Чем отличается птица от самолета? Правильные ответы на вопросы психологических тестов
Психология — это наука, которая изучает закономерности психической деятельности человека. В своей практике специалисты используют много различных методов, но самые основные — это наблюдение, самонаблюдение и эксперимент. Они весьма длительны и требуют множества затрат, как минимум временных. Некоторые наблюдения и эксперименты длятся годы и десятилетия. Что же делать специалисту, у которого есть только несколько минут на обследование пациента?
Для таких случаев было разработано множество тестов, опросников и различных психологических методик.
Что такое психодиагностика?
Это одна из отраслей психологии, которая изучает психологические особенности личности посредством тестов, опросников и другого психологического инструментария. Зарождение этой науки приходится на вторую половину 19-го столетия.
Считалось, что никакими экспериментальными методами изучить или исследовать личность невозможно, но оценке поддаются отдельные психические процессы и состояния.
Изучать можно отдельно память, внимание, восприятие, мышление, речь, представление и чувствительность — это познавательные психические процессы. Как раз изучением вышеперечисленных характеристик и занялись первые экспериментаторы. Они попытались исследовать память, внимание и восприятие в лабораторных условиях.
Виды методов исследования
Методы психодиагностики можно поделить на две группы: формализованные и малоформализованные.
Первые имеют четкие вопросы и несколько вариантов ответов, каждый из которых указывает на отдельную особенность. К ним относят все виды тестов, опросников и проективные техники. Они строго регламентированы, поэтому их легко компьютеризировать. Главным недостатком таких исследований является субъективность: они редко учитывают состояние испытуемого на момент тестирования, уровень его самооценки, психологическую атмосферу в коллективе, где проводится тестирование, температуру в помещении и многие другие нюансы, которые влияют на ход психических процессов.
Вторые, малоформализованные, включают в себя наблюдения, интервью, беседы. Многое о психике человека может сказать и анализ продуктов деятельности. Например, специалисты во время беседы дают клиенту листок и ручку. Часто мы что-то помимо воли рисуем на полях тетради, эти непримечательные бессмысленные закорючки могут рассказать о человеке больше, чем он сам о себе. Этот материал в силах обработать только живой человек — психолог, что занимает много времени, но имеет более точный результат.
Экспресс-методики
Часто в условиях конвейерной работы, когда приходится опрашивать или проверять на профессиональную пригодность сразу много людей, психолог имеет очень ограниченное время. Это касается медкомиссий (на военную службу, на работу, на водительские права), где обязан присутствовать данный специалист.
Если процедура психологического исследования не является формализованной, то специалисты на первом этапе часто используют методику «Сравнение понятий».
Когда специалист владеет и физиогномическим мастерством, то за одну минуту можно узнать потенциальную пригодность или непригодность человека.
Какие вопросы обычно задают?
- Чем отличается птица от самолета?
- Какие отличия между солнцем и лампочкой?
- Чем остров отличается от полуострова?
- Чем похожи роза и шуба?
На первый взгляд, это очень смешные и нелепые задания. Но отвечать на них нужно достаточно серьезно, хотя некоторые специалисты оценивают смех испытуемого как первый признак адекватности.
Как отвечать?
Начнем с того, что в обществе существуют негласные и прописанные правила поведения, мышления и восприятия. Эти нормы меняются с годами, и то, что было актуально много лет назад, может считаться серьезным отклонением в наши дни. Что такое норма? Очень просто, норма — это то, что характерно для большинства в данный период времени. Поэтому на такие вопросы стоит отвечать так, как бы это сделало большинство адекватных людей.
Чем отличается птица от самолета? Правильный ответ очевиден: птица — живое существо, а самолет — творение рук человека. Так скажет большинство нормальных людей. Совершенно необязательно быть осведомленным в авиастроении и орнитологии. На самом деле между этими двумя предметами отличий больше, чем сходств, поэтому так много вариантов ответа, по которым психолог может определить адекватность человека.
Чем отличается солнце от лампочки? Вероятно, тем же, чем самолет отличается от птицы. Правильный ответ: Солнце — это звезда, неживая природа, а лампочка — искусственное средство освещения.
Особенности людей с нарушением мышления
Умение обобщать является одной из главных операций абстрактно-логического мышления. Люди, для которых не составляет труда объединить предметы или явления в единую группу по общим признакам, быстрее мыслят, лучше решают проблемы. Для таких личностей характерен высокий уровень вербального интеллекта и умение видеть стержень проблемы.
Если человек обобщать не умеет, для него мир состоит из множества несвязанных нюансов, все вещи, идеи, знания создают полный бардак в голове и не разложены по полочкам. Мозг таких людей все время работает на больших оборотах, что может в какой-то момент спровоцировать серьезные психические расстройства и агрессию.
Как люди с нарушенным мышлением отвечают на данные вопросы?
Если человек не умеет обобщать, то его ответ будет содержать один или множество отличительных нюансов, а их и правда не мало. Если его попросят называть отличия птицы от самолета, то он будет передвигаться по множеству отличительных признаков:
- размер (самолет значительно больше птицы);
- скорость (самолет намного быстрее летает);
- оперение (у птицы есть, у самолета нет);
- птица машет крыльями, а самолет нет;
- птица питается едой, а самолету нужно топливо и т.д.
Как видим, много найдено отличий, каждое из них правильное, но ключевое не названо.
Источник
Чем лампочка отличается от солнца: описание и отличия
Трудно найти в быту два столь кардинально различных по масштабу объекта, чем наше светило и обычная лампочка накаливания ватт на сто: даже средний диаметр того и другого отличается на десять порядков (
1,392·10^9 метров и
0.05 метра, соответственно) — однако оба объекта являются источниками света и в этом аспекте уже появляется смысл их сравнивать.
Спектр и цветовая температура
С детства и первых самостоятельных физических экспериментов (вроде засовывания гвоздя в пламя кухонной газовой плиты или раздувания углей от костра) мы уже знаем, что если как следует нагреть какое-либо материальное тело, то оно начинает светиться — причём тем ярче, чем сильнее мы его нагреваем.
Учёных давным-давно заинтересовал этот же вопрос, но для строго количественного и качественного описания явления им для начала пришлось ввести абстрактное понятие — абсолютно чёрное тело (АЧТ). Смысл в том, что электромагнитное излучение от нагретого тела (а свет — это именно электромагнитное излучение, как и радиоволны, рентгеновские лучи и т.д.) в принципе зависит от того, какие длины волн (участки спектра) такое тело поглощает.
Принцип прост: если нечто очень хорошо поглощает в каких-то диапазонах, то оно также хорошо и излучает в этих же диапазонах — именно поэтому такое абстрактное идеально поглощающее и излучающее тело назвали «чёрным». Попутно отметим, что неидеальные тела именуют «серыми» или «цветными» — и через соответствующие поправки опять же «привязывают» к свойствам АЧТ.
Выяснилось, что результирующая объёмная плотность равновесного излучения и полная испускательная способность АЧТ пропорциональны четвёртой степени его абсолютной температуры (напомним, что абсолютная температура измеряется в Кельвинах и отсчитывается от Абсолютного нуля температуры, который «холоднее» привычного нам «нуля по Цельсию» примерно на 273 градуса) — и в учебниках физики «прописалась» известная «горбатая кривая».
Какое отношение это имеет к изначальному вопросу? Очень простое: оказывается, соответствующая кривая для Солнца великолепно описывается кривой для АЧТ с температурой
6000 Кельвинов! При этом пик максимума излучения лежит в области
450 нанометров (ультрафиолет!) — поэтому в очередной раз скажем Большое Спасибо нашей земной атмосфере за то, что она поглощает это излучение до того безопасного уровня, при котором мы все уже можем жить на поверхности планеты при дневном свете, а не сидеть в норах и выползать на поверхность только по ночам.
А что же с нашей лампочкой? Её раскалённая спираль также подчиняется этому же закону, однако результирующая температура примерно вдвое меньше солнечной (температура плавления вольфрама, из коего обычно делают нити накаливания ламп, составляет
3422 градуса Цельсия — но рабочая температура не превышает
2800 градусов Цельсия) и составляет порядка 3000 Кельвинов. Поэтому пик максимума излучения лампы накаливания «отъезжает» в область инфракрасного излучения и располагается в районе одного микрометра (1000 нанометров) — то есть бытовая лампа накаливания скорее «отопительный», чем «осветительный» прибор (КПД
6% — и чем меньше мощность, тем хуже КПД).
Мощность
Сопоставление полных мощностей излучения лампочки и Солнца наглядно показывает чудовищный отрыв величин астрономических от бытовых: если лампочка в виде видимого света и тепла излучает 10^2 ватт, то Солнце
4*10^26 ватт — почти двадцать пять порядков разницы! Попытайтесь теперь посчитать на досуге, сколько бы стоваттных лампочек накаливания потребовалось для замены Солнца и какой объём в Солнечной системе они бы заняли…
Источник
«Странные» вопросы 😉
#1 LAC
- Пол: Мужчина
- Город: Урюпинск
#2 Maxim
- Пол: Мужчина
- Город: Воронеж
- Интересы: психиатрия, шизофрения, биполярное расстройство, болезнь Альцгеймера, депрессия, алкогольная зависимость, нейролептики, антидепрессанты, нормотимики, алкоголизм, ОКР, резистентность
Всегда интересовала подоплека «странных» вопросов,задаваемых врачами-психиатрами,типа :
- «Чем отличается солнце от лампочки» ( это,видимо,диагностика этого http://memorylab.ru/. lobnoj_disfunk/,верно?)
- «Смотрите ли вы в унитаз после смывания?»/»Перешагиваете ли через трещины?» (диагностика паранои,верно?)
Удовлетворите любопытство,пожалуйста . Если возможно,стандартный набор вопросов с объяснением или ссылки на литературу (можно в личку,чтобы не «светить» секреты профессии).
Отличия солнца от лампочки (птицы от самолета и т.п.) используются не только для диагностики когнитивных нарушений, но и для выявления нарушений мышления. Например, пациенты с шизофренией зачастую неспособны выявить наиболее значимое различие (или сходство) и приводят массу других, несущественных, а зачастую и достаточно вычурных отличий.
А «перешагиваете ли через трещины?» это, скорее, не к паранойе, а к навязчивым состояниям, психастеническим чертам личности. и т.п. Хотя в зависимости от трактовки, вполне возможно, что выявятся расстройства бредового уровня. Опять же, это лишь примеры. Диагноз на основе ответа на эти вопросы не ставится.
Зачастую, такие вопросы задаются патопсихологом в ходе экспериментально-психологического исследования.
Резников Максим Константинович: врач-психиатр.
Запись на прием по телефону в Воронеже (473) 229-03-23
#3 Aperture
- Пол: Женщина
- Город: Москва
#4 LAC
- Пол: Мужчина
- Город: Урюпинск
Отличия солнца от лампочки (птицы от самолета и т.п.) используются не только для диагностики когнитивных нарушений, но и для выявления нарушений мышления. Например, пациенты с шизофренией зачастую неспособны выявить наиболее значимое различие (или сходство) и приводят массу других, несущественных, а зачастую и достаточно вычурных отличий.
Чтобы посмеяться: мне рассказывали один из вариантов ответа на данный вопрос,данный каким-то призывником: «Лампочку можно в рот засунуть,а солнце нет!».
А «перешагиваете ли через трещины?» это, скорее, не к паранойе, а к навязчивым состояниям, психастеническим чертам личности. и т.п. Хотя в зависимости от трактовки, вполне возможно, что выявятся расстройства бредового уровня. Опять же, это лишь примеры.
К сожалению,сейчас не могу дать ссылку (давно было),но вроде бы где-то я читал,что подобное поведение все-таки присуще параноикам. Там,вроде бы,таже говорилось,что параноики всегда ездят одними и теми же маршрутами итп. (хотя могу и соврать,повторюсь,давно читал).
Зачастую, такие вопросы задаются патопсихологом в ходе экспериментально-психологического исследования.
А также и кадровому работнику они могут дать определенную информацию,почему бы и нет?
Еще вопрос: т.к. про вопрос «чем отличается лампочка от солнца» я слышал от различных людей,проходивших в свое время призывную и пр. коммисии,видимо,существует какой-то стандартный материал (опросник/методики),преподаваемые в курсе медвуза?
#5 LAC
- Пол: Мужчина
- Город: Урюпинск
Ужос какой :-\ Думаю, здоровый человек будет убеждать, что солнце и лампочка ну вот совсем ничем между собой не отличаются, и отвергать все предложенные несостыковки как несущественные.
#6 goodsession
борец за правду и справедливость
- Пол: Мужчина
СОлнце оргомное и термоядерно жаркое. А в лампочке все тепло заключено внутри. Как бы указывая на жалкое подобие лампочики солнцу. этой спиральки и мазку тепла в ней.
Епт. вот это честно первое в голову пришло. А уже потом, типа вот солнце жто же звезда, нашще «светило», а ламочка это предмет в быту.. итд итп. ТО есть по моему мнение более мене вдекватный ответ, я уже додумал сам. А что автоматически возникло в голове, вот первая версия.
#7 Aperture
- Пол: Женщина
- Город: Москва
Мне вот интересно,а как бы Вы сами ответили на это вопрос?
Разумеется, ответила бы что ничем. Вообще не отличить
Но вариант с засовыванием лампочки в ротЪ мне тоже понравился
#8 Aperture
- Пол: Женщина
- Город: Москва
Если бы Вы задали бы этот вопрос научному работнику/инженеру,то получили бы ответ с высокой степенью абстрагирования что-то вроде следуюшего:»Оба источники света,разница в том,что один — естественный,другой — искусственный». С Вашей точки зрения,это адекатный или неадекватный (сигналилизирующий об какой-либо аномалии) ответ?
#9 LAC
- Пол: Мужчина
- Город: Урюпинск
Кто-то просто пошлет; и будет прав
#10 goodsession
борец за правду и справедливость
- Пол: Мужчина
Совершенно точно распознаю в себе 2 «фазы». От щас наример, я подумал и действильно прям «в душе» мысли: что это за фигня? солнце и лампочка? кто будет это сравнивать) это как ноготь со скелетом. Но иногда, в голове появляеются мысли именно такого харрактера, мол НУ ЩАС РАССУДИМ.. вот солнце это то то то то, лампочка то то то. И то и другое и свеит и греет, и аналогия хоть и ничтожна, но все же есть. ИТД ИТП.
Какое из этих мыслетельнгых состояний является отклонпением? почему они у меня «варьируются», без причины. по настроениею лишь?
ПО моему данный тест полная чушь и я кажется начинаю понимать, что этот стереотип личности, собранный кем из каких то эскизов поведенческих и записанный наверное в учебники по котороым учаться психиатры — является ну сугубо-не сугубо, а по моему настолько ясной не объективной взятой мыслью, которая неизвестно КАК пришла.
Вот. только что наука «психиатрия» , пошатнулась в моих глазах, как что то фундаментальное. по моему это огромная группа энтузизазистов, «в душе вечных эксперементаторв», да ещё на таком подопытном материале как живой человек.
Источник