Листая Летопись. Гений Паганини
Говорить о жизни сложно, дорогой мой читаталь, но заманчиво. Человек родился, привык к оружающей, к баюкаюшей его среде, которую впитывает всеми фибрами. Рождённый свободным от всяких уз, он счастлив. Но, всё течёт, всё меняется. Условия жизни поменялись, поменялся и человек, а, значит, приспособился.
Люди рождаются с разными характерами и судьбы у них разные, и они по жизни идут каждый своим путём.Если человек талантлив, разносторонне развит, имеет на всё своё мнение, у него есть своя жизненная цель , и он стремиться достичь этой цели. Если человек просто живёт, согласен с условиями в которых он живёт, его ничего не волнует, может быть, как-то всколыхнётся, как травинка от ветра, ветер улетит, и опять тихо. Такие люди, послушные, вреда не приносят стране, они спокойны.Но, подчас они становятся жертвами порабощения властью, церквью.
Рассуждая философски о жизни, я постепенно подхожу к волнующей теме: о жизни великого скрипача Никколо Паганини. О ком поведал русский, советский писатель, романист Анатолий Виноградов (1888-1946гг.), хорошо изучивший библиографический исторический материал о музыканте-скрипаче Никколо Паганини, и мне помог разобраться в этой истории, с надеждой, что и Вам будет интересно, мой читатель, вспомнить историю, если чуть подзабыли, эпоху Возрождения. Трагическая судьба привлекает внимание к рассуждению о разных человеческих судьбах, тем более, если талант человека обогащает культурное наследие эпохи, страны, государства.
Чтобы понять жизнь великого скрипача, виртуоза скрипичного искусства, надо проникнуть вглубь средневекового феодализма Х1У века. Италия в это время ощущала на себе гнёт католицизма, как рабство набожности. Спекулируя на невежестве и доверчивости народа, католические церковники преследовали свои эгоистические меркантильные цели. Гуманисты того времени подчёркивали: служитель церкви тоже человек, имеющий все естественные права, и если осуществления этих прав он добивается тайно, то превращается в лицемера. Такой же дух бесправного средневековья, дух феодализма и остался в Генуе, когда родился Никколо Паганини.
В дождливую, ветренную ночь, когда в оба генуэзских мола, как пушечные выстрелы, хлопали волны прибоя, в бедной итальянской семье 27 октября 1782 года в Генуе родился Никколо Паганини. По преданию говорилось — ребёнок кричал всю ночь, ребёнок кричал утром. Он плакал, будто жалуясь на произвол родителей, призвавших его к жизни в эту страшную ночь.
Нищета процветала в убежище для бедных, где провёл своё детство Никколо. В гурьбе оборванных ребятишек, выбегающих из этого убежища пускать бумажные и деревянные кораблики в лужах или с гамом и криком бросающихся в уличные бои, можно было заметить маленькую обезьянку с выдающейся челюстью, широким лбом, курчавыми чёрными волосами и очень длинным носом. На уродливом лице странно выделялись огромные агатовые глаза. Необычайно красивые глаза поражали своим несоответствием всему облику длиннорукого, кривоногого ребёнка с громадными ступнями, с длинными пальцами на длинных кистях. Когда эти глаза загорались любопытством, лицо выравнивалось и внезапно теряло свою уродливость. И даже отец Николлы Антонио выговаривал: «фу, какой ты урод!»
Отец хорошо играл на гитаре «Краманьолу». Ему хотелось поскорее выучить сына играть на музыкальных инструментах. Никколо делал первые попытки игры на лютне и робко старался повторять за ним. Потом отец принёс сыну старую скрипку и объявил:» Никколо, ты будешь учиться играть на скрипке. Я сделаю из тебя чудо, ты будешь зарабатывать деньги». С этими мыслями он остался верен себе на всю жизнь. Начался первый урок скрипичной игры. Маленький мальчик с трудом понимал отца. Отец раздражался и на каждый промах сына отвечал подзатыльником. Потом принаровился длинной линейкой стал ею пользоваться, когда сын делал ошибку.Антонио лёгкимии почти незаметными ударами бил сына по кисти до кровоподтёков. Или сажал в чулан пока не сыграет без ошибок первое упражнение. Своим жестким подходом к сыну Антоно Паганини отшибал всё желание продолжать учение с отцом. Никколо убегал из дома, пока отца не было дома. Он бегал по склонам гор, выпрашивал у старух кусок овечьего сыра или чашку козьего молока. Усталый , исцарапанный о камни, он забирался в самые глухие места, где отец не мог его отыскать. Засыпал на ветвях деревьев, пригретый лучами солнца, проклиная скрипку, которая превращалась для него в орудие пытки.
Но ничего не могло сломить настойчивого старого Паганини. Он не раз говорил Никколо:» Я сделаю из тебя чудо, проклятая обезъяна! Ты ровно продан чёрту — так ты или погибнешь, или обеспечишь мою старость. Я выпущу тебя, мальчик, перед большой толпой знатных и богатых господ, когда мир опять станет на место, после ухода французских бродяг. Ты будешь вызывать восторг и умиленье богатых людей, которое заставит их забыть свою скупость».
Мать же Никколо с вечным страхом за сына, что побои отца сведут ребёнка в могилу, постоянням стремлением сберечь лишний кусок для сына, заставляли её скрывать свои страдания. Но однажды обморок сломил её. Она позвала сына и слабым голосом проговорила —
-Мальчик, ночью ангел, тот самый , которого мы видели на есвятой картине в соборе, сказал мне, что ты будешь первым скрипачом мира. Недаром мы приехали в этот чудный немецкий город. В городе лучшие скрипичные мастера — Aмати, Гварнери и Страдивари. Обещай мне никогда не расставаться со скрипкой.» Мальчик обащал матери не расставаться со скрипкой.
По совету дяди, к кому они приехали, Никколо посетил Паоло Страдивари, который посоветовал учиться у графа Козио.
Первым вопросом графа Козио был для Никколо:» На чём же будешь играть, мальчик?
— На чём прикажет синьор граф, — ответил Никколо.
Козио подошёл к маленькому Паганини, откинул ему волосы со лба, внимательно посмотрел на брови, на лоб, на глаза и сказал:
— Мне девяносто семь лет, восемьдесят из них я потратил на собарание сокровищ — скрипки. Дом, в котором ты находишься, хранит первую в мире
коллекцию музыкальных инструментов. Ради них существует земля, ради них творец вселенной вложил в человека безумную любовь к превращению плохой жизни в прекрасные звуки. Граф Козио снял со стены золотистую старинную скрипку и протянул мальчику, и осторожно вручил ему смычок. Маленький скрипач заиграл. Потом Козио поднял высоко руки Николло, поднёс к своим слабым глазам:
— У тебя каждый палец похож на утиный нос. Уродство, да и сам ты некрасив. А такие пальцы лучше всего для игры. У тебя хороший слух.
Проходили дни.Старый Козио рассказывал маленькому Паганини историю скрипки. Вскоре маленький скрипач научился различать породы скрипок.
А дома, дома тоже самое.Отец жаждующий заработать на сыне, как-то говорит жене:
— Граф Козио говорит, что из мальчика ничего не выйдет, если он немедленно не будет брать уроков у синьора Роллы. Но ты знаешь, как дорого Ролла берёт за уроки. Я думаю, что лучше вовсе не учить мальчишку за деньги, а просто отправиться путешествовать с ним по Ломбардии (Северная Италия).
Астрологические, алхимические поиски жизненного эликсира и философского камня, которые у средневековых безумцев связывались с мечтой о человеческом счастье, об устройстве человеческого общества, у старого Паганини превращались мечты в искание средств для биржевого обмана природы, для маклерских сделок с тёмными силами. Но всё оказывалось напрасным. В Генуе уроки со скрипачом Джованни Серветто были прекращены из-за безденежья.
Воспользовавшись днём, когда синьор Антонио должен был задержаться в суде, мать отвела сына к синьору Джакомо Коста. Этот синьор был преподавателем генуэзской капеллы и играл первую скрипку во всех церковных оркестрах Генуи. После первых же занятий синьор Коста был совершенно поражён отчётливостью звука, чрезвычайной восприимчивостью своего ученика и быстрой его работы. А через полгода, когда мать Паганини тайком от мужа принесла деньги за 30 уроков, синьор Коста стал прикидывать с довольной улыбкой в каком соотношении находятся эти деньги и его выручка от церковных концертов, в которых участвовал Паганини. Да и на семейном бюджете это было доходно.
Но вскоре из-за корыстолюбия синьора Коста синьор Антонио почувствовал себя оскарблённым и обманутым. Дело приняло плохой оборот.
Синьор Коста собрал сведения о крещении, о детских годах своего ученика и пришёл к выводу, что скрипичный талант мальчика, его необычайная музыкальная одарённость, невероятная для отрока музыкальная техника не могут быть объяснены божественным вмешательством. Тут несомненно вмешательство нечистой силы и несомненно демонское влияние. Проклятие повивальной бабки было причиной необыкновенных успехов маленького Паганини.
После раздора отца Никколы с синьором Коста, произошла случайная встреча маленького скрипача с синьором Франческо Ньекко. Знаменитый композитор, оперы которого ставили во всех театрах Северной Италии, Ливорно, в Неаполе, Венеции, Милане. Вот он то точно не верил всякому вздору о вмешательстве нечистой силы в судьбу Никколы. Эта встреча сыграла большую роль в жизни маленького скрипача.
Странная дружба установилась между оперным композитором и «дьяволёнком со скрипачом», как называл Никколо синьор Ньекко.
После занятий музыкой Ньекко знакомил мальчика с историей порабощения Ломбардии австрийцами. Он рассказывал о значении французского нашествия на Италию. Французские войска гонят австрийских жандармов, они гонят немецких попов, приехавших из Вены, а прокламации Бонапарта несут с собой освобождение от религиозного и политического гнёта, и поэтому — «да здравствует французское оружие!». Так потихоньку Никколо вникал во взрослую политическую жизнь. И даже слово «карбонарии» — » угольщики» маленький Паганини не раз слышал в «убежище».
Под впечатлением услышанного маленький скрипач сделал «новую вариацию итальянской «Карманьолы» и добавил свою собственную музыкальную тему,ту зажигательную французскую песню, которую он слышал случайно от французских матросов на берегу моря. Эта песня звала к восстанию всех детей родины, она говорила о том, что поднято знамя, алое от крови народа, о том, что наступили дни славы.
У Паганини началась своя, не мальчиковая жизнь. Ему стало даже легче сносить побои и упрёки отца. У него появились свои жизненные планы.
Ньекко, сам участник карбонарской конспиративной работы, имел привычку внимательного и зоркого наблюдения. В эти годы Ньекко был единственным, кто точно представлял себе всё значение бурного вторжения, услышенного, увиденного в жизни маленького скрипача.
В то время, как синьор Антонио Паганини со всей толпой своих коммерческих друзей и врагов, и мать Никколы со своей озлобленной сворой родных,терялись в догадках о происхождении ранней одарённости Никколо, и строили предположения о сверхестественном вмешательстве, видя в этом вмешательстве то страшную демоническую, то благодатную ангельскую основу.
Учитель Никколы Ньекко боялся за судьбу своего любимого ученика, хрупкость которого внушала ему самые серьёзные опасения. Ньекко боялся, что могущество этого всеподавляющего таланта превратится в огонь, который сожжёт и очаг и дом. Когда он перечитывал страницы миланской хроники, на которых старинный повествователь рассказывал о ломбардийских крестьянах, намеренно уродовавших своих детей, чтобы потом продавать их в качестве придворных шутов герцогу Сфорца.
Ещё его волновало, что церковная музыка чужда маленькому скрипачу. Когда Ньекко говорил с ним о свободе Италии, о живой и яркой работе карбонариев, щёки у мальчика покрывались румянцем возбуждения.
Молчание, затаённость сына, его спокойствие вызывали подозрение у синьора Антонио, рассказал об этом свящаннику местной церкви. Свящанник сказал, что маленький скрипач на хорошем пути, три раза в неделю он выступает в церковных концертах, его выступления привлекают толпу молящихся, молящиеся охотно отзываются на кружечный сбор, таким образом, можно рассматривать Никколо Паганини с его скрипкой как явление, угодное богу.
По инициативе синьора Ньекко мальчик был приглашён к участию в концерте светской музыке. Никколо играл впервые перед большой аудиторией. Легенда о маленьком скрипаче полетела по городу, над морем, по всему Лигурийскому синему заливу.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Маэстро Паганини-игра с огнём.
Игра с огнем маэстро Паганини
Маэстро Никколо Паганини стал легендой еще при жизни. Его мастерство объясняли сверхъестественными способностями. Говорили, что рукой Паганини водит сам Дьявол, которому музыкант продал душу, когда сидел в тюрьме за убийство жены.
«В Паганини что-то демоническое. Так играет тот, кто продал душу дьяволу» — гласил один из доносов в Ватикан.
Композитор Лист писал об этих слухах: «Вот когда всплыли легенды Средневековья о ведьмах и привидениях. Чудеса, творимые его игрой, стали связывать с прошлым, загадочность его необъяснимого гения старались постигнуть лишь с помощью еще более загадочных явлений. Договорились чуть ли не до того, что он будто бы продал свою душу дьяволу и та самая четвертая струна, на которой он извлекал такие волшебные мелодии, будто бы сделана из кишок его жены, которую он собственными руками задушил…»
Несмотря на зловещую репутацию, Паганини был любимцем женщин. Прекраснейшие дамы Европы дарили ему свою любовь. По делам амурным музыкант мог бы соперничать с героем-любовником Казанова.
«Паганини доводит меня до истерии. Наслаждаюсь им больше, чем способна выразить это словами, – его фантастическая, воздушная фигура, взгляд, полный восторга, и звуки, которые он извлекает из скрипки, – все сверхъестественно» — восхищалась мистическая леди Мэри Шелли — автор «Франкенштейна».
Страшные легенды не оставили Паганини и после смерти. Епископат запретил хоронить музыканта на христианских кладбищах. Почти пять лет тело Паганини не было погребено, гроб стоял среди скал одного из островов в Средиземном море. Моряки рассказывали, что проходя по ночам мимо скал, они слышали звуки музыки.
Паганини поначалу не опровергал дьявольские слухи о своем таланте, расценивая их как рекламу. Потом, когда сплетни стали фанатичны и музыкант столкнулся с агрессией, он принялся писать опровержения, сожалея, что ему приписывают всяческие злодеяния.
«По правде говоря, мне очень досадно, что распространяется мнение во всех классах общества, будто я дьявол» — жаловался маэстро в письме к другу.
Внешность маэстро тоже казалась зловещей. Современник писал: «Он такой худой, что совершенно невозможно представить себе еще большую худобу; лицо у него бледное, с желтоватым оттенком, и когда он кланяется, тело его двигается таким странным образом, что кажется, будто ноги его вот-вот оторвутся от туловища и он грудой костей рухнет наземь».
Дружеский шарж на Паганини от художника Лизера, который был уверен в мистической силе музыканта
Свой успех сам Паганини объяснял долгим и упорным трудом с раннего детства.
Матери Паганини во сне явился ангел и предсказал, что ее сын станет великим музыкантом. Отец мальчика Антонио Паганини расценив сон супруги как предзнаменование, взялся за музыкальное обучение сына. Антонио сам мечтал стать знаменитым музыкантом, но ему удалось только открыть лавку музыкальных инструментов. Никколо проявил интерес к музыке и делал успехи.
Отец требовал от сына большего усердия. Говорили, что он даже лупил мальчика, когда тому не удавалось сыграть правильно сложную мелодию. От перегрузок Никколо тяжело заболел. Мальчика едва не похоронили заживо. Иногда человек от усталости и стресса впадает в летаргический сон, это произошло с Никколо. К счастью, он очнулся в церкви во время отпевания. Говорили, что неведомые силы на том свете наделили Паганини особым музыкальным даром.
Отец, довольный успехами сына, уговорил композитора Александра Ролла дать мальчику несколько уроков. Когда Паганини пришел на урок, маэстро нездоровилось, и мальчику пришлось подождать. Паганини увидел на столе листки с нотами и, чтобы скоротать время ожидания, заиграл на скрипке. Маэстро услышал превосходную игру своего произведения и поспешил в гостиную. Увидев юного скрипача, он воскликнул: «Мне нечему вас научить!».
С юных лет Пагнини начал выступать с концертами в родной Генуе. Повзрослев и избавившись от отцовской опеки, он продолжал материально помогать своей семье, отдавая основную часть гонорара.
Добившись успеха и хороших доходов, музыкант не смог избежать соблазнов. Страсть к карточным играм едва не разорила его. Паганини оставлял полученные гонорары в игорных домах, проигрываясь местным шулерам. Только однажды Паганини удалось отыграться. Товарищ поздравил его с первым выигрышем и произнес – тебе помог сам Бог! Паганини задумался – неужто Бог помогает игрокам? Обычно в соблазны игры заманивает Дьявол. Паганини овладел суеверный страх, и он решился больше никогда не браться за азартные игры.
История о таланте Паганини играть на одной струне – не вымысел. О причине этого музыкального эксперимента маэстро рассказаны противоречивые легенды. По одной версии, перед концертом враги музыканта оборвали ему на скрипке все струны, кроме одной. Музыкант не растерялся и сыграл на одной струне. По другой версии, маэстро вдохновили поклонники, которые восторженно говорили – Паганини превзойдет лишь тот, что сыграет на одной струне. На радость публике Паганини превзошел сам себя.
На одной «четвертой струне» маэстро сыграл свое знаменитое произведение «Ведьмы», написанное под впечатлением от спектакля «Орех Беневенто», в котором колдуньи на шабаше отплясывали вокруг дерева. Тематика музыки укрепила уверенность сплетников в нечистой силе музыканта.
Газеты писали об успехе «Ведьм» Паганини:
«Паганини, несомненно, первый и самый великий скрипач в мире. Его манера игры непостижима. Он исполняет такие пассажи, скачки, двойные ноты, которые до сих пор не исполнял ни один скрипач. Он играет (в совершенно особой манере) самые трудные пассажи на два, три, четыре голоса; он имитирует духовые инструменты; он исполняет в самом высоком регистре хроматическую гамму – у самой кобылки (подставки), причем так чисто, что кажется почти невероятным; он поразительно исполняет самые смелые пассажи на одной-единственной струне и в то же время шутя берет низкие ноты пиццикато на других струнах, так что создается впечатление, будто звучат одновременно несколько инструментов.
Его Вариации на четвертой струне (которые он повторил по настоятельному требованию публики) изумили всех. Ничего подобного никто никогда не слышал. Совершенно неповторимый в своей манере скрипач еще много раз радовал публику – в течение шести недель он дал одиннадцать концертов в театре „Ла Скала“ и в театре „Каркано“. Особый успех имели его вариации под названием Ведьмы».
Писатель Стендаль в книге «Жизнь Россини» создал томный образ музыканта:
«Паганини, первому скрипачу Италии и, наверное, Севера, сейчас 35 лет. У него черные глаза, проницательный взгляд и пышная шевелюра. К вершинам мастерства эту пылкую душу привели не длительные упорные занятия и учеба в консерватории, а печальная любовная история, из-за которой, как говорят, он много лет провел в заключении, в колодках, всеми забытый и одинокий. Там у него было только одно утешение – скрипка, и он научился изливать на ней свою душу. Долгие годы заточения и позволили ему достичь вершин искусства…»
Паганини возмутило подобное описание своей персоны, он обратился к адвокату за помощью:
«Вкладываю в это письмо копию касающейся меня статьи, которая по какому-то безумию была вставлена господином Стендалем в Париже в „Жизнь Россини“. Подобные нелепые голословные утверждения позволят тебе при твоей прозорливости написать со временем специальную статью, чтобы показать, к каким бестактным выводам они могут привести. Этого пока достаточно, чтобы ты знал, как действовать».
Легенда о криминальном прошлом Паганини тоже не случайна. Музыкант, действительно, сидел в тюрьме, но не за убийство – как болтали сплетники, а за любовные похождения в юности. Одна из любовниц Паганини забеременела и пожаловалась отцу, который добился ареста «искусителя». За свободу музыканту пришлось заплатить 1 200 золотых. Паганини был готов признать ребенка и взять его на воспитание, но малыш родился мертвым. Говорили, что ловкая подружка вместе с отцом обманули маэстро.
Художник Буланже, вдохновленный историей музыканта, нарисовал его портрет в тюрьме. Буланже был на стороне Паганини и публично завил, защищая репутацию маэстро: «Нелепо нападать на человека, которым восхищается весь мир». Однако портрет только подогрел уверенность сплетников, будто Паганини провел в тюремном заключении большую часть жизни и заключил договор с Дьяволом.
Говорили, что у Паганини даже скрипка дьявольская: «Хотелось бы знать, из какого же дерева сделана его скрипка? Кое-кто поговаривает, что из сатанинского».
Современное исполнение. Виктор Зинчук «Каприс №24. Паганини»
Паганини писал в письме другу, что сплетники перепутали его с другим музыкантом, который совершил убийство:
«Один скрипач по имени Д…и (Дурановски), живший в Милане в 1798 году, связался с какими-то темными личностями и согласился отправиться с ними ночью в село, чтобы убить там богатого приходского священника. Но один из преступников в последний момент выдал сообщников. Полиция отправилась на место преступления и застала там Д…и и его приятеля. Их осудили на двадцать лет каторги. Но генерал Мену, ставший губернатором Милана, через два года выпустил скрипача на свободу.
И можете себе представить, что вся эта история послужила основой для выдумок обо мне. Речь шла о скрипаче, чье имя тоже оканчивалось на „и“, и он стал Паганини. Убитым оказался не священник, а моя любовница или мой соперник, и меня же еще заключили в тюрьму. А поскольку требовалось еще как-то объяснить, где я научился так играть, меня освободили от наручников, которые мешали заниматься. Еще раз, чтобы уж дошло до полного сходства, надо, чтобы я уступил. Но я все же лелею надежду, что после моей смерти клевета покинет, наконец, свою жертву и те, кто так жестоко мстит за мои успехи, оставят в покое мой прах»
Действительно, неприятные слухи о маэстро распускали завистники. Приезжая в город с концертом, музыкант узнавал, что горожане уже обсудили его «биографию». Поначалу Паганини встречали настороженно, но блестящее выступление вызывало у зрителей восторг. Ему были готовы простить даже убийства и сделки с демонами.
С концертами маэстро объездил всю Европу, с успехом выступая в Италии, Франции, Германии.
«Будем же радоваться, что этот волшебник – наш современник! И пусть он тоже поздравит себя с этим, потому что, играй он подобным образом на скрипке сто лет назад, его сожгли бы как колдуна…» — писали газеты.
Знаменитый композитор Россини в ироничной манере выразил свое восхищение: «Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини».
Генрих Гейне описал жутковатый образ маэстро:
«На эстраде появилась темная фигура, которая, казалось, только что вышла из преисподней. Это предстал Паганини в своем черном парадном облачении: черный фрак, черный жилет ужасающего покроя, — быть может, предписанный адским этикетом при дворе Прозерпины. Черные панталоны самым жалким образом свисали вдоль его тощих ног. В угловатых движениях его тела ощущалось что-то пугающе деревянное и в то же время что-то бессмысленно животное, так что эти поклоны должны были неизбежно возбуждать смех; но его лицо, казавшееся при ярком свете рампы еще более мертвенно-бледным, выражало в этот момент такую мольбу, такое немыслимое унижение, что смех умолкал, подавленный какой-то ужасной жалостью».
«Он был в темно-сером пальто до пят, из-за чего фигура его казалась очень высокой. Длинные черные волосы спутанными локонами падали на плечи и, словно темной рамой, окружали его бледное, мертвенное лицо, на котором гений и страдание оставили свой неизгладимый след».
Немецкий репортер в своей статье тоже описал своеобразный облик музыканта:
«Перед нами высокая, худая фигура в каком-то старомодном костюме. Высоко вверх поднят смычок, слегка согнутая правая нога твердо выставлена вперед. Лишь кости и дух прикрывает это одеяние, которое кажется слишком просторным для него. Плоти ровно столько, сколько нужно, чтобы собрать воедино его страсть и чтобы не развалилось это полуразрушенное тело.
Обрамленное длинными черными волосами и вьющимися бакенами, его длинное бледное лицо спокойно. Недвижная, застывшая серьезность его удивительно контрастирует с живым блеском карих глаз. Красивый высокий лоб говорит о благородстве натуры и впечатлительности, орлиный нос свидетельствует о мужестве, а плотно сжатые губы выдают хитрость, недоверие и иронию.
Внезапно его холодные и мрачные черты искажаются сильным страданием и удивительным сочетанием трагического и комического, даже можно сказать, соединением добродушия и дьявольщины одновременно. Если черты, которые непосредственно несут подлинную печать гениальности, можно назвать красивыми, то и его голову можно назвать прекрасной, способной с первого взгляда вызвать и пробудить самую горячую симпатию».
Мистицизм в творчестве Паганини безусловно присутствовал. Как и его предшественник-коллега Моцарт Паганини даже состоял в масонской ложи и был автором масонских гимнов. Масоны собирали в свои ряды лучших деятелей искусства.
Умер Паганини в возрасте 57 лет в Ницце. Уснул вечным сном, сжимая в руках скрипку. Говорили, что маэстро уморил себя постоянными концертами. Хотел оставить богатое наследство своей семье. Музыкант не скупился на подарки родным, но сам жил скромно, даже одежду покупал поношенную и торговался с продавцами.
Всё заработанное состояние маэстро завещал сыну Акилле и сестре.
В завещании маэстро указал:
«Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего творца».
Церковь не позволила похоронить музыканта, связавшегося с темными силами. Сын Паганини – Акилле напрасно пытался добиться разрешение на погребение. Он пространствовал на судне с гробом отца по Средиземному морю, пытаясь найти в портовых городах пристанище для маэстро, но безуспешно. Моряки, служившие на судне, рассказывали, что гроб с телом Паганини светился по ночам.
Акилле оставил гроб в пещере скалистого острова посреди моря. Гроб простоял в каменном укрытии пять лет, пока сын добивался разрешение на похороны отца.
Из указания епископа:
«Не могу ответить вам официально, пока не получу более определенного предписания. Однако считаю необходимым предупредить вас и остеречь – если и можно прославлять Паганини как замечательного музыканта, то как человека не следует осыпать его похвалами, которых он не заслуживает ни в коей мере, поскольку забыл в час смерти, что он христианин».
Историю скитаний гроба с телом музыканта рассказал Ги де Мопассан:
«Приближаясь к острову Сент-Онора, проходим вблизи голой, красной, ощетинившейся, как дикобраз, скалы, до такой степени колючей, столь вооруженной зубьями, остриями и когтями, что на нее почти нельзя ступить; приходилось бы ставить ногу в углубления между ее колючками и продвигаться вперед с предосторожностями; она называется Сен-Ферреоль.
Небольшое количество земли, неизвестно откуда взявшейся, скопилось в трещинах и щелях скалы, и там выросла особая порода лилий, а также прелестные синие ирисы, семена которых словно упали с неба.
На этом причудливом рифе, возвышавшемся в открытом море, оставался погребенным и скрытым в течение пяти лет прах Паганини.
Сын погрузил тело отца на корабль и направился в Италию. Но генуэзское духовенство отказалось хоронить этого одержимого. Запросили Рим, однако и курия не осмелилась дать разрешение. Тело собирались выгрузить, но муниципалитет воспрепятствовал этому под предлогом, что артист умер якобы от холеры. В Генуе тогда свирепствовала эпидемия этой болезни, и власти сочли, что присутствие нового трупа приведет к усилению бедствия.
Сын Паганини вернулся в Марсель, где ему не позволили высадиться по тем же причинам. Он направился в Канн, но не мог пристать и там.
Так Акилле и оставался в море, баюкая на волнах тело отца, этого странного гения, которого люди гнали отовсюду. Он не знал, что ему делать, куда направиться, куда везти священное для него тело, как вдруг увидел среди волн голую скалу Сен-Ферреоль. Там, на острове, он и похоронил отца.
Только в 1845 году вернулся Акилле с двумя друзьями за останками отца и перевез их в Геную на виллу „Гайоне“. Не лучше ли было бы необыкновенному скрипачу так и остаться на щетинистом рифе, где поют волны в причудливых скалах?»
В 1893 году могила музыканта была вскрыта для перезахоронения останков. По свидетельству очевидцев лицо композитора оставалось нетронутым тлением. Местные жители утверждали, что по ночам слышали из-под земли звуки музыки.
В заключение песня группы «Ария» — «Игра с огнем». Ролики разные — кадры из двух разных фильмах.
В продолжении о любовных похождениях Паганини и легенде в городе Ницца.
Источник