Солнце русской поэзии и Наше всё. Контексты
В русском языке есть как минимум два устойчивых словосочетания, рожденные еще в девятнадцатом веке и ярко свидетельствующие о том месте, которое определил Пушкину народ устами своих лучших людей.
Одно из этих словосочетаний – Солнце русской поэзии – появилось в обстоятельствах трагических, на следующий день после смерти Поэта, в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду («Русский инвалид» издававшаяся в те времена с Санкт-Петербурге официальная газета Военного министерства).
Контекст, в котором возникло это выражение являл собой, в некотором смысле, извещение о смерти. Вот как оно выглядело, это извещение: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч. 45 м пополудни».
Извещение не было подписано, его автором традиционно считался сам редактор «Литературных прибавлений» Андрей Александрович Краевский. Извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова. Краевский был вызван к председателю Петербургского цензурного комитета, который довёл до него недовольство министра: «К чему эта публикация о Пушкине. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь. »
Время всё расставило по своим местам, и Уварова мы теперь помним не столько потому что он был автором теории официальной народности – государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, сколько потому что проявил недовольство выражением «солнце поэзии» и попал на острый язык многих российских пушкиноведов и в соответствующие анналы.
Второе словосочетание – Пушкин – наше всё – появилось чуть более, чем через 20 лет после первого, в 1859 году, в знаменитой в своё время работе «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин». Автор – Аполлон Александрович Григорьев, выдающийся русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов.
Обратимся к небольшому фрагменту статьи Аполлона Григорьева.
« . Вопрос о Пушкине мало подвинулся к своему разрешению со времен «Литературных мечтаний» («Литературные мечтания», как мы помним, известная статья неистового Виссариона Григорьевича Белинского), — а без разрешения этого вопроса мы не можем уразуметь настоящего положения нашей литературы. Одни хотят видеть в Пушкине отрешенного художника, веря в какое-то отрешенное, не связанное с жизнию и не жизнию рожденное искусство, — другие заставили бы жреца «взять метлу» и служить их условным теориям. Лучшее, что было сказано о Пушкине в последнее время, сказалось в статьях Дружинина , но и Дружинин взглянул на Пушкина только как на нашего эстетического воспитателя». (Александр Васильевич Дружинин — русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира, инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным, современник Аполлона Григорьева).
И тут начинается главное. «А Пушкин — наше все: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками». Конец цитаты.
Таковы исторические контексты, в которых родились великие словосочетания, в коих доныне живет народное представление о нашем национальном гении.
Источник
Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.
Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли « солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет , как погиб поэт , а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе , дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин—незаходящее солнце русской поэзии».
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством , выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. « Подруга дней моих суровых»- называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов—старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено—и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!— говорил он.— Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу — белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
СказкиПушкина не похожи одна на другую. Так, а «Сказке о попе и работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом на даровщинку. С такой же, только более легкой, усмешкой говорит о жадной и сумасбродной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Другие сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом Петушке»
Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.
Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда снами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Выполнила ученица 6 класса Маметьевской ОООШ Альметьевского района, Республики Татарсан
Источник
Почему Пушкин — солнце русской поэзии? (Школьные сочинения)
Почему Пушкин – солнце русской поэзии?
«Да здравствует солнце, да скроется тьма!» — так написал Александр Сергеевич Пушкин в 1825 году в своём стихотворении «Вакхическая песня». А мы говорим: «Да здравствует Пушкин – солнце русской поэзии!» Солнце дарит нам свет, тепло, радость и счастье, а Пушкин освещает нашу жизнь добром и любовью с раннего детства.
Сначала это сказки, прочитанные мамой на ночь, когда мы ещё сами не умели читать. Как мы сочувствовали доброму старику, поймавшему золотую рыбку и отпустившему её в море! А как возмущались злой и капризной старухой, требовавшей от рыбки всё больше и больше, пожелавшей быть владычицей морской! Наказание «бабы гневной» воспринимали как справедливое возмездие, она заслужила это своё «разбитое корыто».
В школе мы заучивали наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» и попадали в сказочное лукоморье, где «леший бродит», где «русалка на ветвях сидит», где «кот учёный» «сказки говорит».
Пушкин покоряет нас сразу и навсегда. Став старше, мы узнаём о трагической судьбе поэта, ненавидим Дантеса, поднявшего руку на славу России.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Мы испытываем такую же боль, какую испытывали современники поэта, узнав о его гибели.
Погиб поэт! – невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой… —
эти строчки Лермонтова стучатся в наше сердце, как «пепел Клааса стучит … в сердце» Тиля Уленшпигеля, героя романа Шарля де Костера. Народный герой Фландрии носил на груди мешочек с пеплом отца, сожжённого испанской инквизицией. Вот и мы до сих пор ощущаем боль от невосполнимой утраты.
«Угас, как светоч, дивный гений», — написал М. Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Смерть поэта». «Солнце русской поэзии закатилось», — написал В. Ф. Одоевский в единственном некрологе, чем вызвал негодование царских чиновников. Но солнце же заходит и восходит, оно светит всегда. И Пушкин всегда с нами рядом. Мы без него не можем жить, дышать, существовать… «Пушкин – наше всё…» — так написал Аполлон Григорьев. Невозможно не согласиться со знаменитым русским поэтом и литературным критиком. Пушкин – это нравственная, духовная основа русской национальной жизни, наша гордость, наша слава. Он всегда будет с нами, потому что творчество его бессмертно. Наш великий поэт всегда будет «любезен… народу», к нему «не зарастёт народная тропа».
В чём же сам поэт видел своё бессмертие? Какой «нерукотворный памятник» воздвиг он сам себе? Он пробуждал и пробуждает в нас своей лирой «чувства добрые». Поэт гордится тем, что в свой «жестокий век восславил… свободу», что «милость к падшим призывал». Пушкин учит нас добру, милосердию, состраданию, умению прощать, жизнелюбию. Поэт учит нас никогда не отчаиваться, стойко переносить тяготы жизни:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Солнце – символ добра, любви, поэтому Пушкин – солнце русской поэзии.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35489
Источник
Почему А.С. Пушкина называют «Солнцем русской поэзии»?
Солнце русской поэзии
Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» — приложении к газете «Русский инвалид» . Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804—1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!. . Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!. . Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни» .
Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевский был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?. . Но что за выражения! «Солнце поэзии! » Помилуйте, за что такая честь. » (Русская старина. 1880. № 7).
Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г. Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя.. . в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось» . Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра! » Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время» .
Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга» , в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля РусЫоя» .
Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли « солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин — незаходящее солнце русской поэзии».
Источник
«Солнце русской поэзии». Пушкин и его влияние на развитие русской культуры
Разделы: Литература
Цель урока: познакомить учащихся с пушкинианой, показать, что творчество Пушкина вдохновляло поэтов, музыкантов и художников
Оборудование:
- выставка книг А.С. Пушкина и о Пушкине,
- картины различных художников с изображением поэта,
- диски с записью романсов на стихи А.С. Пушкина,
- музыка к произведениям Пушкина,
- иллюстрации к произведениям поэта.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленье убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о том влиянии, какое оказало творчество А.С.Пушкина на русскую культуру. Поэт дал толчок развитию литературы о нем самом, художники и композиторы почитали за честь создавать произведения на его сюжеты, современники считали долгом оставить свои воспоминания. И сейчас существует настоящая Пушкиниана, и поэтическая, и музыкальная. На нашем уроке мы познакомимся с небольшой частью этих произведений. Но вначале поговорим о том, когда и как появилось это образное определение великого русского поэта- Солнце русской поэзии.
Ученик. Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, напечатанном 30 января 1837 г. в №5 “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 часа 45 м. пополудни”.
Автором этого извещения считался журналист А.А. Краевский, редактор “Литературных прибавлений”, однако позднее было найдено письмо С.Н. Карамзиной к брату, из которого ясно, что автором этого извещения был В.Ф. Одоевский. Это краткое извещение вызвало гнев министра народного просвещения С.С. Уварова. Краевский был вызван к председателю цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: “К чему эта публикация о Пушкине. Но что это за выражения! “Солнце поэзии!” Помилуйте, за что такая честь. ” Выражение, испугавшее сановников николаевской России, прочно вошло в нашу речь.\Интересно отметить, что сходное по мысли выражение приведено Н.М. Карамзиным в “Истории государства Российского” ( т. 4 гл. 2). Когда в 1263г. умер Александр Невский, митрополит киевский Кирилл, “сведав о кончине великого князя. в собрании духовенства воскликнул: “Солнце отечества закатилось”. Вот что я узнал из словаря Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной “Крылатые слова”.
Ученица. Я хочу немного добавить. Я впервые услышала это образное выражение в 5классе. Оно меня очень удивило: как это человека сравнивают с солнцем? Но, став старше, я поняла, насколько это верно и точно. Как солнце, поэзия Пушкина сияет над нами в своей недостижимости, её тёплые лучи согревают нас, всегда помним отдельные строки. Зимой, глянув в окно и увидев прекрасное утро, обязательно вспомним: “Мороз и солнце! День чудесный!” Войдя в осенний лес, непременно скажем: “Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса”. Как и солнце, поэзия Пушкина не стареет. И ещё одно я прочитала: оказывается, что в одно время с Пушкиным жили и создавали свои произведения и другие русские поэты. Мне, казалось, что был только Пушкин. Вот я и подумала: “Как солнце, днем затмевает звёзды, так и талант и гений А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: Поэты пушкинской поры.
Учитель. Вот какой интересный материал нашли и сообщили нам Алёша и Лена. А теперь перейдём к следующей части нашего урока. Посмотрите на стенды, и вы увидите множество репродукций разных художников. Но дадим слово искусствоведческой группе и послушаем, что же удалось узнать ребятам этой группы.
Ученица. Так как материала оказалось очень много, мы решили разделиться на три группы: первая — расскажет о портретах Пушкина, написанных разными художниками в разное время, вторая – о памятниках поэту, установленных в разных уголках мира, а третья – об уникальной коллекции художественной миниатюры – экслибрисе.
Я начну первой. Для нашей мини-выставки я отобрала несколько репродукций с картин русских художников. Первая из них “Пушкин на лицейском экзамене” И.Е. Репина, написанная в 1911 году. Здесь изображен хорошо известный эпизод из жизни юного поэта-лицеиста. 8 января 1815 года. На экзамен в Лицей приехал старейший и самый прославленный поэт того времени Гавриил Романович Державин. Не отрываясь, смотрит он курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочинённые им на торжественный случай стихи.
Слёзы восторга текут по морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно вернувшейся молодости. Давайте и мы послушаем то, что так взволновало Державина (звучит отрывок из стихотворения Пушкина “Воспоминания в Царском Селе”).
Картина художника Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском” написана в 1893 году.
Это новый этап в жизни Александра Сергеевича. Одиночество опального поэта скрашивает только старушка-няня. Неожиданно приезжает лучший друг И.И.Пущин. Именно об этой встрече в 1825 году будут написаны строки:
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
.
. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Пущин привёз в подарок Пушкину комедию “Горе от ума” А.С. Грибоедова. Момент чтения до этого вовсе незнакомой поэту комедии и изобразил художник Ге. А позднее, в 1828году, в Чите, из рук А.Г. Муравьёвой Пущин получит листок бумаги, на котором было написано:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
Это стихотворение было для Пущина огромной поддержкой, голос Пушкина отозвался в душе Пущина глубокой живительной благодарностью.
Следующая репродукция – это прижизненный портрет А.С. Пушкина, написанный в 1827 году В.А. Тропининым. Таким представляем мы поэта, потому что именно этот портрет чаще других публикуется. Взгляд поэта направлен в сторону, глубокая мысль скользит по лицу, еще мгновенье. и “пальцы просятся к перу, перо к бумаге” — новый поэтический шедевр явится миру.
Обратите внимание на шейный платок. Со времени Пушкина он стал признаком романтического стиля в одежде и отличительной чертой творческих людей. Привлекает наше внимание рука поэта с перстнем на пальце. Это подарок графини Е. Воронцовой, с ним Пушкин не расставался никогда, считал своим талисманом и посвятил замечательное стихотворение “Талисман” (звучит стихотворение “Талисман”).
Теперь посмотрим на следующую репродукцию с картины Н.П. Ульянова “А.С. Пушкин с женой на придворном балу”, написанную в 1936 году. Поэт проживает самое лучшее и самое трудное время своей жизни: он любит свою красавицу – жену и одновременно является объектом интриг и сплетен. Художник интересно построил изображение на картине: реально присутствуют только два человека, но в зеркальном отражении мы видим целую группу лиц, стоящих на парадной лестнице. Наталья Николаевна прихорашивается перед балом, смотрится в зеркало, а мы любуемся дивной красотой этой женщины, и на ум приходят строки, посвящённые ей:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Лицо Натальи Николаевны спокойно и безмятежно: она в предчувствии веселья и успеха.
Пушкин изображён в непривычном для нас виде: он в мундире. Только так следовало являться на придворный бал. Поэт резко оглянулся. Пронзительным взглядом он окидывает кого-то из своих недоброжелателей. Стоящие на лестнице знатные особы бесцеремонно рассматривают чету Пушкиных.
И последняя репродукция. Художник А.А. Наумов “Дуэль Пушкина с Дантесом”,1885 год. Данзас и д. Аширак подняли с земли раненого поэта. Ямщик подаёт сани ближе к месту дуэли, чтобы уложить в них Александра Сергеевича. На окровавленном снегу валяются жерди разобранного забора, который мешал саням, дуэльный пистолет, одежда поэта. С укором и ненавистью глядят секунданты Пушкина вслед Дантесу. Понимает ли тот, что сейчас произошло? Осознаёт ли до конца, на Что он поднял руку? Трудно сказать наверняка. Но из дальнейшей жизни Дантеса известно, что забыть это ему не удастся никогда.
А для Пушкина время начало отсчитывать последние дни и часы жизни, чтобы после этого начать отсчёт векам бессмертия.
Ученик. Я расскажу о памятниках А.С. Пушкину, и покажу несколько иллюстраций.
Уже в первые годы после трагической гибели поэта передовая общественность России начала тернистый путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и дел Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр 1 разрешил всенародную подписку. Казна же не расщедрилась ни на одну копейку. Сановный Петербург не нашёл места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты венценосными особами.
Было решено поставить памятник в Москве, на родине поэта. После трёх конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и сам бывший крепостной из Ярославской губернии.
И 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину и прочитали изувеченные цензурой и заменённые подлинными пушкинскими словами лишь в 1937 году:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.
Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первой в мире. Посмотрите на иллюстрацию. Задумавшийся поэт сделал шаг и, кажется, ещё мгновение и он сойдёт с пьедестала. Сейчас это любимое место москвичей, где назначаются свидания. А в день рождения поэта здесь всегда многолюдно, звучат стихи, новое поколение постигает Пушкина.
В советское время фамилия поэта была внесена в список лиц, чьё имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые советские памятники выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.
В 1937 году, в год 100 годовщины смерти поэта, в нескольких городах и сёлах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Чёрной речки в Ленинграде на месте дуэли, бюст в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами.
В том же году в Армении на перевале, где Пушкин встретил крестьянскую повозку с гробом А.С. Грибоедова, убитого в Тегеране, был сооружён мемориальный родник, увековечивший трагически знаменательную встречу двух великих поэтов в 1829 году. Подобный родник – их с давних пор сооружает армянский народ – открыт в 1977 году в Ленинокане. На памятнике, установленном в Одессе, скромная надпись: “От жителей Одессы”.
В1937 году был установлен бюст Пушкина в КНР г. Шанхае. К сожалению, он был уничтожен в годы культурной революции. Есть бюст поэта в Веймаре (Германия) – городе Гёте и Шиллера.
В 1970 году в дар Нью-Йорку был преподнесён бюст Пушкина, выполненный украинскими скульпторами Ковалёвым и Бородаем. Как живой, стоит поэт на одной из площадей столицы Румынии Бухаресте.
Имеется памятник Пушкину и на воронежской земле: в 1947 году жители Россоши водрузили гипсовый бюст на высокий постамент на улице Карла Либкнехта. А к 200-летию поэта у нас в Нововоронеже был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая нам, что по нашей земле поэт проезжал по пути на юг. Здесь проходила дорога к переправе через Дон.
Проходят годы. Вырастают новые памятники поэту, что свидетельствует о неувядающей любви к великому к А.С. Пушкину.
Учитель. Спасибо, ребята. Я хочу немного добавить. В этом году я была в Одессе и с удивление и радостью обнаружила, что в городе появился новый памятник Пушкину. Он стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт. Кажется, что Александр Сергеевич вышел из дому и на секунду остановился, раздумывая, в какую сторону идти. Посмотрите на фото, которое у меня есть. Фигура Пушкина в полный рост, на голове — цилиндр, одет в сюртук. Поэта можно взять под руку, что я и сделала, и теперь, как и гоголевский Хлестаков, могу сказать, что я с Пушкиным на дружеской ноге.
Теперь послушаем рассказ о выставке экслибрисов.
Ученица. Сначала я скажу, что такое экслибрис. В Словаре иностранных слов сказано следующее:
“Книжный знак (художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем владельца книги или символическим рисунком), наклеиваемый на внутренней стороне переплёта или обложки”.
Эта выставка проходила в московском Центре образования и называлась “Пушкин в экслибрисе”.
Составитель выставки — автор книги с таким же названием Е.П. Жарницкий.
Пушкинская тема в экслибрисе сравнительно молода. Первый посвящённый поэту книжный знак выполнен был в 80-х годах парижским гравёром Е. Пески по рисунку И.О. Микишина для библиотеки писателя-пушкиниста А.Ю. Онегина. На нём изображена Татьяна, выводящая на заиндевелом окне инициалы. Онегина, только не “заветный вензель Е и. О ”, а инициалы владельца книги. Мы взяли несколько экслибрисов из журнала “Народное образование” №5, 2004г. сегодня показываем вам.
Вот Арина Родионовна слушает стихи своего питомца. За окном темно, горит свеча. Это книжный знак Я.И.Бердичевского. Книжный знак библиофила В.Я. Бялого изображает Пушкина на прогулке
Н. Рерберг нарисовал для Нины Вогау Татьяну, читающую письмо Онегина. Для книг пушкиниста
С.С. Гейченко создан экслибрис, где поэт задумчиво лежит на траве, любуясь природой Псковщины. И последний — посвящён памяти талантливой юной художницы Нади Рушевой. Она очень любила творчество Пушкина, сделала много рисунков пером и тушью. Надя ушла из жизни
18-летней, но семья сохранила работы дочери. Экслибрис семьи Рушевых создан по мотивам её рисунков: лицеист Пушкин и Натали. Художнику В.Н. Кедрину удалось уловить летящую манеру рисунков Нади и повторить её в экслибрисе.
На выставке было представлено 135 работ.
3. В следующей части урока мы послушаем стихи, посвященные Пушкину.
Надо сказать, что каждый поэт чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нём, поэтому поэтическая пушкиниана очень велика. Самым первым было стихотворение М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта”, ставшее трагическим гимном памяти Пушкина.
(Звучит это стихотворение, а также С.Есенина, А.Ахматовой и других поэтов).
В саду лицейском ветер верховодит,
Кленовый жёлтый лист припал к окну.
И Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому Селу.
Идёт она легко, неторопливо, —
И строгий взор, и недоступный вид
Из окон все глядят на это диво,
И Саша Пушкин дольше всех глядит.
Не умолкает гулкий голос крови,
Не знает Пушкин, что на свете
Той самой женщины, которой вровень
Любовь поэта. А ведь он поэт!
Потом стихи придут, как наважденье,
И он напишет — “Слёзы” и “Окно”,
И “Завещанье”, и Наслажденье”, и
“К ней” и “К живописцу” заодно.
Красавица. Художница. Вся в тёмном
На фоне пламенеющей листвы,
Она прошла, в порыве непокорном,
Не повернув надменной головы.
А он к окну приник, стоит, не дышит.
Пусть ветры след листвою заметут.
В тот день он в дневнике своём запишет,
Что был он счастлив целых пять минут.
Написано в дни блокады Ленинграда.
От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: “Ко мне!”
Тут книги у меня. Тут Пушкин!
Ему кричали: “Выходи!”
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.
Когда ж произошёл обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.
В больнице долго он без сил
Лежал, как мёртвый на подушке,
И первое, что он спросил,-
Придя в сознание: “А Пушкин?”
И голос друга, поспешив,
Ему ответил: “Пушкин жив!”
Учитель. После изучения романа “Евгений Онегин” мы были с вами в театре и слушали оперу.
Вспомним, кто автор музыки и чем содержание оперы отличается от содержания романа?
Ученик. Музыка написана Петром Ильичом Чайковским. Он не ставил задачу охватить все проблемы романа. У оперы есть подзаголовок – “лирические сцены”. Это говорит о стремлении автора показать, прежде всего, мир чувств героев. Центральное место в опере занимают герои, жизнь которых основана на любви – Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В характеристике Ленского нет и тени иронии, столь часто звучащей у Пушкина. Основа его партии – ариозо “Я люблю Вас, Ольга” и большая ария “ Куда, куда вы удалились”. Музыка, построенная на протяжённых лирических темах, полна такой эмоциональной силы, что порой абсолютно меняет восприятие текста. Например, стихи “Куда, куда вы удалились”, посвящённые Ольге, Пушкин комментирует довольно ядовито (“Так он писал темно и вяло”), а в опере они звучат очень искренно и проникновенно. Послушаем эту арию в исполнении Н.Баскова.
Ученица. В партии Татьяны психологически выразительна каждая фраза. Даже в сцене бала, где героиня находится на втором плане, её короткие реплики полны тонких музыкальных нюансов. Кульминация в развитии образа – сцена письма к Онегину. Это большой монолог, основанный на сочетании декламации с напевными темами. Музыка передаёт душевное смятение Татьяны: решимость внезапно сменяется сомнениями, любовь – тоской, но форма монолога сохраняет логическую чёткость и ясность.
Образ Онегина менее интересен. Неспособность к серьёзному чувству перечёркивает в глазах композитора его достоинства. Партия героя приятна для слуха, выигрышна для певца, но написана так, словно автор нарочито стремился заключить её в узкие рамки амплуа героя – любовника. Даже в финале оперы (когда Онегин полюбил Татьяну) он не имеет самостоятельных тем: ариозо из третьего действия и реплики в заключительном дуэте – лишь повторение основных эпизодов сцены письма. Послушаем ещё один фрагмент из оперы.
Ученик. Сюжет повести “Пиковая дама” П.И. Чайковский изменил очень серьёзно. Главный женский персонаж – Лиза из бедной воспитанницы- приживалки превратилась во внучку и наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трёх карт и разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке предложение. Однако постепенно жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его разума. Действие оперы перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины 2.
Музыка точно воссоздает атмосферу екатериненского времени. В сцене бала (2 действие) дан изысканный вставной номер – пастораль “Искренность пастушки”; дуэт Лизы и её подруги Полины тонко имитирует бытовой романс конца XVIII века. Но главная задача музыки – раскрыть внутренний мир героев.
Предчувствием трагедии наполнены самые светлые по сюжету лирические сцены. Даже лёгкая по настроению французская ария графини, исполняемая низким женским голосом, звучит зловеще. Основной трагический “нерв” оперы – партия Германна. Композитор смог психологически точно передать состояние ума и души героя – как мечта о деньгах незаметно для него самого губит чувство к Лизе. Показывая Германна уже почти потерявшим рассудок, Чайковский использует образы, известные по его поздним симфониям: финальная ария “Что наша жизнь? Игра!” построена на интонациях торжественного марша, звучащего в мажорной тональности. Сейчас прозвучит эта ария.
Ученик. Значительное место в творчестве П.И. Чайковского занимают романсы. Романсы композитора – это маленькие драматические пьесы, и, даже если в тексте нет повествовательного сюжета, слушатель чувствует, как от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Один романс Чайковского по глубине и масштабности содержания может быть равен целому вокальному циклу европейских романтиков. К сожалению, романсов Чайковского на стихи Пушкина у нас нет, и мы послушаем произведения других авторов. Это романсы Г. Свиридова “Зимняя дорога”, “Подъезжая под Ижоры” в исполнении Б. Гмыри.
Учитель. Подводя итог всему услышанному и увиденному на уроке, не могу не вспомнить слова критика А.А. Григорьева: “. Пушкин — наше всё”. Время только увеличивает интерес к творчеству поэта, и наш урок подтверждение этому.
Источник