Меню

Почему миклухо маклай человек с луны

Почему миклухо маклай человек с луны

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Еще в середине XIX века большинство интеллектуалов «цивилизованного мира» были уверены, что «белая» европеоидная раса создана Господом Богом или природой для господства на Земле. А уж предположить, что какие-то папуасы с далеких тихоокеанских островов могут сравниться по разуму с европейцами, мог только безумец. Или очень смелый человек. Им оказался великий русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, который одним из первых осмелился утверждать, что «дикари» более гармонично сосуществуют с природой, лучше согласовывают свои физические и духовные потребности с окружающим миром, чем белые «господа».

Миклухо-Маклай, потомок шотландского барона, появился на свет в 1846 году в семейном поместье, в городе Малине Житомирской области (ныне Украина). Родоначальником клана считался польский воин и шотландский барон Микаэль Маклэй, попавший в плен к Богдану Хмельницкому в 1646 году. Николаю было одиннадцать лет, когда умер отец, оставивший семью в бедности. После окончания школы мальчика отдали во Вторую казенную гимназию в Санкт-Петербурге. А затем он поступил вольнослушателем на физико-математический факультет столичного университета. Правда, его обучение в университете не вышло долгим. Уже спустя год за участие в студенческих сходках юношу исключили из учебного заведения.

Николай отправился в Германию, где слушал лекции на философском факультете Гейдельбергского университета, изучал медицину в Лейпциге и Йене. Но не философия и медицина увлекли его. Юноша мечтал открывать новые земли и исследовать первобытные племена. После возвращения на родину ему на глаза попалась книга Отто Финша «Новая Гвинея». Надо заметить, что этот остров очень подходил для исполнения его юношеской мечты. Новая Гвинея — второй по величине остров в мире — тогда был практически не изучен. Сообщение о природе этой земли больше напоминало восточные сказки, а его коренных жителей — папуасов -большинство исследователей считали промежуточным звеном между «хомо сапиенс» и обезьяной, да к тому же сплошными людоедами, питающимися только человечиной.

Вскоре Миклухо-Маклаю удалось добиться разрешения вице-председателя Русского географического общества адмирала Федора Литке на путешествие в Океанию, и в 1870 году на корвете «Витязь» он отправился к загадочным островам Тихого океана.

Под свист стрел и копий

20 сентября 1871 года путешественник высадился на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, близ селения Бонга. «Около 10 часов утра показался, наконец, покрытый отчасти облаками долгожданный берег. На вершинах гор лежали густые массы облаков, не позволяющие различать верхние их очертания; под белым слоем облаков, по крутым скатам гор чернел густой лес, который своим темным цветом очень разнился от береговой полосы светло-зеленого цвета», — записывает в дневник он свои первые впечатления.

Исследователь первым спустился в шлюпку, за ним последовали его слуги — швед-китобой Ульсен и полинезиец Бой. Возле деревни в густых зарослях ученый заметил первого папуаса, застывшего от ужаса. Вскоре вокруг чужака столпился десяток папуасских воинов с черепаховыми серьгами в ушах и каменными топорами в руках. Но контакт был установлен очень быстро — подаренные безделушки смягчили сердца туземцев. Вскоре матросы срубили первый русский дом на Новой Гвинее — дом Маклая. Через пару недель «Витязь» продолжил плавание, а Миклухо-Маклай вместе со своими слугами остался среди чужого народа и чуждой природы.

Первый поход путешественника в местную деревню Горенду едва не закончился плачевно. Папуасы не хотели видеть у себя чужака. Над его головой свистели стрелы и копья. Нужен был какой-то неординарный ход. Николай Николаевич сел на землю, развязал шнурки ботинок и заснул. Вернее, заставил себя заснуть. Проснувшись, он увидел лица папуасов, мирно сидевших рядом. Пришелец так же невозмутимо поднялся, надел обувь и ушел домой.

С тех пор аборигены решили, что белый человек бессмертен, раз совсем не боится умереть. Молва о нем разнеслась по всему побережью. «Не раз потешались они, пуская стрелы, так чтобы последние очень близко пролетали около моего лица и груди, приставляли свои тяжелые копья вокруг головы и шеи, и даже подчас без церемоний совали острие копий мне в рот или разжимали им зубы. » — вспоминал позже ученый.

Читайте также:  Прогноз погоды с луной растущая луна

Вскоре Николай Николаевич стал входить в хижины туземцев, лечил их, беседовал (местный язык освоил очень быстро), давал полезные советы. Он всюду стал желанным гостем, что давало ему возможность вести различные этнографические и антропологические наблюдения. Впрочем, его жизнь не ограничивалась только научными исследованиями. «Утром я зоолог-естествоиспытатель; затем, если люди больны, повар, врач, аптекарь, маляр и даже прачка. Одним словом, на все руки, и всем рукам дела много», — отмечал он в своем дневнике. Между собой аборигены называли его «Тамо-рус» — «русский человек». Тогда же по побережью пошел слух, что гость прилетел к ним с Луны. Отсюда его второе прозвище «Караан-тамо» -«человек с Луны».

Чем лучше узнавал Миклухо-Маклай жизнь населения Новой Гвинеи, тем интереснее, необычнее казалась ему их первобытная жизнь. Так, например, книги и рисунки вызывали у аборигенов страх. Они всерьез верили, что белому чужеземцу по силам управлять стихийными явлениями: прекращать дождь, «менять» луну на солнце. А когда тот поджег в блюдечке спирт, большинство из них бросились бежать, прося «Тамо-руса» не поджигать океан.

Вместе с тем, немало в традициях островитян вызывало уважение. Так, папуасы очень рано приучали детей к практической жизни. Не раз ученый видел, как годовалый карапуз тащит к костру большое полено, а затем бежит к материнской груди. Игра мальчиков состояла в метании палок, похожих на копья, в стрельбе из лука. Девочки с раннего возраста помогали матерям по хозяйству. У туземцев полностью отсутствовало воровство. Небезынтересными являются и наблюдения ученого за торговыми отношениями в папуасском обществе. Как таковой, купли-продажи здесь не существовало — лишь обмен подарками. Причем дарящий не ожидал непременного ответного вознаграждения.

Жизнь, полная испытаний

Потрясла исследователя и природа Новой Гвинеи. Правда, при всей своей красоте, она частенько представляла угрозу для жизни ее обитателей. Несколько раз путешественник становился очевидцем землетрясений, которые сопровождались сильными грозами. Земля шаталась под ногами, беспрерывно сверкали молнии, оглушительно гремел гром. Пугающее впечатление усугубляли потоки дождя и порывы ветра.

Но даже если не было ветра и дождя, жизнь в тропическом лесу вовсе не становилась спокойной. По ночам здесь шума намного больше, чем днем — с заходом солнца начинается настоящий концерт. Кричат лягушки, цикады, ночные птицы; к этому оглушительному шуму примешиваются голоса разных невиданных животных, а аккомпанементом служит гул прибоя на рифах. Сверх того не умолкает назойливый писк комаров, иногда долетают воющие звуки — поют папуасы. Какие нервы могут выдержать такое испытание?

Вообще его жизнь на острове была полна испытаний: болезни, крайняя усталость и нередкая перспектива остаться голодным. Однажды при попытке достать из воды подстреленную птицу исследователь чуть не угодил на завтрак акуле. Как-то в чаще леса на него напали и сильно искусали дикие осы. Во время очередного шквала с ливнем рухнуло громадное дерево, едва не похоронив под собой хижину и ее обитателя. Но самая опасная штука для людей на острове — тропическая лихорадка, истребляющая сотни человек. Впрочем, Миклухо-Маклай не роптал на невзгоды судьбы. Более того, он всерьез собирался поселиться здесь навсегда.

Судьба, правда, распорядилась иначе. В декабре 1872 года в залив Астролябия зашел русский клипер «Изумруд». Моряки очень удивились, увидев своего соотечественника живым и невредимым. Ведь иностранные газеты давно раструбили по всему свету, что папуасы его сожрали. Но еще больше моряки удивились, когда узнали, что путешественник долго думал: уезжать на корабле домой или оставаться. Расставаться со своими новыми друзьями ему действительно было тяжело. Папуасы ни в какую не хотели отпускать человека с Луны. Они просили «Тамо-руса» остаться, обещая делать все, что он от них потребует. При этом Миклухо-Маклаю предложили в каждой деревне построить по хижине, дать много съестных припасов и в каждый дом по жене для хозяйства — лишь бы он остался. Но все-таки исследователь принял решение вернуться на материк. Впрочем, это было еще не окончательное расставание. Еще дважды, в 1876-1877 и 1883 годах, он посещал Новую Гвинею, и каждый раз его ждала радостная встреча с туземцами.

Читайте также:  Луна красавица лениво обходит свод своих небес

Кроме Новой Гвинеи, Миклухо-Маклай исследовал почти все тихоокеанские острова: от Сиама до Австралии. Встречался с настоящими людоедами Микронезии и «лесными людьми» Малакки, открывал новые виды животных и растений. Вот только богатства так и не сумел нажить. Никто не знал, что столь знаменитый человек скитается уже много лет без крова, семьи, делает долги, чтобы с помощью занятых денег совершать опасные и далекие походы. Часто он просто не имел средств даже для того, чтобы заплатить за переписку своих статей. А болезни мешали засесть за большие книги.

В 1885 году путешественник возвращается в Петербург и живет в бедности, пробавляясь редкими научными публикациями. Он измучен постоянной борьбой за право на спокойный труд. Только после долгих хлопот и мучений открылась его выставка, которая прошла с огромным успехом.

Николай Николаевич обращается к императору Александру III с предложением основать русское поселение на побережье Новой Гвинеи. Но комиссия отвергла проект ученого, и царь вынес вердикт: «Считать это дело конченым».

Последние месяцы своей жизни Николай Николаевич заполнил работой над своими дневниками. Но уже при работе над вторым томом слег окончательно. Врачи запретили ему работать, отняли даже карандаш и тетради. Тогда он стал диктовать свою автобиографию.

Умер Миклухо-Маклай 2 (14) апреля 1888 года, не дожив и до сорока двух лет. Главное свое богатство — мозг — он завещал отечественной науке, так же, как и все бумаги и коллекции. Но подвиг и труды Николая Николаевича были по-настоящему оценены лишь в следующем веке. А главным памятником ему стало появление на карте мира независимого государства Папуа-Новая Гвинея.

Источник

Русский бог Океании, или «человек с Луны»

Сегодня, 17 июля, исполняется 172 года со дня рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества (ИРГО) Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846–1888). В память о человеке, заложившем основы отечественной антропологии и этнографии, в этот день в России отмечается День этнографа.

map_mikluho-maklai_1.jpg

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в селе Языково-Рождествено Новгородской губернии. С юных лет он проявил интерес к естественным наукам. Во время обучения в Йенском университете (Германия) будущий исследователь изучал медицину, зоологию, принимал участие в нескольких научных экспедициях. Уже тогда молодой учёный интересовался малоизвестными регионами планеты – такими направлениями географических исследований, которые сулили крупные открытия.

image00009_cr.jpg

Миклухо-Маклай стал первым европейцем, ступившим на земли Новой Гвинеи, а исследования коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании принесли ему широкую известность. Сейчас участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея назван в честь учёного – Берегом Маклая.

image101.jpg

Для Миклухо-Маклая аборигены не были чуждым народом. Конечно, поначалу жители Новой Гвинеи отнеслись к исследователю, «человеку с Луны», с недоверием. Но со временем русский учёный стал им другом, учителем, даже подобием божества – новогвинейцы не раз называли детей Маклаями в честь учёного.

n.n._mikluho-maklay_v_ekspedicionnoy_odezhde._novaya_gvineya_1871_god._fotografiya_v.i._klassena.jpg

Николай Николаевич Миклухо-Маклай в совершенстве знал язык туземцев: свободно и бегло говоря по-астролябски, немедленно отвечал на все их расспросы. Сам антрополог признавался, что изучение местных языков, особенно поначалу, далось ему нелегко.

«Изучение первого папуасского диалекта было сопряжено с большими трудностями, так как не было лица, которое могло бы служить переводчиком. Названия, которые я желал знать, я мог получить только или указывая на предмет, или с помощью жестов, которыми я подражал какому-нибудь действию. Но эти два метода были часто источниками недоразумений и ошибок», – писал в он в дневниках.

3jjjj.jpg

Одной из главных задач своей жизни русский путешественник видел в защите коренного населения Новой Гвинеи, отстаивал интересы туземцев перед правительствами европейских государств, предотвращая эксплуатацию и истребление туземцев.

Читайте также:  Обратная сторона луны синклер

img506_cr.jpg

Николай Николаевич Миклухо-Маклай сделал большой вклад в развитие мировой науки. Ещё при жизни учёного было опубликовано более 100 работ по различным вопросам антропологии, этнографии, зоологии, сравнительной анатомии, географии и других дисциплин.

22jjjj.jpg

Другое уникальное наследие учёного – удивительные рисунки, выполненные самим Миклухо-Маклаем во время экспедиций. В общей сложности его архивы насчитывают свыше 700 изображений. Работы исследователя отличаются особой точностью и наглядностью. Среди работ Миклухо-Маклая встречаются изображения рыб, птиц, животных, но основная масса изображений – это портреты коренных жителей, изображения их жилищ, орудий труда, одежды, украшений. Для целого ряда народов эти рисунки до сих пор являются единственным историческим источником, воспроизводящим исчезнувшие или ускользающие особенности их культуры и быта.

Источник

«Лунный человек»: почему жители Новой Гвинеи считали путешественника Миклухо-Маклая богом-создателем

Некоторые слова в языке папуасов бонгу очень напоминают русские. Например, «тапорр» значит топор, «ножа» — нож, а «глеба» — хлеб. В чем же связь между двумя столь непохожими языками? Это не что иное, как заимствования, которыми туземцы обозначали предметы, подаренные им путешественником Н. Н. Миклухо-Маклаем. В жизни этого народа русский этнограф сыграл настолько важную роль, что память о нем сохранилась до наших дней. И сегодня туземцы Новой Гвинеи именуют секиру «скирау», кукурузу – «гугрус». Все это искаженные за полтора века русские слова, которыми обогатился язык бонгу благодаря Миклухо-Маклаю.

Впервые русский этнограф причалил к северо-восточному побережью Новой Гвинеи в 1871 г. В общей сложности за три экспедиции он пробыл в «гостях» у папуасов 3,5 года. Место, где он высадился, названо в его честь берегом Маклая.

Облик и знания пришельца были настолько непонятны аборигенам, что он стал героем многих местных мифов. Пока он занимался исследованием папуасов, они, в свою очередь, изучали его. «Сверхъестественные» способности путешественника были истолкованными жителями Новой Гвинеи как сильнейшая магия. А сам Миклухо-Маклай стал для них настоящим божеством, спустившимся в мир людей.

Прибытие этнографа на корабле повергло папуасов в настоящий шок. Смятение усилилось, когда Миклухо-Маклай пригласил аборигенов посетить свой корвет. В это время был дан залп из пушек в честь благополучного завершения плавания. Побросав подарки, туземцы пустились наутек и стали копать могилы, готовясь к неминуемой смерти. Когда опасность конца света миновала, они решили, что в образе мореплавателя их посетил то ли демон Бука, то ли божество Ротей, которого они почитали как прародителя.

Белых людей аборигены видели впервые, поэтому поначалу они из боязни прятали от них женщин и детей. Когда Миклухо-Маклая стали звать «белым папуасом», он всячески поощрял это прозвище, так как хотел сблизиться с туземцами. Когда они поняли, что путешественник не желает им зла, то окончательно уверились в том, что он бог-создатель — Ротей.

Аборигены считали, что Миклухо-Маклай перерождался сотни раз, поэтому в одной из прошлых жизней жил в далекой земле России. С цветом кожи связан еще один курьез. Иногда туземцы называли его «лунным человеком». Так они иносказательно обозначали то, что он был белокожим. Однако сам Маклай поначалу не сумел верно истолковать смысл этого выражения, переведя его как «человек с Луны».

Истории о визите этнографа папуасы передавали из поколения в поколение, постепенно украшая их красочными подробностями. Когда не осталось в живых очевидцев, встречавшихся с Миклухо-Маклаем, он окончательно превратился в мифологический персонаж.

Источник

Adblock
detector