Интересные факты о первом полете человека в космос
Юрий Гагарин навсегда вписал свое имя в исторические хроники как человек, первым увидевший нашу планету из космоса. Старт корабля «Восток-1» состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени 12 апреля 1961 года. После этого 12 апреля традиционно празднуют День космонавтики. После первого полета человека в космос, сопровождавшегося проблемами как при подготовке, так и во время выполнения, Юрий Гагарин обрел всемирную славу и побывал с официальными визитами более чем в 30 зарубежных странах. Во многих местах мира населенные пункты и улицы были названы в честь выдающегося советского космонавта. Сегодня герою по-настоящему планетарного масштаба исполнилось бы 85 лет.
Юрий Алексеевич Гагарин
Вспоминаем самые яркие и интересные события из истории подготовки и выполнения первой отправки человека в космос.
Отбор в космонавты
Кондитдаты на первый полет.
В отбор на звание первого космонавта помимо Гагарина попали еще 19 претендентов. Все они были очень опытными летчиками реактивных истребителей. В окончательном списке оказалось три кандидатуры: Герман Титов, Юрий Гаранин и Григорий Нелюбов. Юрий Гагарин был выбран из их числа почти случайно. Титов был подготовлен гораздо лучше Гагарина, однако выбор последнего был обусловлен политическими причинами: Гагарина считали «настоящим русским парнем», его описывали как простого и открытого человека. Таким образом, немалую роль в выборе кандидата сыграла харизма человека. Титов и Нелюбов были выбраны в качестве дублеров Гагарина и именно они сопровождали его до космического корабля.
Прощальное письмо Гагарина
Юрий Гагарин с Супргуой
За два дня до полета Гагарин написал прощальной прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа:
«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами.
Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина.
Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать.
Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г.»
Первый запуск оказался успешным. Письмо тогда не потребовалось. Его передадут жене первого космонавта Земли через 7 лет, после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб Гагарин.
Перед первой отправкой Гагарина в космос было записано три обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое записал сам Гагарин, остальные два – Титов и Нелюбов. Три вида информационных сообщений подготовило и агентство ТАСС. В одном говорилось о первом успешном полете человека в космос, второе было написано на случай неудачной посадки космонавта, третьем сообщалось о катастрофе. Последние два сообщения в этом случае также, к счастью, оказались невостребованными.
Миссия первого космического пелета
Посадка в космический корабль
Тем не менее подготовка перового полета человека в космос велась буквально со скрипом. СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить человека в околоземное пространство, поэтому во многих вопросах подготовки страна шла на очень большой риск. Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Такая спешка – стать первым – даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта.
Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного. В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. Но на этом все проблемы не решились.
Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата. Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке. После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали.
Хладнокровие космонавтов
Гагарин почти на всех фотографиях улыбался
Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме. Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости. Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась. На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код.
Проблемы при посадке
Обгоревная посадочная капсула
О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».
На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни. Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета.
Возвращение из космоса
Капсула, которая только что вернулась на Землю
На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры (3-5 тысяч градусов) в плотных слоях атмосферы. К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
Нехватка кислорода для космонавта
Не самое удобное рабочее место космонавта
Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка.
Посадка первого космонавта также могла закончится трагично. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, кислород в герметичный скафандр Гагарина стал подаваться не сразу. Проблема оказалась в клапане подаче воздуха. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки. Был риск, что Гагарин упадет в воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка. С помощью парашютных строп он ушел от реки и приземлился в 2 километрах от берега.
Шнурки Гагарин
Стать настоящего космонавта. Первого посланника человечества в Космос
Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. Все решил в последний момент Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18.
В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, журналисты. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта. Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Передача транслируется в прямой телеэфир. За ним смотрят миллионы людей. А тут – шнурок развязался!
Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Советского героя космоса подвели подтяжки для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.
Имитация
Знаменитые кадры съемки переговоров между находящимся в кабине корабля «Восток-1» Юрием Гагариным и главным конструктором советской космической отрасли Сергеем Королёвым были имитацией. Ее подготовили многим позже с момента первого полета человека в космос. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – во время реально запуска Гагарина людям было реально не до каких-то съемок. Уже позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторить для видео те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен. Там публикуются материалы, которые не попадают на сайт.
Источник
Люди начали интересоваться космосом 100 тысяч лет назад. Что им было известно?
По мнению австралийских ученых, люди начали интересоваться космосом примерно 100 тысяч лет назад. Интерес к звездному небу возник задолго до того, как первые представители вида Homo sapiens покинули территорию Африки и распространились по всему остальному миру. Исследователи пришли к такому выводу потому, что во многих древних писаниях рассказывается одна и та же легенда о звездном скоплении Плеяды. Оно находится относительно близко к Земле, поэтому шесть звезд из этого скопления можно разглядеть невооруженным глазом даже в городских условиях. Только вот в легендах это скопление называется «Семь сестер». Возникает вопрос — почему семь, тогда как на небе видно только шесть объектов? Это очень интересная история, поэтому давайте рассмотрим ее подробнее.
Разумеется, сначала люди связывали звезды с легендами
Звездное скопление Плеяды
Звездное скопление — это группа звезд, которая образовалась из одного молекулярного облака. В группу может входить по несколько тысяч звезд. В нашей галактике Млечный путь насчитывается около 1100 рассеянных скоплений. А скопление Плеяды расположено в созвездии Тельца. В нее тоже входит несколько тысяч светил, но невооруженным глазом видно только шесть. Это скопление можно увидеть практически из любой точки нашей планеты, за исключением Антарктиды. Лучше всего за этими светилами наблюдать в ноябре, потому что в это время они видны на протяжении всей ночи.
Звезды Плеяды расположены справа сверху
Некоторые астрономы уверены, что в скопление Плеяды входит около 3000 звезд. Однако, на данный момент учеными официально открыто только 1200 из них. Это связано с тем, что большинство звезд очень тусклые и существующие сегодня телескопы попросту не могут их обнаружить. Одними из них могут быть слабо светящие коричневые карлики — по мнению ученых, они составляют целых 25% звездного скопления. Возраст скопления Плеяды оценивается в 115 миллионов лет, то есть оно в 50 раз моложе Солнца.
Легенды о Плеяде
В древней Греции считалось, что Плеядами являются семь дочерей титана Атласа, который держит на плечах небесный свод. По легенде, за ними охотился похотливый Орион, поэтому девушки превратились в звезд и спрятались на небе. Но одна из них влюбилась в обычного человека и была вынуждена покинуть небо. Получается, что изначально в группе было семь звезд, но со временем люди стали видеть только шесть. Потому что одна из девушек, как и говорилось выше, покинула своих сестер и вернулась на землю.
Чтобы увидеть все звезды Плеяды, нужен телескоп
Легенда о скоплении Плеяды примерно так же звучит и у других народов. Коренные жители Австралии тоже говорили, что на небе видна компания девушек, а рядом с ними находится пылающий страстью мужчина, то есть, охотник Орион. И даже в их легенде говорится, что изначально девушек было семь, а потом их стало шесть. Похожие рассказы были и у древних народов Европы, Африки и других стран. Возникает вопрос — как живущие в совершенно разных частях Земли группы людей смогли сочинить одинаковые истории? Ведь в те времена никаких средств общения на расстоянии не существовало.
История изучения космоса
В поисках ответа на этот вопрос, ученые попробовали воссоздать, как выглядело звездное небо 100 тысяч лет назад. Оказалось, что в те времена входящие в скопление Плеяды звезды Плейона и Атлас располагались чуть дальше друг от друга. Поэтому древние люди видели в скоплении семь звезд. Со временем они приблизились друг к другу настолько, что люди начали видеть в скоплении только шесть звезд. Исходя из этого австралийские ученые предположили, что легенды о скоплении Плеяды были придуманы сотни тысяч лет назад во времена, когда первые представители вида Homo sapiens еще не покинули Африку. Но потом они начали распространяться по планете, вместе со своей легендой. Правда часть про исчезнувшую девушку появилась только когда две звезды стали слишком близки.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!
В том, что скопление плеяды известно людям очень давно, не возникает особых сомнений. Дело в том, что изображающий его рисунок был обнаружен в пещере Ласко, которое расположено во Франции. Там есть множество наскальных рисунков, которые были созданы пещерными людьми. По оценкам ученых, они были нарисованы 15—18 тысяч лет назад. Но это не значит, что люди начали интересоваться космосом именно в это время. Должно быть, это произошло еще раньше, просто наскальные рисунки были созданы гораздо позже этого важнейшего события.
Рисунки на стенах пещеры Ласко
Получается, что космос начал интересовать людей в очень давние времена. Со временем появились телескопы и прочие приборы, которые еще больше расширили представление человечества о Вселенной. И все это привело к тому, что мы наконец-то убедились, что Земля имеет круглую форму. Во второй половине XX века люди впервые полетели в космос, а на данный момент мы уже планируем переселиться на другие планеты. Самым пригодным для этого кажется Марс. Впрочем, с пилотируемым полетом на эту планету придется повременить. И вот почему.
Источник