Меню

Почему драму назвали когда встает солнце терентьев

О драматурге. Терентьев Николай Терентьевич

Одна из первых пьес известного драматурга, народного писателя Чувашии Николая Терентьева, называлась «Летать начинают с земли». Эта скупая строчка, найденная очень молодым тогда драматургом, неожиданно много объясняла- она не только раскрывала идею произведения и содержала вывод, к которому хотел подвести автор всех тех, кому отдавал на суд своего первенца, но в ней существовала народная мудрость, похожая на заклинание и пророчество, на то, что вынашивается народом годами, веками, а потом как-то однажды обозначается одним- единым словом, веским, емким и доступным- и обретает уже долгую жизнь. «Летать начинают с земли»- это образ, это символ бытия человеческого, его истоков и его духовных вершин, его обретений и его потерь. С тех пор им создано более 40 пьес, в которых представлены сотни ярких своеобразных характеров. И подумалось мне, что с годами эта фраза приобретает все больший смысл, как-то непосредственно возвращаясь к самому автору, раскрывая в нем самом то сокровенное, чем он живет, что питало и питает его творчество, что составляет единое целое героев его произведений, с его народом, с родиной, со временем.

Писатель Николай Терентьев пристален и наблюдателен. В пьесе «Эти разные люди» действительно разными судьбами и разными дорогами идет он со своими героями. Кого-то яростно любит, кому-то сочувствует, над кем-то подтрунивает, кого-то осуждает. И все они, » разные», непохожие один на другого, герои его комедий «Святой» и «Мечты, мечты. » находят место в его сердце, занимают его воображение, ждут его объяснения. Иной раз в театре смотришь на его героя и забываешь, что это действующее лицо- так и кажется, что это реальный человек, очень узнаваемый, похожий на тех, кого мы не раз встречали, проходили мимо, но не подозревали и не догадывались, что повернется он к нам такой стороной, откроется в нем вдруг такая глубина и станет он нам так интересен. В том-то и кроется секрет его художественного таланта, что за внешним правдоподобием всегда стоит еще и «жизнь человеческого духа», его человек лишен внутренней статики, он в постоянном движении, в познании самого себя, людей, жизни, больших общественных процессов. Лексей, паренек из деревни, герой пьесы «Рожденные в рубашке», приехал в Чебоксары строить большой завод. Земля, деревня воспитали в нем прекрасные качества, дали ему жизненную уверенность и стойкость, запас нравственной прочности. И вот эти корни помогают юному человеку смело и твердо вступить в новую жизнь.

В творчестве Николая Терентьева есть и еще одно очень привлекательное качество- писатель эмоционален. А поэтому и его чувства обретают силу воздействия на окружающих, заражают их его верой, его чувствами, передают его любовь и его неприятие. Конечно, логически что-то можно принять, а что-то отвергнуть. Но когда к логике прилагается и сердце- сила воздействия удваивается. Вот почему дорого гражданское лицо драматурга, те нравственные и духовные ценности, которые он защищает, та вера, в которую он верит. А верит он в добро, в порядочность, в любовь к Родине, матери, земле, ребенку, женщине, в любовь к поискам смысла жизни, к обретению самого себя, в любовь к честному труду, любовь к людям. Это, пожалуй, и есть основное, что составляет стержень его творчества.

Источник

Проверочные работы на уроках чувашской литературы Маслова Татьяна Александровна МБОУ «СОШ 64» г. Чебоксары. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАнатолий Шушлебин

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Проверочные работы на уроках чувашской литературы Маслова Татьяна Александровна МБОУ «СОШ 64» г. Чебоксары.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Проверочные работы на уроках чувашской литературы Маслова Татьяна Александровна МБОУ «СОШ 64» г. Чебоксары

2 Проверочные работы Перед учителями литературы стоит актуальная проблема: в нынешний, компьютерный, век дети перестали читать. Ни для кого не секрет, что и на уроках русской литературы многие учащиеся знакомятся с произведениями только через краткие содержания. Но несмотря на все неблагоприятные факторы, нужно искать способы стимулирования чтения. Одним из таких способов может стать организация контроля за самостоятельным чтением учащихся. Этот контроль может осуществляться на любом этапе обучения, иметь сопутствующий или итоговый характер. Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся.

3 Формы и методы проверки знаний

4 Тесты В литературе имеются сотни примеров определений теста. Тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

Читайте также:  Безрамочные очки от солнца мужские

5 Художественные произведения, которые отбираются в качестве исходного материала для тестирования должны отвечать следующим требованиям Быть высоко художественными произведениями Отличаться небольшим объемом Быть интересными по тематике, содержать конфликты, значимые для детей подросткового возраста. Обладать четко выраженной жанровой структурой Иметь четко выстроенный «полный» сюжет (эпические или драматические жанры) Содержать небольшое количество персонажей, прямые и косвенные их характеристики (эпические или драматические жанры) Содержать достаточно сложное и развивающееся переживание (лирические жанры)

6 Требования к составлению тестов Задание должно быть сформулировано кратко и четко, так, чтобы его смысл был понятен при первом прочтении Необходимо полностью исключить повторы слов, использование малопонятных, редко употребляемых символов, затрудняющих восприятие смысла. Хорошо, когда задание содержит не более одного придаточного предложения. Для достижения краткости в каждом задании лучше спросить о чем-нибудь одном. Лучше, когда короткими являются и задание и ответ. Не должно быть неправильных, но правдоподобных ответов

7 Есть и минусы Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают, по необходимости, на задний план Тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых. Правильно говорить, что они лишь репрезентируют эти значения с некоторой точностью. Анализ современной учебно- методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.

8 Заполнение таблиц Например, по роману Х. Уяра «Тенета» Персонаж Портрет, внешний вид Семья (дети, родители) Хозяйство (скот, дом) Отношение к жизни Яриле Теруш Заяц Мульдиер

9 Литературный диктант Литературный диктант – это эффективный вид проверки знаний и умений учеников на уроках литературы. Благодаря этому виду деятельности можно сберечь время и определить уровень знаний каждого ребенка. Перед анализом произведения даётся литературный диктант по нему в письменной форме. Всего 20 вопросов на знание содержания текста. За правильных ответов — оценка «5», за оценка «4», за – оценка «3», за 9 и менее – оценка «2». В журнал ставится общая оценка за все произведение. Если ученик не справился с вопросами, то у него есть возможность пересдать после уроков с использованием текста, в котором он может найти ответ на этот или аналогичный вопрос и записать его полностью.

10 Литературный диктант по произведению П. Хузангая «Песни Тилли» 1. Сколько месяцев было Тилли, когда он начал разговаривать? 2. Сколько месяцев было Тилли, когда он начал ходить? 3. Каким по жанру является произведение? 4. С кем сравнивает Тилли своего отца? 5. С кем сравнивает Тилли свою мать? 6. С кем сравнивает Тилли свою сестру? 7. Из чего Тилли построил дом? 8. Сколько было детей у Тилли? 9. Кто такой Тилли? 10. Почему Тилли сделал себе гроб? 11. Что завещает Тилли своим детям?

11 Задания по драме Н. Терентьева «Когда встает солнце…» Каким персонажам принадлежат эти фразы: 1. С добрым утром тебе, дружище огненное! – Катя 2.Герасим, сын мой, на пляже с ней познакомился – Нина Осиповна 3. Я напугала вас; пожалуйста, простите. Голова закружилась… Сейчас лучше. — Катя 4. Я считаю: раз так – женитесь. Нечего этот тополь по ночам караулить. Он и так никуда не убежит – Максим 5. Я про художника, мама. Завидую я ему: увидел в нем только игру красок… Катя 6. Неужели конец? Предупреждала же я тебя, Герасим…Катя 7. А мне на воздух что-то захотелось… Пошли, Гера на людей посмотрим, сходим к нашему тополю. – Катя 8. А трамвайка моя снова захандрила – Потап 9. Я лечусь в Москве. Здесь оказалась случайно – Катя 10. Полярное сияние… Подарок солнца земле …Величественное зрелище… Знал бы ты художник, какое коварство порою скрыто в этой красоте, то нарисовал бы иначе…Катя 11. А у нас там солнце… совсем на ваше не похоже… Огромное, красное, а тепла нет…Катя 12. Я его очень полюбила… вашего Герасима… В этом только виновата … Я не должна была… не имела морального права. – Катя

12 Желание читать Путем проб и ошибок я пришла к убеждению, что наиболее продуктивным методом является контроль знания сюжета произведения. Учитывая то, что одна из функций литературы – это воспитание нравственности, хотелось бы, чтобы даже наши ученики-троечники знали содержание произведения. Выполняя индивидуальные интересные задания учащимся приходиться пролистывать еще раз произведение и тем самым читать его с удовольствием.

Читайте также:  Как может печь солнце

Источник

Когда встает солнце

Лондон, июль 2016 года. В центре гастролей балетной труппы Большого театра имя Галины Улановой. Сенсации гастролей, что случились 60 лет назад и разделили историю советского балета на «до» и «после». Одни вспоминают овации: представить невозможно! длились больше часа. Вторые – архаику видов вокруг театра. На площади перед Ковент-Гарден еще стояли ряды для торговли овощами, фруктами, цветами. Третьи – нарушение ритуала: публика, не дождавшись, пока королева покинет ложу, ринулась к барьеру оркестровой ямы и ликовала, скандировала как сумасшедшая: «У-ла-но-ва! У-ла-но-ва!»… А это значит, сегодня мы снова оказываемся свидетелями если не чуда Улановой на сцене, то материализации её легенды. Так вернемся же в Лондон, 1956 год.

Ковент-Гарден, королевский оперный театр. Он вмещает 2268 мест. И когда, за несколько месяцев до начала гастролей Большой театра, объявили о продаже билетов, очередь за ними стояла дни и ночи. В кассы поступило всего двести билетов. Остальные распределены между членами королевской семьи, английской аристократией, дипломатическим корпусом, приглашения получили гордость английского кино и театра Вивьен Ли и Лоуренс Оливье. Билет «Нью-Йорк – Лондон – Нью-Йорк» приобрела специально ради советского балета даже затворница Голливуда, Грета Гарбо.

Первый спектакль Большого театра был назначен на 4 октября. Недели за две разгорелся скандал. Советская спортсменка Нина Пономарева арестована, была поймана на краже шляп в универмаге на Оксфорд-стрит. МИД СССР выразил ноту протеста. Реальность гастролей показалась туманной, тем более, принимая во внимание тот факт, что два года назад гастроли Большого театра были сорваны в Париже: Франция вела войну во Вьетнаме, «коммунистические повстанцы, – писали газеты, – одержали победу в битве при Дьенбьенфу». Однако проблемы удалось разрешить, борт с артистами Большого театра, декорациями вылетел в Лондон. Как новая незадача. Сильнейший туман закрыл небо над аэропортом Хитроу, самолет пришлось посадить на военную базу США, прибавив хлопот сотрудникам спецслужб. В итоге путь из Москвы до Лондона протянулся в месяцы, недели и часы. Дэвид Уэбстер, интендант Ковент-Гардена, поднялся по трапу, вошел в салон, «первой выходит, – произнес, – Уланова».

Лондон не лучшее место для первых гастролей Большого театра. Здесь еще грезят «Русскими сезонами» Дягилева как чарующим сном Belle Époque. В окрестностях города особняк «божественной Павловой», и садовник продолжает ухаживать за цветами, когда-то привезенными дивой балета со всех уголков земли. В городе – Тамара Карсавина, этуаль «Русских сезонов», муж которой, английский дипломат Генри Брюс, досрочно прервал карьеру, следуя единственному желанию «находиться в тени Тамары». «Вы Коломбина, Саломея,/ Вы каждый раз уже не та…» – слагал стихи Карсавиной богемный Петербург. Здесь живы реминисценции о балете «Шут» по мотивам русских народных сказок молодого композитора Сергея Прокофьева. «Вулканически-пламенный», он был принят лучшими домами Европы. «Пишите по-русски», – произнес однажды, взглянув на него сквозь монокль, Сергей Дягилев. И Прокофьев исчез. Затерялся в советской России…

Но Уланова?! Кто есть Уланова?

Пресса упражняется в сарказме и спеси. «Русские медведи на сцене Ковент-Гарден!», «Прима-балерине Большого театра 46 лет!» – кричат заголовки таблоидов. Поведение Улановой кажется странным. Она избегает папарацци, отказывается от интервью…

Лондон встречает Уланову как недоразумение.

В репертуаре Большого театра спектакли «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Классика академического стиля, шедевры «большого стиля». Ажиотаж разгорается вокруг «Ромео и Джульетты», конечно, «Ромео и Джульетты». Привезти на родину Шекспира балет по Шекспиру? Что это, если не дерзость на грани фола. Кто-то уже злорадно потирает кулачками. Провал – неизбежен.

Наступил вечер премьеры «Ромео и Джульетты».

Театр дал занавес.

Первое впечатление – шок. Площадь Вероны во всей ее монументальности и блеске, отмеченная готикой баптистерии, поэтикой Ренессанса, предстала перед публикой. Палаццо Капулетти со скульптурами в нишах стрельчатых аркад сравним разве с покоями для муз Эвтерпы и Терпсихоры. Художник Большого театра Петр Вильямс специально для «Ромео и Джульетты» отказался от трафаретного построения кулисных планов, ввел портальные обрамления, тюлем разбил их реалистичность. Трагический драматизм Шекспира, героическое звучание музыки Прокофьева стали пафосом его сценографии.

Хореограф – Леонид Лавровский. Как каркасом скрепил он новаторский жанр хореодрамы строгим каноном классики, а воздух балета заполнил высоким настроением Возрождения. Вот слышен рыцарский, словно впечатанный в площадь Падуи, шаг «променадного» танца. Вот изысканно-элегантные позы кордебалета складывают, как из мозаики, символическую «розу» окон католического собора. Рождение Шекспира из духа музыки – балет «Ромео и Джульетта». Действие происходит то на площади Падуи, то на улицах Мантуи, то переносится в комнату Джульетты или келью монаха-францисканца…

«На таком громоздком инструменте, как тело, не сыграешь небесной мелодии» – мудрость монаха Франциска. Если это тело – не Галины Улановой.

Вот Уланова-Джульетта в невесомом платье стоит рядом с Ромео (Юрий Жданов, он в черном костюме) и словно окутана дымкой венецианского сумрака. Вот Уланова-Джульетта вступает в танец, и движения теряют сущность, а позы – завершенность очертаний контуров, напоминают размытые фрески мадонн-флорентиек. В движении, взгляде, взмахе ресниц, в положении склоненной головы – неизреченность чувства Улановой, его глубина, трепет, хрупкость, и оно трогает публику, ранит… Нега ложится грузом на грудь.

Читайте также:  Утомленные солнцем люба ковко

Уланова разворачивает танец Джульетты в исповедь. В порыв и смятение юной, пылкой души, коснуться которой всё равно, что коснуться и не разрушить лепесток засушенного гераниума из тургеневской «Первой любви»… Тогда как в жесте отторжения тыльной стороной ладони всего этого (не своего!) мира от себя угадывается движение души Улановой. И самоотверженность её такова, что публика – цепенеет.

Михаил Фокин называл бег на сцене камнем преткновения для балерины. Но как назвать, что происходило в зале, когда бежала Уланова? Плащ Джульетты развевался фалдами плаща богини Ники, он словно хотел сдержать, остановить порыв… загородить собой келью монаха Лоренцо. И столько в нем было мольбы, страдания… И столько веры, мужества совсем в еще девочке. Звучание оркестра тонуло в вихрях, в бурях оваций.

Режут стрижи воздух над фамильным склепом – финальная картина балета. Как две стороны арки собора вздымаются кулисы. Открывается вид на широкую лестницу, дорога уходит вверх вдоль кипарисов, надгробий с навершиями – ангелами скорби, теряется среди гор. Ромео выносит из склепа бездыханную Джульетту… Такое впечатление возникло, что дорога вдоль кипарисов и есть продолжение бега Джульетты. Бега к своему несчастью, как к счастью. И далее – в вечность.

Что такое «гробовая тишина», стало понятным с последним взмахом дирижерской палочки. В зале повисла гробовая тишина. Как в склепе Капулетти. Разве что вздох Джульетты еще парил облаком где-то на уровне верхних ярусов театра… Минута проходит. Другая. Третья… Провал? И словно бомба взорвалась в зале! Крики, свист, топот ногами… Слезы текли и по щекам Марго Фонтейн, этуали Ковент-Гардена. «Это магия…» – повторяла она. Больше часа длились овации. И когда театр опустел, и Леонид Лавровский вышел из театра, то он стал свидетелем картины, о которой будет рассказывать:

«На моих глазах как бы возникли страницы из далекого прошлого, когда поклонники актеров выпрягали лошадей из коляски, впрягались сами и неслись по улицам Петербурга или Москвы. Сейчас лошадей нет, ходят автомобили. Уланова прошла к машине, которая ее ждала под охраной полиции, потому что было такое количество людей, что полицейские должны были ее сопровождать. Когда она села в машину, зрители не дали завести мотор и так – на холостом ходу – Уланову привезли в отель».

Балет «Ромео и Джульетта» стал апофеозом гастролей. «Железный занавес» был сокрушен. Лед «холодной войны» подтоплен. «Уланова – наша Джульетта!» – кричали заголовки таблоидов. Сокровищницей изыска и вкуса явил себя миру и СССР, в оранжереях которого, как оказалось, продолжают взращивать орхидеи Русского балета. «Гений – не самое сильное определение танца Улановой», – постановила Великобритания. А в мире началась новая эпидемия – «уланомания».

Пройдет четыре года. Уланова простится со сценой.

И вдруг очевидным станет: гений покинул нас! «Его дух, – сказал бы философ, – был среди нас как воздух, веющий от нежных небесных стран, который разоблачил нам небо искусства и который был причиной того, что мы теперь воспринимаем звезды этого неба ясными глазами и без всякого препятствия со стороны какого-нибудь тумана».

Но так будет не всегда. Информационные пушки 90-х нанесут удар за ударом по пьедесталу с Улановой. Величайшую русскую балерину, балерину-assolutaзаклеймят: «пропаганда советской власти», «креатура Сталина». Изменится и Большой театр. По его коридорам пронесется новое поколение артистов. Мобильное, энергичное, неприкаянное. Манок за миллионными гонорарами затмит глаза. Новое поколение не поймет Уланову. Уланова не примет новое поколение. Она не сможет понять, как можно не поздороваться при встрече? повернуться при разговоре спиной?

В моей памяти один из летних дней 1996 года. Перед пятнадцатым, на Петровке, подъездом Большого театра остановился автомобиль, вишневого цвета «Жигули». Из автомобиля вышла Уланова. Подтянутая, элегантная. Отрешенная от мира, людей. В плену своих утрат, памяти. Такое впечатление: облита вся тонким слоем стекла. Смотреть на Уланову было тревожно… Уланова прошла в театр. «Как это страшно, – протянулся шлейф-шепот старослужащих театра. – Остаться одной. При всей гениальности, величии остаться в конце жизни совершенно одной и отчетливо понимать, что никакая слава, никакой балет – ничто никому не нужно больше…»

Но вот снова Лондон. Июль, 2016 год. Гастроли Большого театра. И в центре – Галина Уланова. А это значит, есть потребность сегодня в победе Красоты над чудовищем, в господстве Духа над плотью. «Вы только не называйте Уланову «звездой»! – было мне наставлением от Бориса Покровского, режиссера Большого театра. – Звезды меркнут, когда встает солнце».

Источник

Adblock
detector