Первая мягкая посадка луну
В 1965 году заводу им. С.А. Лавочкина (сегодня — Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина, входит в периметр Госкорпорации «Роскосмос») по инициативе Сергея Павловича Королева была передана одна из тематик, которой занималось возглавляемое им КБ — тематика исследования дальнего космоса. Благодаря усилиям главного конструктора Георгия Николаевича Бабакина, с чьим именем связаны многие светлые и знаменательные страницы отечественной космонавтики, коллектив предприятия быстро освоил специфику новой техники и в течение последующих двух лет осуществил доработку и завершил лётные испытания станций «Луна», «Венера» и «Марс».
«Первой ласточкой» для НПО Лавочкина, как космического предприятия, стала автоматическая станция «Луна-9». К тому времени ни одному из отечественных или американских КА не удавалось завершить свою экспедицию мягким прилунением.
3 февраля 1966 года автоматическая лунная станция впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность Луны на западном крае Океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий. Активное функционирование станции «Луна-9» составило 46 часов 58 минут. В течение этого времени было проведено 7 сеансов радиосвязи общей продолжительностью свыше 8 часов для передачи научной информации. Первые в мире фототелевизионные изображения поверхности Луны с места посадки передавались при различных условиях освещённости. Панорамы лунной поверхности дали возможность изучить микрорельеф лунного грунта, определить размеры и форму камней, впадин. Программа научных наблюдений была выполнена полностью.
В ходе работы автоматической станции «Луна-9» были зарегистрированы мировые приоритетные научно-технические достижения: мягкая посадка автоматической станции на поверхность Луны, передача первой в истории круговой фотопанорамы лунной поверхности в районе посадки станции и проведение исследований и измерений с помощью научных приборов космического аппарата. Телевизионные панорамы участка лунной поверхности учеными всего мира были признаны «Панорамами века».
Информация о характеристиках лунного грунта, полученная в первых лунных экспедициях, внесла существенные коррективы в подготовку новых технических средств для следующего этапа изучения Луны: в разработку самоходного исследовательского зонда — лунохода. Грунт оказался достаточно твердым, слой пыли — небольшим. Поэтому конструкторы пересмотрели проект шасси лунохода, отказавшись от гусениц в пользу восьми ведущих колес. Осенью 1966 года переработанный эскизный проект лунохода был утвержден Георгием Николаевичем Бабакиным. Началась конструкторская проработка следующих аппаратов.
В решении новых вопросов науки и техники всегда труднее всего сделать первый шаг, когда многое не изведано. Успешная мягкая посадка космического аппарата на другое небесное тело и проведение первых исследований в месте посадки открыли качественно новый этап для межпланетных полетов и познания человеком мира за границами земной атмосферы.
Источник
Этот день в истории: 1966 год — первая мягкая посадка на Луну
3 февраля 1966 года советская автоматическая межпланетная станция «Луна-9» впервые в истории освоения космоса совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю первые телепанорамы лунной поверхности. Продолжительность активного существования автоматической лунной станции (АЛС) на поверхности Луны составила 75 часов.
До станции «Луна-9» было совершено более десятка неудачных попыток посадки на Луну по программе Е-6, в рамках которой в ОКБ-1 (СССР) проводились работы по мягкой посадке автоматической межпланетной станции на спутник Земли. В 1965 году по инициативе С.П. Королёва вся тематика АЛС была передана в КБ им. Лавочкина и «Луна-9» стала первым аппаратом, подготовленным на новой фирме из задела, переданного из ОКБ-1.
На АМС была усилена прочность оболочки амортизаторов и модифицирована система торможения. 31 января 1966 года станция покинула Землю с помощью ракеты-носителя «Молния». Первоначально «АМС «Луна-9» была выведена на опорную околоземную орбиту, а затем стартовала в сторону Луны.
В процессе полёта к Луне была проведена коррекция траектории. На высоте 75 км от поверхности Луны по сигналу с высотомера были отделены два навесных отсека, включена двигательная установка и произведен наддув баллонов-амортизаторов. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на Луну. Это произошло в Океане Бурь, к северо-востоку от кратера Кавальери.
Станция «Луна-9» доставила на поверхность специальную АЛС массой 100 кг, которая работала в течение 75 часов и дала семь сеансов связи. Станция передала на Землю телевизионную панораму местности. На этих изображениях, сделанных с высоты около 1 м, были видны детали размером до 1 мм. Полученная научная информация подтвердила теорию, выдвинутую В. Шароновым и Н. Сытинской, о «метеорно-шлаковом» строении наружного покрова Луны.
Этот успех советской лунной программы подхлестнул «космическую гонку» двух супердержав. Руководство США выделило огромные средства на Лунную программу Национальному агентству по аэронавтике и космосу (NASA). Лучшие научные и конструкторские силы США включились в осуществление поставленной задачи. Их старания увенчались успехом: в июле 1969 года на поверхности Луны высадилась экспедиция американских астронавтов.
Источник
Первая мягкая посадка луну
Есть мягкая посадка на Луну!
Пятьдесят пять лет назад, 3 февраля 1966 года в 21:45:30 по московскому времени советская автоматическая станция «Луна-9», запущенная тремя днями ранее, впервые в истории совершила мягкую посадку на поверхность естественного спутника Земли.
Госкорпорация «Роскосмос» сегодня представляет комплект рассекреченных документов о ходе реализации этого исторического проекта.
Госкорпорация «Роскосмос» сегодня представляет комплект рассекреченных документов о ходе реализации этого исторического проекта.
Первые советские «лунники», созданные под руководством С.П.Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция «Луна-1» (Е-1) стала первым искусственным спутником Солнца, «Луна-2» (Е-1А) первой достигла поверхности иного небесного тела, а «Луна-3» (Е-2А) впервые позволила получить изображения обратной стороны Селены.
Проводя политику последовательного и быстрого усложнения космических проектов, С.П.Королев уже в конце 1959 года предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.
При реализации проекта были решены также такие задачи, как запуск космических аппаратов в дальний космос с промежуточной околоземной орбиты, использование автономной астроориентации, коррекция траектории полета на большом удалении от Земли, осуществление прецизионного прицеливания и мягкая посадка на небесное тело, лишенное атмосферы.
Новые космические аппараты были гораздо сложнее и тяжелее первых «лунников», и их планировалось запускать ракетой-носителем 8К78 (известной как «Молния»), разработка которой велась параллельно под задачи отправки автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере.
Основным научным прибором, который планировалось доставить на Луну, была панорамная телевизионная камера. Кроме того, на борту станции находились приборы для регистрации космического излучения.
Однако в связи с тем, что ракетно-космическая техника на тот момент только набирала статистику полетов и не обладала высокой надежностью, лётные испытания станций Е-6 сопровождались трудностями.
Из одиннадцати станций типа Е-6, запущенных с января 1963 года по декабрь 1965 года, ни одна не имела полного успеха, хотя достичь цели и разбиться о поверхность нашего ночного светила смогли станции «Луна-5», «Луна-7» и «Луна-8». Выявив и проанализировав ошибки, специалисты ОКБ-1 к весне 1965 г. подготовили модернизированный проект станции Е-6М.
В 1965 году С.П.Королев передал межпланетную тематики из ОКБ-1 на Московский машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина, где под руководством Г.Н.Бабакина было освоено производство обновленной станции Е-6М, которая в результате и достигла успеха.
С.П.Королев так и не стал свидетелем триумфа своего детища: он умер во время плановой операции 14 января 1966 года. Ракета-носитель 8К78М («Молния») с аппаратом Е-6М стартовала 31 января 1966 года уже без него. Но на этот раз все прошло по намеченной программе: станция с разгонным блоком вышла на опорную орбиту, а затем вывела автоматическую станцию на заданную траекторию.
Подготовка к посадке началась 3 февраля 1966 года за пять часов до достижения цели. Перед торможением станция точно «поймала» лунную вертикаль, а затем, сбросив уже не нужные боковые отсеки, на высоте 75 км от лунной поверхности включила тормозной двигатель. И еще через несколько минут автоматическая лунная станция (АЛС), получившая официальное название, совершила мягкую посадку в точке с координатами 7°8‘ с.ш. и 64°22’ з.д. в районе океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий.
Выполнив первое в мире «прилунение», станция «Луна-9» развернулась в рабочее положение и провела девять сеансов связи, передав на Землю три круговые панорамы лунной поверхности. С её помощью ученые получили информацию о свойствах лунного грунта и о космическом излучении на Луне и по всей траектории перелета, что стало ценнейшим материалом для разработчиков пилотируемой лунной программы.
Результаты полета «Луны-9» не только открыли новый этап планетных исследований, но и принесли свой политический эффект: СССР снова опередил США, которые смогли «прилунить» свою станцию Surveyor-1 только четыре месяца спустя.
Источник
Мягкая посадка: 50 лет назад межпланетная станция «Луна-9» опустилась на поверхность Луны
ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 50 лет назад, 3 февраля 1966 г., советская автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-9» впервые в истории освоения космического пространства осуществила мягкую посадку на другое небесное тело — Луну. Первым космическим аппаратом, достигшим поверхности Луны, являлась также советская АМС «Луна-2», которая совершила жесткую посадку. Без мягкой посадки было невозможно проведение исследований на поверхности небесного тела, а также осуществление пилотируемых полетов (советская программа по отправке человека на Луну не была осуществлена и закрыта в 1974 г.).
«Луна-9» предназначалась для осуществления мягкой посадки на поверхность Луны и получения панорамы лунной поверхности.
История проекта
10 декабря 1959 г. первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Никита Хрущев подписал постановление «О развитии исследований космического пространства», которое помимо главной задачи — осуществления полета человека в космос, предусматривало, в частности, исследования Луны.
Разработка автоматических межпланетных станций велась в ОКБ-1 (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева, г. Королев Московской обл.) под руководством генерального конструктора Сергея Королева. Властями СССР была поставлена задача достижения поверхности Луны и получения данных о ее поверхности.
В 1961 г. ОКБ-1 начало разработку проекта, получившего название «Е6» (второе поколение автоматических лунных станций) и предусматривающего мягкую посадку на Луну. В период с января 1963 г. по декабрь 1965 г. было проведено 11 испытательных пусков, на которых отрабатывались бортовые системы станции. Не выполнили мягкую посадку также и миссии аппаратов «Луна-4, -5, -6, -7, -8».
С конца 1965 г. в связи с загруженностью ОКБ-1 к работам по проекту был привлечен Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина (ныне НПО им. С.А. Лавочкина, г. Химки Московской обл.), где была конструктивно доработана и изготовлена АМС «Луна-9». Техническим руководителем проекта являлся заместитель директора завода, главный конструктор и начальник ОКБ предприятия Георгий Бабакин.
Характеристики
АМС состояла из двигательной установки, предназначенной для коррекции полета и торможения при посадке, сферического блока баков, включающего герметичный отсек системы управления, два сбрасываемых навесных отсека системы астроориентации «Юпитер» и радиовысотомера больших высот, а также главной полезной нагрузки — самой лунной станции.
Стартовая масса космического аппарата составляла 1583,7 кг.
Автоматическая лунная станция, которая весила 100 кг, представляла собой герметичный контейнер сферической формы. На ее внешней стороне были установлены оптико-механическая телекамера и счетчики радиации. Верхняя полусфера лунной станции во время перелета закрывалась четырьмя лепестковыми антеннами, которые раскрывались после посадки. Сама станция со всех сторон была защищена амортизаторами посадочного устройства. Оно было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов для смягчения удара о лунную поверхность.
В состав научной аппаратуры входили:
— оптико-механическая телевизионная камера с цилиндрическим иллюминатором (время передачи одной панорамы составляло 100 минут);
— гамма-спектрометр (для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности);
— прибор для регистрации ионизирующего излучения.
Запуск и полет
АМС была выведена на промежуточную околоземную орбиту 31 января 1966 г. с космодрома Байконур ракетой-носителем «Молния-М» с разгонным блоком «Л».
При подходе к Луне скорость ее движения составляла 2,6 км/с.
3 февраля «Луна-9» осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь — западнее кратеров Рейнер и Марий. На следующий день по команде с Земли станция начала обзор лунного ландшафта и передачу его панорамного изображения. Со станцией было проведено 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов.
Итоги миссии
Главным результатом миссии «Луны-9» стала первая в мире мягкая посадка космического аппарата на поверхность Луны и передача на Землю первых телепанорам лунной поверхности. Кроме того, в ходе ее полета уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли, установлено отсутствие заметного магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов. По полученным снимкам определены особенности микрорельефа лунной поверхности.
Автоматической станцией были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами Международной авиационной федерации (FAI) в 1967 г. Это – мягкая посадка на поверхность Луны, передача первой в мире круговой фотопанорамы лунной поверхности в районе посадки, а также проведение научных исследований и измерений с помощью автоматического космического аппарата непосредственно на ее поверхности.
Советские АМС серии «Луна»
После «Луны-9», в марте того же года была запущена 10-я АМС, которая стала первым искусственным спутником Луны. Станции следующего поколения «Луна-16» (1970), «Луна-20» (1972) и «Луна-24» (1976) впервые в мире обеспечили в автоматическом режиме забор лунного грунта и его доставку на Землю. Самоходный аппарат «Луноход-1» (доставлен станцией «Луна-17») первым в истории освоения космического пространства в 1970-1971 гг. совершил длительное многокилометровое путешествие по Луне.
Всего в 1959-1976 гг. в рамках советской лунной программы было осуществлено 24 запуска автоматических станций серии «Луна».
Источник