Меню

Озеро с отражением луны

Отражение луны в озере

Сонник Отражение луны в озере приснилось, к чему снится во сне Отражение луны в озере? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Отражение луны в озере, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Снились ли Вам когда-нибудь вещие сны?

Сонник — Озеро

Сон, где вы купаетесь в озере, предвещает угрожающую вам скрытую опасность.

Плыть по озеру на весельной лодке – совершите сумасбродный поступок, в котором горько раскаетесь.

Если плывете по большому озеру на большом судне – предстоит далекое путешествие, которое принесет вам массу новых впечатлений.

Кататься по озеру на водных лыжах означает стремление ускорить ход событий, что вряд ли удастся.

Ловить в озере рыбу – к длительной отлучке мужа, когда вам придется тянуть весь груз забот по дому одной.

Спокойное озеро в безветренную погоду означает счастливый брак и полное взаимопонимание между любящими друг друга супругами.

Бурное озеро в разыгравшуюся непогоду предвещает препятствия в любви.

Чистое озеро с прозрачной водой, сквозь которую видно прибрежное дно, говорит о том, что вы сполна выполните свой долг по отношению к родителям.

Грязная вода в озере – ваши планы будут разрушены вмешательством конкурентов.

Илистое дно озера – вас втянут в сомнительное предприятие, из-за чего лишитесь расположения влиятельного лица.

Чистое песчаное дно – займетесь делом, которое вам по душе.

Топкий пустынный берег приснившегося озера означает, что вы находитесь под влиянием ложных убеждений.

Лесистый берег – знак приязни и дружеского расположения.

Тонуть в озере – окажетесь в критической ситуации, выйти из которой сможете лишь благодаря находчивости и хитроумию.

Видеть в озере русалку – сон-предупреждение: не поддавайтесь иллюзиям, которые способны завести вас в тупик.

Видеть в Лох-Несском озере знаменитое чудовище – вам удастся то, к чему так долго и безуспешно стремились до сих пор.

Сонник — Озеро

Чистое, спокойное, тихое озеро — к спокойной и благополучной жизни.

Если вы видели, что на поверхности озера плескалась рыба, сон обещает богатство. Купаться в таком озере — к отменному здоровью.

Если озеро было грязным и затхлым — ваши друзья будут негативно отзываться о вас. Если вы купались в грязном озере — вас ждет сильный стресс из-за ссоры с друзьями. Представьте, что вы выбираетесь из грязи и доходите до красивого озера с чистой водой. Там вы смываете всю грязь.

Плыть по озеру в лодке — к счастливой семейной жизни. Если при этом лодку захлестывает вода — ваш брак подвергнется испытаниям, но если лодка не тонет, то все закончится благополучно. Представьте, что вы плывете по ровной глади озера, в глубине которого плещутся рыбы, а берега заросли лилиями.

Высохшее озеро означает, что холод и равнодушие людей доставят вам боль. Представьте, что пошел сильный ливень, и озеро наполнилось чистой и свежей водой.

Озеро, сплошь заросшее камышом и болотными травами, — ваши дела сильно запущены, и если вы не начнете что-то предпринимать, вас ждет крупная неудача. Представьте, что вы нанимаете рабочих, и они скашивают камыш и травы. Вы активно помогаете им, и скоро озеро очищается.

Сонник — Озеро

Символизирует ваши чувства, связанные с привычными и знакомыми делами.

Если озеро кажется вам незнакомым и странным и если это удивляет вас, то такой сон является предвестием событий, которые могут изменить уклад вашей жизни.

Чистое, спокойное озеро с прозрачной водой — знак спокойной и радостной жизни.

Видеть большие волны на поверхности озера — знак ваших переживаний и волнений, связанных с бытовыми или житейскими проблемами.

Мутная вода в озере предвещает неприятности и нередко служит признаком начала какого-то заболевания.

Болотистый берег озера может означать, что вы рискуете погрязнуть в решении житейских проблем и неурядиц. Возможно, сон предлагает вам не придавать бытовым трудностям слишком большого значения и заняться чем-то более интересным и важным.

Озеро, заросшее ряской или тиной, означает уныние. Похоже, вам не мешает как-нибудь оживить свои чувства и внести в жизнь свежую струю.

Отражение каких-либо предметов в озере — знак неких событий, которые скажутся на вашей жизни.

Увидеть в озере свое отражение означает, что вы сами можете стать причиной каких-то событий, которые способны изменить ваш житейский уклад.

Чужое отражение в озере — знак того, что в вашу жизнь может вмешаться посторонний.

Река, впадающая в озеро, во сне предвещает, что какие-то события вызовут у вас прилив сил и энергии.

Вытекающая из озера река — знак того, что посторонние увлечения могут отвлечь вас привычных занятий.

Ловить в озере рыбу — предвестие какой-то пользы в вашем доме.

Сонник — Озеро

Мужчина видит большое озеро – к увеличению домашнего хозяйства.

Если женщина увидела большое озеро – это знак здоровья в большой счастливой семье.

Озеро без воды – к неурожаю и болезням.

Видеть пересыхающее озеро – к скорой беде.

Видеть глубокое озеро – к победе над врагами.

Человек, находящийся далеко от семьи, видит озеро – к большой прибыли.

Если вы видите, как носите воду в озеро, – к уважению окружающих.

Если вы вычерпываете воду из озера, то вам следует побеспокоиться о здоровье ваших родственников.

Видеть, как вы плаваете в озере, – к неприятностям, бедной жизни.

Если вы видите, как упали в воду, не умея плавать, – это символ потери денег и имущества.

Когда видите, что достаете из озера землю, – к продаже наследства и получению денег.

Если девушка видит, как купается в озере, – к хорошему мужу.

Мужчина видит себя купающегося в озере – к идеальной жене.

Видеть много воды в озере – к деньгам и процветанию.

Если в озере вода с неприятным запахом – к болезни.

Сонник — Озеро

Молодую женщину, увидевшую во сне, что она купается одна в грязном и неспокойном озере, ждут большие перемены. Как бы ей не пришлось раскаяться в своем сумасбродстве.

Если женщина плывет по озеру на лодке и достигает пристани, то она находится под влиянием ложных убеждений, которые в конце концов преодолеет.

Сон, в котором вы плывете по чистому и спокойному озеру с приятными и близкими друзьями, обещает счастье и богатство.

Грязное озеро предвещает печальный конец ваших планов.

Грязное озеро с красивыми зелеными берегами означает, что ваша расчетливость возьмет верх над страстью.

Чистое озеро, окруженное скудной растительностью, может положить конец вашему благополучию, если вы не станете более рассудительными.

Если вы увидели свое отражение в чистой воде озера, то вас ожидают радость и любящие друзья.

Листва, отраженная в глади озера, предвещает радость, любовь и счастье.

Если вам приснилось озеро, то в реальной жизни вы спокойный и рассудительный человек.

Купались в озере – вам предстоит знакомство в необычном месте.

Сонник — Озеро

Озеро — господство твоего сознания над противоборствующими с ним силами.

Ясное озеро, все берега которого четко видны — жизнь, распростертая перед тобой; получишь возможность трезво судить о своих делах и поступках.

Бурное озеро, если видишь его берега — символ господства над собой в трудную минуту.

Берега озера темнеются в тумане — вред, ущерб от того, что ослабил свой самоконтроль.

Из озера пить — процесс самопознания.

В него упасть — нечаянность.

Кровавое озеро видеть — нечто зловещее входит или прячется в тебе.

В кровавом озере купаться — опасность для жизни от вражды; ушиб или несчастье.

Синее горное озеро видеть — к счастью; хорошо собой владеть.

Мрачное лесное озеро видеть, среди мрачных скал — нечто опасное затаилось в тебе и может себя катастрофически обнаружить; ты перестал себя понимать.

Неожиданно на глазах мелеющее озеро видеть — гибель чувств, которые составляли важную часть твоей духовной жизни.

Заболоченное озеро или пруд видеть — душевный или духовный застой.

Сонник — Озеро

Для молодой женщины видеть во сне, что она одна в грязных водах неспокойного озера, предвещает много перемен, — скоро она станет раскаиваться в прошлых сумасбродствах и пренебрежении к добродетели.

Если вода захлестывает лодку, но, энергично гребя, женщина все же достигает пристани — это означает, что она находится под влиянием ложных убеждений, которые она в конце концов изменит и добьется почета и уважения. Этот сюжет может также предвещать болезнь кого-то из близких.

Если она наблюдает лодку, в которой молодая пара, рискуя жизнью, справляется со стихией — это значит, что один из ее друзей хотя и совершит неблаговидный поступок, однако сумеет вернуть ее благосклонность.

Видеть во сне, что Вы плывете по чистому и спокойному озеру с приятными и близкими друзьями, означает, что Вас ждет счастье и богатство, соответствующее Вашим представлениям.

Грязное озеро, окруженное голыми угрюмыми камнями и сухими деревьями, предвещает печальный конец Ваших планов.

Грязное озеро с красивыми зелеными берегами — предвещает, что моральная сила Вашей натуры возьмет верх над страстью, обратив Вашу энергию на поиски безопасного и надежного пути.

Если озеро чистое и окружено скудной растительностью — это значит, что Ваше обеспеченное существование рухнет под натиском беспутных поступков.

Увидеть свое отражение в чистой воде озера предвещает, что Вас ожидает радость и любящие друзья.

Видеть листву, отраженную в зеркале воды, предвещает радость, наслаждение любовью и счастьем.

Увидеть скользких и жутких обитателей озера, приближающихся и угрожающих Вам, означает неудачи и огорчения от растраченных впустую времени, сил и здоровья. Радость жизни истечет последней каплей, и Вы будете пить горькое вино запоздалого раскаяния.

Сонник — Озеро

Сон об озере, как правило, неблагоприятен и предвещает опасность.

Видеть его во сне, плавать в нем или упасть в него — знак потерь, огорчений, болезни. Иногда такой сон предупреждает о том, что опасность нависла над вашим благополучием или состоянием. После такого сна вам следует привести в порядок свои дела и внимательно присмотреться к окружающим вас людям, так как среди них есть враги, которые только и ждут случая, чтобы расправиться с вами.

Иногда сон об озере предсказывает несчастный случай. В этом случае следует отложить поездки и перенести какие-то важные встречи.

Видеть дно озера сквозь прозрачную воду во сне означает, что вы сможете увидеть или узнать больше о предмете (или человеке), который вас интересует.

Небольшое, чистое озеро в живописной местности, освещенное солнцем, видеть во сне — знак счастья и благополучия.

Голая, пустая или каменистая местность вокруг озера во сне — знак крушения планов, перемен к худшему, бедности, лишений.

Плыть по озеру во сне — предвестье разлуки с любимым человеком. Смотрите толкование: Вода, Лодка и т. п.

Сонник — Озеро

Светлое озеро — плохой знак.

Мутное озеро — к веселью.

Купаться в кровавом озере — опасность для жизни, исходящую от врагов, а также ушиб или несчастье.

Читайте также:  Мне нужна убывающая луна когда она будет

Синее горное озеро видеть — к счастью, хорошему владению собой.

Неожиданно мелеющее на глазах озеро — к гибели чувств, которые составляли важную часть вашей душевной жизни.

Плыть по озеру — к разлуке.

Сонник — Озеро

Обратите внимание на состояние озера, так как вода символизирует эмоции.

Спокойное, чистое озеро указывает на интуицию, внутреннюю мудрость, эмоциональное равновесие.

Рябь на поверхности воды может указывать на эмоциональные волнения.

Мутное озеро говорит об эмоциональном застое.

Для древних египтян озеро являлось символом оккультных и загадочных внутренних миров.

В определенные поры года жрецы направлялись к озерам в церемониальных процессиях.

В кельтской мифологии земля умерших находилась на дне озера.

Вода может быть символом подсознания и неведомых глубин вашей души.

Источник

Лунная дорожка — почему длинная и узкая

Всем привет. Хочу представить геометрические построения, которые покажут, почему лунная (или солнечная) дорожка такая длинная (в сторону источника света) и узкая. Вот несколько примеров:

Если бы поверхность воды была горизонтальна в каждой точке водоёма, мы бы видели отражение луны (солнца) как в зеркале, такого же углового размера как и источник света (примерно 0.5 градуса). Однако в водоёмах почти всегда бывают волны, которые отклоняют поверхность воды на некий угол от горизонтали. Условно волну можно представить следующим образом:

Как видно из рисунка, поверхность воды горизонтальна в районе гребня и подошвы волны (оранжевые отрезки), и наклонена на некий максимальный угол α (крутизна склона волны) между гребнем и подошвой (зелёный отрезок). Последний угол определяет, насколько «расползётся» пятно, в котором отражается источник света.

Однако с ходу не совсем понятно, почему дорожка имеет вытянутую форму. Представим, что в случае невозмущённой поверхности воды источник света отражается в точке А:

Возникает вопрос — почему мы видим отражения источника света в точках В и С (вдоль дорожки) и не видим этих отражений слева и справа, в точках D и Е, отстоящих от центральной точки А на таком же угловом расстоянии, что и В, С? Ведь максимальный угол наклона волны α примерно одинаков для всех точек водоёма, а волны в свою очередь сориентированы по поверхности хаотично (то есть равновероятно во все стороны, по любому азимуту).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим луч света, падающий на горизонтальное зеркало, а затем покачаем его вокруг разных осей. Выберем угол падения достаточно пологим, что соответствует невысокому положению луны (солнца) над горизонтом (угол φ). Я специально выбрал слово «пологий», поскольку в физике углом падения строго говоря называется угол между лучом и перпендикуляром к поверхности падения (см. угол β на рисунке), и он в данном случае близок к 90 градусам:

Как видно из рисунка (10 клеток влево, 1 клетка вверх), угол φ равен арктангенсу 1/10, то есть 5.7 градуса. Это вполне соответствует случаю лунной дорожки, когда луна (солнце) расположены невысоко, в нескольких градусах выше горизонта. Вспоминаем, что угол падения β равен углу отражения γ, ставим экран и видим, куда попадает отражённый луч.

Теперь изменим точку зрения, посмотрим вдоль луча, и попробуем покачать зеркало на небольшой ОДИНАКОВЫЙ угол вокруг двух осей — сначала поперечной (обозначена бордовым) к плоскости падения луча, а затем продольной (обозначена зелёным):

При этом последим за характером отклонения отражённого луча. При повороте зеркала вокруг «бордовой» оси на угол θ отражённый луч будет поворачиваться на двойной угол, на 2*θ. Пусть угол θ будет таким, чтобы отражённый луч в нижнем положении почти доходил до горизонтального состояния, то есть в данном случае θ = 2.3°. При этом мы увидим следующую картину (гиф из двух кадров, перещёлкивается положение зеркала и отражённого луча):

То есть мы видим существенное изменение траектории отражённого луча, на 2θ = 4.6° в обе стороны.

Во втором случае, когда мы поворачиваем зеркало относительно второй (зелёной) оси на тот же угол θ, направление отражённого луча меняется на порядок меньшую величину. Следующий рисунок может пояснить, почему так происходит:

Колебания зеркала на небольшой угол θ относительно продольной оси (обозначена на рисунке зелёным) почти соответствуют вращению вокруг оси, совпадающей с начальным направлением луча (до отражения). Таким образом можно достроить начальный луч до плоскости наблюдения (экран), до точки О, и тем самым получить конус с углом раствора 4φ (на рисунке показана половина раствора 2φ), вокруг которого происходят угловые колебания отражённого луча АВ (на угол θ). И если максимальный угол колебания θ = 2.3° (как и в предыдущем случае), то угловое смещение отражённого луча составит всего лишь (θ/360°)*2*π*2φ = 0.46°, то есть в 10 раз меньше, чем в случае колебаний зеркала вокруг поперечной оси, см. гиф из двух кадров:

Поскольку я понимаю, что могу легко ошибиться в своих построениях, этот вывод я проверил через:

1) моделирование в Экселе — через вектор падающего луча f, вектор нормали к отражающей поверхности n, и формулу вектора отраженного луча r = f-2n·(f·n);

2) научпоп книгу «Удивительная физика», в которой выведена формула отношения двух видимых полуосей пятна = sin(φ), что в нашем случае как раз составляет 1/10.

Из формулы следует, что чем выше будет светило, тем относительно шире будет дорожка, вплоть до круглого пятна в случае зенита (и если мы будем наблюдать пятно откуда-то сверху вниз).

Также я провёл эксперимент, в котором направил луч фонаря на зеркало, а противоположную стену использовал как экран для отражённого луча. В эксперименте:

1) покрутил зеркало на 360 градусов вокруг вертикальной оси (убедиться, что оно горизонтально, а значит отражённый луч практически не будет менять своё направление при вращении);

2) покачал вокруг двух осей (продольной и поперечной), показав разницу колебаний отражённого луча на стене-экране;

3) подпёр один край зеркала подставкой, зафиксировав тем самым угол наклона относительно горизонтали, и прокрутил зеркало на 360 градусов вокруг вертикальной оси, при этом отражённый луч нарисовал на стене фигуру, близкую к эллипсу.

В заключение сошлюсь на пост двухлетней давности — в выделенном комментарии человек @troshki как раз сожалеет, что у него не получилась узкая дорожка, и что луна в кадр не поместилась — после представленного выше материала вы уже понимаете, что одно закономерно вытекает из другого.

Дубликаты не найдены

Наука | Научпоп

5.7K поста 65.7K подписчиков

Правила сообщества

Основные условия публикации

— Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

— Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

— Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

— Видеоматериалы должны иметь описание.

— Названия должны отражать суть исследования.

— Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.

Не принимаются к публикации

Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

— Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

— Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.

— Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

— Попытки использовать сообщество для рекламы.

— Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

— Нарушение правил сайта в целом.

Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.

К слову плоскозёмы пытаются и эту дорожку подвязать к плоской земле. Но это, увы, никак не связано — дорожки будут и на плоскости, и на шаре. )

Столько текста. Зачем? Ведь очевидно, что ширина дорожки равна диаметру источника света.

Еще бы спросили, почему дорожка всегда направлена в сторону смотрящего или почему диктор новостей в телевизоре всегда смотрит мне в глаза?)))

Зачем? Ведь очевидно, что ширина дорожки равна диаметру источника света.

Здрасьте. Писал, писал, и всё коту под хвост. )

Как раз неочевидно, и как раз не равна. Это видно даже по первому кадру в посте — ширина дорожек больше чем диаметр светила (привожу один из примеров с вертикальными линиями от полной луны). А уж тем более это видно по последней ссылке в посте — на человека, у которого не вышло узкой дорожки.

Так у светила есть ореол + рассеивание от волн чем сильнее волны тем больше рассеивание. Я просто не понимаю практического смысла этого исследования.

Нашёл для вас видео, где влияние ореола удаляется с помощью фильтра — обратите внимание, что с фильтром ширина дорожки по-прежнему больше, чем размер диска.

А длина чему равна? И почему дорожка шире, когда Вы утверждаете что ровна?

Шире, потому-что поверхность воды не ровная, так-же именно по этому мы видим дорожку, а не само отраженное солнце. Чем неровность ближе к оси от источника к приемнику, тем больше вероятность, что у нее найдутся плоскости, способные отразить свет в нас. Длина дорожки кстати будет зависеть от того, на какой высоте находится солнце. Чем выше — тем короче она будет. Если солнце выползает над горизонтом — то до самого горизонта будет.

Мы можем, для простоты, заменить волны стеклянными шариками ровным слоем?

Почему шарик в стороне от вертикальной плоскости зритель-источник будет отражать меньше чем шарик на этой оси?

В том и проблема, что не можем. В относительно спокойном море угол наклона у волн не велик и не превышает определенных величин. Далеко от оси просто не будет поверхности, способной отразить свет в нас. А у груды стеклянных шариков будут почти все углы наклона поверхностей и отражение можно поймать отовсюду. Но даже если заменим на стекло, эффект все равно частично сохранится, так как чем меньше угол падения, тем больше лучей будет проходить внутрь а не отражаться. Наибольшей угол падения имеют объекты вдоль оси и рядом с ней. Замените шарики снегом, и поищите солнечные фотки зимой, даже там будет заметна, пусть и слабая, но дорожка.

Вот теперь понял. Дорожка есть.

Автор, у Вас косяк.

волны в свою очередь сориентированы по поверхности хаотично (то есть равновероятно во все стороны, по любому азимуту)

Это не верное предположение. И ошибка в том, что, в зависимости от преобладающего направления волн, форма дорожки будет от узкой до широкой.

Согласен, наверно будет влияние преобладающих волн (и преобладающего направления ветра). И видимо его можно оценить, сравнивая измеренную ширину дорожки с предсказанной по приведённой формуле синуса от высоты светила.

Нет. На кандидатскую тоже. )

Но как школьный проект по физике — вполне.

— В какой области?

Читайте также:  Луна беляева кто это

Телескопы — кто они такие?

Телескоп — слово известное практически каждому. Так же существует устоявшийся визуальный образ этого понятия — то как мы себе представляем телескоп — это такая труба на подставке, внутри стекляшки какие-то. на этом конкретика у многих исчерпывается.

Потому, что уже на вопрос — «В чем назначение телескопа» — ответ, как правило, слышен сбивчивый и нескорый. Одни считают, что телескоп что-то там приближает, другие думают, что он что-то увеличивает — эти ближе к истине, но незначительно.

Телескоп — не космический корабль и к Луне с его помощью мы ближе не станем. Так же это не насос и Луну мы с его помощью до больших размеров не надуем.

Так для чего же их делают, эти блестящие трубы на подставках?

Открою тайну. Как бы это не казалось удивительным, но главное назначение телескопа — собрать от небесного объекта как можно больше света. Именно потому главным достоинством любого телескопа является диаметр его объектива — в понимании среднестатистического землянина — той линзы, что обращена к небу — именно ее принято считать объективом. (На самом же деле в нашу эпоху объективом телескопа чаще бывает зеркало и прячется оно глубоко в трубе, но такая оптическая схема среди неастрономической публики непопулярна.) А вот когда свет от небесного объекта собран и изображение объекта построено, его можно внимательно рассмотреть — тут мы сталкиваемся со вторым назначением телескопа: Увеличить угол зрения, под которым может быть видимо небесное тело.

Ах, эти научные формулировки! Кто б нам теперь объяснил, что значит это словосочетание: «угол зрения», и зачем нам его увеличивать?

Процитирую строчку из песни Виктора Цоя: «Во дворе идет стройка, работает кран».

Подойдем к окну и посмотрим на кран — его длинная стрела раскинулась на пол неба и что бы осмотреть ее всю от кабины крановщика, до того места, где она заканчивается и свисает вниз трос с крюком, придется повернуть голову. Повернуть — ключевое слово. Оказывается стрела башенного крана имеет некоторую угловую протяженность измеряемую в градусах и равную той величине, на которую нам придется повернуть голову вокруг воображаемой оси вставленной в нашу шею — допустим на 45 градусов.

А если стройка идет в соседнем дворе? В этом случае кран стоит относительно далеко и что бы перевести взгляд с одного конца его стрелы на другой, нам потребуется повернуть голову на меньший угол, допустим на 5 градусов, или сместить глазной зрачок посмотрев чуть в бок, но на ту же величину — на 5 градусов.

Вот та величина, накоторую нам приходится изменять направление своего взгляда, что бы рассмотреть объект полностью — это и есть угловой размер этого объекта. В бытовом понимании. Астрономия же, как наука оперирует геометрическими понятиями. Но смысл остается тот же. Он в том, что все видимые объекты, будь то далекие планеты или какие-то земные предметы — деревья или строения — все представляются нам большими или маленькими в первую очередь исходя из тех угловых размеров которые они для нас имеют. Реальные же размеры для наблюдателя вторичны и могут оказаться неожиданными. Например стоящий неподалеку дом может заслонить собой 60 градусов небесной сферы, но высотой он всего метров 25. Наше дневное светило — Солнце — имеет угловой поперечник всего пол градуса, но диаметр его более миллиона километров.

Вот мы первый раз коснулись примера углового размера небесного объекта. Углы, как известно, измеряются в угловых величинах — градусах или радианах, но радианы для любителя — неудобная величина. Градусы — привычнее. Но все равно, не многие из Вас сейчас приведут пример одного градуса в качестве видимого размера какого-то видимого объекта. К тому же, уж так получилось, что и удобного небесного объекта на нашем небе размером в 1 градус нет. Зато есть два объекта которые с хорошей точностью можно считать эталонами углового размера в пол градуса — это Солнце или Луна.

Оказывается, эти два небесных тела, столь разных по своей природе (Солнце — звезда, гигантский газовый шар диаметров более миллиона километров и с температурой поверхности 6000°K ; Луна — спутник Земли, маленькая холодная планетка диаметром 3600 км) для земного наблюдателя на небе имеют одинаковый угловой размер 1/2 градуса.

Ну, а как можно догадаться, 1/2 градуса — величина не очень большая, то телескоп как раз призван изменить это в большую сторону, оказавшись между объектом и наблюдателем.

Вот теперь мы вплотную приблизились к тому, что иногда называют «увеличением», но в отношении чего правильнее употреблять понятие «кратность». Я видел множество разочарованных людей, которые вместо ожидаемых десятков тысяч и миллионов узнавали, что хорошие телескопы позволяют применять 100-кратное увеличение. А более 500 крат в наблюдательной астрономии увеличения применяются крайне редко. Все мы любим большие цифры, особенно если это цифры нашей зарплаты. Но, к счастью, параметры телескопов не подвержены инфляции и, как во времена изобретателя телескопа — итальянца Галилео Галилея, — 30-кратное увеличение было вполне актуально для ряда астрономических наблюдений, так и 400 лет спустя, оно ничуть не потеряло своей актуальности.

Первый в истории телескоп был изобретен итальянским ученым и священником Галилео Галилеем в 1609 году. Не следует думать, что сам принцип оптической системы увеличивающей угловой размер наблюдаемого объекта был придумал Галилеем. Подзорные трубы в те годы с успехом и часто уже применялись в мореходстве и при ведении военных действий. Но Галилео был первым, кому хватило отваги в эпоху инквизиции направить трубу в небо. При этом он же сделал важный вывод — точность и качество изготовления линз в подзорных трубах никак не годятся для астрономических наблюдений. Он разработал более точный и качественный метод шлифовки, полировки и доводки до требуемой формы оптических деталей, а саму схему «подзорной трубы» оптимизировал для астрономических наблюдений.

Его упорство было вознаграждено поистине революционными открытиями. Многое, что ранее считалось непреложной истиной, обрело другой вид и смысл. На божественном лике Солнца обнаружились темные пятна, на гладкой и плоской Луне «выросли» горы, планеты демонстрировали шарообразность, а Венера «показывала» фазы подобные лунным. Юпитер обзавелся спутниками и стал альтернативным центром мира, а «Высочайшую из планет» — Сатурн — Галилео Галилей «тройною наблюдал». Млечный Путь из пролившегося некогда молока превратился в россыпи звезд, а самих звезд на небосклоне, благодаря прозрачным линзам первого в мире телескопа, оказалось в десятки раз больше.

Надо ли говорить, как отнеслась к открытиям Галилея церковь?! — ученого судили и под угрозой пыток заставили отречься от всего увиденного. Галилей отрекся. Но дальнейшая судьба телескопа уже не зависела от этих событий. Изобретение обрело значительную популярность и стало использоваться многими прогрессивно настроенными учеными. А вместе с этим и совершенствовалась его оптическая схема, появлялись все новые конструкции.

То, сочетание линз, что использовал в своем телескопе Галилей, вскоре вышло из употребления, и хотя похожая оптическая схема по сей день используется в театральных биноклях, для наблюдений небесных тел уже через несколько лет после премьеры Галилея была изобретена другая, более удобная конструкция.

Ее разработал Иоганн Кеплер — математик, физик, астроном, но по большей части — теоретик, а потому собственную конструкцию телескопа ни разу не использовал. Впервые изготовил ее и опробовал на астрономическом поприще его коллега и современник — К. Шейнер.

Система Кеплера обладала рядом существенных преимуществ: Большее поле зрения, более качественное изображение и ввиду более легкого изготовления короткофокусных собирающих линз (а в качестве окуляра у Галилея использовалась отрицательная — рассеивающая линза) позволяла добиваться большей кратности увеличения. Однако использовать ту же схему для подзорных труб уже не удавалось — схема Кеплера давала перевернутые изображения. Для астрономических наблюдений это не стало недостатком, а вот для наблюдения земных удаленных объектов было неприемлемо.

Телескопическая астрономия стала стремительно развиваться. Открылись новые горизонты, оказалась доступна новая точность измерений и конечно же хотелось большего. Астрономы XVII века пытались заглянуть все дальше в космос, старались более детально рассмотреть небесные тела и применяли для этого все большие увеличения своих примитивных инструментов.

Очень скоро стало понятно, что перешагнув определенную кратность, качество изображения, его детальность, количество звезд в поле зрения перестают увеличиваться, и даже начинают падать. Можно с уверенностью сказать, что в эпоху Галилея и Кеплера 50-кратное увеличение было предельным и дальнейшее увеличение кратности на пользу не шло.

Если обратиться к иллюстрации приведенной выше, можно отметить закономерность, что чем больше фокусное расстояние объектива [F] (расстояние , на котором линза строит изображение объекта — вспомните, как получают огонь в солнечный день с помощью увеличительного стекла — именно на этом расстоянии солнечные лучи собираются в «точку»), и чем меньше фокусное расстояние окуляра [f], тем больше кратность [ F/f ]. Может показаться, что сделав очень длиннофокусный объектив и взяв короткофокусный окуляр, можно достичь невероятно большой кратности увеличения. Однако, очень скоро становится заметно, что чем больше кратность, тем слабее яркость изображения. Случалось так, что объект исследований прекрасно виден глазом, но при большом увеличении перестает быть видимым в телескоп. Второе неожиданное открытие астрономов заключалось в том, что определенного размера линза объектива, какое бы не было огромным используемое увеличение, не в состоянии показать детальность мельче определенного порога. Это уже свойство самого света — его волновой природы.

Оказывается, что есть так называемый «дифракционный предел», суть которого в том, что любые отверстия, пропускающие световой поток, ограничивают детальность картинки, которую этот поток несет с собой. Более того, все точечные объекты, а звезды можно было в ту далекую пору считать именно точечными объектами, в следствие «дифракционного предела» при больших увеличениях видны не точками, а кружками, окруженными несколькими убывающими по яркости кольцами. И, собственно, любое изображение в телескопе как-будто складывалось из их совокупности

Что бы увеличить разрешение телескопа, шагнуть за «дифракционный предел», нужен телескоп с большим диаметром объектива. Тогда дифракционные диски становятся меньше.

Ах если б это было все. Линзы стали делать больше, но тут обнаружилось, что стекло, их которого делали линзы для телескопов имеет свойство очень по-разному преломлять лучи разной длины волны (а говоря по-народному — разных цветов). Оказалось, красные лучи фокусируются ближе к линзе, синие — дальше от нее. А поскольку в свете небесных объектов присутствуют лучи самых разных цветов (длин волн), то точно навести резкость при больших увеличениях никак нельзя. Будь то звезда или планета, ее изображение так и оставалось нерезким, отливая всеми цветами радуги несфокусированных лучей.

Та самая красота — разложение белого света на все его составляющие, которое мы привыкли именовать радугой, — на какое-то время стала главной головной болью астрономов. Уже и инквизиция отошла на второй план, а вот справиться с «хроматической аберрацией» не удавалось около столетия. Во все времена существовал список невозможного. В XVII веке нем были такие пункты: Человек никогда не заглянет на обратную сторону Луны; Человек никогда не достигнет звезд; Человек никогда не найдет средство против хроматической аберрации.

Читайте также:  Ах эта ночь золотая луна

К этой беде добавилась «сферическая аберрация» — принципиальная неспособность линз со сферическими поверхностями строить качественные изображения. Но это беда была меньшей.

Какие только опыты не проводили астрономы и оптики XVII-XVIII веков, искали особый сорт стекла, использовали дополнительные линзы и фильтры. Между делом было обнаружено, что действия хроматической и сферической аберраций заметно ослаблялось при увеличении фокусного расстояния объектива телескопа. Телескопы стали делать все длиннее.

Надо заметить, что здесь астрономы проявили себя масштабно, так, что даже эпоху эту в телескопостроении назвали эпохой телескопов-динозавров. При диаметре линзы объектива всего в 8 сантиметров, длина инструмента иногда превышала 100 метров — можете себе это представить?! Конечно же изготовить трубу для такого телескопа было невозможно — она согнулась бы или сломалась под собственным весом. Телескопы делали «воздушными» — такие решетчатые конструкции крепились на высоких мачтах и управлялись целой бригадой специально обученных рабочих, всюду тянулись тросы и канаты, фермы телескопа приводились в движение с помощью рычагов и блоков, причем в полной темноте — пользоваться факелами во время наблюдений было нельзя — от грандиозности замысла и сейчас захватывает дух. жаль лишь, что особого результата и качества эти инструменты так и не показали. Впрочем, в эпоху телескопов-динозавров астрономы так же сделали немало открытий. Гюйгенс наконец смог понять, что же имел в виду Галилей говоря о «тройственности высочайшей планеты», и открыл кольцо Сатурна (выступающие в стороны ушки которого Галилей принял за две другие близкорасположенные планеты — его телескоп не позволил тогда это детально рассмотреть), а Кассини открыл в кольце Сатурна щель отделяющую внешнее кольцо от внутреннего. Это деление кольца Сатурна позже назвали именем его открывателя.

При этом астрономы демонстрировали невероятное мастерство фиксации своих наблюдений. Фотографии тогда не было, но рисунки наблюдателей представляли из себя произведение искусства и научный документ одновременно.

Но бесконечно так продолжаться не могло. Телескопы длиной в 90 метров показывали хуже 50-метровых и это был тупик. Выход нашел величайший из физиков всех времен и народов сэр Исаак Ньютон. Именно Ньютону принадлежит изобретение зеркального телескопа.

Линза собирает параллельный пучок лучей в точку и строит изображение. Но тоже самое может и вогнутое зеркало. Правда зеркало собирает пучок перед собой и пытаясь рассмотреть построенное изображение, наблюдатель рискует перекрыть собой весь световой поток льющийся с небес. Так ведь можно использовать еще одно зеркало, которое отведет пучок лучей от главной оптической оси.

Пришлось мириться еще с рядом неудобств и недостатков — зеркала тогда делали из хитрого сплава меди и олова. Отражали они немного света (40-50%, если учесть, что зеркала было два, то до глаза наблюдателя доходила в лучшем случае 1/5 часть светового потока), к тому же такие зеркала быстро тускнели и требовали частой переполировки. Вспомогательное зеркало так же заслоняло собой часть главного и это приводило к еще большим потерям. Зато — можете себе представить — никакой хроматической аберрации! А если придать зеркалу не сферическую, а параболическую форму, то можно разом избавиться и от сферической аберрации. Да, конечно, изображение планет и туманностей при том же диаметре объектива намного тусклее, но зато какое резкое, какое четкое! И ведь никто не мешает сделать зеркало в несколько раз больше.

Первый телескоп системы Ньютона был карликовых размеров. Его изготовил сам Ньютон как пример, иллюстрацию своей находки. Зато как размахнулись изготовители настоящих телескопов такой конструкции — один другого больше.

Чаще всего изготовителем телескопа и наблюдателем был один и тот же человек. В те годы не существовало промышленного изготовления оптики — все делалось вручную. Уильям Гершель, музыкант по образованию, но увлекшийся в 30-летнем возрасте астрономией, сделал более десятка телескопов отменного качества. В их числе крупнейший телескоп XVIII века (длина трубы 12 метров, диаметр медно-оловянного зеркала 122 см), который до середины следующего столетия оставался непревзойденным. Трудно себе представить муки ученого вынужденного буквально сутками без перерыва продолжать полировку зеркала, ведь если процесс остановить до завершения, начнется окисление верхнего слоя, зеркало не будет отражать и все придется начать с начала.

Но оно того стоило — инструменты и наблюдения Гершеля положили начало галактической астрономии, астрофизике, ему удалось открыть новую планету — Уран, а так же множество комет и несколько спутников планет. Правда попутно Гершель создал собственную версию зеркального телескопа — без вспомогательного зеркала:

И дальше новые системы зеркальных телескопов полезли как грибы после дождя. Какие-то обретали многовековую популярность, как система Кассегрена:

Другие оставались в справочниках, но из реальности вскоре исчезали, как система Грегори:

И когда победа зеркальных систем уже казалась окончательной и бесповоротной, оптики разгадали тайну веков — изобрели «ахромат» — линзовый объектив лишенный хроматической аберрации.

В середине XVIII века эта счастливая идея посетила Леонарда Эйлера и через несколько лет ее осуществил, что называется, «в стекле» оптик Джон Доллонд. В стекле все дело и было. Оказывается, что разные сорта стекла имеют разный коэффициент преломления (способность искривлять естественное направление световых лучей) — это было известно давно. Но у разных сортов так же была различна та разность в преломлении лучей разных длин волн, которая и приводила к размытию изображения. Оказывается у тяжелых стекол сорта «флинт» разброс в преломлении разноцветных лучей гораздо больше, чем общее отличие коэффициента преломления в сравнении с легкими стеклами сорта «Крон». Оказалось возможным создать такое сочетание двух линз, в котором положительная линза из «Крона» создает сходящийся пучок лучей «окрашенных» хроматической аберрацией, но идущая следом же рассеивающая линза из «флинта» немного уменьшая сходимость пучка лучей, практически полностью устраняет разницу в сходимости лучей разных цветов — то есть убирает хроматизм.

И изголодавшиеся по линзам, астрономы вновь переметнулись к телескопам из прозрачного стекла.

Вот как бывает в истории любого дела — нет единой верной дороги, Жизнь состоит из метаний, компромиссов и крайностей.

Но по размерам линзовые телескопы все же не смогли превзойти зеркальных своих собратьев. Была недолгая эпоха расцвета линзовых инструментов. Кончилась она двумя линзовыми исполинами — Ликским и Йоркским рефракторами (рефрактор — линзовый телескоп, в то время как зеркальный зовется рефлектором). Лик и Йорк — два бизнесмена, два олигарха своего времени, с тем отличием от современных обладателей несметных богатств, что решили тот излишек средств, который им самим явно не потратить, вложить в науку, а поскольку и тогда, и сейчас в западном мире самым передовым и престижным направлением было исследование Вселенной, то не сговариваясь Лик и Йорк решили профинансировать строительство самого крупного в мире рефрактора. Оба обратились за этим к известнейшему оптику XIX века — Кларку. Но Лик это сделал чуть раньше и получил телескоп чуть меньше (93 см диаметр объектива). Йорк изъявил желание , что бы его телескоп был больше и получил, что просил (102 см диаметр объектива), но оказалось, что больше — не значит лучше. 93 сантиметра Ликского Рефрактора оказались тем самым разумным пределом, после которого каждый новый сантиметр в диаметре объектива уже играет против качества. Поэтому Йоркский Рефрактор оказался чуть менее «зорким» телескопом, зато крупнейшим по сей день и при этом довольно неплохим для своих исполинских размеров.

На этом история гигантских линзовых телескопов заканчивается. Лик и Йорк ныне покоятся в фундаменте собственных обсерваторий — именно там они завещали захоронить урны с собственным прахом. Их огромные телескопы тоже покоятся — сейчас они уже не актуальны для современной науки и являются не более чем музейными экспонатами.

Зеркальные же телескопы продолжили свое развитие и будущее несомненно за ними. Хотя для современной науки оказались в свое время очень полезны зеркально линзовые гибриды. Оказывается, если не стоит цель сделать полноценный линзовый объектив и нет желания заниматься зеркальными системами со сложными поверхностями, то можно сделать недорогой в производстве и очень качественный по изображению Зеркально-Линзовый телескоп.

Разработал такую неожиданную схему наш соотечественник Дмитрий Максутов.

Беда всех «крупнокалиберных» линзовых телескопов — масса линз объектива. Линзы крупных рефракторов весят сотни килограмм — их приходится делать толстыми, или они будут прогибаться под собственным весом. Их делали толстыми и они все равно прогибались и плюс к этому при таких объемах линзы уже не удавалось сварить для нее идеальное однородное оптическое стекло.

Но если использовать не линзу, а тонкий и легкий мениск (тоже линза, но выпукло-вогнутая при приблизительно одинаковых радиусах кривизны обеих поверхностей), то отпадает сразу несколько проблем — пусть себе гнется — прогиб одной поверхности в точности компенсируется выгибом другой. ввиду небольшой оптической силы мениск не страдает хроматизмом. Для чего же он тогда нужен? — что бы исправить сферическую аберрацию главного зеркала — ведь изготовление сферической поверхности проще и дешевле, а ведь сфера при многих ее недостатках позволяет получить большее полезное поле зрение телескопа.

Разумеется давно никто уже не делает зеркала из олова с медью — их так же делают из стекла и покрывают алюминием в вакуумных камерах. Такие зеркала отражают до 98% процентов света попадающих на них из Вселенной. Но оказывается главная преграда для этого звездного света все так же заслоняет от нас многие вселенские тайны. Это наша атмосфера. Этот природный фильтр защищает нас и все живое на планете от жесткого солнечного излучения, но и соответственно поглощает львиную долю интересующих современных астрономов космических лучей.

Башни с телескопами начали поднимать на самые заоблачные вершины, туда, где чище воздух, нет городской засветки и тоньше слой атмосферы — ближе к звездам.

Но самым феноменальным шагом к звездам стал запуск заатмосферного телескопа им. Хаббла. Находясь на орбите Земли этот телескоп в автоматическом режиме ведет наблюдения круглые сутки, ведь там, за пределами воздушного океана звезды видны всегда. Фотоснимки из компьютера телескопа им. Хаббла отправляются на землю в цифровом формате по радиоканалу.

При том, что этот космический телескоп заметно уступает в размерах многим земным, изображения полученные им из космоса, где нет поглощения света и турбуленции атмосферных потоков, настолько качественны и детальны, что дальнейшее развитие наземных наблюдательных приборов становится все менее перспективным.

Хотя, разумеется, одним заатмосферным телескопом вся современная астрономия сыта не будет и новых башен в горах появится еще не мало.

А в завершении рассказа хочу вспомнить, что наряду с вполне привычными оптическими телескопами уже много десятилетий создаются и используются для изучения нашего огромного мира телескопы несколько иного рода. До сего момента речь шла о исследовании Вселенной опираясь на свет приходящий из космических далей. Но из глубин Вселенной к нам приходит не только свет. Это радиоволны, это рентгеновское и гамма-излучение. Это ультрафиолет и инфракрасные тепловые волны. Оказывается для каждого из этих видов излучения существуют специальные телескопы — они фиксируют это излучение и показывают нам то, как бы для нас выглядела Вселенная, если бы мы могли тоже воспринимать своими органами чувств все эти непривычные нам потоки.

Источник

Adblock
detector