Кем был же И.О.О. в исполнении Смоктуновского в фильме «Отроки во Вселенной»?
Один из любимых фильмов детства — советский научно-фантастический фильм «Отроки во вселенной». Недавно решил пересмотреть, чтобы освежить забытые ощущения. Параллельно с этим оценить (максимально, насколько возможно) беспристрастным взглядом — с точки зрения сегодняшнего дня. А заодно раз и навсегда решить: кто же такой этот «ИОО» в исполнении Смоктуновского?
Итак. Перед нами дилогия: «Москва-Кассиопея» и прямое продолжение — «Отроки во вселенной». Это едва ли не единственные представители в жанре сай-фай, снятый для и про подростков.
Сегодня, когда фильмы и книги формата «янг эдалт» (контент, рассчитанный для подростков) приносят огромные деньги создателям кажется удивительным, что в прошлом практически никто не делал научную фантастику для юного зрителя. А наши сняли. И получилось весьма и весьма годное произведение. Да, с высоты пройденных лет спецэффекты кажутся простыми — но декорации всё еще способны заставить поверить, что мы на далёкой-далёкой планете. А перед нами — роботы.
Да и само стремление авторов популяризировать науку среди детей — вызывает уважение и лёгкую печаль: сейчас это никому не нужно.
В «Отроках…» есть, конечно же, логические ляпы и прочие условности: например роботы говорят то механическим голосом, то совсем как люди — без акцента и с эмоциональным окрасом (помните сцену с подзарядкой?).А еще хорошо помню, как раздражал этот самый «И.О.О» — Исполняющий Особые Обязанности, который появлялся внезапно где угодно, и ошарашивал героев внезапной информацией.Этот персонаж был инородным: там, где должны царствовать логика и тяга к науке, такая вот сказка была не нужна. А кто он, как не сказочник? Но всё можно легко объяснить. Для этого сделаем небольшое отступление со сравнением.
Сейчас, пересматривая фильмы волей-неволей возникают ассоциации со «Стар Треком». Да «Отроки во вселенной» вообще напоминают удлинённый эпизод про приключения экипажа «Энтерпрайза». Суди сами: в будущем люди стали куда более ответственными. Честность, целеустремлённость — качества, без которых нельзя полететь в космос. Далее — сам формат, в котором храбрые земляне получают сигнал бедствия с далёкого уголка космоса. Это в практически каждом эпизоде классических серий «Звёздного пути». А еще «Стар Трек» легко заражал зрителя страстью к космосу — познать вселенную, что там, у тех мерцающих звёзд?
И «Звёздный путь» и «Отроки» в своём сюжете эксплуатируют научные концепции тех лет, и параллельно пытаются представить, что будет в далёком завтра.
Но есть еще один общий элемент. В сериале «Стар Трек Новое Поколение» есть загадочный персонаж по имени Q — Кью, представитель древнейшей расы, которая развилась настолько, что буквально силой мысли может управлять пространством-временем, а заодно — людьми. Эти самые Кью похожи на людей. Но однажды они развились так, что стали практически богами вселенной. Вообще подобные идеи о продвинутой расе в сай-фае кочуют из книги в книгу: в принципе, ничего необычного.
В «Новом Поколении» мы впервые знакомимся с Кью: персонаж, который мог ВНЕЗАПНО появиться внезапно где угодно, создать опасную ситуацию щелчком пальца: то испытание подбросит какое, то просто начнёт говорить загадками. А потом может помочь героям точно также разрешить созданные им проблемы (если захочет). Всё делает театрально, пафосно.
Согласитесь, это очень похоже на «И.О.О». Да, персонаж Смоктуновского не ведёт себя как противный негодяй. Но некое высокомерие в его жестах и словах присутствует.
Кью из «Стар Трек: Новое поколение». Да они даже внешне похожи со Смоктуновским!
И если допустить, что «И.О.О» — представитель такой же древней расы, которые настолько опередили человечество — то он уже не кажется лишним и непонятным.Единственное отличие: деятельность Кью — этакие пакости ради развлечения. При этом всегда остаётся честным с людьми. А герой Смоктуновского преисполнен желанием помогать человеку.
Такая версия меня вполне устроит: если оба фильма — представители научной фантастики, и используют плюс-минус одинаковые идеи, то почему бы не считать ИОО — представителем высокоразвитой расы типа Кью? А если учесть, что «Новое поколение» вышел после «Отроков…», то есть небольшая вероятность, что авторы «Звёздного пути» вдохновлялись именно ИОО.
Источник
Кем был же И.О.О. в исполнении Смоктуновского в фильме «Отроки во Вселенной»? Кажется, я знаю ответ
Один из любимых фильмов детства — советский научно-фантастический фильм «Отроки во вселенной». Недавно решил пересмотреть, чтобы освежить забытые ощущения. Параллельно с этим оценить (максимально, насколько возможно) беспристрастным взглядом — с точки зрения сегодняшнего дня. А заодно раз и навсегда решить: кто же такой этот «ИОО» в исполнении Смоктуновского?
Итак. Перед нами дилогия: «Москва-Кассиопея» и прямое продолжение — «Отроки во вселенной». Это едва ли не единственные представители в жанре сай-фай, снятый для и про подростков.
Сегодня, когда фильмы и книги формата «янг эдалт» (контент, рассчитанный для подростков) приносят огромные деньги создателям кажется удивительным, что в прошлом практически никто не делал научную фантастику для юного зрителя. А наши сняли. И получилось весьма и весьма годное произведение. Да, с высоты пройденных лет спецэффекты кажутся простыми — но декорации всё еще способны заставить поверить, что мы на далёкой-далёкой планете. А перед нами — роботы.
Да и само стремление авторов популяризировать науку среди детей — вызывает уважение и лёгкую печаль: сейчас это никому не нужно.
В «Отроках. » есть, конечно же, логические ляпы и прочие условности: например роботы говорят то механическим голосом, то совсем как люди — без акцента и с эмоциональным окрасом (помните сцену с подзарядкой?).
А еще хорошо помню, как раздражал этот самый «И.О.О» — Исполняющий Особые Обязанности, который появлялся внезапно где угодно, и ошарашивал героев внезапной информацией.
Этот персонаж был инородным: там, где должны царствовать логика и тяга к науке, такая вот сказка была не нужна. А кто он, как не сказочник? Но всё можно легко объяснить. Для этого сделаем небольшое отступление со сравнением.
Сейчас, пересматривая фильмы волей-неволей возникают ассоциации со «Стар Треком». Да «Отроки во вселенной» вообще напоминают удлинённый эпизод про приключения экипажа «Энтерпрайза». Суди сами: в будущем люди стали куда более ответственными. Честность, целеустремлённость — качества, без которых нельзя полететь в космос. Далее — сам формат, в котором храбрые земляне получают сигнал бедствия с далёкого уголка космоса. Это в практически каждом эпизоде классических серий «Звёздного пути». А еще «Стар Трек» легко заражал зрителя страстью к космосу — познать вселенную, что там, у тех мерцающих звёзд?
И «Звёздный путь» и «Отроки» в своём сюжете эксплуатируют научные концепции тех лет, и параллельно пытаются представить, что будет в далёком завтра.
Но есть еще один общий элемент. В сериале «Стар Трек Новое Поколение» есть загадочный персонаж по имени Q — Кью, представитель древнейшей расы, которая развилась настолько, что буквально силой мысли может управлять пространством-временем, а заодно — людьми. Эти самые Кью похожи на людей. Но однажды они развились так, что стали практически богами вселенной. Вообще подобные идеи о продвинутой расе в сай-фае кочуют из книги в книгу: в принципе, ничего необычного.
В «Новом Поколении» мы впервые знакомимся с Кью: персонаж, который мог ВНЕЗАПНО появиться внезапно где угодно , создать опасную ситуацию щелчком пальца: то испытание подбросит какое, то просто начнёт говорить загадками. А потом может помочь героям точно также разрешить созданные им проблемы (если захочет). Всё делает театрально, пафосно.
Согласитесь, это очень похоже на «И.О.О». Да, персонаж Смоктуновского не ведёт себя как противный негодяй. Но некое высокомерие в его жестах и словах присутствует.
И если допустить, что «И.О.О» — представитель такой же древней расы, которые настолько опередили человечество — то он уже не кажется лишним и непонятным.
Единственное отличие: деятельность Кью — этакие пакости ради развлечения. При этом всегда остаётся честным с людьми. А герой Смоктуновского преисполнен желанием помогать человеку.
Такая версия меня вполне устроит: если оба фильма — представители научной фантастики, и используют плюс-минус одинаковые идеи, то почему бы не считать ИОО — представителем высокоразвитой расы типа Кью? А если учесть, что «Новое поколение» вышел после «Отроков. «, то есть небольшая вероятность, что авторы «Звёздного пути» вдохновлялись именно ИОО.
Источник
Кто такой ИОО из фильма «Отроки во Вселенной»
Меня несказанно радует обратная связь, которую я получил под заметкой о второй части дилогии «Москва — Кассиопея». А ещё больше меня порадовало то что люди не остались равнодушны к моим размышлениям на тему, пожалуй, самого интересного персонажа этой истории.
Действительно, персона Исполняющего Особые Обязанности окутана тайной. Он обладает способностями выше человеческого понимания. Способен телепортироваться по всей вселенной, наделять обычные вещи необычные свойствами, появляться в нужном месте и в нужное время. Слишком много знает, слишком много умеет и ко всему этому — хорош собой. Ну кто поспорит с тем фактом, что Иннокентий Михайлович Смоктуновский прекрасен?
В предыдущей заметке я сделал предположение, что он олицетворение спецслужб того времени. С этим мало кто согласился. Благо, читатели накидали свои версии, их мы и рассмотрим. Не зря же мы все тут высказываемся, верно?
1. Бог из машины
Ранее я сталкивался с этим выражением, но никогда не задумывался над тем, что оно значит. Оказывается, это выражение из древней Греции, означающее внезапное решение ситуации при участии ранее не фигурировавшего в ней фактора. В нашем случае таким фактором является — ИОО. Прошу меня простить за столь вольную и простую адаптацию этого выражения.
2. Волшебник
Да, прилетит. Нет, не на вертолете. Кино тоже вряд ли покажет, хотя всё может быть. Так как в некоторых источниках дилогия считается комедийной, подстать такому жанру и герой. Простой волшебник, который время от времени помогает ребятам в их непростом пути.
В данном случае читатели ещё отмечают ненужность такого героя в фильмах, так как он добавляет несерьезности всему происходящем. Убивает реализм происходящего своими фокусами.
3. Ведущий
Оживший на экране закадровый голос. Авторы решили его визуализировать, тем самым добавив в фильм что-то поистине уникальное. Правда, в таком случае если это закадровый голос, то почему он помогает ребятам? Разве он не должен просто наблюдать за происходящим и не вмешиваться в свою же историю? Странно как-то это всё, что и отметили читатели.
4. Инопланетянин
ИОО из внеземной организации смотрящих за человечеством, вхожий в самые властные верха. Эти властные верха наблюдают за тем, что происходит на земле и вмешиваются именно тогда, когда им нужен конкретный результат от человечества.
5. Олицетворение Системы
ИОО — олицетворение могущества Системы, стоящей за плечами тех, кто отправил подростков в космос. Этакий её аватар, служащий для мирного времени. Сей персонаж в этом фильме занимается подготовкой подросткового сознания к нужному этой самой Системе восприятию спецслужб. Потому что по всем параметрам этот образ соответствует именно им.
Источник
О роли Смоктуновского в фильме «Отроки во Вселенной»
Помните, в дилогии Ричарда Викторова «Москва-Кассиопея» и « Отроки во Вселенной » Иннокентий Смоктуновский исполнял роль ИОО (исполняющий особые обязанности)? Эту роль называют одной из самых загадочных в репертуаре Иннокентия Михайловича.
Первый фильм дилогии увидел свет в 1973 году. И сразу же начались обсуждения таинственного персонажа, сыгранного Смоктуновским. Эти споры не утихают и сейчас.
Часть зрительской аудитории считает, что ИОО — это агент КГБ, кто-то увидел в нём образ самого автора (хотя авторов было двое), иным кажется, что это образ учёного из будущего, бога, сатаны, кто-то увидел персонаж из романов Стругацких… Мнения разделились, и спор не утихает.
Песня Марса (научно-фантастический детектив)
Но действительно, откуда авторы сценария Авенир Зак и Исай Кузнецов взяли такой персонаж? Ведь по сравнению со всеми остальными действующими лицами фильма, роль ИОО более чем странная. Какие-то неожиданные появления то там, то сям, чудесные появления разных предметов, и даже средств связи из будущего. Например, общение с экипажем «Зари» по мобиль…. простите, через портсигар.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории, и посмотрим, а что могло вдохновить авторов сценария на создание такого персонажа? И почему Смоктуновский? После Гамлета, Порфирия Петровича и Деточкина, и вдруг — ИОО…
А вот не вдруг…
В 1972 году выходит фильм «Укрощение огня» режиссёра Даниила Хабровицкого, где Иннокентий Смоктуновский сыграл роль Константина Эдуардовича Циолковского. А значит и появление Смоктуновского в роли ИОО совсем не случайно. Но это не всё.
Оказывается, в том же 1972 году, киностудия Центрнаучфильм выпустила картину «Ночь на размышления». Это научно-популярный фильм о проблемах рефлексии и теории вероятностей. Режиссёром того фильма был Слава Цукерман. И снимался в этом фильме именно Смоктуновский. Концептуально фильм был решён, как спор человека с самим собой. Вполне в духе Смоктуновского. И именно в этом коротком фильме было всё то, чем потом нас изумлял ИОО в дилогии Ричарда Викторова. Посмотрите сами . Фильм идёт чуть более 20 минут.
Авенир Зак и Исай Кузнецов вполне могли использовать находку Славы Цукермана, которая была слишком глобальна для короткометражки Центрнаучфильма, где тот работал по окончании ВГИКа. Даже сейчас этот ролик не так уж размножен по Интернету, хотя он стоит того, чтобы его посмотреть. Уверен, Вы найдёте в нём много интересного. И напомню — это 1972 год.
Фильм Цукермана только что залили на YouTube. Говорят, сам Цукерман его выложил совсем недавно. Фильм очень редкий, и до недавнего времени был закрыт к показу. Вот потому есть сложности с его просмотром. Но, кому повезёт, будут очень удивлены.
Его ещё можно найти тут . Кому удалось посмотреть, пишите свои впечатления.
Источник
Кто такой ИОО ? «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной»
Загадочный Исполнитель Особых Обязанностей из великолепной дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной». Он рушит четвертую стену, появляется в ключевых моментах сюжета и завершает историю.
Можно сказать, что он олицетворяет древнегреческий сюжетный прием «Бог из машины». И это так, но мне хочется рассмотреть этого персонажа в рамках логики фильмов, а не только с искусствоведческой стороны.
Для начала рассмотрим то, что нам известно.
ИОО — мужчина, на вид средних лет, худощавого телосложения с аскетичными чертами лица.
Речь, жесты — мягкие и плавные, с играющей театральной ноткой.
Очень вежливый, но ощущает себя хозяином положения, в любой ситуации.
Можно сказать, что персонаж является образом идеального советского интеллигента с аристократическим воспитанием (если вообще возможно сочетать эти два образа).
Его цели: помочь человечеству сделать первые шаги в межзвездных полетах.
ИОО прекрасно понимает, что он находится в фильме, но утверждает, что все персонажи и события реальны. Если верить ему, это произошло в 1975 году. (Естественно, этого не происходило).
Так же, он способен оказывать влияние на окружающую реальность. Список замеченных способностей: телепортация, изменение химических и физических свойств объектов, открытие порталов в любой точке вселенной, и возможно — манипуляция сознанием.
На данный момент сложно судить о границах силы этого существа, возможно их нет. Даже в сам ИОО намеренно скрывает свою всесильность.
Deus ab exterioris spatium (лат. Бог из открытого космоса)
Здесь пойдут версии и мои размышления.
Версия 1. Инопланетянин.
Не смотря на то, что выглядит он как человек, сверхъестественные способности выдают в нем неземную природу.
Предположительно, ИОО является представителем инопланетной расы, чьё технологическое развитие на многие века опережает Землю.
Возможно, но маловероятно. В фильмах нет полноценных намеков на его инопланетное происхождение, хотя это спорно.
Версия 2. Путешественник во времени .
Немного более вероятная версия. В начале фильма «Москва — Кассиопея», ИОО обращается к зрителю и говорит, что эти события произошли в будущем году.
Возможно, ИОО это далекий потомок человечества, который отправился в прошлое, чтобы ускорить развитие космической программы.
Мотивы данного поступка нам неизвестны, но не стоит забывать, что любые изменения прошлого могут спровоцировать непредсказуемые последствия, я уж не говорю о парадоксах.
Чтобы взять на себя такую ответственность, нужно знать и помнить поведение вселенной, вплоть до элементарных частиц, от начала Большого взрыва до Тепловой смерти.
Версия 4. Путешественник из параллельного мира.
Еще более вероятная версия. Основной закон «скользящего», это — имеет значение только родная вселенная.
Есть гипотеза, что существует бесконечное множество параллельных миров, где изменения могут быть незначительными или глобальными. Между этими мирами можно открыть червоточину «Мост Эйнштейна-Розена-Подолского», через которую можно туда попасть.
Если версия верна, то ИОО может путешествовать между вселенными и знает, что во многих вселенных, события представлены, как кино. Поэтому, он так свободно обращается к зрителям.
Версия 5. Q-континуум.
Это чисто моя фанатская теория, но она объединяет все предыдущие версии.
Сложно отрицать, что Джин Роденберри, создатель франшизы «Звездный путь», в своем сериале «Следующее поколение», вдохновлялся советской кино-фантастикой.
В сериале много элементов заимствовано из «Отроков во вселенной» и «Москва — Кассиопея».
Универсальный переводчик, способный уловить смысл любого звукового сигнала и перевести на нужный язык, даже если только сейчас его услышал.
Голопалуба — комната способная имитировать любое окружение.
А Роботы-исполнители и Роботы-вершители очень напоминают концепцию расы киборгов — Борг.
Источник