Меню

Почему болото называли блудовым кладовая солнца

Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в словосочетание «Кладовая Солнца»?

Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Приведем точные цитаты из произведения М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (глава VIII):

Слепая елань, куда повела Митрашу стрелка компаса, было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и еще больше скота. И уж, конечно, всем, кто идет в Блудово болото, надо хорошо знать, что это такое Слепая елань.

Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство.

Блудово болото содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины. Там, где сидели дети у Лежачего камня, растения слой за слоем ложились друг на друга тысячи лет. Тут был старейший пласт торфа, но дальше, чем ближе к Слепой елани, слой становился все моложе и тоньше.

Источник

Урок литературы по теме: «Природа глазами М.М. Пришвина в повести «Кладовая солнца»

Разделы: Литература

Цели:

  • учить учащихся видеть текст, при помощи ярких деталей совершенствовать умение обобщать прочитанное, делать вывод по прочитанному;
  • развивать речь, кругозор учащихся, пополнять словарный запас, прививать интерес и любовь к литературе; воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому.

Оборудование: тексты произведения, рисунки учащихся, ягоды клюквы.

Ход урока

“Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю” (М. М. Пришвин)

Мы продолжаем наш разговор. На прошлом уроке мы говорили о семье Насти и Митраши. А сегодня будем говорить о главных эпизодах сказки-были. Это сцены, связанные с Блудовым болотом. Итак, войдем вместе с нашими героями в этот страшный мир Блудова болота.

Чьими глазами дается описание болота? Прочтите, пожалуйста, описание Блудова болота. Ребята, а каково ваше восприятие болота?

Болото — избыточно увлажненное место со стоячей водой, зыбкой поверхностью. Мертвое место.

А мертво ли болото у Пришвина? Как он показывает, что своей жизнью живет болото, но живет?

Прочтите отрывок. Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование? Как её можно было озаглавить?

(Эту часть можно было назвать “Несчастная жизнь ели и сосны”. Автор преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение — на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во-вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один — извечный враг человека, другой — его надежный друг, в-третьих, с елью и сосной связана тема дружбы и соперничества: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же. Желание доказать правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.)

Послушайте еще один отрывок… Подумайте, что здесь описано? Какими приемами пользуется автор. (Эта часть описания Блудова болота перед Слепой еланью.)

Давайте назовем художественное средства, используемые автором.

Сравнение. Болотные елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками, могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Бег ручья с бормотаньем несущего свои воды по невидимым камушкам сравнивается с пением большого числа тетеревов.

Олицетворение. Деревья стонали и выли, боролись; старушки-елки “волновались”, одна из них тянет к тропе костяную руку; ветер поиграл с домиком, тетерев-косач приветствует солнце и т.д.

Эпитеты. “Великое” солнце “могучие” стволы соснового бора, “несчастная” жизнь, неизбывная злоба…

Антитеза. Собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему, они впивались сухими сучьями в живые стволы, ель и сосна, деревья, растущие на болоте, деревья соснового бора.

Слова определения. Елки редкие, маленькие, корявые и заплесневелые.

Говорящие названия лесных мест. Блудово болото – место, где можно заблудиться. Лежачий камень – плоский. Звонкая борина — сосновый бор, в котором звонко поют птицы.

Художественные средства помогают оживить болото.

А каким увидели болото вы, ребята? (Работа с рисунками учащихся.) Легко ли было иллюстрировать “Кладовую солнца”? Почему она “просится” на рисунки? Отчего столько лиризма и живописности?

На болоте своя жизнь. Какая она? Кого встречают на болоте Митраша и Настя?

Какую роль играют в повести звери и птицы? Какие они? (Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждебно: он охотник, ружье несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка, лисичка и особенно волк хотят ему зла. Другие — чибис, кулик, глухарь — жители лесного мира предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором. У каждого зверька, птицы свои повадки, характер, облик, голос.

Как он их рисует? (Пришвин любовно рисует их, не идеализирует, не сближая со сказочным представлением о каждом из них. Иногда какое-нибудь животное напоминает героев, служит для разъяснения их состояния или черт характера.)

Читайте также:  С ней мне не надо света солнца

Давайте обратим внимание на двух живых существ на болоте: глухаря и гадюку.

Назовите, как иначе называют глухаря. (Глухарь, косач, токовик.) Найдите в тексте их описание. Кого напоминает глухарь? Почему? (Он похож на важничающего Митрашу.) А встреча с каким живым существом оказалась важной для Насти? (Змея-гадюка становится для Насти упреком, заставляет опомниться от порыва жадности, бездушия по отношению к брату.) А какое лесное чудовище описано Пришвиным? Как? Какую роль выполняет оно? (Описание лося-лесного великана.) Какими словами подчеркнута его величина? (“Громадина”, “большое тело”, “чудовище”. Сравнивается с самыми крупными домашними животными — быком и лошадью. Писатель восхищается его красотой.) В каких выражениях восхищается его красотой? (“Какие глаза”, “какие рога”.)

Это животное появляется в повествовании не случайно. (С его помощью осуждается жадность человеческая, превращающая человека в бездушное животное. Именно так воспринимает Настю лесной гигант.)

Где природа выступает союзницей детей? (Писатель, изображая внезапно изменившуюся картину утра (холодная синяя стрелка облака пересекла пополам выходящее солнце, ветер бушевал, стонали деревья), заставляет насторожиться, подготавливает к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев.)

Ребята, я сейчас прочту описание ягод, а вы должны будете определить, о каких ягодах идет речь.

1) Ягода растет и её видишь: стебелечек тоненький тянет вверх, по стебельку как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черные ягодки с синим пушком. (Черника.)

2) Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (Брусника.)

3) Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. (Костяника.)

4) Ягода, растущая кустиком, она голубая, более крупная. (Голубика.)

5) Кислая и очень полезная для здоровья ягода. Растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (Клюква.)

Правильно вы назвали. Это очень ценное лекарственное растение. У вас на столах в вазочках стоит эта ягода. Попробуйте ее. Как вы думаете, в какое время года ее собирали? Правильно. Собирают ягоду осенью, после заморозков она имеет горьковатый вкус, а весной, после снега, она становится сладкой.

Название произведения многозначно. А вы можете сказать, почему оно так называется? (Блудово болото называет автор “кладовой солнца”, в котором скопились огромные запасы торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.)

Мы поговорили о Блудовом болоте, его обитателях, о своеобразной красоте его. А попытайтесь объяснить слова Пришвина — эпиграф нашего урока. (Это вся жизнь на Земле, мы неразрывно связаны с этим. Человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.)

Мы увидели мир Блудова болота глазами М.М. Пришвина. Это взгляд человека внимательного, любящего родную природу, тонко чувствующего, соблюдающего заповедь “Не навреди”.

Источник

Научно-исследовательская работа «Кладовая солнца» моей малой родины

Главные герои

Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.

Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Кладовая солнца»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Кладовая солнца»
  • для самых компанейских — Главные герои «Кладовая солнца»


Сюжет

В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало все село, но очень быстро дети стали очень самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.

Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, как дорогой идти. В результате каждый из них пошел своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошел по неизвестной дороге, и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлеченно собирая клюкву. Когда же Настя, наконец, вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.

Тем временем бездомная собака Травка, жившая в лесу, принялась охотиться на зайца. Оказавшись возле болота, она увидела мальчика, и стала медленно подползать к нему. Митраша схватился за собаку и благополучно выбрался из болота. В это время у болота показался волк. Мальчик не оробел, и выстрелил в волка из ружья. Настя, услышав выстрел, побежала в эту сторону и отыскала брата. Взяв с собой Травку, Настя и Митраша вернулась в село, где их встречали, как героев. Однако никто не верил, что десятилетний мальчик мог убить старого матерого волка. Настя чувствовала виноватой в том, что произошло. Всю собранную клюкву она отнесла больным детям из Ленинграда.

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам сказки Пришвина можно прочитать за 10 минут. Также вы можете ознакомится с пересказом «Кладовая солнца»

«Кладовая солнца» краткое содержание по главам

«В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне».

Дети были очень милые. «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый… Это был мальчик упрямый и сильный.

Читайте также:  Солнце оппозиция плутон дирекция

«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

«После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен».

Все соседи старались помочь осиротевшим детям, но они и сами неплохо справлялись с хозяйством. Да еще и помогали во всех общественных работах.

Дети жили дружно. Настя хлопотала по хозяйству, а Митя взял на себя «всю мужицкую работу» да научился вытесывать деревянную утварь — и ее охотно у него брали. Благодарили добром. II

«Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом ».

Митраша и Настя собрались за клюквой. «Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас».

Отец объяснил ему когда-то, для чего нужна стрелка.

Настя берет с собой большую корзину — а вдруг отыщут в лесу заветное местечко («палестинку»). Про нее еще отец рассказывал.

Еще отец говорил про страшное место Слепую елань. Это очень топкое место в болоте. Много там погибло животных, люди тоже пропадали…

И вот возле этой Елани и есть «палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!»

Взяли с собой молока, хлеба и вареной картошки. III

Дети перешли Блудово болото. Поднялись на холм под названием Высокая грива. Оттуда виднелась борина (холм, поросший лесом) Звонкая. У тропы стали попадаться первые клюквины. Дети бросали ее в рот и повторяли:

Эта весенняя клюква была сладкой только по сравнению с осенней, но деревенские дети были привычные.

Брат пугает сестру:

— Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.

— Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.

Митраша, «охотник с двойным козырьком», говорит, что их-то волк

не тронет — у них ведь ружье.

Дети слышат голос птиц и зверей — все они хотят выговорить «какое-то общее всем, единое прекрасное слово!».

Выпь, бекас, заяц — все выговаривают свое «Здравствуй!».

А вот послышался и журавлиный клич — значит, скоро взойдет солнце.

Но слышен и вой — не Серый ли помещик это воет?

Митраша уговаривает сестру идти к палестинке по стрелке компаса, а не той широкой тропой, которой ходят все люди. IV, V

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.

Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»

Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей послушали токование тетеревов.

И опять Митраша уговаривает сестру идти по узенькой тропке — не по той, что большинство людей протоптало.

Дети поссорились. Брат пошел по слабенькой тропке, сестра — по более плотной.

У Митраши не было с собой еды — припас остался в корзинке у Насти.

Где-то рядом с ними бегает знакомая детям собака Травка — большая, рыжая гончая с черными ремешками по всей спине. Осиротела она после смерти своего хозяина — доброго старика Антипыча.

Травка «стала жить в лесу, как и всякий зверь. Только очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя.

Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца…»

Воет Травка от тоски по хозяину.

«К этому вою давно уже прислушивается волк Серый помещик…» VI, VII

Рассказчик описывает, как бригада по отстрелу волков — он был в ее составе — вместе с деревенскими крестьянами перебила волчий выводок, окружив его логово флажками. Волки боятся красного цвета.

«Волки шли очень осторожно. Загонщики нажали. Волчица пошла на рысях. И вдруг…

Она повернула в другую сторону и там тоже:

Загонщики нажимали все ближе и ближе. Старая волчица потеряла волчий смысл и, ткнувшись туда-сюда, как придется, нашла себе выход и в самых воротцах была встречена выстрелом в голову всего в десятке шагов от охотника.

Так погибли все волки…»

Только опытный Серый махнул через флаги.

Этот одинокий раненый волк «за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».

Серый помещик охотился и за собаками. Он «сделался грозой края».

Травка, гончая, учуяла запах хлеба. Люди! Хлеб! Может, это новый хозяин? Пусть «маленький Антипыч» — но хозяин. Вот такому хозяину и носить бы зайцев — в обмен за заботу, за ласку…

Читайте также:  Квест белое солнце пустыни

Травка побежала по следу Насти — ведь хлеб был у нее. VIII, IX

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Митраша пробирается по компасу. Елки и другие деревца кажутся ему старушками-колдуньями.

«Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной» .

Митраша «ничуть не струсил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он, — значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти».

Только решил он пройти более прямым путем. И провалился в болото.

«И рванулся. Но было уже поздно. Сгоряча, как раненый, — пропадать так уж пропадать, — на авось, рванулся еще, и еще, и еще. И почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь. Теперь даже и сильно дыхнуть ему нельзя было: при малейшем движении его тянуло вниз. Он мог сделать только одно: положить плашмя ружье на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание. Так он и сделал: снял с себя ружье, положил его перед собой, оперся на него той и другой рукой.

Внезапный порыв ветра принес ему пронзительный Настин крик:

Он ей ответил. Но ветер был с той стороны, где Настя, и уносил его крик в другую сторону…»

А «Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть…

Место, спрятанное между кустиками можжевельника, и было как раз той самой палестинкой, куда Митраша стремился по компасу».

Столько было клюквы, что Настя поползла за ней, забыв не только о брате, но и обо всем на свете.

Тут к Насте и вышла Травка. Залаяла. Имя собаки Настя точно не помнила. Позвала:

— Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!

И тут вспомнила о брате — и заплакала. X, XI

Услышав лай и вой собаки, Серый бросился на голос. Он ведь охотился на собак. А собака решила принести Насте зайца и бросилась за ним.

Во время охоты Травка наткнулась на завязшего в болоте Митрашу. Он назвал ее первым именем, которое дал ей Антипыч поначалу, охотничьим, от слова «травить»:

Собака подползла к мальчику. Он схватил ее за лапы — и она вытащила его из болота!

Да, мальчик схитрил — но так он спасся. А потом уже радостным голосом опять позвал обескураженную собаку.

«Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

Так Антипыч «вернулся» к своей собаке в облике нового хозяина. XII

Митраша выбрался из болота. Собака стала гнать ему навстречу зайца. На этот шум выскочил Серый помещик — и нашел свою погибель.

«Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор.

Серый помещик окончил жизнь свою без всяких мучений».

На выстрел отозвалась Настя, которая страшно досадовала на свою жадность при сборе клюквы. А тут и Травка все-таки принесла своему новому «Антипычу» зайца.

Дети приготовили зайца на костре, поделились с собакой и заночевали в лесу.

Утром соседи, услыхав рев голодной скотины, собрались на поиски детей — но тут они сами вышли из лесу. С ними была и Травка.

На указанном месте односельчане нашли мертвого Серого помещика. «Сколько тут было разговоров! И трудно сказать, на кого больше глядели, — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком».

«Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал, напротив, все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность» .

А Митраша из «мужичка» вытянулся с годами в высокого стройного парня.

Рассказчик добавляет в конце повести еще несколько слов:

«Нам остается теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото. Мы — разведчики болотных богатств. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей».

Источник

Adblock
detector