Меню

По исламу фазы луны

Пояснение исламского метода наблюдения за луной

О видении луны месяца Шавваль

Большинство арабских государств будет наблюдать за луной месяца Шавваль в четверг, 16 июля. Что касается западного мира, то новолуние произойдет до захода солнца, а заход луны – после захода солнца (одновременно), во всех арабских государствах. Значит, в этот день (четверг) луна не будет видна невооруженным глазом или же телескопом из-за ее близости к горизонту.

Однако луну можно будет увидеть при помощи астрономических камер, но по поводу использования этих приборов среди алимов-факихов есть разногласия, так как утверждение фазы луны будет после захода солнца в четверг в тех арабских странах, что находятся на одной долготе с нами. Соединение фазы луны и солнца произойдет до захода солнца, соответственно, многие арабские страны посчитают это достаточным для свидетельства видения луны. Исходя из этого, многие арабские государства объявят, что в пятницу, 17 июля, наступит день Ураза-байрам. Однако, те государства, которые ставят условием видение фазы луны беспрепятственно глазами, должны будут объявить праздничным днем субботу, 18 июля.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать следующее: начало месяца Шавваль будет в пятницу, 17 числа, для тех, кто придерживается астрономического расчета, не делая условием видение луны невооруженным взглядом, то есть, дозволяя использовать астрономические приборы.

Для тех, кто ставит условием видение луны невооруженным глазом и не допускает использования астрономических приборов, праздник придется на 18 число, то есть на субботу.

Если рассмотреть в разных странах фазу луны на вечер 16 июля, то мы найдем, что увидеть луну невозможно в северной Азии, во всей Европе, Канаде, потому что в этих странах луна заходит раньше солнца. Также невозможно увидеть луну невооруженным взглядом или посредством телескопа в остальной части Азии (кроме северной), Австралии, северной и средней части Африки, также в большей части Арабских Эмиратов, хотя луна в этих странах заходит за горизонт после захода солнца.

Возможность увидеть луну, используя только телескоп, есть в южной части Африки и средней Америке, в северной Америке есть возможность с трудом увидеть луну невооруженным глазом. Луна будет легко видна невооруженным глазом только на территории Тихого океана.

Что касается возраста луны после захода солнца на вечер 16 июля в некоторых странах Запада и в арабских странах, то поверхностный расчет по следующей таблице будет таков:

1) Джакарта, исчезновение луны – через 15 минут после захода солнца, и её возраст будет 11:16.

2) Абу-даби, исчезновение луны – через 8 минут после захода солнца, и её возраст будет 15:23.

3) Мекка, исчезновение луны – через 12 мин после захода солнца, её возраст будет 16:03.

4) Амман, исчезновение луны – через 6 минут после захода солнца, а её возраст будет 16:37.

5) Каир, исчезновение луны – через 8 минут после захода солнца, её возраст будет 16:43.

6) Рабат, исчезновение луны будет через 9 мин, и её возраст – 18:41.

Во всех этих государствах 16 июля невозможно будет увидеть луну ни невооруженным глазом, ни с использованием телескопа.

Чтобы стал более понятен смысл этих цифр, нужно указать на то, что минимальный срок, через который можно увидеть луну, это задержка луны после захода солнца примерно на 29 минут, что было зафиксировано в 1990 году в Палестине, 20 июля. Что касается минимального возраста нового месяца – для того чтобы стало возможным увидеть его невооруженным глазом, то это 15 часов 33 минут, такое наблюдалось 25 февраля 1990 года в США.

Читайте также:  Люди танцевали бы под луной

Видение луны также связано с такими явлениями, как отдаление от солнца и отдаленность от горизонта во время наблюдения.

Чтобы узнать итог наблюдения за луной месяца Шавваль, можно посетить исламский сайт наблюдения за луной, запущенный в 1998 году. Там собраны данные около 400 ученых и тех, кто заинтересован в мониторинге луны. Они призвали ученых и заинтересованных людей высылать им свои наблюдения из разных стран. Далее на этом сайте уточняют, удостоверяют и распространяют верные данные.

Совпадение видения фазы луны 16 июля, в четверг, возможно в некоторых странах на западе (Африки), таких как Судан, Мавритания.

Что касается вечера пятницы 17 июля, то есть возможность с легкостью увидеть фазу луны невооруженным глазом в большинстве арабских государств, а также в государствах, находящихся на востоке. В России, и в частности в Дагестане, увидеть луну невозможно, кроме как вечером с пятницы на субботу. На территории Дагестана новолуние происходит в 4:26 утра, а заход состоится за 4 минуты до захода солнца, т.е. заход луны в 19:27, а солнца – в 19:23. Соответственно, пятница, 17 июля, будет 30 днем месяца Рамадан, а суббота – 18 июля объявляется праздником Ураза-Байрам.

Магомед Абдурахманов и коллегия наблюдателей

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

12 месяцев лунного исламского календаря

Календарный месяц (солнечный), насчитывающий 30-31 день, не соответствует никаким периодическим процессам, происходящим в природе. В исламском календаре используется лунный месяц. Это естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции.

Названия лунных месяцев исламского календаря

Аль—Мухаррам ( المُحَرّم )

Первый месяц исламского календаря. Один из запретных месяцев в исламе. Название «аль-мухаррам» переводится с арабского языка как «запретный». Так его прозвали, потому что арабы до ислама запрещали сражения в течение этого месяца. Этот месяц также считается запретным и в исламе.

Сафар ( صَفَر )

Этимология названия месяца сафар возвращается к глаголу «быть пустым». Так этот месяц был прозван потому, что в это время дома арабов были пустыми, так как они выходили в завоевательные походы.

Рабиуни-ль авваль ( رَبِيعٌ الأول )

Месяц назван так от арабского слова «иртибаъ». Оно означает весеннюю остановку в доме.

Рабиуни—ль ахир ( ربيعُ الآخر )

Этимология этого слова возвращается к той же, что и месяца рабиуни-ль ахир.

Джумада—ль уля ( جُمادَى الأولى )

Так месяц прозван от арабского глагола «становится твердым». Видимо, в этот месяц из-за мороза замерзала вода.

Джумада—ль ахира ( جُمادى الآخرة )

Этимология этого слова возвращается к той же, что и месяца джумада-ль уля.

Раджаб ( رجب )

Один из запретных месяцев, в котором арабы не выходи на военные походы и готовились к следующим месяцам.

Шаабан ( شعبان )

Этимология слова «шаабан» возвращается к глаголу «разделять», потому что этот месяц разделяет между месяцами раджаб и рамадан.

Рамадан ( رَمضَان )

Пожалуй, самый известный исламский месяц как для мусульман, так и для немусульман. Месяц поста, месяц милости Аллаха и прощения грехов, месяц, в котором был ниспослал священный Коран.

Читайте также:  Как быстро движется луна вокруг земли

Шавваль ( شوال )

Первый день месяца шавваль является одним из двух исламских праздников – Ид-уль фитр (ураза байрам), который ознаменовывает собой окончание поста.

Зу-ль каада ( ذو القعدة )

Месяц прозван так, потому что арабы в этом месяце не выходили в военные походы и находились дома. Зу-ль каада является одним из запретных месяцев.

Зу-ль хиджа ( ذو الحجة )

Это месяц паломничества в Мекку. В 10 день месяца зу-ль хиджа мусульманами празднуется праздник Ид аль-адха (курбан байрам). Зу-ль хиджа также является одним из запретных месяцев.

Зачастую мусульмане, не владеющие арабским языком, сталкиваются с проблемой определения начала и конца лунных месяцев. Постараемся пролить свет на мусульманский календарь, сравнив с привычным для нас григорианским календарем, по которому живут в нашей стране. Итак, обычный год по солнечному календарю содержит в себе 365 (366) дней, где «солнечные» же месяцы состоят из 30-31 дня, за исключением февраля. Лунный же месяц состоит из 29 или же 30 дней и это связано с фазами луны. Соответственно, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 – 11 дней вперед. Спутник Земли движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому принято определять начало месяцев с появлением новой Луны.

Источник

Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь

Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь

21 июля 1969 года Аполлон 11 приземлился на лунную поверхность и Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну и произнесшим фразу, ставшую впоследствии знаменитой – «That’s one small step for man, one giant leap for mankind»[1]. Однако, задолго до этого ближайший космический сосед Земли уже ассоциировался с именами выдающихся мусульманских деятелей. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги «1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию».

Для мусульман Луна является важным небесным телом потому, что они исчисляют дату по хиджре[2], взяв за основу лунный календарь, связанный с циклами луны. В лунном календаре продолжительность месяца может составлять от 29 до 30 дней, а года – от 354 до 355 дней. Лунный год кругом обходит все сезоны солнечного года в течение 33 лет. В этом и его несоответствие солнечному календарю, привязанному к временам года, где месяц колеблется от 28 до 31 дней, а год – от 365 до 366.

Христиане и иудеи в свое время устранили данное несоответствие, применив метод древнегреческого астронома Метона Афинского. Около 430 года до н.э. Метон разработал 19-летний лунный цикл, состоящий из двенадцати лет с 12 лунными месяцами и семи лет с 13 лунными месяцами. Периодически к лунному календарю добавляется тринадцатый месяц, и таким образом лунный календарь приводится в соответствии с временами года.

Арабы до принятия Ислама тоже использовали этот метод. Однако, после нисхождения 37-го аята суры «Покаяние», где Всевышний Аллах упрекает недобросовестных язычников за добавление тринадцатого месяца, тем самым перенося запретные месяцы по своему усмотрению, мусульмане стали строго придерживаться лунного календаря. А когда к власти пришел второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, правивший десять лет с 634 г., то в качестве отправной точки летоисчисления лунного календаря он предложил использовать дату переселения первых мусульман из Мекки в Медину, то есть хиджру. Календарь по хиджре используется мусульманами и по сей день.

Лунный календарь по хиджре строго следует лунному циклу. Лунный год короче солнечного на 11 дней и месяц поста Рамадан, например, путешествует по сезонам. Передвигаясь каждый год на 11 дней назад, Рамадан приходится на одни и те же даты солнечного календаря каждые 33 года.

Рамадан, как и другие месяцы лунного календаря, начинается с обозрением новолуния, и никто кроме Аллаха точно не знает о наступлении следующего календарного месяца, пока в ночном небе не взойдет новый полумесяц.

Для астрономов и математиков-мусульман прогнозирование обозримости новой луны стало вопросом, требующим решения. И хотя геоцентрическая теория движения тел Птолемея подходила для объяснения рождения новой луны (не обозримой в небосводе), она рассматривала движение Луны лишь в рамках эклиптики, и не позволяла прогнозировать обозримость новой луны.

Мусульмане осознали, что для прогноза видимости новой луны необходимо изучить ее движение с учетом угла наклона к горизонту, а решение этой задачи требовало знания сферической геометрии, т.е. раздела геометрии, изучающего геометрические фигуры на поверхности сферы. Первым человеком, разработавшим сферическую геометрию, впоследствии активно применявшуюся в астрономических исследованиях, был аль-Кинди – ученый 9 века из Багдада.

Луна и ее роль в летоисчислении мусульман. Лунный календарь

Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны

Сферическая геометрия также требуется мусульманам для определения Киблы, т.е. направления в сторону Мекки, необходимого для совершения молитвы. Мечети располагаются по направлению к Мекке, и первым, кто разработал систему определения направления к Кибле из любой точки Земли был аль-Бируни.

Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времени, и его иногда называют Леонардо да Винчи тех дней. Что касается Луны, он описал ее затмение от 24 мая 997 года, находясь в городе Кяте (ныне г. Бируни на территории современного Узбекистана). Это событие наблюдалось и в Багдаде, и Бируни заранее договорился с багдадским коллегой Абу аль-Вафой аль-Бузжани[3], что тот также произведет наблюдения, но из своего города. Когда они сравнили разницу во времени, то на основе ее рассчитали разницу долготы между городами.

Наблюдение за луной считалось серьезным делом. Как в наши дни, так и тогда Луна завораживала умы, ведь расчеты за ее движениям указывали на то, что и на небесах установлен божественный порядок. А на основе наблюдений за Луной построен мусульманский календарь, которым пользуются уже более 1400 лет.

[1] Пер. англ. Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.

[2] Хиджра – переселение Посланника Аллаха Мухаммада (с.а.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину. Именно эта дата стала отправной точкой отсчета летоисчисления мусульман, а за первый месяц календаря был принят месяц Мухаррам лунного календаря. Всего таких месяцев двенадцать: Мухаррам, Сафар, Рабии уль-Авваль, Рабии уль-Ахир, Джумаада аль-Ууля, Джумаада аль-Ахир, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шавваль, Зуль-Када, Зуль-Хиджа.

[3] Абу аль-Вафа Мухаммад аль-Бузджани – мусульманский математик и астроном, жил и работал в Каире, а в 975 г. переехал в Багдад, где и жил до конца своей жизни. Он открыл третье неравенство движения Луны, называемое вариацией Луны. Суть данного неравенства сводится к тому, что Луна движется наиболее быстро будучи новой или полной, а наиболее медленно в ее второй и третьей четверти. О первом и втором неравенстве писал еще Птолемей. А вот третье неравенство приписывают датскому астроному Тихо Браге, «переоткрывшему» данный закон в 1580-м году, через 6 веков после аль-Бузджани.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector