(1)Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.
(1)Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. (2)Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! (3)В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. (4)Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. (5)Мало-помалу белое всё исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраняются беленькие клинушки.
(6)На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. (7)Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички
и несутся в тёплые далёкие края.
(8)Ветер – заботливый хозяин. (9)За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.
(10)А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.
(11)Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (12)У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
Прочитай текст про себя и письменно выполни задание.
1. В предложениях 9–10 найди антоним к слову «безразличный» и выпиши его.
Ответ: заботливый
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
2. В предложениях 1−3 найди слово со значением «грубая ткань для писания масляными красками». Выпиши это слово.
Ответ: холст (холсты)
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
3. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что белые холсты исчезают на лесной поляне? Запиши ответ.
Содержание верного ответа и критерии оценивания письменного высказывания | Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: Первые лучи солнца убирают холсты. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке | |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – «>– только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4. Определи и запиши основную мысль текста.
Содержание верного ответа и критерии оценивания письменного высказывания | Баллы | |||||||||||
Основная мысль текста Автора восхищают те изменения, которые происходят Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке | ||||||||||||
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 | |||||||||||
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 | |||||||||||
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. Источник Перед самым восходом солнца диктантПерепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый моро(з/с) (1) . Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает (2) по п..лян.. с..ребряные х..лсты. Но солнеч..ный (3) луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго сохр..ня..т..ся бел..нький клочок. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш. что творит..ся. То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т. (4) Даже в ч..ще осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка. Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор; (2) — морфемный разбор; (3) — морфологический разбор; (4) — синтаксический разбор предложения. м —[м] — согласный, звонкий, твёрдый о — [а] — гласный, безударный р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый о — [о́] — гласный, ударный з — [с] — согласный, глухой, твёрдый 5 букв, 5 звуков, 2 слога Морфемный разбор (по составу) расстилает (2) / рас стил а ет / рас стил а ет 1) солнечный (луч) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) солнечный; 2) начальная форма — солнечный; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже; 3) в предложении является определением. Летом он везде побывает , всех увидит . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое). Перед восходом солнца на огромную поляну ложится первый мороз (1) . Притаишься и ждёшь у края поляны. Что здесь происходит? Мороз расстилает (2) по поляне серебряные холсты. Но солнечный (3) луч робко освещает их, и на белом остаётся зелёное местечко. Постепенно белое исчезает. Только в тени высоких деревьев долго сохраняется беленький клочок. На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. То ли это уносит ветер листья, то ли стайками собрались мелкие птицы. Ветер — заботливый хозяин. Летом он везде побывает, всех увидит. (4) Даже в чаще осиновых рощ не оставит незнакомого листика. Теперь листья падают, шепчутся, словно прощаются с родным царством. Источник ВПР по русскому языку 5 класс — 2020-2021. Вариант 7ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 7Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Текст 1 Пер е д во с ходом на п о ляну лож итс я первый моро з (4) . В полумрак е ра с света заморо з ки н а чинают по всей п о лян е ра с ст и лать белые х о лсты. Первый же лу ч со л нца уб и рает (2) х о лсты, и ост а ё тс я на белом фон е з е лёное место. Вскоре белое ц е ликом и с ч е зает. Только в тени д е рев ь ев долго ещё сохр а няю тс я беленькие п о лоски. На син е м неб е между з о лотыми д е рев ь ями не поймёш ь , что твори тс я. Унос и т ветер листы? Или стайками с о брались мелкие пти чк и и несу тс я (3) в д а лёкие края (1) ? Ветер — з а ботливый хозяин. За лето он везде п о бывает, и у него даже в самых густых м е стах не ост а ё тс я ни одного незн а комого листика. А когда ос е нь придёт, з а ботливый хозяин уб е рёт свой ур о жай. Задание 2Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) Фонетический разборкрая (1) (2) Морфемный разбор (по составу)убирает (2) (3) Морфологический разборнесутся (3) 1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся; (4) Синтаксический разборПеред восходом на поляну ложится первый мороз. (4) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Задание 3Поставьте знак ударения в следующих словах: звон И шь, сантим Е тр, началс Я , в Ы здоровеешь Задание 4
Задание 5Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ответ
Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила» .
Задание 6Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Ответ
Кто же тебя, Полкан, так сильно покусал?
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение. Задание 7Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Ответ
У Серёжи поднялась температура, и он не пошёл в школу.
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы. Текст 2 (1) — Дети, идите медведя смотреть! — кричала няня. (5) — А ну-ка, Миша, встань, подымись, честным господам, как артист, поклонись! — говорит нижегородец и дёргает медведя цепью. (6) Заревел медведь от боли. (7) Нехотя поднялся на задние лапы. (8) Стал с ноги на ногу переваливаться, направо, налево раскланиваться. (9) — А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец, — покажи, как малые ребятишки горох воруют. (10) Где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках. (11) Заревел опять Мишка, но таки пополз: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает. (12) — А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут. (13) Этого медведь показывать не стал, ворчит, по сторонам оглядывается. (14) Несколько раз ещё медведь проявлял досаду, ревел, не хотел вставать, но хозяин, поигрывая колом в руках, заставлял его повиноваться. (15) Зрители будто и не замечали этого: знай себе в ладоши хлопали. (16) Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал: (17 ) — А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да как нищий за шапку берись! (18) Обойди господ: хлеб положат, так сам съешь, а деньги ко мне неси. (19) И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. (20) Детям няня дала для мужика гривенник, но они положили в шапку хлеба, а гривенник вернули. (21) Дети увидели, когда медведь к ним с шапкой подошёл: губа, продетая кольцом, у него вся распухла. (По К. Д. Ушинскому) Задание 8Определите и запишите основную мысль текста. ОтветОсновная мысль текста: Детям не понравилось, что мужик мучит медведя (ИЛИ: Хозяин был жестоким, поэтому дети пожалели медведя и дали ему хлеба, а гривенник вернули няне. ИЛИ: Не достоин одобрения тот, кто мучит животных. ИЛИ: Животное, которое мучат на потеху публике, несчастно и достойно жалости. Задание 9Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь с неохотой выполнял команды хозяина? ОтветМедведь выполнял команды «нехотя» , ревел, ворчал, иногда не с первого раза, иногда вообще не выполнял. Задание 10Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8 текста. Запишите ответ. ОтветЗадание 11В предложениях 12-14 найдите слово со значением «чувство раздражения, неудовольствия» . Выпишите это слово. ОтветЗадание 12В предложениях 1-4 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его. Источник ➤ Adblockdetector |