Меню

Перед восходом солнца сюжет

Перед восходом солнца

Автобиографическая и научная повесть «Перед восходом солнца» — исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого (как он полагал, начитавшись Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости. И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжелых, трагических и уязвляющих.

В повести около ста маленьких глав-рассказов, в которых автор как раз и перебирает свои мрачные воспоминания: вот глупое само­убийство студента-ровесника, вот первая газовая атака на фронте, вот неудачная любовь, а вот любовь удачная, но быстро наскучившая… Главная любовь его жизни — Надя В., но она выходит замуж и эми­грирует после революции. Автор пытался утешиться романом с не­коей Алей, восемнадцатилетней замужней особой весьма необре­менительных правил, но ее лживость и глупость наконец надоели ему. Автор видел войну и до сих пор не может вылечиться от последствий отравления газами. У него бывают странные нервные и сердечные припадки. Его преследует образ нищего: больше всего на свете он бо­ится унижения и нищеты, потому что в молодости видел, до какой подлости и низости дошел изображающий нищего поэт Тиняков. Автор верит в силу разума, в мораль, в любовь, но все это на его гла­зах рушится: люди опускаются, любовь обречена, и какая там мораль — после всего, что он видел на фронте в первую империалисти­ческую и в гражданскую? После голодного Петрограда 1918 г.? После гогочущего зала на его выступлениях?

Автор пытается искать корни своего мрачного мировоззрения в детстве: он вспоминает, как боялся грозы, воды, как поздно его отня­ли от материнской груди, каким чуждым и пугающим казался ему мир, как в снах его назойливо повторялся мотив грозной, хватающей его руки… Как будто всем этим детским комплексам автор отыскива­ет рациональное объяснение. Но со складом своего характера он ни­чего поделать не может: именно трагическое мировосприятие, больное самолюбие, многие разочарования и душевные травмы сдела­ли его писателем с собственным, неповторимым углом зрения. Впол­не по-советски ведя непримиримую борьбу с собой, Зощенко пытается на чисто рациональном уровне убедить себя, что он может и должен любить людей. Истоки его душевной болезни видятся ему в детских страхах и последующем умственном перенапряжении, и если со страхами еще можно что-то сделать, то с умственным перенапря­жением, привычкой к писательскому труду не поделаешь уже ничего. Это склад души, и вынужденный отдых, который периодически уст­раивал себе Зощенко, ничего тут не меняет. Говоря о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко забыва­ет о том, что здоровое мировоззрение и беспрерывная радость жизни — удел идиотов. Вернее, он заставляет себя об этом забыть.

В результате «Перед восходом солнца» превращается не в повесть о торжестве разума, а в мучительный отчет художника о бесполезной борьбе с собой. Рожденный сострадать и сопереживать, болезненно чуткий ко всему мрачному и трагическому в жизни (будь то газовая атака, самоубийство приятеля, нищета, несчастная любовь или хохот солдат, режущих свинью), автор напрасно пытается себя уверить, что может воспитать в себе жизнерадостное и веселое мировоззрение. С таким мировоззрением писать не имеет смысла. Вся повесть Зощен­ко, весь ее художественный мир доказывает примат художественной интуиции над разумом: художественная, новеллистическая часть по­вести написана превосходно, а комментарии автора — лишь беспо­щадно честный отчет о вполне безнадежной попытке. Зощенко пытался совершить литературное самоубийство, следуя велениям геге­монов, но, по счастью, не преуспел в этом. Его книга остается памят­ником художнику, который бессилен перед собственным даром.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Источник

Перед восходом солнца

Действие происходит в современной писателю Силезии.

В имении Краузе появляется Альфред Лот, он хотел бы видеть господина инженера. Фрау Краузе — крикливая крестьянская баба, оценив скромный вид и простоватую одежду незнакомца, принимает его за просителя и гонит прочь. Гофман урезонивает тёщу, он узнает в прибывшем друга гимназической поры, с которым не виделся десять лет. Он рад встрече, с удовольствием предаётся воспоминаниям о прошлом. Какими же наивными идеалистами они были, упивались высокими помыслами о переустройстве мира, всеобщем братстве. А эти смешные планы уехать в Америку, купить землю и организовать там небольшую колонию, где жизнь бы строилась на иных принципах. Гофман и Лот вспоминают друзей юности, по-разному сложились их судьбы, иных уже нет на свете. Оглядывая обстановку дома, Лот примечает сочетание новомодности и крестьянского вкуса, все здесь говорит о достатке. У Гофмана холёный вид, он прекрасно одет и явно доволен собой и жизнью.

Лот рассказывает о себе: его безвинно осудили, приписав участие в противозаконной политической деятельности, он два года отсидел в тюрьме, где написал свою первую книгу по экономическим проблемам, потом подался в Америку, сейчас работает в газете.

Неплохое, в сущности, время было, вспоминает Гофман, а сколько ему дало общение с друзьями, им обязан он во многом широтой взглядов, свободой от предрассудков. Но пусть в мире все идёт своим естественным путём, не нужно пытаться прошибить лбом стену. Гофман называет себя сторонником практических действий, а не отвлечённых теорий, которые не имеют ничего общего с действительностью. Разумеется, он сострадает беднякам, но изменение их участи должно произойти сверху.

Читайте также:  Солнце выглянуло что сделало

Гофман полон самодовольства — он теперь человек с положением, успешно занимается предпринимательством. В имении у тестя живёт потому, что беременной жене нужны спокойная обстановка и чистый воздух. Лот уже наслышан о грандиозной афере, когда Гофману удалось получить исключительное право на весь добываемый на шахтах уголь. В ответ на просьбу Лота о деньгах Гофман вручает ему чек на двести марок, он всегда готов оказать услугу старому другу.

Лот знакомится со свояченицей Гофмана Еленой. Девушка не считает нужным скрывать от гостя, сколь ненавистен ей этот посёлок и этот дом. Найденный здесь уголь в один миг превратил нищих крестьян в богачей. Так обрела состояние и её семья. А эти углекопы — угрюмые, ожесточённые люди, вызывающие страх. Лот признается, что приехал именно ради них — надо найти и устранить причины, делающие этих людей такими мрачными и озлобленными.

Ужин поражает Лота богатством сервировки стола и изысканностью блюд и напитков. Расфуфыренная фрау Краузе в шёлку и дорогих украшениях не упускает случая похвастаться, что они ради шику не постоят за ценой. На ужин приглашён сын соседей, племянник фрау Краузе Вильгельм Кааль, пустой и глуповатый молодой человек, от безделья занимающийся охотой на жаворонков и голубей. Он считается женихом Елены, однако та его терпеть не может. Всеобщее изумление вызывает то, что Лот отказывается от спиртного, он убеждённый трезвенник, много и пространно рассуждает о вреде алкоголя и пагубности пьянства, не замечая замешательства собравшихся за столом.

Под утро из трактира возвращается пьяный Краузе, недвусмысленно пристаёт к дочери. Елене с трудом удаётся вырваться. Она стремится к общению с Лотом, который кажется ей удивительным, необычным человеком. Жизнь здесь убога, никакой пищи для ума, объясняет она гостю. Ее единственная отрада — книги, но Лот ругает её любимого «Вертера», называя его глупой книгой для слабых людей, достаётся от него и Ибсену с Золя, которых он называет «неизбежным злом». А в деревенской глуши немало прелести. Лот никогда не стремился к личному благополучию, его цель — борьба на благо прогресса, должны исчезнуть нищета и болезни, рабство и подлость, необходимо изменить эти нелепые общественные отношения. Елена слушает его, затаив дыхание, такие речи её поражают, но они находят в её душе отклик.

фрау Краузе, выступая поборницей морали, намерена прогнать работницу, которая провела ночь с кучером. Елена встаёт на её защиту, обвиняя мачеху в лицемерии, — как правило, Кааль только под утро покидает её спальню.

Гофман беседует с доктором Шиммельпфеннингом, нанёсшим визит его жене. Он опасается за жизнь будущего, ребёнка после потери первенца. Доктор советует ему сразу же разлучить младенца с матерью, он должен жить отдельно от неё, а воспитание можно поручить свояченице. Гофман согласен, он уже купил подходящий дом.

Елена на грани истерики. Отец — пьяница, похотливое животное. Мачеха — развратница, сводница, посредничающая между своим любовником и ней. Невозможно дальше терпеть эти мерзости, надо бежать из дома или покончить с собой. Не может она утешаться водкой, как сестра. Гофман ласково уговаривает девушку, похоже, между ними близкие отношения. Они оба мало подходят к этой мужицкой среде, твердит Гофман, они созданы друг для друга. Скоро они станут жить отдельно, она заменит ребёнку мать. В том, что Елена не реагирует на обрисованные им перспективы, Гофман усматривает разлагающее влияние Лота и призывает остерегаться его, он фантазёр, мастер затуманивать мозги. И вообще само общение с таким человеком компрометирует.

Гофман пытается дискредитировать Лота в глазах Елены, расспрашивая о его невесте. Лот поясняет: помолвка расстроилась, когда он попал в тюрьму. И вообще он, наверное, не годится для семейной жизни, поскольку стремится всего себя отдать борьбе. Лот излагает причину приезда — он намерен изучить положение здешних углекопов. Он просит у Гофмана разрешения на осмотр рудников, чтобы познакомиться с производством. Тот возмущён: зачем подрывать основы в месте, где один из твоих друзей обрёл счастье и твёрдо встал на ноги? Он согласен оплатить все расходы по поездке и даже оказать материальную поддержку в предвыборной кампании партии, к которой принадлежит Лот. Но тот твёрдо стоит на своём, друзья ссорятся, и Лот рвёт выписанный прежде Гофманом денежный чек.

Спустя четверть часа Гофман просит прощения за вспыльчивость и умоляет Лота остаться. Елена пугается, что Лот, без которого она уже не мыслит своего дальнейшего существования, уйдёт, она признается ему в любви. Лоту кажется, что наконец он нашёл ту, которую искал все эти годы. Его удивляют некоторые странности в поведении Елены, но та просто боится, что когда он узнает правду про их семью, то оттолкнёт, прогонит её.

У жены Гофмана начинаются роды. Лот беседует с находящимся по этому поводу в доме доктором. Шиммельпфеннинг — ещё один его прежний друг, который тоже изменил себе, отступил от тех принципов, которые они исповедовали в юности. Вернувшись, по его словам, в мышеловку, он делает деньги. Он мечтает, достигнув материальной независимости, заняться наконец научной работой. А обстановка тут ужасная — пьянство, обжорство, кровосмесительство и, как следствие, повсеместное вырождение. Он интересуется, как жил Лот эти годы. Не женился ли? Помнится, он мечтал об этакой ядрёной бабе со здоровой кровью в жилах. Узнав, что Лот влюбился в Елену и намерен жениться на ней, доктор считает своим долгом прояснить ему ситуацию. Это семья алкоголиков, от алкоголизма погиб и трёхлетний сын Гофмана. Его жена пьёт до потери сознания. Глава семьи вообще не вылезает из трактира. Жаль, конечно, Елену, тошно ей в этой атмосфере, но ведь Лот всегда считал важным произвести на свет физически и духовно здоровое потомство, а тут могут появиться наследственные пороки. Да и Гофман испортил девушке репутацию.

Читайте также:  Заходящего солнца как часть речи

Лот решает немедленно покинуть дом, переехать к доктору. Он оставляет Елене прощальное письмо. Гофман может быть спокоен, завтра же Лот будет далеко от этих мест.

В доме суматоха, ребёнок родился мёртвым. Прочитав письмо, Елена приходит в отчаянье, она хватает висящий на стене охотничий нож и лишает себя жизни. В это же время слышна песня, которую поёт возвращающийся домой пьяный отец.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Перед восходом солнца: Зощенко: краткое содержание

Краткий пересказ книги Перед восходом солнца: Михаила Зощенко

Книга М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» – это автобиографическая повесть. Она же является научной. Он всегда считал эту книгу своим главным произведением. Жизнь Зощенко была тяжелой, он собирался написать эту книгу где-нибудь в тишине своего кабинета, но ему мешала война и бомбежки, которые чуть не сожгли эти работы. Он был вынужден собрать их и уехать в Азию, Алма-Ату.

Пытаясь побороть свой страх и меланхолию, Зощенко обратился к работам Фрейда и Павлова. У них он прочитал что нужно искоренить страхи из детства, плохие воспоминания из юности. Анализируя свою жизнь, М. М. Зощенко понял, что она целиком складывается из мрачных впечатлений.

Книга содержит примерно сто маленьких рассказов, они же являются мелкими эпизодами из жизни Зощенко. В одном идет речь о неудачной любви, в другом об удачной, но быстро надоевшей, о маленьких интрижках и романчиках, об эпизодах с войны, о самоубийстве ровесника. Зощенко верит в хорошее, светлое, в чистую Любовь, в открытых людей, в мораль, в разум, но все это рушится у него на глазах. Он видит как унижаются люди, как они обманывают друг друга.

Зощенко ищет хоть какие-то светлые моменты в жизни, но все безрезультатно. Он везде видит неудачи, с самого детства. Поэтому повесть получается грустная, где он показывает, как пытается бороться сам с собой.

Именно его упорство, разочарования в жизни, расстройства сделали его особым писателем. Он пытался во всех рассказах высмеять жизнь окружающих, за что его не принимали.

ЕЩЁ Краткое содержание Зощенко Перед восходом солнца

Это исповедальный рассказ, биографическая и научная повесть о чувстве страха, которое автор считает своей душевной болезнью и пытается побороть. Анализируя свою жизнь, автор приходит к выводу, что почти вся она состояла из тяжёлых мрачных событий.

В повести около сотни маленьких глав, в которых он перебирает события своей жизни.

Здесь память о глупом самоубийство ровесника, и первая газовая атака на фронте, а также неудачная любовь и любовь удачная, но быстро наскучившая.

Автор видел войну и страдает от последствий отравления газами. Его преследуют припадки, он боится унижения и нищеты потому, что этот образ ему тоже знаком.

Автор пытается понять истоки своего мрачного настроения. Вспоминает, как боялся грозы и воды и свои детские страхи. Более того, автор считает, что именно трагическое восприятие действительности, разочарования, больное самолюбие и душевные травмы сделали его писателем с собственным углом зрения.

Зощенко старается убедить себя, что он должен научиться любить людей и связывает своё душевное состояние именно с перенесенными душевными травмами.

В результате, можно говорить о том, что эта повесть превратилась в своеобразный отчёт о бесполезной борьбе автора с самим собой. А книга остаётся памятником писателю, бессильному перед собственным даром.

Краткое содержание Зощенко Перед восходом солнца, пересказ сюжета

Автобиографическая и научная повесть «Перед восходом солнца» — исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого (как он полагал, начитавшись Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости. И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжёлых, трагических и уязвляющих.

В повести около ста маленьких глав-рассказов, в которых автор как раз и перебирает свои мрачные воспоминания: вот глупое самоубийство студента-ровесника, вот первая газовая атака на фронте, вот неудачная любовь, а вот любовь удачная, но быстро наскучившая… Главная любовь его жизни — Надя В., но она выходит замуж и эмигрирует после революции. Автор пытался утешиться романом с некоей Алей, восемнадцатилетней замужней особой весьма необременительных правил, но ее лживость и глупость наконец надоели ему.

Читайте также:  Мужские японские имена обозначающие солнце

Автор видел войну и до сих пор не может вылечиться от последствий отравления газами. У него бывают странные нервные и сердечные припадки. Его преследует образ нищего: больше всего на свете он боится унижения и нищеты, потому что в молодости видел, до какой подлости и низости дошёл изображающий нищего поэт Тиняков. Автор верит в силу разума, в мораль, в любовь, но все это на его глазах рушится: люди опускаются, любовь обречена, и какая там мораль — после всего, что он видел на фронте в первую империалистическую и в гражданскую? После голодного Петрограда 1918 г.? После гогочущего зала на его выступлениях?

Автор пытается искать корни своего мрачного мировоззрения в детстве: он вспоминает, как боялся грозы, воды, как поздно его отняли от материнской груди, каким чуждым и пугающим казался ему мир, как в снах его назойливо повторялся мотив грозной, хватающей его руки… Как будто всем этим детским комплексам автор отыскивает рациональное объяснение. Но со складом своего характера он ничего поделать не может: именно трагическое мировосприятие, больное самолюбие, многие разочарования и душевные травмы сделали его писателем с собственным, неповторимым углом зрения.

Вполне по-советски ведя непримиримую борьбу с собой, Зощенко пытается на чисто рациональном уровне убедить себя, что он может и должен любить людей. Истоки его душевной болезни видятся ему в детских страхах и последующем умственном перенапряжении, и если со страхами ещё можно что-то сделать, то с умственным перенапряжением, привычкой к писательскому труду не поделаешь уже ничего. Это склад души, и вынужденный отдых, который периодически устраивал себе Зощенко, ничего тут не меняет. Говоря о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко забывает о том, что здоровое мировоззрение и беспрерывная радость жизни — удел идиотов. Вернее, он заставляет себя об этом забыть.

В результате «Перед восходом солнца» превращается не в повесть о торжестве разума, а в мучительный отчёт художника о бесполезной борьбе с собой. Рождённый сострадать и сопереживать, болезненно чуткий ко всему мрачному и трагическому в жизни (будь то газовая атака, самоубийство приятеля, нищета, несчастная любовь или хохот солдат, режущих свинью), автор напрасно пытается себя уверить, что может воспитать в себе жизнерадостное и весёлое мировоззрение.

С таким мировоззрением писать не имеет смысла. Вся повесть Зощенко, весь ее художественный мир доказывает примат художественной интуиции над разумом: художественная, новеллистическая часть повести написана превосходно, а комментарии автора — лишь беспощадно честный отчёт о вполне безнадёжной попытке. Зощенко пытался совершить литературное самоубийство, следуя велениям гегемонов, но, по счастью, не преуспел в этом. Его книга остаётся памятником художнику, который бессилен перед собственным даром.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ М. ЗОЩЕНКО ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА

Повесть «Перед восходом солнца» имеет научный и автобиографический смысл. Это рассказ-исповедь о попытке автора победить свою меланхолию и страх в жизни. Он уверен, что этот страх – его душевная болезнь, а не свойство таланта. Он старается побороть себя, внушая себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Автор считал, что необходимо забыть детские страхи и побороть мрачные воспоминания молодости. Зощенко, перебирая свою жизнь, понимает, что она вся складывалась из мрачных, трагических и уязвляющих впечатлений.

Повесть состоит из сотни маленьких глав рассказов. В них автор и перебирает свои мрачные воспоминания. Это и глупое самоубийство студента-ровесника, на фронте первая газовая атака, несчастливая любовь к Наде, которая вышла замуж и эмигрировала после революции, любовь счастливая к восемнадцатилетней замужней Але, которая наскучила быстро… Получив отравление газами в войну, автор до сих пор не может вылечиться. Появляются сердечные и нервные припадки. Преследующий его образ нищего угнетает его. Вера в силу разума, любви и морали рушится на глазах.

Пытаясь найти начало его мрачного мировоззрения, вспоминает свою боязнь грозы, воды, то, что его поздно отняли от груди матери, что мир ему казался пугающим… Он вроде хочет отыскать всему этому рациональное объяснение. Хотя с характером своим поделать ничего не может. Именно эти качества, разочарования и душевные травмы способствовали открытию его писательского таланта с собственным углом видения. Зощенко непримиримо убеждает себя, что может и обязан любить людей.

Начала своей душевной болезни ему видны в детских страхах с вытекающим умственным перенапряжением. Если страх еще можно побороть, то привычку писать уже никуда не денешь. Это состав души, и вынужденный отдых, который устраивал для себя Зощенко время то времени, здесь бессилен. Утверждая о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко упускает то, что все это удел идиотов. Точнее забыть об этом он себя заставляет.

В конечном итоге «Перед восходом солнца» стает мучительным отчетом о бесполезной борьбе с самим собой, а не повестью о торжествующем разуме. Автор родился, чтобы сострадать и переживать, он до боли чуткий ко всему трагическому и мрачному в жизни, безрезультатно стараясь себя убедить, что в силе воспитать в себе веселое и радостное мировоззрение. А работы писателя, имеющего такие качества, не имеют смысла. Зощенко данной повестью хотел совершить литературное самоубийство, подражая велениям гегемонов. К счастью, не успевает. Его книга остается памятником художнику, бессильному перед своим даром.

Источник

Adblock
detector