Меню

Отойди ты загораживаешь мне солнце македонский

116. Александр Македонский и Диоген

116. Александр Македонский и Диоген

Эта история случилась в Древней Греции. Проезжая мимо покоренных Афин, Александр Великий услышал от Аристотеля, что тут неподалеку живет странный философ. Он большой мудрец, но очень зловредный человек и себе на уме. Зовут его Диоген. Этот Диоген из киников отвергает любые блага на земле и живет вместо дома в бочке.
Александр удивился и решил проведать такого интересного философа. Он пришел со своей свитой по «адресу», посмотрел… и впрямь лежит мужик в пифосе (это такая большая глиняная бочка), и что-то чертит на песке палочкой.
Великий полководец подошел к мудрецу и начал с ним говорить о разных вещах. Что бы он не говорил, какую загадку ни задавал, о чем бы ни шла тема — философ всегда отвечал чисто и безукоризненно.
Александр был в восторге, покорившись мудрости гения, но все-таки спросил:
— А скажи, Диоген, зачем ты живешь в бочке?
— Это хорошее жилье! За него не надо платить, и здесь нет ничего лишнего.
— Но почему ты не хочешь завести семью и детей?
— Потому что это отвлечет меня от познания мира. А ничто не должно отвлекать.
— Ты знаешь кто я?
— Да, великий царь.
— Тогда проси, что захочешь! Любая твоя просьба будет исполнена.
— Да, великий царь, у меня есть одна просьба. Будь добор, отойди пожалуйста чуток в сторонку, ты мне загораживаешь солнце, день краток, а мне еще нужно кое-что вычислить.

Вот это и есть истинный философ и ученый! Тот, который совершает свои открытия и познает мир не ради денег или славы, а ради самого процесса познания и совершенства. Чтобы он ни попросил у царя, это все равно не стоило больше того, что бы он потерял, если бы царь исполнил его просьбу.
И Диоген, зная об этом, попросил просто… самое необходимое на тот момент.

История повторилась в немного менее эффектном виде спустя 2400 лет. Российский математик Перельман Григорий Яковлевич, доказав гипотезу Пуанкаре, выиграл престижную Филдсовскую математическую премию, аналог Нобелевской от Математического института Клэя. За это он должен был получить медаль и один миллион долларов.
Медаль математик взял, а вот от миллиона долларов отказался. Он ответил комитету так:
— Я знаю гармоничные уравнения и многие тайны математики. Что по сравнению со всем этим миллион ваших баксов?

Источник

Притча о Диогене, мудреце из бочки

К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр.
«В моих руках — сокровища вселенной!
Где я ступил — там золотой меандр.

Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. «

«Уйди! Не загораживай мне Солнце!»
Сказал невозмутимый Диоген.
«Моя Душа, мой Бог — не продаётся.
Во мне — весь мир! Мой мир — благословен!».

Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice

Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.

Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке — Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».

Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.

Читайте также:  Кладовая солнца чем занималась настя

Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.

Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»

«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».

«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.

Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

Читайте также:  Платье солнце клеш с длинным рукавами

На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

Я — гражданин мира.

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе

Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?

Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.

Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»

Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»

Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Поучать старца – что лечить мертвеца

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»

Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»

Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
— Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)

Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека — животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта — бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели — аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник — вне государства, его отечество — весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: «Проси, чего хочешь», мудрец ответил великому полководцу: «Уйди, не заслоняй мне солнца. «.
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти.
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: «Счастье внутри! Его искать не надо. «

Читайте также:  Краденое солнце для читательского дневника 1 класс

Источник

Диоген дал совет Александру Македонскому, который мог изменить его жизнь. И Александр зря не послушался

Диоген был известен как эксцентричный и странный человек, и Александр решил навестить его вместе со своей свитой.

Диоген жил у реки, и его жилище представляло собой деревянную бочку, которую с ним делила собака — его единственный друг. Свита подошла к Диогену и объявила:

Диоген рассмеялся и посмотрел на собаку, словно сказанные слова не имели для него никакого значения. Александр не ожидал такого приёма и спросил у Диогена, почему он так сделал.

-Даже собаке понятно, что подлинное величие не нуждается ни в каком объявлении. Величие либо есть, либо нет — его видно сразу и ему не нужны никакие слова.

Александра шокировал этот ответ; пожалуй, это был самый необычный человек, который ему встречался.

-Мне ещё ни разу не попадались люди хотя бы отдалённо похожие на тебя. У тебя ничего нет, но ты выглядишь таким счастливым. Могу я что-нибудь сделать для тебя?

-У меня есть всё, что мне нужно, но я бы хотел попросить тебя отойти немного в сторону — ты загораживаешь мне солнце.

Несмотря на такой дерзкий ответ, Александр проникся к этому чудаку уважением и произнёс:

-Если Боги спросят меня, кем бы я хотел быть в следующей жизни, то я им скажу, что не хочу быть Александром Великим, а хочу быть Диогеном.

Диоген расхохотался и сказал на это:

-Что тебе мешает быть Диогеном прямо сейчас? У тебя нет другого мгновения кроме настоящего. О какой следующей жизни ты говоришь? Мы даже не знаем, что будет завтра, что будет в следующее мгновение, а ты планируешь следующую жизнь.

На берегу этой реки много места, располагайся, мы будем тебе рады. Река, солнце, пустынный берег — что ещё нужно, чтобы быть счастливым? У нас нет ничего кроме этого, и потому не возникает конфликтов и ссор.

Александр ему ответил:

-Я понимаю твою логику, но не могу сейчас принять твоего предложения. Я должен завоевать весь мир, и тогда смогу отдохнуть.

Диоген снова рассмеялся над ним и сказал:

-Но зачем тебе сначала захватывать мир, а потом отдыхать? Ты можешь отдохнуть прямо сейчас. Если ты хочешь отдохнуть, то знай: либо ты это сделаешь сейчас, либо не сможешь сделать никогда.

Одумайся, послушай мой совет: не трать свою жизнь понапрасну. Брось эту идею с захватом мира и оставайся здесь с нами. В противном случае я уверен, что ты умрёшь раньше, чем тебе удастся это осуществить. Наша жизнь коротка, а мир так необъятен. Ещё никому не удавалось захватить мир. Это нелепая затея.

Александр не послушал Диогена, и великий философ в итоге оказался прав: всё случилось так, как он и предсказывал.

И Александр перед своей смертью приказал сделать одну вещь: когда будут нести гроб с его телом, то его руки должны свисать из него, чтобы все видели, что Александр Великий, который хотел захватить этот мир, уходит из него с пустыми руками.

Возможно, что таким жестом он отдал дань совету Диогена, которому не последовал.

Подписывайтесь на мой канал, если вам интересно читать статьи на духовные темы:

Источник

Adblock
detector