«Гранаты у него не той системы». Что стало с актером, сыгравшим подпоручика Семена
» Белое солнце пустыни » — один из лучших фильмов в истории отечественного кино. Незабываемый «истерн», занял 7-е место в списке лидеров советского проката 1969 года. Его обошла не только «Бриллиантовая рука», но и три индийских фильма, и «Виринея» с Людмилой Чурсиной. Все дело в том, что картине Владимира Мотыля дали только вторую прокатную категорию, а сначала она вообще лежала на полке, и попала на экраны по счастливой случайности: фильм посмотрел Леонид Ильич Брежнев, которому вовремя не довезли очередной американский боевичок. Генсек остался в восторге, после чего фильм «пошел в народ», быстро стал культовым и разлетелся на цитаты. А сколько актеров после выхода киноленты стало по-настоящему популярными! Зрители хорошо запомнили лица не только Павла Луспекаева (Верещагин), но и Николая Годовикова (Петруха), Татьяны Федотовой (Гюльчатай), Галины Лучай (Екатерина Матвеевна). Любопытно, что трое последних вообще не были профессиональными актерами, и после Белого солнца пустыни так и не сыграли в кино.
В фильме был еще один колоритнейший персонаж — подпоручик Семен. Белый офицер в банде Абдуллы выглядит слегка каррикатурным, и в общем, комедийным персонажем. Может быть, поэтому он очень полюбился зрителям.
Владимир Кадочников родился 24 августа 1928 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Он закончил Свердловский театральный институт (сейчас — Екатеринбургский государственный театральный институт). В этом институте учился известный актер Владимир Ильин («Президент и его внучка», «Палата номер шесть», «Турецкий гамбит»), здесь начинал свою карьеру режиссер Дмитрий Астрахан. Но намного важнее то, что в 1948 году актерское отделение Свердловского института закончил будущий режиссер Владимир Мотыль. Он работал режиссером Свердловского драматического театра, а с 1955 года — главным режиссером Свердловского театра юного зрителя, где в 1957 — 1960 годах играл Владимир Кадочников. Там они и познакомились. Поэтому, когда в 1968 году Мотыль приступил к съемкам «Белого солнца пустыни», он позвал в свою новую картину Кадочникова, которого к тому времени уже хорошо знал. Кстати говоря, примерно так же в фильм попал Спартак Мишулин — они вместе с Мотылем раньше работали в Омском драмтеатре.
Основные сцены с Кадочниковым снимали с 10 по 14 августа 1968 года. В фильме есть знаменитая фраза — » Встать, когда с тобой разговаривает подпоручик «, которая звучит так, как будто Семен как минимум генерал, а то и маршал. Вполне возможно, что герой Кадочникова получил чин подпоручика не так давно, и он стал пределом его мечтаний, отсюда и неуместный гонор. Любопытно, что у подпоручика был японский меч, по логике, привезенный им с русско-японской войны 1905 — 1907 годов, как трофей. Некоторые эксперты полагают, что меч син-гунто, с которым Семен бегает по пустыне, начали производить только в 1930-е годы, но эта промашка военного консультанта, конечно же, никак не умаляет художественных достоинств фильма.
А что же Владимир Кадочников? В 1961 — 1970 годах он играл в Волгоградском театре драмы, где сыграл множество ролей. Можно выделить роль Сирано в спектакле «Сирано Де Бержерак» и Виктора в постановке «Варшавская мелодия». Потом Владимир вернулся в родной Свердловск, и еще 22 года выступал на сцене в Свердловском театре драмы. К сожалению, 22 апреля 1993 года Владимира Павловича не стало. Он похоронен на Сибирском кладбище в пригороде Екатеринбурга. В фильмографии Владимира Кадочникова — 16 картин. Последним для актера стал фильм «Мафия бессмертна» с Дмитрием Певцовым, который снимали на Свердловской киностудии. А первой — кинокартина 1958 года «Пора таежного подснежника», тоже снятая в Свердловске. И все-таки самая яркая и запоминающаяся роль Кадочникова — подпоручика Семена в «Белом солнце пустыни».
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации!
Источник
«Катана у него не той системы»: что за клинок у подпоручика в «Белом солнце пустыни»?
Многие их тех, кто смотрел бессмертное «Белое солнце пустыни», подмечали, что подпоручик Белой армии Семен, служивший басмачу Абдулле, бегал по этой самой пустыне не со штатной шашкой или, на худой конец, с местной саблей, а с катаной. Точнее говоря, с неким странным катаноидом. )
По задумке режиссера, данное оружие на поясе Семена должно означать, что он воевал в Русско-японскую войну. В принципе, идея выглядит логично: многие русские солдаты и офицеры, сталкивавшиеся в боях с японцами хоть в 1905-м, хоть в 1939-м или 1945-м, любили брать трофеями японские мечи. Сам факт того, что в Гражданскую у кого-то из «беляков» мог болтаться на поясе неуставный клинок самурайского происхождения, вполне возможен.
Только вот маленький нюанс. В 1920-х годах, к которым относится действие фильма, таких мечей, как у подпоручика, у японцев еще не было. )
Да и, к слову говоря, вовсе даже это и не катана. )))
Рассмотрим его поближе:
К сожалению, крупным планом это оружие в фильме не показывается, к тому же сам подпоручик часто держит левую руку на эфесе своего меча (чего, кстати, никогда не делали японцы — жуткий моветон-с). Но вот на этом кадре.
Обратите внимание на 3 вещи:
1) подвес — почти вертикальный, лезвием вниз;
2) общая форма эфеса;
3) наличие на эфесе особой головки-навершия — » кабуто-ганэ «. На ней, кстати, даже просматриваются остатки темляка. ))
«Шо за нафиг?»
Пункты 1 и 3 однозначно говорят нам — это не катана. Точнее, не «классическая» катана в нашем современном понимании. Напоминаю, она носится исключительно лезвием вверх, в горизонтальном положении, засунутой за пояс.
Кроме того, особо выраженное, располагающееся поверх оплетки рукояти навершие, именуемое кабуто-ганэ — это признак мечей типа «тати». Она встречается только с оправой дзиндати-дзукури, которая подразумевает ношение меча описанным выше способом — с подвесом за кольцо почти вертикально, лезвием вниз.
Я полагаю, вдумчивый читатель уже просек или почти просек фишку. По всем вышеперечисленным признакам оружие подпоручика относится к классу «тати» — боевых, а не гражданских японских мечей. А не к катанам — никоим образом ))
Тогда что это такое?
А это — меч син-гунто — «новейший военный меч», который японцы сознательно разработали под дизайн старинного тати, а не «гражданской» катаны.
Знакомьтесь, дамы и господа:
Но главный казус даже не в этом. ))
Главный казус — в том, что мечи син-гунто стали производиться только после 1933 года. Второй пункт из нашего мини-списка — форма эфеса.
После революции Мэйдзи и до 1930-х годов японские офицеры вооружались саблями и кортиками стиля «а-ля Европа» и мечами кю-гунто, которые ни в жисть не перепутаешь с катаной из-за наличия характерной дужки на длинной рукояти:
В период русско-японской войны на вооружении самураев стояли либо сабли европейского образца (которыми они неплохо умели владеть — по европейским же методикам), либо вот такие кю-гунто — гибриды сабли и тати.
Так что либо саблю, либо кю-гунто мог привезти подпоручик Семен с русско-японской войны, но никак не син-гунто, до появления которого оставалось еще около 20 лет. ))
P. S. А по темляку, который прикреплялся к головке кабуто-ганэ, определялся воинский чин обладателя син-гунто. Но у подпоручика темляк оборван, а сам меч затрепан так, что почти ничего конкретного по нему сказать нельзя.
Ляп со стороны режиссера и военного консультанта, да. Но ляп простительный: в 1969-70 годах, когда снимали фильм, людей, разбирающихся в японском оружии, в СССР почти не было. Нашли для подпоручика хоть что-то катаноидное — и на том спасибо. ))
Источник
25 цитат из фильма «Белое солнце пустыни»
— Господин назначил меня любимой женой!
Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость.
— Да гранаты у него не той системы.
— Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам.
— Я мзду не беру. Мне за державу обидно.
— Джамиля, ты была моей любимой женой, почему ты не умерла?
— Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется. в нужное время.
— Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».
— У Абдуллы было 11 жён. Куда ещё двоих подевал?
— Петруха!
— Я не п-пью.
— Правильно! Я вот тоже сейчас это допью и брошу. Пей!
— Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне все равно, что белые, что красные, что Абдулла, что ты. Вот ежели бы я с тобой пошел.
— Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова! Он будет вас кормить и защищать, он хороший человек!
— Ты зачем убил моих людей, Саид? Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом Ручье, его там нет.
— Ты наш новый муж, скажи своему человеку, чтоб он не приходил.
Ваше благородие, госпожа Победа,
Значит, моя песенка до конца не спета.
Перестаньте черти клясться на крови,
Не везет мне в смерти — повезет в любви.
— Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
— Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться.
Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо.
— Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.
Источник
Цитаты из фильма «Белое солнце пустыни»
Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
Восток — дело тонкое.
Ты как здесь оказался? — Стреляли.
Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться? — Лучше, конечно, помучиться.
«ДОЛОЙ ПРЕДРАССУДКИ ЖЕНЩИНА — ОНА ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!»
Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас неттеперь господина. Называйте меня просто товарищ Сухов.
Забудьте вы свое проклятое прошлое!
Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.
Господин назначил меня любимой женой!
Гюльчатай! Открой личико!
Я только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой. Потом томись всю жизнь.
Правильно. Я воттоже сейчас это допью. и брошу. Пей!
Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и хочу, чтобы бог послал тебе дорогой халат и красивую сбрую для коня».
Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».
Твой отец был мудрый человек, но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?
Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.
Когда я была любимой женой Абдуллы, вы каждый день его видели.
И даже каждый день он кого-то бил.
Разве плохо, одну тебя любит муж, одной тебе презенты дарит, заботится, бережет.
Плохо? — Хорошо. — Ну, вот.
Одна жена любит, одна одежду шьет, одна пищу варит, одна детей кормит, и все одна?
Ничего не попишешь. — Тяжело. — Конечно, тяжело.
Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!
И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде даже грустно, а может, оттого это, что встречались мне люди, в последнее время, душевные, можно сказать, деликатные.
Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович.
Да гранаты у него не той системы.
Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.
Абдулла! Таможня дает добро!
Я здесь, Абдулла.
Найдены дубликаты
Фигурка «Красноармеец Сухов»
Всем привет. Закончил окраску оловянной фигурки красноармейца Сухова в масштабе 1:32 производства компании «Ратник», высота фигурки с подставкой 73 мм. Фигурка имеет большее портретное сходство с героем фильма «Белое солнце пустыни» нежели таможенник Верещагин того же производителя. Ну и окрас вышел у меня получше.В окраске использовались грунт алкидный «KUDO», краски акриловые «Звезда», финиш лак матовый «Tamiya». В фотографии тоже потренировался, но всё равно прошу сильно тапками не кидать, ибо до совершенства в фотографии мне ещё очень далеко. В этот раз вновь провал со светотенью не передает фотография все оттенки хоть убей.
«Белое солнце пустыни», нож товарища Сухова. Нетипичный обзор №10
Прикоснемся ещё к одной легенде советского кинематографа: «Белое солнце пустыни». Уникальный фильм растащенный в народ на огромное количество цитат. А знаменитое: «Стреляли», знал каждый в Союзе. Вспомним начало фильма и голову Саида. Ну это мы потом конечно узнали что он-Саид.
Сухов привычно достал лопату и со словами: третьего выкапываю, выкопал Саида. За этим делом вечереет и новые знакомцы начинают беседовать. «Джавдет трус, Абдулла воин»- сообщает Саид Сухову. Сухов прощаясь с Саидом оставляет ему нож. В глубоких ножнах, деревянная рукоять и длинный клинок финского строя. Он ещё сыграет свою роль как ружьё обязанное выстрелить в конце спектакля.
Кстати, в момент когда Сухов подходил к Саиду хорошо было видно, что нож висит в глубоких ножнах на ремне. Положение достаточно удобное для различных телодвижений. Это вполне распространённый способ ношения.
Заткнутый за пояс Саида нож, услышит одну из самых знаменитых фраз из фильма сказанных Абдуллой: «Кинжал хорош тому у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.» Хорошо видно устройство самих ножен. Пошитые из кожи со швом с боку. Финского типа и наверняка с деревянным вкладышем под клинок.
Появится он(нож) уже в сцене боя. Но о ней позже, ведь нож был изъят у Саида как и другое оружие, ножик перекочёвывает к басмачу. Но таких вещей не прощают. И Саид возвращает экспроприированное басмачом. К сожалению момент изъятия именно ножа не показан. Но оставить такую ценность он просто не мог.
Выстрел Абдуллы убивает лошадь под Саидом и придавленный тушей коня он не может дотянутся до выпавшего револьвера. И тут его выручает нож. Правда непонятен момент доставания ножа, в эпизоде этого нет, но это не важно. Басмач неосторожно вставший, получает сердечный сюрприз.
Момент броска хорошо виден. Нож Саид держит за клинок, лезвием от себя. Это понятно, чтобы не порезать ладонь при броске. Бросок явно в пол оборота. На стоп кадре хорошо видны деревянная рукоять и металлические тыльник и обойма.
Отличный замысел режисера, когда появившийся предмет имеет свою собственную сюжетную линию. Она идет через весь фильм и скрепляет его добротным швом качественного кино!
И за державу не обидно пока есть такие люди
Гюльчатай, открой личико.
Очень редко актеры приобретают всенародное признание после одной роли, к тому же эпизодической. Еще реже после оглушительного успеха они уходят из профессии. А ведь так случилось с Татьяной Федотовой-Гюльчатай из всенародно любимого фильма «Белое солнце пустыни»
Она сама и сознательно и добровольно оставила кинематограф. Ее выбор многим показался странным и немотивированным, но она сама никогда не пожалела о своем решении и считает, что поступила правильно.
Татьяна Федотова родилась в многодетной семье в деревне Самша в Тверской области. Когда ей было 4 месяца, они переехали в Ленинград. Татьяну отдали в интернат, где она занималась в танцевальном кружке, а затем ее приняли в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. Девочка не мечтала стать балериной, часто прогуливала занятия и чувствовала себя в училище гадким утенком.
Татьяна Федотова в балетном училище (в центре). Источник: кадр из youtube
В фильме она показала себя с очень яркой и привлекательной внешностью. И ей сулили громкую славу, если она и дальше продолжит кинокарьеру.
Роль Гюльчатай стала ее звездным часом и первой и последней работой в кино. На самом деле в этой роли зрители должны были увидеть другую актрису – ученицу Московского циркового училища Татьяну Денисову, но из-за экзаменов она через 4 месяца уехала со съемок. Нужно было очень быстро подыскать ей замену, и ассистенты режиссера 16-летнюю Татьяну Федотову нашли прямо на улице: «Ассистенты бегали по школам и институтам северной столицы, пытаясь найти девушку, которая вписывалась бы в уже созданный образ».
И такое сокровище нашлось в хореографическом училище имени Вагановой (в настоящее время – Академия Русского Балета) и, что удивительно, новую Гюльчатай звали тоже Таней. Сдав в училище экзамены, Татьяна Федотова выехала на съемки. Именно ей было суждено стать народной любимицей…
Однако, Татьяна не пошла в кино. Не стала продолжать кинокарьеру. И это несмотря на огромную популярность, которую принесла ей роль Гюльчатай. Множество поклонников с нетерпением ждали новых ролей от яркой, привлекательной актрисы, но все тщетно. Татьяна Федотова выбрала для себя другой жизненный путь.
После того, как Татьяна окончила училище, она пошла работать в танцевальный ансамбль в «Ленконцерте». Там она познакомилась с одним композитором. Его звали Геннадий Кузьмин и он на тот момент был женат.
В итоге они все-таки поженились. С тех пор Татьяна Кузьмина видит свое главное предназначение в том, чтобы быть хорошей женой и матерью.
Будучи уже на пенсии, Татьяна 4 года проработала уборщицей в Русском музее, но не стыдится этого. Когда журналисты задают ей вопросы о том, не жалеет ли она об утраченных шансах в кинематографе, Татьяна отвечает: «Господь сохранил меня от этой славы, которая убивает душу человеческую… Люди радуются и веселятся, смотрят, какие красивые актеры. Но как они увядают быстро. Была красота – и нет ее, была слава – и ничего от нее не осталось. Люди поднимают человека, а потом они же и опускают его, и он становится одиноким».
Сейчас она уверена в том, что и слава, и красота, и богатство – преходящие блага, и найти в них счастье невозможно. Татьяна Кузьмина говорит, что ее призвание – быть женой, и она ни разу не пожалела о своем выборе. Бывшая актриса не смотрит телевизор и не читает газет. Она не согласна с тем, что загубила свой талант, напротив, считает, что последовала судьбе, предопределенной свыше.
«Белое солнце пустыни»
Сейчас хочу рассказать ещё об одном своём любимом фильме.
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою…
Фильм «Белое солнце пустыни», ставший одним из памятников советского кинематографа, вышел на экраны 30 марта 1970 года, однако его съемкам и выходу в прокат мешало множество обстоятельств, а окончательное решение о судьбе картины принял лично генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Путь к зрителю одного из главных фильмов для понимания советской культуры «Белое солнце пустыни» оказался более чем тернист — худсовет требовал вносить правки в сценарий, на съемках погиб один из каскадеров, а техническое оснащение съемочной группы было крайне скудным, так как основные ресурсы кинематографа СССР в тот момент были задействованы на съемках военной эпопеи «Освобождение».
Проблемы возникали и на стадии подбора актеров, который начался в январе 1968 года. Из всех кто, пробовался на главную роль красноармейца Федора Сухова, режиссер Владимир Мотыль отобрал двух претендентов — Анатолия Кузнецова и Георгия Юматова, сделавшего себе имя еще в 1950-х годах. И если Кузнецов, испытывавший пресыщенность от «положительных» ролей, сначала скептически отнесся к предложению принять участие в съемках, то для Юматова «Белое солнце пустыни» могло стать возвращением в большое кино.
Мотыль всерьез склонялся к выбору в пользу Юматова, с которым они много работали перед началом съемок. По словам постановщика, тот часто принимал деятельное участие в работе над фильмом. Так, в ходе обсуждения сцены пленения Сухова именно Юматов предложил драматургическое решение, которое могло показать, каким образом его герою удалось выбраться от врагов.
«Мы ломали голову, и я сказал Георгию: «Вот как?». Георгий, смекнув несколько секунд, говорит: «Дай мне свои часы». Он их надел на руку и дальше сказал все точно: «Этот бандит не может не быть падким на часы». Мы сами становимся участниками мизансцены, которую Жора решил нам продемонстрировать. Он снимает эти часы, кричит: «Лови». Бросает условному бандиту, носком бьет по руке, и часы вылетают. Он падает и говорит: «Я снизу их всех расстреляю». Эта мизансцена, конечно, дорого стоит», — рассказывал он.
Юматов был уже утвержден на роль, однако в ночь перед первой съемкой произошло событие, поставившее крест на его участии в фильме.
«Для Юматова это была трагедия. Были похороны, поминки какого-то человека, которого знал, видимо, Юматов, и там случилась драка. Сейчас я понимаю, что Юматов с его чувством справедливости, с его мужеством, когда завязалась драка, ввязался. Я уверен, что он как боец одолел бы любого противника, если бы это был один, но на него навалились, вероятно, несколько человек. Его лицо было сплошь в кровоподтеках, в опухоли», — вспоминал Мотыль о тех событиях.
По его словам, ждать выписки актера из больницы и возвращения в форму означало отложить съемки фильма на месяц, чего его команда никак не могла себе позволить в условиях скромного бюджета и пристального внимания со стороны комитета кинематографии. Поэтому режиссер дал телеграмму Кузнецову в Москву, и роль Сухова досталась ему.
Источник