Кецалькоатль. Ацтеки и пять солнц
По мнению ацтеков, считается, что жизнь зависит от определенных циклов (эры) и до нашего мира было еще четыре. При смене эр, по мнению ацтеков, происходила гибель мира. Поэтому ацтеки жили в страхе, что боги разрушат их пятый мир.
Битвы между богами
Считалось, что мир создал бог, в котором были соединены женское и мужское начала, звали его Ометеотль. Потом считалось, что за господство мира вели борьбу четыре великих бога. Воплощением солнца является каждый бог, управляющий в определенную эру существования мира. Кецалькоатль — пернатый змей и бог плодородия, который мог перевоплощаться в Эекатля, который считался богом ветра и дыхания жизни. У него был сердитый брат — Тескатлипока. У него было волшебное зеркало, которое сделала его всеведущим. Богом дождя и грома был Тлалок. Супруга Тлалока — Чальчиутликуэ была богиней рек, болот и морей.
Четыре предшествующих мира
Четыре этапа, которые предшествовали развитию вселенной, назывались эрами четырех солнц.
— Тескатлипока управлял первым миром. Спустя 676 лет, Кецалькоатль — брат Тескатлипока решает, что он хочет управлять миром. Он сбрасывает Тескатлипока в море и, превратившись в ягуара, убивает гигантов, которые на тот момент заселяют землю. Мир гибнет.
— Кецалькоатль становится править вторым миром. Однако Тескатлипока решает отомстить ему. Он вызывает страшную бурю, которая разрушает все, что встречается у нее на пути, а людей превращает в обезьян.
— Тлалок правит третьим миром. Кецалькоатль решает наслать огненный дождь, похожий на извержение вулкана. Мир погибает в огне.
— Богиня Чальчиутликуэ становится править четвертым миром. Но на мир обрушивается страшный потоп и люди превращаются в рыб.
Кто же станет пятым солнцем?
Помирившись, Кецалькоатль и Тескатлипока, создают небо и землю. Небо остается темным и пустынным. Им нужно солнце. Тогда боги создают совет в Теотиуакане, цель которого является выбор бога солнца. Они разводят костер и избранный должен в него броситься и погибнуть, а возродиться в виде солнца. Высокомерный бог Теккистекатль решается прыгнуть первым, но он пугается пламени и отступает. Тогда выбирают бога Нанауатля. Он бросается в костер, и солнце получает имя Тонатиу. А Теккистекатль, который бросился следом за Нанауатлем в костер, становится луной.
Для того чтоб возродиться в виде пятого солнца, бог Нанауатль собирается броситься в костер.
Великая жертва богов
Однако у богов остается еще одна проблема. Солнце и луна на небе неподвижны. Жара и свет становятся невыносимыми. Тогда Тонатиу говорит богам, что он будет двигаться только после того как они принесут себя ему в жертву. Богов его слова приводят в ярость, но им ничего не остается сделать, как подчиниться им. Кецалькоатль вырывает у богов их сердца и солнце после этого пускается в путь.
Для того чтоб солнце дальше продолжало свой путь, Кецалькоатль приносит в жертву сердца богов.
Ацтеки верили, что если повторять жертву богов, которую они совершили вначале сотворения мира, то они как бы помогают солнцу двигаться по своему пути. И если солнце не будет подкреплять свои силы каждый день, то оно может погибнуть, проходя по подземному миру.
Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль, аст. Quetzalcоаtl — «пернатый змей»; [ketsalkoatl], исп. Quetzalcoatl)) на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки.
Источник
Пять Солнц — Five Suns
В контексте мифов о творении термин « Пять солнц» описывает доктрину ацтеков и других народов науа, согласно которой нынешнему миру предшествовали четыре других цикла творения и разрушения. Это в первую очередь происходит из мифологических, космологических и эсхатологических верований и традиций более ранних культур центральной Мексики и мезоамериканского региона в целом. Late постклассических ацтеки общество унаследовало многие традиции , касающиеся счета создания Месоамериканских , а изменяя некоторые аспекты и поставку новых интерпретаций своего собственного.
В мифах о творении, которые были известны ацтекам и другим народам науа в позднюю постклассическую эпоху, центральный постулат заключался в том, что до нынешней вселенной существовало четыре мира, или «Солнца». Эти более ранние миры и их обитатели были созданы, а затем уничтожены катастрофическим действием ведущих фигур божеств. Нынешний мир — это пятое солнце, и ацтеки считали себя «Людьми Солнца», чьей божественной обязанностью было вести космическую войну, чтобы обеспечить Солнцу его тлакскальтилизтли («питание»). Без него солнце исчезло бы с небес. Таким образом, благополучие и само выживание вселенной зависело от принесения солнцу крови и сердец .
СОДЕРЖАНИЕ
Легенда
Из пустоты, которая была остальной частью вселенной, первый бог, Ометеотль , создал себя. Ометеотль был одновременно мужчиной и женщиной, добром и злом, светом и тьмой, огнем и водой, судом и прощением, богом двойственности. Ометеотль родила четырех детей, четырех тескатлипок , каждый из которых руководит одним из четырех сторон света. На Западе правит Белый Тескатлипока, Кецалькоатль , бог света, милосердия и ветра. На юге правит Голубая Тескатлипока, Уицилопочтли , бог войны. На Востоке правит Красный Тескатлипока, Шипе Тотек , бог золота, земледелия и весны. А на Севере правит Черная Тескатлипока, также называемая просто Тескатлипока , бог суда, ночи, обмана, колдовства и Земли.
Первое солнце
Это были четыре бога, которые в конечном итоге создали всех других богов и мир, который мы знаем сегодня, но прежде чем они смогли создать, им пришлось разрушить, каждый раз, когда они пытались создать что-то, оно падало в воду под ними и было съедено Чипактли. , гигантский земляной крокодил, который плыл по воде, держась за всех своих суставов. Четыре Tezcatlipocas произошли от первых людей, которые были гигантами. Они создали других богов, самыми важными из которых были боги воды: Тлалок , бог дождя и плодородия, и Чалчиутликуэ , богиня озер, рек и океанов, а также богиня красоты. Чтобы дать свет, им нужен был бог, который стал солнцем, и был выбран Черный Тескатлипока, но либо из-за того, что он потерял ногу, либо потому, что он был богом ночи, ему удалось стать только половиной солнца. В течение некоторого времени мир продолжался таким образом, но между Кецалькоатлем и его братом могущественным солнцем, которого Кецалькоатль сбил с неба каменной дубиной, росло соперничество между братьями и сестрами. Без солнца мир был полностью черным, и в гневе Тескатлипока приказал своим ягуарам съесть всех людей.
Второе солнце
Боги создали новую группу людей для заселения Земли, на этот раз они были нормального размера. Кецалькоатль стал новым солнцем, и с годами люди Земли становились все менее и менее цивилизованными и перестали оказывать должное почтение богам. В результате Тескатлипока продемонстрировал свою силу и авторитет как бога чародейства и суда, превратив животных-людей в обезьян. Кецалькоатль, который любил несовершенных людей такими, какими они были, был расстроен и снес всех обезьян с лица земли могучим ураганом. Затем он сошел как солнце, чтобы создать новых людей.
Третье солнце
Тлалок стал следующим солнцем, но Тескатлипока соблазнил и украл его жену Шочикецаль , богиню секса, цветов и кукурузы. Затем Тлалок отказался делать что-либо, кроме как погрязнуть в собственном горе, поэтому мир охватила великая засуха. Молитвы людей о дожде раздражали скорбящее солнце, и он отказывался допустить дождь, но люди продолжали умолять его. Затем в приступе гнева он ответил на их молитвы сильным ливнем огня. Он продолжал лить огненный дождь, пока не сгорела вся Земля. Затем богам пришлось построить из пепла целую новую Землю.
Четвертое солнце
Следующим солнцем и новой женой Тлалока была Чалчиутликуэ . Она очень любила людей, но Тескатлипока — нет. И люди, и Чалчиутликуэ почувствовали его осуждение, когда он сказал богине воды, что она не была по-настоящему любящей, и только из эгоизма симулировала доброту, чтобы заслужить похвалу народа. Чалчиутликуэ была так сокрушена этими словами, что она плакала кровью следующие пятьдесят два года, вызвав ужасное наводнение, затопившее всех на Земле. Люди стали рыбами, чтобы выжить.
Пятое солнце
Кецалькоатль не допустил уничтожения своего народа и отправился в подземный мир, где украл их кости у бога Миктлантекутли . Он окунул эти кости в свою кровь, чтобы воскресить свой народ, который снова открыл глаза на небо, освещенное текущим солнцем, Уицилопочтли.
Tzitzimimeh , или звезды, стал завидовать их ярче, более важный брат Уицилопочтли. Их лидер, Койолксауки , богиня луны, ведет их в атаку на солнце, и каждую ночь они приближаются к победе, когда сияют по всему небу, но их отбивает могущественный Уицилопочтли, правящий дневным небом. Чтобы помочь этому важнейшему богу в его непрекращающейся войне, ацтеки предлагают ему пищу в виде человеческих жертвоприношений. Они также приносят человеческие жертвы Тескатлипоке, опасаясь его приговора, приносят свою кровь Кетцалькоатлю, который выступает против роковых жертв, в благодарность за его кровавую жертву за них и приносят подношения многим другим богам для многих целей. Если эти жертвоприношения прекратятся или человечество не сможет угодить богам по какой-либо другой причине, это пятое солнце станет черным, мир будет разрушен катастрофическим землетрясением, и Цицимитль убьет Уицилопочтли и все человечество.
Вариации и альтернативные мифы
Большая часть того, что известно о древних ацтеках, взято из нескольких кодексов, переживших испанское завоевание. Их мифы могут сбивать с толку не только из-за отсутствия документации, но и из-за того, что существует множество популярных мифов, которые, кажется, противоречат друг другу, потому что они изначально передавались из уст в уста и потому что ацтеки переняли многих своих богов у других племен. оба приписывают этим богам свои новые аспекты и наделяют их аспектами подобных богов из других культур. Старые мифы могут быть очень похожи на новые мифы, но при этом противоречить друг другу, утверждая, что другой бог совершил одно и то же действие, вероятно, потому, что мифы изменились в зависимости от популярности каждого из богов в данный момент.
В других вариантах этого мифа говорится , что Коатликуэ , богиня земли, была матерью четырех Тескатлипок и Цицимитль. Некоторые версии говорят, что Кецалькоатль родился от нее первым, когда она была еще девственницей, часто упоминая его брата-близнеца Ксолотля , наставника мертвых и бога огня. Затем от обсидианового ножа у нее родилась Тескатлипока, за ней последовали Цицимитль, а затем Уицилопочтли. Самая популярная вариация, включая Коатликуэ, изображает ее первым рождением Цицимитля. Много позже она родила Уицилопочтли, когда ей явился таинственный шар из перьев. Затем цицимитль обезглавили беременную Коатликуэ, посчитав оскорбительным то, что она родила еще одного ребенка. Затем Уицилопочтли возник из ее чрева, вооруженный огненным змеем, и начал свою эпическую войну с цицимитлями, которых также называли центцон-уицнахуа . Иногда говорят, что он обезглавил Койолксауки и либо использовал ее голову, чтобы создать луну, либо бросил ее в каньон. Дальнейшие вариации изображают шар из перьев как отца Уицилопочтли или отца Кецалькоатля, а иногда и Ксолотля.
Другие варианты этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока родились от Ометеотля, которого в этом мифе заменил Коатликуэ, вероятно, потому, что к моменту прибытия испанцев в нем не было ни прихожан, ни храмов. Иногда говорят, что мужская характеристика Ометеотля называется Ометекутли, а женская характеристика — Омециуальт. Дальнейшие вариации этого мифа утверждают, что только Кецалькоатль и Тескатлипока разлучили Чипактли, также известного как Тлалтекутли , и что Зипе Тотек и Уицилопочтли затем сконструировали мир из ее тела. Некоторые версии утверждают, что Тескатлипока на самом деле использовал свою ногу в качестве приманки для Чипактли, прежде чем расчленить ее.
Порядок первых четырех солнц также варьируется, хотя приведенная выше версия является наиболее распространенной. Каждый конец света во всех вариантах мифа постоянно соотносится с богом, который был солнцем в то время, хотя потеря Шочикецаль не всегда определяется как причина Тлалока, вызвавшего огненный дождь, о котором не говорится иначе, а иногда говорят. что Чальчиутликуэ наводнил мир намеренно, без участия Тескатлипоки. Также говорят, что Тескатлипока создал половину солнца, которую затем съели его ягуары, прежде чем съесть гигантов.
Однако пятое солнце иногда называют богом по имени Нанауацин . В этой версии мифа боги собрались в темноте, чтобы выбрать новое солнце, которое должно было принести себя в жертву, прыгнув в гигантский костер. Двумя добровольцами были молодой сын Тлалока и Чальчиутликуэ, Текучстекатль и старый Нанауацин. Считалось, что Нанауацин слишком стар, чтобы зажечь хорошее солнышко, но обоим дали возможность прыгнуть в костер. Текучтекатль попытался первым, но не был достаточно храбрым, чтобы пройти через жару рядом с пламенем, и развернулся. Затем Нанауацин медленно подошел к огню, затем попал в огонь и был поглощен. Затем последовал Текучитекатль. Более храбрый Нанауацин стал тем, что сейчас является солнцем, а Текучтекатль стал гораздо менее впечатляющей луной. Бог, который преодолевает пропасть между Нанауацином и Уицилопочтли, — это Тонатиу , который был болен, но омолодился, сожгнув себя заживо, а затем стал воином-солнцем и странствовал по небу с душами тех, кто погиб в битве, отказываясь двигаться, если не принесли достаточно жертв.
Источник
Миф о Пятом Солнце и Календарь Ацтеков
Эта запись в блоге является частью дневника «Доколумбовая культура Мексики»
Миф о Пятом солнце, который пришел из МезоАмерики рассказывает об основании мира, вселенной и человечества. Согласно нему Земля проxодит через 5 этапов и сопоставляет с каждым этапом Солнце. В музее антропологии Национальный музей антропологии можно найти Камень Солнца и скульптуры богов, иллюстрирующие этот миф.
Первое Солнце — Науи-Оселотл — Ягуар. Мир обитаемый гигантами, после 3х периодов по 52 года, был разрушен ягуаром, который в представление ацтеков науалли или зооморфическое обличие бога Тескатлипока.
Oцелот = Ягуар, символ или зоомопрфическое обличие Тескатлипока
Второе Солнце — Науи-Ейекатл — Ветер. Эта эпоха существовала 7 периодов перерождения огня по 52 года и исчезла из-за мощного урагана, бога Кетзалькоатл — пернатого змея, который трансформировал всех выживших в обезьян.
Бог Кетзалькоатл или Эйекатл, Пернатый змей или ветер. (У меня нашлась слабенькая фото из музея, если найду лучше заменю)
Третье Солнце — Науи-Киатуитл — Дождь, эпоха существовала 6 периодов по 52 года и закончилась огненным дождем, манифестацией бога дождя Тлалока с огромными зубами и глазами. Большинство обитателей земли, которые были развратны и аморальны были превращены в индеек и других птиц.
Четвертое Солнце — Науи-Атл — Вода. После 3х периодов по 52 года богиня воды Чалчиутлике создала огромный дождь и потоп. В котором выжили 1 мужчина и 1 женщина, которые забрались на огромное дерево. Все покрылось водой и жители превратились в рыб.
Чалчиутлике богиня воды
Пятое Солнце — Науи-Олин — Движение
Земля должна бы быть разрушенной землетрясением в котором рождаются демоны запада цицимини, которые придут вместе со скелетами, убивающими людей,
Уеуетеотл — бог-старик, повелевающий огнем
Изображение богов окружает кольцо их 20 дней, перевод которых дан в Википедии.
Сипактли — Крокодил
Ээкатль — Ветер
Калли — Дом
Куэцпаллин — Ящерица
Коатль — Змея
Микистли — Череп
Масатль — Олень
Точтли — Кролик
Атль — Вода
Ицкинтли — Собака
Осоматли — Обезьяна
Малиналли — Трава
Акатль — Тростник
Оцелотль — Ягуар
Куаутли — Орел
Коскакуаутли — Стервятник
Оллин — Движение
Текпатль — Кремневый нож
Киауитль — Дождь
Шочитль — Цветок
Количество дней умножается на 13 (это число уровней небесного,земного и подземного мира) и получается 260 дней ритуального календаря.
Сопоставление ритуального календаря с астрономическим выполняют 5 точек. Всего получается 13*20+5*20+5 = 365
Камень был найден в 1790 году на площади Сокало в Мехико, на месте руин Храмового комплекса Teночитлана. Главный Храм Тенотчитлана
Можно подробно посмотреть как представлены на камне все описанные элементы здесь: samaelgnosis.net/imagenes/ant…
Ну а как это изображение связано с предсказанием о конце света в 2012 году, мне пока не понятно, наверное есть и другие источники.
Я посмотрела на несчастное лицо бога- старика, своими высохшими руками поддерживающего мир, и мне захотелось ему помочь.
Источник