Заря разгоралась…
Заря разгоралась. Лучи солнца коснулись верхушек деревьев, позолотили блестящую поверхность озера и проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом развевается и горит ярким пламенем красный флаг. Скоро подъем. По звуку горна юные спортсмены быстро поднимаются и, застлав аккуратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возраста. Они не умеют еще самостоятельно застилать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси. На спортивной площадке, построившись по росту в ряд по трое и подравнявшись, ребята застывают по команде «смирно!». Через минуту в воздухе мелькают загорелые руки, и стриженные наголо ребятишки наклоняются, касаясь земли кончиками пальцев. После зарядки они врассыпную бегут к озеру, оглашал его берега звонким смехом. Малыши, не умеющие плавать, плещутся у берега. Несколько ребят во главе с Юрой, знаменитым лагерным пловцом, направились к плавучему мостику, но, услышав сердитый голос вожатой Люси, поспешили обратно. После купанья хорошо растереться мохнатым полотенцем. Ежедневная зарядка и обтирание холодной водой укрепляют и закаляют здоровье. А какой аппетит развивается после купанья! Все кажется необычайно вкусным. Ребята с удовлетворением уплетают оладьи, макая их в сметану. Перед столовой красивый цветник. Дорожки выровнены и посыпаны песком; большая клумба представляет собой искусное сочетание цветов. За цветником расположился опытный участок, на котором юннаты вырастили доселе неизвестные породы овощей. Бичов собирается отослать лучшие экземпляры на сельскохозяйственную выставку. Анисим Романович пользуется большим авторитетом у детей и имеет среди них своих почитателей. Ребята преклоняются перед его искусством и собираются посвятить себя садоводству. Бичов — это не только садовник, но и взыскательный педагог. Безынициативным и равнодушным ребятам нет места. Интересно и содержательно проводят они свой досуг в лагере. На высоком уровне проходят спортивные состязания, туристические походы и занятия в кружках самодеятельности. Перед ужином мальчики и девочки с большим удовольствием танцуют и поют под аккомпанемент баяна.
Мы собирались в дорогу еще до зари
Мы собирались в дорогу еще до зари и рассчитывали добраться к месту охоты заблаговременно. Петю пришлось запереть одного дома в наказание за то, что он накануне выскочил без спросу на озеро и, предполагая, что оно замерзло, пустился на коньках по не окрепшему еще льду, но так как пловец он никудышный, то ему с трудом пришлось добираться до плавучего мостика, где его поджидали умиравшие от страха товарищи.
Вместо провинившегося Пети с нами пошел Ростислав, недавно приехавший в наши края из Ростова и мечтавший сотворить что-нибудь необыкновенное. Когда ему стало известно, что мы собираемся охотиться, он немедленно прискакал к нам из соседнего села.
С замирающим сердцем мы пробирались в своей непромокаемой одежде по мелкой поросли березняка, вспоминая, что зайцы предпочитают лиственные леса только ранней осенью, а теперь они должны залегать в можжевеловых зарослях или ельниках.
Настоящий охотник не лезет в чащобу, а выбирает прогалинки, дорожки или просеки. А когда лес расположен по гористым склонам, выходные лазы русака обычно простираются по отрогам главного оврага. Как и вся лесная тварь, зайчишка любит ходить по санной, езженой дороге, поэтому самый верный расчет — подстеречь косого на пересечении дорог.
Разгоралась поздняя заря, день был безветренный, ветви деревьев блистали инеем. Озаренный розовыми лучами снег в сочетании с акварельно-голубым небом казался сказочным убором зимней природы. Недаром впечатления охоты всегда волнуют писателей. Я и сам испытывал великую радость приобщения к этой ни с чем не сравнимой красоте.
Наконец собакам удалось поднять зайца. Загонщики поспешно равнялись и гнали зайца в нашу сторону. Я горел желанием отличиться и мечтал, чтобы заяц выскочил на меня. И вдруг я действительно увидел старого русака, который скакал, плотно прижав уши. После моего выстрела заяц дважды кувыркнулся и, подскочив еще раз на уровень куста, упал замертво.
Как-то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, все вокруг заросло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. Я насобирал этих цветов. Они напоминали колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх, словно они раскрылись навстречу заре, удивленные и вдохновенные.
Густая поросль березняка закрыла от меня дорогу, и я вскочил на пень, определяя, куда мне идти. Наконец я вышел из леса в поле. Сердце замирало при виде красоты утренней природы. На траве блистали капли росы, широко расстилались посевы хлебов.
На полевой дороге мне встретились две загорелые деревенские девушки. Увидев меня с цветами, они точно замерли, а потом рассмеялись и начали оживленно разговаривать. Поравнявшись со мной, девушки сказали: «Спасибо вам, что вы повстречались нам с этими цветами». А потом поклонились мне и бросились бежать.
Я предлагал девушкам взять цветы с собой, но мое предложение их еще больше смешило. Я решил, что они шутят надо мной. Но все же было что-то таинственное и удивительное в этом случае, что касалось этих девушек и чего я не мог понять.
Источник
Солнце озарит
Какие стихи вы предпочитаете?
Стихи — Солнце озарит
Стихи — Солнце.
Солнце всходит и заходит
По пятам идёт Луна
Неотступным шагом вторит
След погони до утра
Ночь уходит свет отключит
Электричество свеча
Догорает в дымке включит
Новый день бокал вина
Выпьем вечером на ужин
Отбивная с молотка
В торге продан вход снаружи
Солнце в холле лунь пора…
Стихи — Солнце в зените
Солнце в зените – нам враг беспощадный.
И асфальт мягким воском течёт под лучами.
Время обеда – будто бы миг.
Жаль, на отдых наложен лимит.
В же-ла-ньях
Море, море, море, море, море
И яхта, парус, ветер на просторе.
Начальству заявление на стол,
И в отпуск до морозов дней на сто.
В же-ла-ньях
Море, море, море, море, море.
И кто б с таким желанием поспорил?
Хотя бы речку или ручеёк,
Бассейн, фонтан проведать на часок.
Солнечный жар всех лишает нас силы.
И с утра пыл рабочий.
Стихи — Солнце
Озари солнце мир своим светом,
Отрази же в морях лазурь неба
Попроси разогнать тучи ветер,
Дай частичку почувствовать лета.
Приласкай мир своими лучами
О краях теплых словно напомни,
Сделай что-то волшебное с нами
Красоты миг как — будто восполни.
Позабыли чтоб люди невзгоды
Пусть сердца всегда будут открыты
И пусть город в любую погоду
Верит в солнце, забыв все обиды.
Озари солнце мир нежным светом
Приласкай мир своими лучами
Дай частичку почувствовать лета.
Сделай что-то.
Стихи — Солнцем к себе
Озаряя небо тихим вздохом,
Солнышко по небу проплывёт.
И в желанье истинно-глубоком
Озарится светом небосвод.
Разгоняя знаний, старых, тучи,
Обгоняя, строя, облака,
В небо поднимается могучей
Сокола держащая рука.
И пронзая крыльями просторы,
Вырвется из сокола твой взгляд,
Обнимая вечные узоры,
Обнимая Землю в благодать.
И паря над кронами, стволами,
Отпуская крыльями —привет!
Ты вдохни всей грудью небывалость
Жизни удивительной в расцвет..
Верить надо в силу.
Стихи — Солнце! Я тебе улыбаюсь
Солнце я тебе улыбаюсь,
Слезы радости проступают
Когда смотрю на тебя ,
Твои лучи окрыляют, зовут на прекрасные дела
Ты подмигиваешь мне и ласкаешь,
И этот наш тайный диалог,
Так необычен и осязаем,
Солнце — ты мой ангел, мой верный друг
Твои лучи сквозь кристалл пропускаю
Радужным светом любви,
И цветные зайчики играют
Озаряя пространство где ты.
В свете вселенского счастья
Я проснусь , принимая сердцем свет,
Для ближнего, кто с тобой рядом
Идет через тысячи лет.
Стихи — Солнца нежные лучи
Солнце вышло из-за тучи,
Озарило луг, поля,
Даже чёрный лес дремучий
Вновь сверкает от дождя.
В каждой капельке-дождинке
Солнца нежные лучи
Отразились, как стразинки,
Лучшего ты не ищи!
Стихи — Солнце село за верхушки
Солнце село за верхушки
Корабельных стройных сосен,
Одинокая кукушка
Мерно считывает вёсны.
Тени гуще, травы в росах,
Ночь. Всё стихло. Очень поздно.
Лето в пуще чешет косы.
Месяц в тучах прячет звёзды.
Но обманчиво затишье,
Всюду звуки, пенье слышно.
Кто-то вышел на охоту,
Кто-то спит, забыв заботы.
Но под утро всё затихнет.
Краткий час и солнце вспыхнет,
Озарит всё ярким светом,
В новом платье выйдет Лето.
Стихи — Солнце
Солнце! Солнце! Наконец,
Пелена истлела,
Озарился гор венец,
И Душа запела.
Взгляд опутывали сети,
Но теперь я сознаю,
Как прекрасна жизнь на свете,
Как тепло твоё люблю.
Источник
Предложения со словосочетанием «озарённый солнцем»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наслать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «солнце»
Синонимы к словосочетанию «озарённый солнцем»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «озарённый солнцем»
- Его бледно-серые, выцветшие глаза были упорно устремлены в широкое венецианское окно, где на густой осенней синеве неба медленно раскачивалась, вся озаренная солнцем , золотая круглая верхушка липы.
Сочетаемость слова «солнце»
Значение слова «солнце»
СО́ЛНЦЕ , -а, ср. 1. (как астрономический термин с прописной буквы). Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. Вращение Земли вокруг Солнца. Затмение Солнца. Восход солнца. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «озарённый»
ОЗАРЁННЫЙ, ая, ое; -рён, рена́, рено́ (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от озарить. (Толковый словарь Ушакова)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «солнце»
СО́ЛНЦЕ , -а, ср. 1. (как астрономический термин с прописной буквы). Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. Вращение Земли вокруг Солнца. Затмение Солнца. Восход солнца.
Значение слова «озарённый»
ОЗАРЁННЫЙ, ая, ое; -рён, рена́, рено́ (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от озарить.
Источник
Косые лучи заходящего солнца
Вновь содрогается заря багряной птицей
В петлю попав просвета сизых облаков,
Ей не под силу взвиться огненной зарницей,
Крыла увязли в мгле силков.
Перевернись ища в тисках лазейки,
Стальных объятий прост просчёт.
В час предзакатный новый день златою змейкой,
Свинец косым лучём прозжёт.
А.Ф. Лосев о символике косых лучей заходящего солнца в произведениях Ф.М. Достоевского:
«Творчество Ф. Достоевского все пронизано глубокими символическими образами, которые у нас еще далеко не сведены воедино. Достаточно указать хотя бы на сны Свидригайлова, припадок князя Мышкина или кошмары Ивана Карамазова. Однако по крайней мере об одном символе Достоевского можно говорить вполне определенно ввиду уже произведенного исследования на эту тему, которым и можно воспользоваться.
Это — символ косых лучей заходящего солнца, которые, как показывает исследование, появляются в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Достоевский прежде всего противопоставляет эти косые лучи заходящего солнца мрачному и злому виду старого Петербурга, который всегда переживался Достоевским как некий призрак и мутное наваждение.
На фоне этого сумрачного призрака города постоянно и появляется у Достоевского символ косых лучей заходящего солнца. Можно сказать, у Достоевского нет ни одного романа или повести, где бы эти лучи не появлялись. Символическая нагрузка этого образа трудноописуема. С одной стороны, это символ щемящей тоски, наступающего конца и кончины, невозвратимой силы и молодости, погибших надежд и бесплодных упреков, всегда таящий, однако, в себе нечто сладостное, красиво-грустное и задумчиво-скорбное. С другой стороны, однако, этот символ Достоевского указывает на светлое и возвышенное среди этих болот, грязи, вечно моросящего неба, злого и упрямого, сердитого города.
Страшные блуждания Раскольникова и Мышкина по этому холодному и злому городу сопровождаются этими же косыми лучами заходящего солнца. «Даже самое солнце, отлучившееся на ночное время вследствие каких-то самых необходимых причин к антиподам, и спешившее было с такою приветливою улыбкою, с такою роскошной любовью расцеловаться с своим больным балованным детищем, остановилось на полдороге; с недоумением и с сожалением взглянуло на недовольного ворчуна, брюзгливого, чахлого ребенка и грустно закатилось за свинцовые тучи». Об этой страшной антитезе двух символов, уходящего чистого солнца и грязного, мрачного города-призрака, Достоевский красноречиво говорит не раз. «Только один луч, светлый и радостный, как будто выпросясь к людям, резво вылетел на миг из глубокой фиолетовой мглы, резво заиграл по крышам домов, мелькнул по мрачным отсырелым стенам, раздробился на тысячу искр в каждой капле дождя и исчез, словно обидясь своим одиночеством,- исчез, как внезапный восторг, ненароком залетевший в скептическую Славянскую душу, которого тотчас же и устыдится, и не признает она. Тотчас же распространились в Петербурге самые скучные сумерки. Был час пополудни, и городские куранты, казалось, сами не могли взять в толк, по какому праву принуждают их бить такой час в такой темноте».
Под влиянием этого закатного солнца, пробивающегося в окна церковного купола, Ордынов («Хозяйка») «в припадке глубоко волнующей тоски и какого-то подавленного чувства». «прислонился к стене, в самом темном углу церкви, и забылся на мгновение». В повести «Слабое сердце»- «морозно-мутная даль, вдруг заалевшая последним пурпуром кровавой зари, догоравшей на мгляном небосклоне».
В «Белых ночах» герой повести кричит: «Есть, друг мой Настенька, в моем дне один час, который я чрезвычайно люблю. Это тот самый час, когда кончаются почти всякие дела, должности и обязательства, и все спешат по домам»; и далее, тот же герой говорит о себе в третьем лице: «Неравнодушно смотрит он на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе. Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений».
В прологе романа «Униженные и оскорбленные» читаем: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость, как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь, или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» В этом же романе молодая, измученная, нежная и прекрасная Нелли умирает в лучах заходящего солнца: «В прелестный летний вечер она попросила, чтоб подняли штору и отворили окно в ее спальне. Окно выходило в садик; она долго смотрела на густую зелень, на заходящее солнце и вдруг попросила, чтобы нас оставили одних». То же самое можно сказать о смерти Мари в «Идиоте», Лизы в «Вечном муже», брата Зосимы в «Братьях Карамазовых». В «Идиоте» офицер ругает старуху хозяйку за присвоение ею чужой миски, а она в это время умирает — на закате солнца. Вельчанинов в «Вечном муже» целует могилу своей дочери Лизы на закате солнца, отчего ему становится легче и бодрее. «Это Лиза послала мне, это она говорит со мной», подумалось ему». В «Преступлении и наказании» Раскольников после убийства старухи тоже идет по городу на закате солнца; а после его признания Соне в этом убийстве он тоже бродит по городу, причем Достоевский пишет: «. внутренняя, беспрерывная тревога еще поддерживала его на ногах и в сознании, но как-то искусственно, до времени.
Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мутить.
— Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость. Не то что к Соне, а к Дуне пойдешь,- пробормотал он ненавистно. Собираясь повиниться в убийстве перед Соней, он встречается с ней на закате солнца, и на закате же солнца он целует землю на площади «с наслаждением и счастьем».
Мы не будем здесь перечислять всех многочисленных и очень ответственных мест из сочинений Достоевского, где закатные лучи солнца играют глубочайшую роль не только в поведении героев, но даже и с точки зрения композиции его романов. Тоска Ставрогина и рассказ Хромоножки Шатову об ее переживаниях на закате солнца в «Бесах»; закатная тоска Подростка в пансионе и видение им матери тоже в закатных лучах; «золотой век» Ставрогина в прошлом и «золотой век» будущего у Версилова, тоже озаренные закатными лучами; видение Алешей своей матери в косых лучах заходящего солнца (причем Достоевский здесь подчеркивает: «косые-то лучи и запомнил всего более»); прощание молодого Зосимы с умирающим братом, умиленное и любовное, опять-таки в косых лучах заходящего солнца,- все это свидетельствует о данном символе именно в нашем смысле слова и едва ли требует комментария. О том, что закатное солнце у Достоевского не только не исключает восходящего солнца, но и предполагает его, об этом мы читаем слова того же Зосимы в эпилоге «Братьев Карамазовых»: «Старое горе великою тайной жизни человеческой переходит постепенно в тихую умиленную радость; вместо юной кипучей крови наступает кроткая ясная старость! благословляю восход солнца ежедневный, и сердце мое по-прежнему поет ему, но уже более люблю закат его, длинные косые лучи его — а с ними тихие, кроткие умиленные воспоминания, милые образы изо всей долгой и благословенной жизни».
Перед нами здесь насыщенный глубочайшими переживаниями образ, который, подобно математической функции, разлагается в бесконечный ряд своих перевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания о невозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжество и ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом, который, однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду».
А.Ф. Лосев. «Проблема символа и реалистическое искусство»
Источник