Пьеса прокофьева шествие солнца
Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 4 трубы (труба-пикколо, труба-альт), 5-я труба ad libitum, 8 валторн, 4 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, ксилофон, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.
История создания
В июне 1914 года Прокофьев, только что окончивший консерваторию по классу фортепиано и эпатировавший публику на выпускном экзамене дерзкими звучаниями своего Первого фортепианного концерта, который тут же был кем-то назван «футбольным», поехал в Лондон. Там он познакомился с Сергеем Дягилевым. Организатор знаменитых «Русских сезонов» к тому времени прославился рядом сенсационных постановок, в том числе — балетов Стравинского, и публика ожидала от него новых сенсаций. Дягилев решил, что молодой композитор, уже заслуживший репутацию музыкального хулигана, вполне подойдет для этой цели, и заказал ему балет на древнерусский сюжет, сказочный или исторический. Сам факт такого заказа был весьма лестным, так как являлся свидетельством европейского признания Прокофьева.
Вернувшись в Петербург, композитор обратился к молодому поэту Сергею Городецкому (1884—1967). «Городецкий откопал несколько удачных скифских образов, но драматургическая выдумка ему не давалась, и лишь после многих встреч мы кое-как сколотили сюжет, который озаглавили «Ала и Лоллий», — вспоминал композитор. — По мере поступления материала я немедленно писал музыку». В письме к своему другу композитору Н. Мясковскому он сообщал: «Если Городецкий пришлет мне хорошее либретто, общие принципы которого мы совместно обсудили, то я балет напишу, и весьма заковыристый». Краткое содержание балета таково: древние славяне поклоняются добрым силам — богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Их коварный враг Чужбог с помощью диких и злых чудовищ хочет похитить Алу, но на ее защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, но в решающую минуту появляется Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами.
Дягилев, заказывая музыку Прокофьеву, рассчитывал на тот же «успех скандала» у пресыщенной парижской публики, который сопутствовал спектаклям «Весны священной». Однако то, что представил композитор, его не устроило: он счел музыку малоинтересной, а сюжет слишком надуманным. Возможно, и музыка показалась ему слишком «заковыристой». В 1915 году, несмотря на все трудности передвижения по охваченной войной Европе, Прокофьев отправился в Италию, где находился Дягилев, чтобы попытаться все же с ним договориться. Но получил окончательный отказ. После этого композитор решил переработать балет в сюиту: «. Я пересмотрел эскизы «Алы и Лоллия» и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд. Эту музыку удалось распланировать так, что образовалась четырехчастная сюита, в которой материал расположился приблизительно в том же порядке, как и в несостоявшемся балете. Инструментовкой я владел уже в достаточной мере, чтобы взяться за большой оркестр и постараться выполнить ряд замыслов. Зилоти пригласил меня продирижировать «Скифской сюитой». »
Премьера нового сочинения Прокофьева под его управлением состоялась 16 (29) января 1916 года в Петрограде и вызвала настоящую бурю. Журнал «Музыка» охарактеризовал концерт как «скандал в благородном семействе». Глазунов ушел, не дослушав сюиту до конца, оркестранты роптали. Однако Зилоти остался доволен и музыкой и произведенным ею впечатлением.
Музыка
Первая часть — «Поклонение Велесу и Але». Это грандиозная оркестровая фреска с нарочито грубыми звучаниями, постоянным использованием tutti, пронизанная жестким ритмом. Взвизги деревянных духовых, среди которых выделяются резким тембром флейта-пикколо и кларнет-пикколо, глиссандо арф и фортепиано, непрерывные тремоло ударных, угловатые скачки у труб и струнных — все создает картину дикую, буйную, тяжеловесную. Далее появляются «втаптывающие», резко диссонирующие аккорды у медных и струнных инструментов на фоне все того же неистового движения. Средний эпизод более прозрачен и светел, в тихих динамических градациях. Это образ Алы, рисуемый изящной мелодией флейты. Сопровождение ее челестой, арфой, фортепиано и лишь отдельными звуками струнных — тянущимися с сурдиной у альтов и пиццикато виолончелей — придает особый фантастический колорит.
Вторая часть — «Чужбог и пляска нечисти» — истинная вакханалия, исполненная стихийной мощи, покоряющая бешеной энергией. Отдельные мелодические попевки-возгласы построены на решительных квартовых интонациях с пунктирным ритмом. Переменность метра при общем непрерывном движении подчеркивает неукротимость разбушевавшихся злых сил. Вместе с тем в нарочито грозных интонациях проскальзывают элементы насмешки, как будто автор относится с иронией к рисуемому образу.
Третья часть — «Ночь» — создает картину, ярко контрастную предшествующим. Это тонкий оркестровый ноктюрн. Дрожит трель скрипок с сурдинами, передавая трепет ночного воздуха, тихи и нежны звуки арф, красочные аккорды челесты. Оркестровка прозрачна. Но постепенно прибавляются все новые инструменты, растет звучность, доходя до мощного фортиссимо в tutti, и постепенно спадает, возвращаясь к начальному образу.
Финал — «Поход Лоллия и шествие солнца» — начинается как бы исподволь, тихими крадущимися звучаниями низких деревянных и струнных инструментов. Далее появляются красочные блики-аккорды, звучность усиливается, движение ускоряется. Разворачивается неистовая красочная картина, которую академик Б. Асафьев определяет как «буйную волю, жажду жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Завершение ее живописует восход солнца-Велеса, торжествующего победу.
Источник
Презентация » Мир Прокофьева»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выдающийся советский композитор, блестящий пианист, дирижер,Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Донецкой области. Сергей Прокофьев начал заниматься музыкой с самых ранних лет благодаря вниманию и поддержке матери — талантливой пианистки. В шесть лет он уже сочинял музыку.
В 13 лет Сергей Прокофьев сумел поступить в Петербургскую консерваторию. «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен,» — вспоминал композитор в своих дневниках.
В 1918 году Прокофьев надолго уехал за границу — гастролировал в США, Японии, Франции, но всегда мечтал о возвращении домой. «Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни — мои песни». В 1933 году Прокофьев окончательно вернулся в Россию.
Симфоническая сказка о бесстрашном пионере «Петя и волк».( видео)
Одно из лучших произведений Прокофьева — балет «Ромео и Джульетта».
ПОДБЕРИТЕ СЛОВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ МУЗЫЕАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ИЗ БАЛЕТА С. ПРОКОФЬЕВА « РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»». невесомо мечтательно легко игриво напевно светло полетно беззаботно
Кантата «Александр Невский» для оркестра, хора и солистки.
ПОДБЕРИТЕ СЛОВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОР «ВСТАВАЙТЕ,ЛЮДИ РУССКИЕ». сильно мужественно гордо твердо с достоинством отважно уверенно решительно
Балет « Золушка» (видео)
ПОДБЕРИТЕ СЛОВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВАЛЬС ИЗ БАЛЕТА С. ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА» танцевально ярко мечтательно напевно взволнованно окрыленно полетно обеспокоенно
Послушайте музыкальную картину С. Прокофьева « Шествие солнца». В чем необычность этой зарисовки?
Сергей Сергеевич Прокофьев был великолепным пианистом, прославленным исполнителем своей музыки.
ИТОГ УРОКА С творчеством какого композитора познакомились? Назовите произведения, которые слушали на уроке.
Номер материала: ДБ-429207
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Принят закон о зачислении в одну школу братьев и сестер независимо от их прописки
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1579)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (302)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (58)
- Органная (41)
- Композиторы (1519)
- Музыкальные жанры и формы (731)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (382)
- Певцы (363)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (249)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (207)
- Музыкальная культура народов мира (166)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (114)
- Музыкальный словарь (104)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
С. С. Прокофьев — Ала и Лоллий. Скифская сюита
liudmila_leto все записи автора К 125-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева.
1891 — 1953
12 апреля в Концертном зале радио «Орфей» прозвучала скифская сюита «Ала и Лоллий»С.С. Прокофьева.
Я слушала эту сюиту и была потрясена силой и мощью музыки.
Предлагаю и вам, друзья мои, послушать это произведение.
Музыку балета «Ала и Лоллий», превращенную в Скифскую сюиту для большого оркестра в 4 частях, ор. 20, Сергей Прокофьев сочинил в 1914–1915 годах.
Идея балета возникла после поездки композитора в 1914 году в Лондон на гастроли балетной труппы С. Дягилева. По возвращении в Петербург музыкальный критик В. Каратыгин познакомил Прокофьева с поэтом-акмеистом Сергеем Городецким, предложившим либретто на основе древнеславянских мифологических образов, частично использованных в его книге «Ярь». В либретто действовали персонажи со стилизованными в духе славянского язычества именами: деревянная идолица Ала, намеревающийся похитить ее Чужбог, защищающий Алу и гибнущий в неравной схватке скифский богатырь Лоллий и всемогущий бог солнца Велес (это имя заимствовано из мифологии), поражающий своими лучами Чужбога.
00:09 Поклонение Велесу и Але
07:39 Чужбог и пляска нечисти
11:10 Ночь
17:21 Поход Лоллия и шествие Солнца
Краткое содержание балета таково: древние славяне поклоняются добрым силам — богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Их коварный враг Чужбог с помощью диких и злых чудовищ хочет похитить Алу, но на ее защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбогом ему грозит гибель, но в решающую минуту появляется Велес и поражает Чужбога своими испепеляющими лучами.
Клавир балета был вчерне закончен к концу зимы 1915 года и тогда же проигран сподвижникам и друзьям Дягилева В. Нувелю и А. Нуроку, с сомнением отнесшимся к получившейся музыке. После личной встречи в Италии композитора с Дягилевым балет был отложен в сторону. Однако летом 1915 года Прокофьев вернулся к эскизам балета «и нашел, что если выбросить ряд малоинтересных кусков, останется музыка, которую не стоит класть под спуд». Так возникла четырехчастная Скифская сюита, вобравшая в себя основной материал «Алы и Лоллия», расположенный в том же порядке, что и в четырех картинах предполагавшегося балета. Сочинением сюиты Прокофьев положил начало своей традиции изготавливать симфонические сюиты на материале сочиненных им опер, балетов и партитур для драматического театра.
Премьера Скифской сюиты состоялась в Петербурге, на седьмом абонементном концерте А. Зилоти в зале Мариинского театра 16 января 1916 года. Дирижировал автор. Исполнение сюиты вызвало шумный и противоречивый отклик — бурные протесты наряду с одобрительными аплодисментами. «Попытки к обструкции» наблюдались и со стороны оркестрантов во время репетиций (в исполнении участвовали 140 человек). Второе исполнение (Зилоти поставил сюиту на начало нового концертного сезона, в концерт 29 октября 1916 года) прошло гораздо более удачно для автора, хотя и не менее шумно. Сюита встретила поддержку у ряда критиков, в частности у В. Каратыгина и Б. Асафьева.
СКИФСКАЯ СЮИТА.Соч. 20
00:03 Поклонение Велесу и Але
07:07 Чужбог и пляска нечисти
10:17 Ночь
15:46 Поход Лоллия и шествие Солнца
Первая часть сюиты— «Поклонение Велесу и Але». Это грандиозная оркестровая фреска с нарочито грубыми звучаниями, пронизанная жестким ритмом. Взвизги деревянных духовых, среди которых выделяются резким тембром флейта-пикколо и кларнет-пикколо, глиссандо арф и фортепиано, непрерывные тремоло ударных, угловатые скачки у труб и струнных — все создает картину дикую, буйную, тяжеловесную. Далее появляются «втаптывающие», резко диссонирующие аккорды у медных и струнных инструментов на фоне все того же неистового движения. Средний эпизод более прозрачен и светел, в тихих динамических градациях. Это образ Алы, рисуемый изящной мелодией флейты. Сопровождение ее челестой, арфой, фортепиано и лишь отдельными звуками струнных — тянущимися с сурдиной у альтов и пиццикато виолончелей — придает особый фантастический колорит.
Вторая часть сюиты — «Чужбог и пляска нечисти» — истинная вакханалия, исполненная стихийной мощи, покоряющая бешеной энергией, подчеркивающей неукротимость разбушевавшихся злых сил. Вместе с тем в нарочито грозных интонациях проскальзывают элементы насмешки, как будто автор относится с иронией к рисуемому образу.
Третья часть сюиты — «Ночь» — создает картину, ярко контрастную предшествующим. Это тонкий оркестровый ноктюрн. Дрожит трель скрипок с сурдинами, передавая трепет ночного воздуха, тихи и нежны звуки арф, красочные аккорды челесты. Оркестровка прозрачна. Но постепенно прибавляются все новые инструменты, растет звучность, доходя до мощного фортиссимо в tutti, и постепенно спадает, возвращаясь к начальному образу.
Финал сюиты — «Поход Лоллия и шествие солнца» — начинается как бы исподволь, тихими крадущимися звучаниями низких деревянных и струнных инструментов. Далее появляются красочные блики-аккорды, звучность усиливается, движение ускоряется. Разворачивается неистовая красочная картина, которую академик Б. Асафьев определяет как «буйную волю, жажду жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Завершение ее живописует восход солнца-Велеса, торжествующего победу.
текст-Л. Михеева
Скифская сюита — одно из самых сложных и эпатирующих крупных сочинений молодого Прокофьева.
Оно и по сей день остается в числе «экстремальных» произведений оркестровой классики ХХ века.
Eщё сообщения о творчестве С.С.Прокофьева-
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Композиторы Балет |
Метки: сюита Прокофьев
Процитировано 5 раз
Понравилось: 6 пользователям
Источник