«Победа над Солнцем» — апокалиптическая победа над пережитками
«Победа над Солнцем» — футуристический спектакль-опера поэта Алексея Кручёных, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича. Это, пожалуй, одна из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX столетия. Идея создать оперу появилась на «Первом всероссийском съезде футуристов» в середине июля 1913 года на даче Михаила Матюшина. На съезде присутствовали лишь трое: Малевич, Матюшин и Кручёных.
Футуристы решили создать театр «Будетлянин», чтобы перевернуть традиционное представление о театре. Постановка «Победы над Солнцем» должна была стать произведением алогизма слова, музыки и изображения. В основу названия оперы положена аллегория затмения. В отличие от наших предков, которые считали затмение плохим знаком, авторы видели в нем триумф нового мира, победу техники и науки над природой, торжество разума над стихией.
«Победа над Солнцем» рассказывает о группе «будетлян», которая отправилась завоевывать Солнце.
Всего две репетиции — и спектакль увидел мир. Премьера состоялась 3 декабря 1913 года в помещении Петербуржского театра «Луна-парк» на нынешней улице Декабристов.
Среди исполнителей оперы было всего два профессиональных певца, остальные — актеры-любители или студенты. В постановке использовался один-единственный инструмент — расстроенное фортепиано.
Используя геометрические абстрактные фигуры, Малевич создал декорации и костюмы. Тут впервые и появился черный квадрат, но пока в качестве декоративного элемента (1-е действие, 5-я сцена). По задумке Малевича, квадрат закрывал солнце, а белая окантовка символизировала пробивающиеся лучи.
Эскизы костюмов
Декорации построены так, будто действие происходит внутри куба. Хотя грани не позволяют выйти за его пределы, Малевичу удалось создать ощущение глубины.
В либретто широко применялся заумный язык — литературный прием, в котором частично или полностью отсутствуют естественные конструкции языка. Музыка выбивалась за рамки привычной: ей свойственны хроматика и диссонанс. Оформление сцены и костюмов — карикатурное, качества персонажей гиперболизированы.
У вас есть возможность оценить это необычное зрелище лично: в фильме «Казимир Малевич» представлено несколько отрывков.
Весной 1915 года по просьбе Михаила Матюшина Малевич подготовил эскизы декораций для брошюры о футуристической опере. 8 июня 1915 года, работая над этюдами, художника осенило: он закрашивает абстрактные фигуры и накладывает поверх черный квадрат. Позже, в своем письме Матюшину, Казимир Северинович называет черный квадрат первоосновой всего, зародышем всех возможностей.
Последующие постановки
В 1920 году «УНОВИС» содействовал постановке спектакля в Витебске. До 1980-х оперу больше не ставили. Только в 1983 году спектакль реконструировала Западно-Берлинская академия искусств совместно с Калифорнийским институтом искусств (Лос-Анджелес).
В 1988 году, благодаря режиссеру Галине Губановой и Театру-студии Ленинградского Дворца молодежи, спектакль «Победа над Солнцем» появился на отечественных театральных подмостках с некоторыми изменениями в музыке, стихах и костюмах.
В 1997 году свою трактовку предложил Российский академический молодежный театр (РАМТ). Музыку к новой постановке создал Стефан Андрусенко, а костюмы и оформление обновили Настя Кислицина и Анна Колейчук.
Спектакль неоднократно ставили за рубежом: в 1993 году в Вене, в 1999-м и 2009-м — в Лондоне. В последнем случае критики отметили, что музыка уже не шокирует современную публику: зрители восприняли ее как необычный саундтрек, но не были шокированы, как в 20-х годах.
Источник
Футуристическая опера «Победа над солнцем»
Самым громким проектом, взлелеянным в Усиккирко и реализованным в конце года, были спектакли «первого в мире театра футуристов» — трагедия Маяковского Владимир Маяковский и футуристическая опера Победа над Солнцем. Опера, всецело построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности, впервые была показана третьего и пятого декабря 1913 года в петербургском Луна-парке: автором сценария-либретто был Крученых, пролог написал Хлебников, музыку создал Матюшин, оформил постановку Малевич.
Внимательный рабочий. Эскиз костюма. 1913. Бумага, итальянский карандаш, тушь, гуашь 27,2×21,2 см. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В тексте Крученых, густо замешанным на зауми, повествовалось о Будетлянских силачах, беспощадно разрушавших все общепринятые нормы здравого смысла. Среди героев оперы числились Нерон и Калигула в одном лице, Путешественник по всем векам, Некий злонамеренный, Разговорщик по телефону, Пестрый глаз, Новые, Авиатор, Забияка, Похоронщики и многие другие невообразимые персонажи. Старое вечное Солнце выступало символом прежнего порядка вещей, подлежавшего искоренению, — борьба с ним увенчивалась полной победой Будетлянских силачей: хор в конце первого дейма (неологизм Хлебникова, обозначавший действие) докладывал: «Мы вырвали солнце со свежими корнями / Они пропахли арифметикой жирные / Вот оно смотрите».
Авиатор. 1914. Холст, масло. 125×65 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В начале оперы, после пролога Будетлянские силачи раздирали занавес надвое — и на ошеломленных зрителей обрушивалось театральное действо. Декорации Малевича с фантасмагорическими изображениями-осколками видимого мира, его костюмы, где господствовала безоглядная деформация актерских фигур, создавали в резких лучах прожекторов небывалые сценические эффекты.
Музыкальное сопровождение Матюшина опиралось на его четвертитоновую теорию. В музыке щедро использовались диссонансные аккорды, извлекаемые из расстроенного рояля; звуковую заумную какафонию усугублял хор студентов, поющий невпопад где намеренно, а где случайно.
Композиция. 1914. Бумага, карандаш. 18,8×12,7 см. Собрание Льва Нуссберга, США
Спектакли, предназначенные взорвать пошлость общественного вкуса, нацелены были прежде всего на вселенский скандал — и публика незамедлительно откликнулась на художническую провокацию. Зрители в переполненном зале, неведомо для них самих, включались в представление как своеобразные сотворцы. Глумливая рецензия одного из современников зарегистрировала этот эффект: «Второй спектакль был посвящен опере Победа над Солнцем, которой предшествовал пролог Велимира Хлебникова, под названием Чернотворские вестучки. Читал пролог А.Е. Крученых, на фоне занавеса, сделанного из обыкновенной простыни, с намалеванными на ней «портретами» самого Крученых, Малевича и Матюшина. Что это был за «пролог», можно судить по тому, что в нем преобладали такие нечеловеческие выражения: Бытавы, укравы, мытавы. Кое-что публика, впрочем, поняла, а именно, что скоро до нее долетят звуки из какой-то «трубарни». Так как футуристы не хотят быть похожими «на всех», то занавес, после пролога, был не сдернут, а разорван пополам. Дальше пошла, с позволения сказать, «опера». . В конце концов это становилось скучным, и на помощь выдыхавшимся футуристам пришла сама публика. Почти после каждой реплики в публике раздавалось какое-нибудь остроумное словечко, и скоро в театре сделалось вместо одного два представления: одно — на сцене, другое в публике. Редкую «музыку» заменял свист, кстати сказать, очень гармонировавший с сумасшедшими декорациями и тем бредом, который раздавался со сцены» 1 .
Композиция с Моной Лизой. 1914. Холст, масло. 62×49,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сами авторы, оценивая впоследствии эпохальное значение спектаклей, выделяли то, что не сумели понять зрители-современники. Матюшин так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием. . вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте» 2 . Малевич в статье Театр (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю и в небо. Мы открыли новую дорогу театру. » 3 .
Небезынтересно отметить, что американская реконструкция оперы, осуществленная Шарлоттой Дуглас и Альмой Лоу в 1980 году в Лос-Анджелесе, особый отклик получила у поклонников рока, увидевших в Победе над Солнцем первую рок-оперу — жесткий антиэстетизм, нигилистическое развенчание «разумной действительности» оказались созвучными бунтарям, чья динамика и общественная энергетика столь полезны, необходимы устойчивому западному социуму.
От эпатажных футуристических спектаклей протянулся мощный след в искусстве XX века. Работа над декорациями и костюмами к опере была впоследствии осмыслена Малевичем как становление супрематизма.
Примечания
1. Петербург. — Музы. Киев, 1913, 25 декабря, с. 20 (без автора).
2. М. Матюшин. Русские кубо-футуристы. — Н. Харджиев, К. Малевич, М. Матюшин, указ. соч., с. 152.
Источник
Победа над солнцем футуризм
(Двое будетлянских силачей разрывают занавес)
Все хорошо, что хорошо начинается!
Мы поражаем вселенную
Мы вооружаем против себя мир
Устраиваем резню пугалей
Сколько крови Сколько сабель
Мы погружаем горы!
Мы заперли в дом
Пусть там пьяницы
Ходят разные нагишом
Нет у нас песен
Что тешили плесень
(1-й силач медленно уходит)
Солнце ты страсти рожало
жгло воспаленным лучом
Задернем пыльным покрывалом
Заколотим в бетонный дом!
(Является Нерон и Калигула в одном лице у него только левая поднятая и согнутая под прямым углом рука).
Жарьте рвите что я не допек.
(С благородным жестом застывает, потом поет во время пения уходит 2-й силач).
(Въезжает в колесах самолетов путешественник по всем векам – на нем листы с надписью каменный век средние века и проч… Нерон в пространство).
– Непозволительно так обращаться со стариками
Летельбищ не терпя…
Все стало мужским
Озер тверже железа
Не верь старой мере
(Нерон осторожно посматривает в лорнет на железо колес).
Не верь прежним весам
Тебя посадят на икру
Если не достанешь пустопят
Непозволительно так обращаться со стариками! они любят молодых
Ух я искал пенночку
Искал маленький кусочек стекол – все съели даже не оставили костей…
Ну что ж делать уйду искосью в XVI век в кавычки сюда.
(Отходит полуобернувшись к зрителям).
Все изгадили даже блевотина костей
(Снимает сапоги уходит).
Я буду ездить по всем векам, я был в 35-м там сила без насилий и бунтовщики воюют с солнцем и хоть нет там счастья но все смотрят счастливыми и бессмертными… Неудивительно что я весь в пыли и поперечный… Призрачное царство… Я буду ездить по всем векам хоть и потерял две корзины пока не найду себе места.
(Некий злонамеренный подползает и слушает).
В афибе мне мало в подземном темно… Светил… Но я все изъездил (к зрителям): Пахнет дождевым провалом
Глаза лунатиков обросли чаем и моргают на небоскребы и на винтовых лестницах поместились торговки… Верблюды фабрик уже угрожают жареным салом а я не проехал еще и одной стороны. Что то ждет на станции.
– Не больше не меньше
Как резать пугатей
О я смел закопчу путь свой и следа не оставлю… Новое…
– Ты что ж неужели в самом деле полетишь?
А что ж? Что колеса мои не найдут своих гвоздей?
(Некий стреляет, Путешественник укачивает кричит).
Гаризон! Лови сною
(Тогда злонамеренный ложится и покрывает себя ружьем).
– Хотя я и не застрелился – из застенчивости –
Но памятник себе поставил – тоже не глуп!
Мне первому памятник – замечательно.
Двойка черная правит прямо на меня.
(Показывается будетлянский пулемет останавливается у телеграфного столба).
– Ох жалоба! Что значит вид что поставил вразсплох своего врага – задумался.
Я без продолжения и подражания
(Входит забияка, разгуливает и поет)
Не оставляй оружия к обеду за обедом
Ни за гречневой кашей
Не срежешь? Взапуски
(Некий нападает, стреляет молча несколько раз из ружья).
Ха-ха-ха! Неприятели, что вы устали или не узнаете? Враги наступайте из решеток щелей вызывайте меня на поединок. Я сам сломал свое горло, обращусь в порох, вату, крючок и петлю… Или вы думаете крючок сласнее ваты?
(убегает и через минуту возвращается).
Кички в капусте.
А… за перегородкой! Тащи его мертвеца синеносого
(Неприятель тащит самого себя за волосы ползет на коленях).
А трус сам себя выдаешь и проводишь!
(Забияка в стороне смеется).
Забияка – Презренный сколько в тебе могильной пыли и стружек пойди вытрусись и умойся не то…
Злонамеренный: А, темя неприятеля! ты меня считаешь за вилку и думу мою высмеиваешь но я ожидал и не шел на тебя с мечом.
Я продолжение своих путей.
Я ожидал… Закопал свой меч осторожно в землю и взявши новый мяч бросил его.
(Показывает прием футболиста).
В ваше стадо… Теперь смущены… Обморочены не можете различить своих гладких голов и мяча растерялись и прижались к скамеечке и мечи сами лезут со страху в земь их пугает мяч;
если неверный бежь поразишь голову своего хозяина и будет он бегать за нею в цветочном продавальце…
(Проходят вражеские воины в костюмах турков по хромому от сотни – с опущенными знаменами некоторые из них очень жирны).
(Один из воинов выступает и дает злонамеренному цветы – тот топчет их).
Злонам. – Выйти на встречу себе с пегим конем ружье под мышкой… А!
Я тебя давно искал наконец то вспотевший гриб.
(Затевает с собою драку. Входят певцы в костюмах спортсменов и силачи. Один из спортсменов поет):
Нет уже света цветов
Закройтесь гнилью небеса
(Я говорю не для врагов
Все порожденья дней осенних
И плод корявый лета
Не вас баяч новейший
Идите улиц миллионы
Иль тмени будет по-русски
Скрежет полозьев тележных
сказать ли? – Головы узкие
Для себя неожиданно
Сонные стали драться
И такую пыль подняли
Будто брали Порт-Артур
Колесница победная едет
Как отрадно под колеса
Нам теперь все нипочем
Лежит солнце в ногах зарезанное!
Драку затейте с пулеметами
Их раздавите ногтем
Тогда скажу: вот вы
И завьются волосы
Соль ползет к пастуху
Конь мост устроил в ухе
Кто вас держит на постах
Пробегайте по ребрам черным
Сквозь пар и дым
Встал на крыльце люд
Махает розгами чайня
– Не выходите за линию огня
Птица летит железная
Машет бородой леший
Под копытом зарытой
Под крепкой пятой
И молкнет палка
В луже гробовой
Оба силача (поют).
Возьмем все ножи
(Входят похоронщики. Верхняя половина белая и красная нижняя черная).
Упасть на люльку
Пахнет гробом жирный клоп…
Качается расплющенный гроб
Извивается кружево стружек.
(Разговорщик по телефону):
– Что? Солнце полонили?!
(Входят несущие солнце – сбились так что солнца не видно):
– Мы пришли из 10-х стран
Знайте что земля не вертится
Мы вырвали солнце со свежими корнями
Они пропахли арифметикой жирные
Вот оно смотрите
– Надо учредить праздник: День победы над солнцем.
Их любимца – свинья!
Солнце железного века умерло! Пушки сломаны пали и шины гнутся как воск перед взорами!
Разговорщик: что. Надеящийся на огонь пушки еще сегодня будет сварен с кашей!
На более плотные ступени
Выкованные не из огня
не железа и мрамора
Не воздушных плит
Здоровьем как свиньи
Ликом мы темные
Свет наш внутри
Нас греет дохлое вымя
изображены дома наружными стенами но окна странно идут внутрь как просверленные трубы много окон, расположенных неправильными рядами и кажется что они подозрительно движутся.
(Показывается «Пестрый глаз»):
и задвигает засов
и череп скамейкой ускакал в дверь
(убегает как бы наблюдая за черепом)
(входят с одной стороны новые
новые: мы выстрелили впрошлое
трус: что же осталось что нибудь?
– глубока ли пустота?
– проветривает весь город. Всем стало легко дышать и многие не знают что с собой делать от чрезвычайной легкости. Некоторые пытались утопиться, слабые сходили с ума, говоря: ведь мы можем стать страшными и сильными.
Это их тяготило
Трусл. Не надо было показывать им проложенных путей,
Новые. Один принес свою печаль, возьмите она мне теперь не нужна! он вообразил также что внутри у него светлее чем вымя пусть покружится
как необычайна жизнь без прошлого
С опасностью но без раскаяния и воспоминаний…
Забыты ошибки и неудачи надоедливо пищавшие в ухо вы уподобляетесь ныне чистому зеркалу или богатому водовместилищу где в чистом гроте беззаботные златые рыбки виляют хвостами кк турки благодарящие
(потревоженный – он спал – входит толстяк)
голова на 2 шага сзади – обязательно! все-то отстает!
где закат? уберусь… светится… у меня все видно дома… скорей надо убираться…
(поднимает что-то): кусок самолета или самовара
видно адская штука возьму про запас… (прячет).
я все хочу сказать – вспомните прошлое
полное тоски ошибок…
ломаний и сгибания колен… вспомним и сопоставим с настоящим… так радостно:
освобожденные от тяжести всемирного тяготения мы прихотливо располагаем свои пожитки кк будто
перебирается богатое царство
пугамет и виселица
(Чтец перебивая): или вы не чувствуете кк живут два мяча: один закупоренный кисленький и тепленький и другой бьющий из подземелья кк вулкан опрокидывающий…
они несовместимы… (музыка силы)
лишь черепа обгрызанные бегают на единственных четырех ногах – вероятно это черепа основ… (уходит).
10-ые страны… окна все внутрь проведены дом загорожен живи тут кк знаешь
Ну и 10-ые страны! вот не знал что придется сидеть взаперти
ни головой ни рукой двинуть нельзя развинтятся или сдвинутся а как тут топор действует окаянный обстриг всех нас ходим мы лысые и не жарко а только парко такой климат скверный даже капуста и лук не растут а базар – где он? – говорят на островах…
а вот бы забраться по лестнице в мозг этого дома открыть там дверь № 35 – эх вот чудеса! да, все тут не тк-то просто хоть свиду что комод – и все! а вот блуждаешь блуждаешь
(лезет куда то в верх)
нет не тут все дороги перепутались и идут вверх к земле а боковых ходов нет… эй кто там наш есть подай веревку или голос стреляй… ксть! пушки из березы – подумаешь!
вот пожалуйте вход прямо назад выйдете… а другого нет нет или прямо вверх к земле
толстяк: завести бы часы свои.
эй оглобля куда у вас поворачиваются часы? стрелка?
назад обе сразу перед обедом а теперь только башня, колеса – видишь? (старожил уходит)
толстяк: ба, ой упаду (заглядывает в разрез часов: башня небо улицы вниз вершинами – кк в зеркале)
где бы заложить часы?
не мечтайте не пощадят! Что же высчитайте быстрота ведь сказывается, на два корневых зуба если класть по вагону старых ящиков да их пересыпать желтым песком да все это и пустить тк то сами подумайте
ну самое простое что они наскочат на ккую нибудь этакую трубу в кресле ну а если нет? ведь там народ весь забрался куда то тк высоко что ему и дела нет кк там чувствуют себя паровозы их копыта и проч. ну естественно!
рыскает печь косы
как нагонит антилопа
но в том то и дело
что никто не подставит лоба
ну а впрочем я оставляю все по прежнему (уходит)
(Толстяк из окна):
да да пожалуйте вот вчера был тут телеграфный столб а сегодня буфет, ну а завтра будут наверно кирпичи.
это у нас ежедневно случается никто не
знает где остановка и где будут обедат
эй ты прими ноги – (уходит через окно вверху)
(шум пропеллера за сценой, вбегает молодой человек: поет испуганный мещанскую песню):
Источник