Меню

Пейзаж космоса 6 класс

Урок музыки в 6 классе «Космический пейзаж»
план-конспект урока (6 класс)

Привлечь учащихся к космической музыке.Через музыку познать восприятие Вселенной.

Скачать:

Вложение Размер
Урок музыки в 6 классе «Космический пейзаж» 524.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Тема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Космический пейзаж»

Художественное название урока: «Быть может,вся природа мозаика цветов?».

Вид урока: урок- путешествие

Познакомить обучающихся с миром космических образов через произведения Ч.Айвза и Э. Артемьева .

Проблемный вопрос урока:

— Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

Познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);

Учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.

2)Развивающая: Развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; .

3)Воспитательная: Пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству);

бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.

Планируемые результаты УУД:

Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; воспитание у школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру;

Метапредметные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения,осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления. Рассмотреть интонационную природу музыкальных образов на примере произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж»;

-дать определение понятий «диссонанс», «консонанс»;

— вспомнить понятие «музыкальный тембр»;

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая.

Техническое оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Музыкальный материал: «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж»).Пьеса для камерного оркестра Ч.Айвз,«Мозаика». Пьеса для синтезатора
Э. Артемьев .

Репродукции картин: «Геометрическая фантазия»А.Фоменко,«Нераздельная Мудрость Хранения»Е.Горовецкий,«Солнечная корона» Е.Леонов.

Ресурсы урока: портреты композиторов, раздаточный материал (таблицы для анализа, иллюстрации, презентация).

Методы : словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ, беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога, технология проблемного обучения; технология деятельностного подхода, хоровое исполнение песни.

1.Организационный момент. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствие. «Здравствуйте дорогие дети».

2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. Создание благожелательной атмосферы урока , нацеленности на работу, учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Например: Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

Учитель демонстрационным или аудио материалом подводит к теме урока. Потом учащиеся должны определить цель урока.

Раскрытие общей задачи урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Вам должна подсказать музыка , под которую мы вошли в класс и эпиграф урока:

« В песчинке целый Мир найти,

И Небеса — в цветке лесном.

В ладони Космос уместить,

И Век — в мгновении одном».

Ученики: О космосе.

Учитель: Называется тема урока

Ученики: « Космический пейзаж»

Проблемный вопрос урока:

— Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

3. Актуализация знаний.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Г. Свиридов). Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами.

Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.

Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит ,какие?

Ученики : Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…

Учитель: Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:

-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?

Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент? (видео)

Ученики: «Гостья из будущего»

Учитель: : В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

— В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?

Ученики : 1961г , космонавт — Юрий Гагарин.

Учитель: Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.

Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.

Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов человека в космическое пространство.

Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?

Учитель: Что мы называем Вселенной?

Ученики: Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.

Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

4.Первичное усвоение новых знаний. Ознакомление с творчеством американского композитора Ч.Айвза.

— Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.

Американский композитор Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной .

Один из них – это чистый фон струнных , составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз:«Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы , которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты , подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.

— Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?

— В заключительном варианте композитор назвал своё сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему

Слушание фрагмента «Космический пейзаж»

Анализ прослушанной музыки (ответы детей)

первый — образ неизвестной планеты( струнные инструменты)

второй — образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты)

У трубы — повторяющаяся интонация вопросительного характера.

«Космический пейзаж» Ч. Айвза

ПЕРВЫЙ – ГЕРОЙ величественный и гордый, образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной реальностью.

ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.

Деревянные духовые инструменты (4 флейты)

Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос»

— Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?

— Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?

— Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)

В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».

-Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)
Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.

Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.

— Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)

Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна…»

Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).

(на доску прикрепляется портрет) .

Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).

Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)

Синтезатор АНС был назван в честь РУССКОГО КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКРЯБИНА.

Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным , первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор . Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.

В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.

Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».

Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».

В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:

— Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?

-Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?

— Какие звуковые эффекты использует композитор?

— Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?

— Какую техническую задачу решает композитор?

СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева

«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева

Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной

Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира

Гулы, шумы, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха

ТЕМБРЫ голосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки

Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов

ВЫВОД : Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.

5.Физкультминутка под музыку «Спейс».

Активизировать мыслительную функцию,активизировать двигательную активность на уроке

Упражнения по восстановлению дыхания.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Исполнение песни : « Мы дети Галактики»

7. Первичное закрепление урока:

Творческая работа в группах:

О,Космос ты мечта людей!

2.Работа в группах. Рисование на воде «Эбру».

3.Работа по карточкам.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности .(учитель предлагает задания на выбор) .Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения писателей, художников о космосе.

ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразна космическая музыка,ответили на проблемный вопрос урока.

Учитель: Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.

Произведения каких композиторов мы слушали?

Ученики : (Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)

Учитель :Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)

В чём сходство и отличие этих произведений ?

Ученики: ( СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа;

ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза — оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)

Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения?

Ученики: (Синтезатор АНС)

Учитель:В честь какого русского композитора был назван этот инструмент?

Ученики : (Александр Николаевич Скрябин)

Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.

7.1.Что вы нового узнали на этом уроке?

7.2.Какое открытие сделали для себя?

7.3.Что было интересно на уроке?

10.Оценивание учащихся. (дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Учитель консультирует, обосновывает оценки.

Источник

Читайте также:  Изо 3 класс рисовать космос
Adblock
detector