Меню

Ответы как живые организмы запасают энергию солнца

Как живые организмы запасают энергию солнца — 3 класс Вахрушев Бурский Раутиан

1. Допиши фразы и объясни, откуда получают энергию все живые организмы на нашей планете.

С помощью энергии Солнца растения производят из углекислого газа воздуха, воды и минеральных веществ почвы органические вещества. Животные используют для жизни энергию органических веществ, содержащихся в растениях.

2. Ночью энергия Солнца на Землю не поступает. Выходит, жизнь растений и животных прекращается? Напиши свое мнение об этом.

Обмен веществ растений и животных ночью не останавливается. Это вожможно благодаря способности живых организмов запасать энергию .

3. Какие предметы и организмы способны постепенно накапливать, запасать энергию? Подчеркни. Допиши свои примеры.

Заяц , телевизор, батарейка , печка, дуб , компьютер, аккумулятор , одуванчик , автомобиль, тигр , молоток, пила, расческа, собака , дрова , газовая плита, дом, вода , уголь , бумага, лошадь , белый гриб .

4. Подчеркни красным карандашом живые организмы, которые самостоятельно запасают энергию Солнца. Синим карандашом подчеркни те организмы, которые получают энергию от других.

Береза , слон , оса , дуб , кит , микробы , подберезовик , крапива , вишня , крот , бабочка , мухомор , мох , обезьяна , ясень , тигр , кабачки , муха , ромашка , майский жук , гриб-трутовик , петрушка , корова , таракан , лиственница , белый гриб , сыроежка .

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » окружающий мир » Как живые организмы запасают энергию Солнца Окружающий мир. Вахрушев, Бурский, Раутиан. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Как живые организмы запасают энергию Солнца Окружающий мир. Вахрушев, Бурский, Раутиан. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

1. Допиши фразы и объясни, откуда получают энергию все живые организмы на нашей планете.

С помощью энергии Солнца растения производят из углекислого газа воздуха, воды и минеральных веществ почвы органические вещества. Животные используют для жизни энергию органических веществ, содержащихся в растениях.

2. Ночью энергия Солнца на Землю не поступает. Выходит, жизнь растений и животных прекращается? Напиши свое мнение об этом.

Обмен веществ растений и животных ночью не останавливается . Это возможно благодаря способности живых организмов запасать энергию .

3. Какие предметы и организмы способны постепенно накапливать, запасать энергию? Подчеркни. Допиши свои примеры.

Заяц , телевизор, батарейка , печка, дуб , компьютер, аккумулятор , одуванчик , автомобиль, тигр , молоток, пила, расческа, собака, дрова, газовая плита, дом, вода, уголь , бумага, лошадь, белый гриб .

Кошка, береза, панда, стрекоза, человек .

4. Подчеркни красным карандашом живые организмы, которые самостоятельно запасают энергию Солнца. Синим карандашом подчеркни те организмы, которые получают энергию от других.

Источник

Урок окружающего мира по теме: «Как живые организмы запасают энергию Солнца» («Программа 2100…»)

Вид урока: урок изучения нового материала.

Технология: технология групповой деятельности.

1. Обучающая цель:

  • обеспечить условия для формирования представлений о Солнце, его значении для живых организмов;
  • обобщить и систематизировать знания об основной причине ведущей роли жизни в круговороте веществ.

2. Развивающая цель:

  • развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  • развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

3. Воспитательная цель:

  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
  • воспитывать культурного человека, уважающего личность другого человека.

План урока

Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Организационный момент Приветствие
2. Проверка домашнего задания Тестовая работа
3. Мотивационное начало урока. Выход на тему урока. Дети с закрытыми глазами представляют то, что им говорит учитель, под звуки музыки
4. Изучение новой темы Беседа

Работа с учебником Физкультминутка 5. Закрепление изученного Моделирование изученного материала 7. Подведение итогов Оценки за урок Творческая работа учащихся 8. Домашнее задание Подготовить сообщения

I. Организационный момент.

Ребята, я приглашаю сегодня вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть очень активными в течение всего урока.

И пусть девизом урока будет:

Я желаю сегодня вам добра!

Дети: Вы желаете сегодня мне добра! Если вам будет трудно, я помогу!

II. Проверка домашнего задания.

О каких “профессиях” живых организмов говорили на предыдущих уроках? (Производители, потребители, разрушители) Что вы можете сказать об их связи? (Живые организмы разных “профессий” не могут жить друг без друга)

Я предлагаю вам выполнить тест. Работать вы будете в группах. И всегда помните, что успех одного — это успех всей вашей группы.

Тест (на “+” или “-“)

  1. Обмен веществ в живых организмах иногда приостанавливается. (-)
  2. Круговорот веществ в природе замкнутое явление. (+)
  3. Все виды жизнедеятельности возможны только за счет использования полученных веществ и энергии. (+)
  4. Полученные вещества разлагаются на более простые и разносятся только в определенные органы. (-)
  5. Производители вырабатывают органические вещества, необходимы для роста, самообновления и энергии живого организма. (+)

Ответы на листах вывешиваются на доску, сверху вешаю правильные ответы. Проверка, оценивание подготовки детей к уроку по группам. Если есть ошибки — разбираем.

III. Мотивационное начало урока. Выход на тему.

Звучит музыка Грига “Утро”.

— Давайте закроем глаза и представим небо лунной ночью. Сияет луна. Ее мягкий серебристый свет заливает землю, но он ярок, как свет
солнца. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по небу. Быстро проходит короткая летняя ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд ста
новится все слабее. Небо с каждой минутой светлеет. У самого горизонта появляется край солнца. Начинается новый день. (Вывешиваю
большое солнце)
Открыли глаза. Посмотрели на солнце. Но астроном вас хочет о чем-то предупредить.

Выходит ученик (в колпаке со звездами) и рассказывает:

Солнце светит очень ярко. Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооруженным глазом. Это может нарушить зрение. Только через темные защитные очки можно смотреть на Солнце, да и то недолго —1-2 минуты.

Инсценировка диалога Лены и Миши.

Итак, наступило утром. Между нашими героями Леной и Мишей за завтраком состоялся такой диалог. Послушаем.

Дети сидят за столом и беседуют:

Я ем картошку и получаю энергию из пищи. А картофель получает энергию от Солнца. Выходит: я тоже живу за счет солнечной энергии?

— Конечно. Все живые организмы на Земле получают в конечном итоге энергию от Солнца. Да еще умеют ее запасать. Это позволяет им жить даже тогда, когда Солнце не светит.

Ребята, вот такой диалог состоялся между Леной и Мишей. Кто может предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

IV. Постановка темы и целей урока.

— Правильно, сегодня мы поговорим о Солнце.

— Как вы думаете, это важный разговор? Почему?

Сегодня мы узнаем много интересного о том, для чего светит Солнце, и можно ли нам и всем живым организмам обойтись без него.

V. Изучение нового

Что же такое Солнце? (Это космическое тело, так как оно находится в космосе; ближайшая звезда к Земле; занимает центральное место в солнечной системе.)

Бывают солнечные затмения, когда вместо яркого, золотого шара на небе видишь черное пятно. На какой-то миг кажется, вдруг оно погасло навсегда.

Давайте посмотрим несколько слайдов о солнечном затмении, а вы в этот момент подумайте, а что случится, если Солнце вдруг погаснет навсегда.

— Итак, что случится, если Солнце вдруг погаснет навсегда?

(От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.)

Солнце — это мощный источник энергии, а энергия — источник жизни. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле.

Что дает Солнце? Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению. Давайте это проследим. Откройте учебники на стр. 28, найдите задание 1.

Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что обозначил художник синими кружочками? (Молекулы воды)

А белыми? (Молекулы воздуха)

— Что же художник обозначил желтыми прямоугольниками? (Порции энергии Солнца)

Из рисунка видно, что растения используют энергию Солнца для соединения частиц воздуха и воды. А кто-нибудь догадался, какой процесс изобразил художник? (Фотосинез)

Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. На что похоже ваше настроение? На солнышко или темную тучку?

Сегодня на урок к нам пришел представитель кружка “Юный натуралист”.

Климент Аркадьевич Тимирязев установил, как растения в своей жизнедеятельности используют солнечный свет. В листьях растений содержится особое вещество — хлорофилл, которое окрашивает их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии растение создает из углекислого газа и воды сложные вещества — углеводы. Они нужны самому растению и тем, кто им питается — животным и людям. Самостоятельная работа.

С. 29, зад. 2 (с проверкой — чтение вслух одного из учеников).

Ребята, а ночью солнца нет. Как вы думаете, останавливается ли обмен веществ растений и животных? Почему? (Не останавливается, т.к. они запасают энергию)

Ребята, откуда у вас берутся силы, чтобы бегать, играть на переменах, учиться? (Энергия) А откуда она берется? (Через питание)

А что мы кушаем? (Пищу животного и растительного происхождения)

Потрогайте свои животики: они мягкие. Это потому, что под кожей у тебя есть слой жира. В этом жире запасена энергия, которая позволяет тебе жить, если придется некоторое время поголодать. Человек без еды может прожить какое-то время. Он может накапливать в себе энергию, как и другие живые организмы.

Запасенная энергия позволяет живым организмам продолжать свою жизнь даже тогда, когда многие процессы в природе замедляются. Ночью солнечная энергия не поступает на поверхность земли. Вода не испаряется слабее, охлаждается земля. Но в живых организмах обмен веществ ни на минуту не останавливается.

— Какой вывод можно сделать?

Живые организмы запасают энергию Солнца.

VI. Закрепление нового материала.

Работа в группах

Ребята, у вас на столах лежит чистый лист. Попробуйте смоделировать ответ на вопрос: как живые организмы запасают энергию Солнца?

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Подготовьте сообщения, как живые организмы запасают энергию Солнца. В этом вам помогут книги (демонстрация книг), которые вы сможете найти в поселковой библиотеке.

3. Творческая работа учащихся

— Велико значение Солнца для жизни на Земле. И пусть всегда ваш путь освещается солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни.

Ребята, нарисуйте солнышко, каким вы видите его и подарите его нашим гостям.

Источник

Чтобы жить на Земле живые организмы запасают энергию Солнца

Какие бы умные речи мы не вели о разных типах энергии, но без энергии Солнца на Земле вообще бы не было жизни. Наше тело – это биохимический завод, в недрах которого рождается все, что необходимо для жизни человека. А наша планета – громаднейший природный комплекс по переработке энергии Солнца. Поговорим сегодня об этом удивительном явлении. Солнце – основной источник энергии на Земле. Все, что тут происходит, возможно только благодаря этой энергии.

Каждый год Земля получает около 10,5*10 20 кДж. Большая часть этой энергии (34%) отражается назад облаками и поверхностью Земли. 42% энергии идет на обогрев атмосферы и океана. 23% тратится на испарение и образование облаков. 1% идет на ветра. А для жизни запасается только малая ее часть (0,023%), но, как видите, этого с избытком хватает.

Как живые организмы
запасают энергию Солнца

Единственным организмом на Земле, что способен накапливать солнечную энергию, является растение . Все иное использует уже накопленную энергию. Даже автомобили, используя бензин, движутся благодаря ей. Ибо в той же нефти, торфе, каменном угле, дровах содержится энергия, уже накопленная зеленым листом.

Лист – вот маленькое чудо Природы . Это супер сложный и совершенный прибор. Представляете, его толщина подобрана так, чтобы улавливать до 90% падающих лучей.

А все листья вместе образуют громадную поглощающую поверхность. Например, хлопчатник, из которого получают хлопок, каждую минуту поглощает столько энергии, что за 5 минут можно вскипятиться 1 л воды. А один гектар того же хлопчатника улавливает столько энергии, что можно испарить 8 куб. м воды.

Только в XIX веке ученые разобрались, почему растения имеют такие способности. Это все благодаря особому веществу – хлорофиллу, пигменту, что окрашивает листьях в зеленый цвет. Сам процесс поглощения световой энергии был назван фотосинтезом, т.к. в результате его образуется кислород, без которого не было бы жизни на планете. Фотосинтез дает начало всему живому .

Удивительный
фотосинтез

Итак, фотосинтез – это процесс преобразования и запасания солнечной энергии. В нем из углекислоты и воды синтезируются углеводы и выделяется кислород. Хотя это кажется просто, но нет более удивительного процесса, что так бы влиял на всю нашу планету.

В чем его изюминка? Любое вещество способно поглотить квант энергии Солнца. Но ее хватит лишь на доли секунды – энергия переходит в тепло и просто излучается. При фотосинтезе же энергия запасается, причем на долгое время (даже на миллионы лет в случае горючих ископаемых).

К тому же растения делают свой запас форме, что очень удобна для живых организмов. Полезные вещества, что образуются, могут быть использованы для покрытия энергетических потребностей как самого растения, так и того, кто его съел. Фотосинтез – настолько уникальный процесс, что до сих пор не удается его искусственно воспроизвести.

Фотосинтез – единственный биологический процесс , что протекает с запасанием энергии. Все остальные процессы проходят за счет этой накопленной энергии. Т.о. растения – настоящие посредники между Солнцем и живым миром Земли. Ибо животные организмы сами запасать энергию Солнца не могут. Они получают ее через пищу, питаясь либо растениями, либо другими животными. Вот так энергия Солнца достается всем живым организмам, включая и людей.

У каждого из нас есть тоже собственный аккумулятор, который может сохранять небольшой запас. Это — жировая прослойка тела. Здесь есть запас на случай голода. Он же позволяет жить, когда мало солнечного света. Даже ночью, когда солнечные лучи не попадают на Землю, обмен веществ не останавливается ни на минуту, потому что есть такой запас.

О чем мы забываем

Как будто, все, что описано выше, всем известно. Но удивление и трепет от осознания того факта, что мы живем только благодаря Солнцу и растениям, испытывают не все. А если все это знают, то почему об этом забывают!

Почему же люди не берегут то, от чего зависит их будущее. Разве можно так безответственно уничтожать зеленое богатство планеты. Да, есть отдельные энтузиасты, что борются за экологию. Но что-то она не улучшается. Наоборот, с каждым годом все хуже. И до тех пор, пока каждый не будет думать, как его личные действия влияют на Землю, результата не будет.

У нас две большие беды: мусор и бездумное уничтожение. Когда Стругацкие описывали Зону в своем “Пикнике на обочине”, они не представляли, что наши леса могут стать похожими на нее (читайте последний абзац этого раздела).

Идет весна – опять на базаре появятся торговцы первыми весенними цветами. И многие будут покупать эти букетики. А ведь многие из этих цветов уже занесены в Красную книгу. Зачем же способствовать из окончательному вымиранию? Итак, люди старшего поколения могут сказать, что многих цветов из их детства почти не встретишь.

А какое отношение у нас к лесу? Сколько деревьев ломается просто так, из-за прихоти. А если вспомнить новогодние елки, то вообще становится страшно – сколько деревьев вырубают ради одной ночи. Так, в Украине официально (!) вырубили 5 миллионов. А что говорить о раздаче леса под частное строительство.

От вас не требуется многого. Просто каждый человек должен чуточку позаботиться о Природе. Не добавляйте в нее то, что мешает ей. Вчитайтесь только в те цифры, которые показывают, за какое время разлагается мусор . Если пищевые отходы исчезнут за месяц, то железные банки будут загрязнять землю 10 лет, жестяные – 90, а алюминиевые – 500 лет. Пластиковые бутылки будут валяться более 100 лет, а полиэтиленовые пакеты останутся на поверхности 200 лет. Рекордсменом в разложении является стекло. Для его разложения понадобиться 1000 лет!

Не лишайте
себя Солнца

Итак, Солнце – источник нашей жизни и энергии. Хотя, благодаря фотосинтезу, мы можем ее получать через пищу, но при этом не надо забывать о других не менее важных моментах.

Как часто вы бываете на солнце? Суета и бесконечная работа приводит к тому, что большая часть жизни проходит в помещении. А главное, что на это уходит световой день. Древние греки были мудрее: Платон, даже не имея наших знаний о фотосинтезе, говорил:

Цени то, что солнце освещает тебя своими лучами;
оно дает силу, благоденствие и здоровье, так как оно окрашивает в красный цвет твои кровяные шарики и чудодейственно укрепляет и успокаивает твою нервную систему. Помни, что без света не может быть крови или, по крайней мере, здоровой крови, а без крови нет жизни.

Солнечной энергией можно также подзарядиться и непосредственно от Солнца. Так используйте же этот шанс. Принимайте солнечные ванны да почаще смотрите на Солнце, ведь много энергии в наше тело поступает через глаза. Не лишайте себя Солнца!

Поль Брэгг в своей книге “Чудо голодания” писал, что солнечный свет — первый доктор для нас. В медицине даже есть такой раздел – гелиотерапия (солнечное лечение). Брегг сам прошел через это. При помощи гелиотерапии и диеты из солнечных продуктов он излечился. После этого он стал поклоняться Солнцу и утверждал, что, если человек принимает солнечные ванны и ест много овощей и фруктов, то он всегда будет здоров.

Куда заглядывает солнышко, там врачу делать нечего!
(Пословица)

Многие болеют лишь потому, что слишком мало и редко бывают на солнце. Конечно, сейчас еще не лето, солнца мало, а пасмурные дней много. Но ведь и зимой бывают прекрасные солнечные дни. выходите на улицу и почаще смотрите на солнце. Зимой это легче, оно не такое яркое.

А еще зимой можно делать особые энергетические упражнения:

Упражнение 1 . Выполняется на улице. Станьте лицом к солнцу, закройте глаза. Сделаете глубокий вдох ртом, представляя, что вы втягиваете энергию солнца вовнутрь.

Упражнение 2 . Выполняется в помещении. Сядьте удобно. закройте глаза, расслабьтесь. Дышите легко, равномерно. Вытяните вперед руки и представьте, что у вас на ладонях солнечный шарик. Он согревает ваши пальцы и поднимается по рукам. Потом тепло идет на туловище, доходит до ног, согреваются стопы, пальцы… Усталость ваша проходит. Ощутите все это, затем откройте глаза и улыбнитесь.

Упражнение 3 . Небольшая медитация под прекрасную музыку Эдварда Грига “Утро”. Закройте глаза и представьте, что заканчивается царство ночи. Вот-вот начнет светать, небо светлеет. И на востоке загорается заря. Звезды потихоньку исчезают. Небо с каждой минутой становится все светлее. И вот у горизонта появляется край солнца. Оно быстро подымается, увеличивается в размере. Начинается новый день, что подарит вам много счастливых и радостных минут.

В следующей части статьи будет больше упражнений, чтобы можно было запасать энергию Солнца. А сейчас мне очень интересно услышать ваше мнение по этому поводу.

Источник

Читайте также:  Урок по теме солнце 1 класс окружающий мир
Adblock
detector