Митраша? Почему он выбирает другую дорогу? Только ли из желания собрать побольше клюквы?

Читайте также:  За какое время земля совершает полный оборот вокруг солнца география 6 класс

На «знаки» Митраша и Настя не отреагировали, на дружески-теплые отношения детей набегает тень.

Митраша выбрал другую дорогу, так как он ориентировался по компасу, который остался от отца и помнил его рассказ, что надо идти на север.

«Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке».

Что Митраша предлагает Насте? Чем закончился этот конфликт между братом и сестрой? На чьей стороне в нём были ваши симпатии?

Митраша предлагал пойти на север, к палестинке, по плохо протоптанной тропинке, как учил отец. Но Настя не согласилась. Митраша сказал, что больше спорить не будет и каждый пойдет своей тропинкой.

Симпатии автора на стороне брата. Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

В чём видела своё счастье Травка? Как вы думаете, в чем смысл изменения её клички?

Мне кажется, что счастье Травки в служении своему хозяину. Это преданная собака. Интересно то, что кличка собаки не однозначна. Как выделяет автор, ее кличка произошла от слова «затравка». Хозяин же нежно и ласково называл ее Затравушка или Затравка — по-охотничьи — от слова «травить», но после охотничья кличка на языке оболталась и вышло прекрасное Травка. Сравнение этих кличек позволяет сделать вывод о том, что собака сначала предназначалась для охоты, а впоследствии стала частью природы и получила ласкательное прозвище.

Подробно, с введением фрагментов из текста, расскажите, как Травка спасла Настю и помогла Митраше.

Автор неоднократно показывает читателю, что только благодаря Травке благоприятно закончилась история Насти и Митраши. Благодаря своему острому нюху, она учуяла хлеб, который был у Насти, и нашла дорогу к ребятам, которые разделились во время похода за клюквой. Травка проявляет чуткость, увидев на поляне Настю в слезах. Она подошла и лизнула солёную щеку девочки, будто успокаивая. Затем, уже Настя пошла за собакой, которая и вывела девочку к брату. Однако нельзя не принять во внимание, что Травка осторожная собака. Когда она увидела утопающего в болоте Митрашу, то стояла до последнего, пока мальчик не назвал ее знакомым именем «Травушка». Тогда Травка будто вспомнила, что уже встречалась с этим мальчиком и кинулась спасать его. Ей вдруг показалось, что перед ней стоял ее старый хозяин Антипыч. После чудесного спасения Митраши, мальчик стал новым хозяином Травки.

Что понял Митраша? Сформулируйте и запишите вывод. Найдите его в тексте.

Я думаю, что Митраша понял, как важна для него его сестра Настя. Как важно быть вместе.

«Самое главное, самое счастливое было не заяц, не волк, а что Настя, услыхав близкий выстрел, закричала. Митраша узнал ее голос, ответил, и она вмиг к нему прибежала.»

«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»? Обоснуйте свой ответ.

Это не только торф, который можно использовать как источник энергии и не ягода клюква. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин — большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса.

Да, она может служить «главным выводом». Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди. Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают… что в них будто бы черти живут; всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?

Многие пока не умеют замечать богатства природы и души человечеческой, живя предрассудками, принимая за истину всякий вздор.

История создания


Портрет Михаила Пришвина
«Кладовая солнца» – наиболее популярное произведение Пришвина. Оно издано в 1945 году и описывает послевоенное время. По первому замыслу писателя, главным героем рассказа должна была стать собака по кличке Травка. Пришвин хотел назвать произведение «Друг человека». Но название «Кладовая солнца» оказалось более поэтичным. Автор внес свойственные его творчеству описания природы, рассказывая о специфике торфяных болот и их богатствах. На работу с текстом ушло не более месяца.

Сразу за этим сочинением автор издал повесть «Корабельная чаща». Обе книги пропагандируют внимание и трепетное отношение к окружающему миру и всему живому. Писатель уверяет, что осознание природной ценности помогает человеку в нужное время получить необходимую помощь. Главные действующие лица рассказа – дети-сироты Настя и Митраша, заблудившиеся в лесу. «Кладовой солнца» Пришвин именует Блудово болото, которое хранит тепло благодаря залежам торфа. Это место богато уникальными растениями и животными. На фоне природного богатства Пришвин описывает богатство человеческой души


Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца»

Двенадцатилетняя милая девочка Настя, оставшись без родителей, погибших в военные годы, воспитывает брата Митрашу. Аккуратная девчушка с веснушчатым лицом описана нежными ласковыми словами, чтобы читатель понимал, насколько приятны ее внешность и характер.

Рассудительная девочка оказывается в сложной ситуации, в которой судьба брата зависит только от нее. Дети выживают благодаря поддержке родственников и соседей. Их хозяйство не пришло в упадок, ведь Настя выгоняет стадо пастись, топит печь и готовит еду.

Настоящая хозяйка, она старается заменить брату мать, но тот в силу возраста не понимает сложности сложившихся обстоятельств. Десятилетний Митраша часто капризничает и отвергает ласку сестры. Но детские ссоры всегда заканчиваются примирением.

Характер «мужичка в мешочке»

Тяготы и лишения войны не смогли сломить дух деревенских сирот. Брат с сестрой живут хорошо и дружно. Дети сами всему выучились, они работают, занимаются ведением домашнего хозяйства. У них есть куры, поросенок Хрен, коза Дереза и коровы, за которыми они ухаживают, овощи выращивают на грядках, вместе занимаются прополкой картошки и огурцов.

Жители деревни восхищаются такой семейной картинкой, многие могли бы позавидовать сплоченности и трудолюбию сирот. Стоит отметить, что ребята трудятся не потому, что это единственный способ выжить в сложных военных условиях, а потому, что это им действительно нравится, они были воспитаны в трудолюбивой семье и сами любили работать.

С радостью дети участвовали и в общественных делах:

  • трудились на колхозных полях и лугах;
  • на скотном дворе;
  • в противотанковых рвах.

На детские плечи Митраши легла роль хозяина дома, он выполняет всю тяжелую мужскую работу по хозяйству, также занимается изготовлением деревянной посуды: бочонков, лоханей. Этому мастерству мальчика обучил отец. Митраша делает посуду не только для себя, но и для других жителей деревни. Являясь главой семьи, как все взрослые мужчины, посещает сельские собрания, внимательно слушает, «старается понять общественные заботы».

Митраша отличался упрямым характером, переспорить его было невозможно. К тому же мальчик был смелым и сильным, умным и сообразительным не по годам, в свои 10 лет по поведению больше походил на взрослого мужчину, вот почему он получил прозвище «мужичок в мешочке».

Описание героя

Настоящее имя мальчика — Дмитрий, так называл его отец, но все привычно зовут его ласково Митраша. Он живет в деревне со своей старшей сестрой Настей, родители погибли: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте. Внешне это обычный деревенский мальчишка:

  • плотного телосложения;
  • низкого роста;
  • высокий лоб;
  • широкий затылок;
  • лицо в веснушках;
  • курносый.

Митраша во всем старался быть похожим на своего погибшего отца. Одевался, по примеру отца повязывая портянки, «в отцовскую старую куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли…»

На голове носил старый картуз с разделившимся на две части козырьком, торчавшим в разные стороны.

Портретная характеристика

Волосы Насти были непонятного цвета: «ни темные, ни светлые», они «отливали золотом». На лице у девочки было множество крупных веснушек, которые были похожи на «золотые монетки». Веснушкам этим было «тесно», они выпадали очень часто и «лезли во все стороны». Нос, который «глядел вверх», был чист от веснушек. Внешностью своей Настя напоминала «Золотую Курочку на высоких ножках». Рассказчик не один раз называет девочку именно так.

Описание внешности героини, а также ее прозвище указывают на сказочные мотивы рассказа М. М. Пришвина. Писатель, описывая образ Насти, использует ласковые слова, чтобы указать на ее доброту и искренность по отношению к брату и другим людям.

Источник

Adblock
detector