Контрольная работа по теме «Пунктуация» (9 – 11)
Контрольная работа по теме «ПУНКТУАЦИЯ» (9 – 11)
1.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
На улице пошёл снег ( ) и Москва сразу превратилась в какую-то сказочную страну
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.( Знаки препинания не расставлены.)
1) Вся жизнь этого блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.
2)Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и смелых людей.
3)Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной поэзии.
4)После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер.
3.В каком варианте правильно указаны и объяснены все запятые?
Пароход уходит вниз по реке(1) догоняя дождевую тучу (2) закрывшую полнеба( 3) и (4) потерявшись из виду (5) даёт длинный гудок.
1)1,2,4,5 – выделяются два деепричастных оборота
2) 1,2,3 – выделяются причастный и деепричастный обороты
3) 1,2,3,4,5 – выделяются два деепричастных оборота и один причастный оборот
4) 1,2,4,5 – выделяются деепричастный и причастный обороты
4.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую:
1) Вблизи ручей шумит и скачет и мчится во влажных берегах.
2) В горах ударил гром и хлынули потоки дождя.
3) В природе ни лист ни соломинка ни дерево не повторяются.
4) Машины загородили дорогу и нельзя было проехать ни взад ни вперёд.
5.Определите, чем осложнено предложение ( знаки препинания не расставлены).
Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему кажется ближайшим соседом.
1) обособленным определением, обособленным обстоятельством.
2) обособленным определением, обособленным приложением
3) вводной конструкцией, обращением
4) обособленным приложением, вводным словом
6.Укажите предложение, в котором обособленное обстоятельство не выражено деепричастным оборотом.
1) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском, когда мелькала молния.
2)Ровная, накатанная дорога, мягко серея в муравке, бежала вдаль.
3) Я медленно продвигался вперёд, осторожно ступая по траве, чтобы не хрустнул сучок.
4) Благодаря всему этому, я очень долго пробыл в пути до Киева.
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Земля(1) казалось(2) во много раз увеличивала силу своего притяжения. Судьба всех людей(3) кажется(4) одинаковой.
1)1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,4
8.В каком предложении есть обособленные члены? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор.
2)Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.
3) Он увидел сворачивающую влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину
4) Она стояла подбоченясь.
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых при обращениях должны стоять запятые?
Откуда(1) умная(2) бредёшь ты(3) голова? Здравствуй(4) солнце(5) да утро весёлое!
1)1,2,3,4 2) 2,4 3) 3,4 4) 1,3,4,5
10. В каком предложении ставится тире? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Лес рубят щепки летят.
2)Слышу земля задрожала.
3)Россия загадочна и необъятна.
11. В каком предложении должно стоять двоеточие? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.
2)Жизнь пройти не поле перейти.
3)Клевета что уголь не обожжёт, так замарает.
4) Упустишь минуту потеряешь часы.
12. В каком предложении перед союзом КАК запятая не ставится?
1) Моё незнание языка и молчание было истолковано ( ) как молчание дипломатическое.
2)Отдалённый голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений ( ) как звук чуть затронутый, но тотчас же отпущенной струны.
3) Море голубело вдали ( ) как мглистая бездна.
4)Большому писателю нужно непрерывно жить в великой красоте, разнообразии и развитии русского языка ( ) как в стройном и волнующем поэтическом мире.
13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Увлекательность русской классической литературы особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы — решать вместе, и автору и читателям.
1)Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2)Первая часть БСП указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4)Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, поясняет её.
14.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Англичане способны сохранять самообладание в споре(1) и оставаться объективными к себе(2) и к другим (3) признавая(4)что(5)поскольку любая истина имеет много сторон(6) о ней может быть много различных мнений.
1)3,4,6 2)1,2,4 3)3,4,5,6 4)1,2,3,4,5,6
15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Всё это произвело ропот(1) когда новый начальник объявил(2) что для него хорошие успехи в науках ничего не значат(3) что он смотрит только на поведение(4) что ничего(5) даже если человек плохо учится.
1)1,3,4 2) 1,2,3,4,5 3) 2,3,5 4)2,3,4
16.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Маяковский ходил среди людей(1) как Гулливер(2) и (3) хотя он нисколько не заботился о том (4) чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами(5) но как-то само собой выходило(6)что самым заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока.
1)2,3,4,5,6 2) 1,2,3,4,5,6 3)1,2,4,5,6 4)2,4,5,6
Контрольная работа по теме «ПУНКТУАЦИЯ» (9 – 11)
1.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В лесу только иволги кричат ( ) да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом Да нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Да нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом Да запятая не нужна.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом Да запятая не нужна.
2.Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую :
1)Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
2) Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
3) Он был от страха ни жив ни мёртв.
4) Поднялось солнце и залило волнами света и водную гладь и потопленный лес и людей.
3. В каком варианте правильно указаны и объяснены все запятые?
Под коркой льда(1) ставшей прозрачной под лучами весеннего солнца(2) журчит(3) пробивающий дорогу к косогору(4) ручей.
1) 1,2,3,4 – выделяются два причастных оборота
2) 1,2,3 – выделяются два причастных оборота
3) 1,2,3,4 – выделяются два деепричастных оборота
4) 1,2 – выделяется причастный оборот
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую :
1) Небо то всё закрывалось облаками то вдруг очищалось на мгновенье.
2) В пруду отражались деревья и фасад дома.
3) В степи растут колокольчики и полынь и белая кашка.
4) Он не ответил ни да ни нет.
5.Укажите предложение, осложнённое обособленным приложением.
1) Свет зари, погасающей за деревней, ещё слабо разливался по двору.
2) Штейн, молодой учёный, готовящийся к отъезду, к научной экспедиции в тропические страны, мысленно жил еже не в Берлине.
3) В лесу гулко, перебивая друг друга, заливались соловьи.
4) Широчайшая плотина лежит между двумя великолепными прудами, отражающими в своих зеркалах эти дубы и вечернее небо.
6.Укажите предложение, осложнённое обособленным дополнением.
1) В юности он писал песни, подражая Дельвигу и Кольцову, называл её в своих стансах Валентиной.
2)Прикрыв глаза, мы долго слышали однообразное журчание воды, бегущей вдоль бортов лодки.
3) Вместо глубоких обрывов, я увидел необозримый океан застывших волн, сияющих под солнцем.
4) Белые гуси с металлически-звонкими криками, распустив крылья и шумно бороздя воду, тяжело шарахнулись в тростники.
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Натура жизнеутверждающая, динамическая(1) и неистощимо активная(2) Чехов стремился не только описывать жизнь, но и переделывать её(3) не витая в облаках.
1)1 2)2,3 3) 3 4) 1,2,3
8.В каком предложении нет обособленных членов? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный.
2) Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.
3) Залитые солнцем стлались за рекой пшеничные нивы.
4) Мальчик сконфуженно покраснел.
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых при обращениях должны стоять запятые?
Всяк сверчок(1) знай свой шесток. Крепче(2) конское(3)бей(4) копыто(5) отчеканивая шаг.
1)1,5 2)1,4,5 3)2,3,4,5 4)2,4,5.
10.В каком предложении ставится тире?( Знаки препинания не расставлены)
1) Попытка не пытка.
2)Всё кругом и земля и деревья и трава покрыты пушистой изморозью.
3)Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
4) Молоденький умок что вешний ледок.
11.В каком предложении должно стоять двоеточие? ( Знаки препинания не расставлены)
1) Облака над морем потемнели море тоже стало тёмным.
2) Лето припасает зима поедает.
3) Я кашлял много раз она всё равно не замечала.
4) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
12. В каком предложении перед союзом КАК ставится запятая?
1) Все они воспринимали море по-разному, но ни у одного из этих писателей не шумят и не перелистываются на страницах такие праздничные моря( ) как у Грина.
2)Он прошёл по жизни ( ) как удивительный рассказчик, трогавший до слёз детские сердца, и вместе с тем( ) как проницательный и суровый воспитатель.
3) Грин работал в Киеве и Севастополе, где прославился среди матросов и солдат крепостной артиллерии() ка горячий и увлекательный оратор.
4) Они были счастливы, и жизнь их текла( ) как по маслу.
13 Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят её и затруднят.
1) Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части.
2)Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
3)Первая часть БСП указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
4)В неполном предложении: на месте пропуска члена предложения.
14.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Несколько дней подряд мы выходим с детьми на холм (1) с которого открывается вид на долину (2) и смотрим (3) как серые ветви почти на наших глазах покрываются зеленой пеленой (4) окраска (5) которой меняется с каждым днем.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3,5 3) 1,2,4 4) 1,3,5.
15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда они вышли (1) на улице уже темнело (2) но Сенцову казалось (3) что на небе еще ликует золотой свет дня (4) и до вечера еще далеко.
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3. 4) 1,2,3,4.
16.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На молах стоит по колено колючий бурьян, чугунные причалы рыжеют от едкой ржавчины (1) и только маяк говорит (2) что порт еще жив (3) и кто-то зажигает огни для редких пароходов (4) приходящих ночью (5) тускло освещенных и пустых.
1) 1,2,3,4,5. 2) 1,2,4,5. 3) 2,4,5. 4) 2,3,4,5.
Источник
Справочный материал к урокам русского языка. Пунктуация.
1.Знаки препинания при однородных членах предложения.
2.Однородные и неоднородные определения.
3.Обобщающее слово при однородных членах предложения.
4.Вводные слова и словосочетания.
6.Тире между подлежащим и сказуемым.
10.Обособление согласованных определений.
12.Пунктуация в предложениях с прямой речью.
13.Пунктуация при цитировании.
14.Пунктуация в союзном сложном предложении.
15.Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знаки препинания при однородных членах предложения | 38 КБ |
Однородные и неоднородные определения | 35.5 КБ |
Обобщающее слово при однородных членах предложения | 32 КБ |
Вводные слова и словосочетания | 64.5 КБ |
Обособление обращения | 31 КБ |
Тире между подлежащим и сказуемым | 34.5 КБ |
Обособление обстоятельств | 46.5 КБ |
Обособление приложений | 32.5 КБ |
Обособление дополнений | 26.5 КБ |
Обособление согласованных определений | 41.5 КБ |
Несогласованные определения | 30 КБ |
Пунктуация в предложениях с прямой речью | 31 КБ |
Пунктуация при цитировании | 33.5 КБ |
Пунктуация в союзном сложном предложении | 46.5 КБ |
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания при однородных членах предложения.
При отсутствии союзов между однородными членами предложения ставится запятая .
Синие, желтые, белые.
Есть запятая перед союзом а, но, да = но, зато, однако, хотя, а также.
После однородного члена, присоединенного этими союзами, запятой нет.
Не синие, а белые. Мал, да удал.
Было жарко, хотя ветрено и в долине реки.
Нет запятой при одиночных союзах и, или, либо, да = и (могут соединять однородные члены попарно, но не повторяются перед ними подряд: О и О , О и О ).
Синие или красные.
Синие, желтые да белые.
Синие и красные, желтые и белые.
Если союзы и, или, либо, да = и повторяются перед однородными членами, то перед ними (кроме первого однородного члена) ставятся запятые: (и ) О , и О , и О …
При этом часть однородных членов может быть соединена повторяющимися союзами, а часть – бессоюзной связью.
Они росли и в поле, и в лесу , и в саду.
Стали они есть, да пить, да веселиться.
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь и звезды, и луну.
Нет запятой при повторяющемся и :
— между двумя однородными членами, если они образуют тесное смысловое единство. И при них нет зависимых слов;
— если два однородных члена с и между ними, образующих тесно связанную по смыслу группу, соединяются союзом и с третьим однородным членом.
Я им и живу и дышу.
…Есть и ситец и парча.
Он человек честный и прямой и довольно умный.
Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то — не то.
Не знаю ни его, ни ее, ни прочих.
Он не то глуп, не то необразован.
Ставится запятая перед второй частью двойных союзов:
как – так и, не так – как, не только – но и, хотя и – но, если не – то, чем – тем, настолько – насколько, не столько – сколько…
Давно знаю как его, так и ее.
Он не так умен, как начитан и знает если не все, то многое.
Она хотя и умна, но зла.
Тут чем дальше, тем хуже.
Тире может ставится:
— перед и , если союз соединяет 2 сказуемых и второе выражает противопоставление (можно и заменить на а ), указывает на следствие, быструю смену действий;
— перед противительным союзом;
— при пропуске противительного союза между однородными членами.
Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли.
Он приостановился – и резко свернул.
Он смешной — но милый.
Не мальчик – зрелый муж стоял пред ней теперь.
Предварительный просмотр:
Однородные и неоднородные определения.
Равноправны между собой, в одинаковой степени подчинены определяемому слову, объединены интонацией перечисления.
— Характеризуют предмет по одному признаку (цвет, форма и т.п.); между ними можно поставить и :
красные, синие и желтые цветы
— Может быть градация признака:
страшная, ужасная, кошмарная …
— Называют разные признаки, но характеризуют в одном отношении; есть общий, объединяющий смысл ( внешний вид, производимое впечатление, причинная связь, противопоставление признаков, перечисление достоинств и недостатков, вообще чем-то связанных свойств):
длинные, прямые волосы;
маленькие, подслеповатые окна;
горький, несправедливый упрек
(горький, ибо несправедливый);
милое, серое северное небо и
чужое, бирюзовое небо Италии;
у него большой, каменный дом (дом очень хороший, он богат).
— В ряду определений есть эпитет :
его длинное, лошадиное лицо.
— 2-е определение поясняет 1-е:
другой, кожаный портфель
(прежний портфель был не кожаным).
-1-е определение – прилагательное, 2-е – причастный оборот (или иное распространенное определение)
белые, сохнущие на ветру простыни.
— Согласованные определения, стоящие после определяемого слова :
туман густой, желтый.
Поясняющее определение после определяемого слова обособляется : взял портфель другой, кожаный , и ушел.
Неравноправны : одно определение относится сочетанию другого с определяемым словом; по интонации перечисления.
длинный товарный поезд.
Определения называют разные признаки, связанные каким-либо общим смыслом.
Обычно неоднородные определения, выраженные качественным и относительным прилагательными.
Относительные прилагательные могут в тексте приобретать «качественное» значение – объединенные с качественными общим смыслом характеристики чего-либо в одном отношении (см. «каменный» ). Становясь художественными эпитетами (см. «лошадиное» ) или является поясняющими по отношению к качественным прилагательным (см. пример «кожаный» ).
Ср .: большой каменный топор
Ср.: длинная лошадиная грива
Ср. : другой кожаный портфель
(прежний тоже был кожаным)
Ср.: сохнущие на ветру белые простыни
Ср. : густой желтый туман
Предварительный просмотр:
Обобщающее слово при однородных членах предложения .
После обобщающего слова перед однородными членами – двоеточие.
Я слышу звуки: рев, шипенье, крики…
После однородных членов перед обобщающим словом – тире.
Поля, луга, леса – всё зазеленело.
Обобщающее слово может употребляться дважды: до и после однородных членов.
Хочу знать про все: встречи, письма, сны – про всё, что было.
Если обобщающее слово стоит до однородных членов, а после них предложение продолжается, то после однородных членов – тире.
Тире может опускаться , если в этом же месте требуется ставить запятую.
Всюду: и в лесу, и в поле, и на дорогах – было уже сухо.
Многое он испытал : нужду, голод, страх , но не сломался.
Отделяются запятой от обобщающего вводные слова то есть, а именно, как-то, стоящие после обобщающего слова перед однородными членами или после однородных членов перед обобщающим словом (см. схемы).
В музее были ценные экспонаты, например: шпага Берга, дубина народной войны…
Вымок, замерз, устал – словом, намаялся.
Группа однородных членов может выделяться тире с двух сторон , если имеет характер уточнения, пояснения.
Разные цветы – желтые, синие, белые, красные – покрыли всю равнину.
Без обобщающего слова двоеточие перед однородными членами стоит для предупреждения, что следует перечисление.
Тут были : Иван Иванович, его супруга, его дочь и зять.
Предварительный просмотр:
Вводные слова и словосочетания
(выражают отношения говорящего тому, о чем он говорит)
Могут иметь такие значения:
Различные чувства говорящего:
к счастью, по счастью, к не счастью, к сожалению, к изумлению, к огорчению, к досаде, к ужасу, к стыду, на беду, неровен час, странное дело и т. п.
Большая или меньшая степень уверенности, возможность, предположение :
конечно, несомненно, действительно, безусловно, разумеется, естественно, право, правда, не правда ли, в самом деле, в сущности, видимо, по-видимому, очевидно, вероятно, пожалуй, возможно, кажется, надо полагать, думаю, надеюсь и т. п.
по сообщению…, по словам…, передают, говорят, слышно, по слухам, по преданию, по мнению…, с точки зрения…, на мой взгляд, по-моему, как известно, помнится и т. п.
Порядок изложения, связь мыслей:
во-первых, в-…, наконец, далее, так, итак, выходит, значит, таким образом, стало быть на оборот, однако, впрочем, с одной( с другой) стороны, кроме того, в частности, в общем, вообще( говоря), главное, кстати, к слову (сказать) и т. п.
Приёмы, способы оформления мыслей:
словом, иными словами, точнее, короче говоря, собственно( говоря ), откровенно говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать, что называется и т. п.
Привлечение внимания, приглашение к совместному предположению, соразмышлению:
пожалуйста, извините, послушайте, позвольте, знаешь ли, веришь ли, поймите, представь себе, предположим, скажем и т. п.
Ссылки на обычность излагаемого:
как всегда, как водится, как принято, по обычаю, бывает, случается и т. п.
Оценка меры того, о чём говорится:
Самое большее, самое меньшее, по меньшей( по крайней) мере…
Откровенность, серьёзность, интимность разговора:
по правде(говоря), честно говоря, признаться, по-настоящему, по справедливости, по секрету
К нашему счастью , Иван приедет уже завтра.
Иван, чего доброго , приедет уже завтра.
Иван, без сомнения , приедет уже завтра.
Иван приедет уже завтра, не правда ли .
Может быть , Иван приедет уже завтра.
Надо думать , приедет.
По имеющимся у меня сведениям , Иван приедет завтра.
Пугают: Иван, мол , вообще не приедет.
Следовательно , Иван приедет уже завтра.
Иван, между прочим , завтра уже уедет.
Так, Иван, например , завтра наоборот , уедет.
Одним словом , Иван приедет уже скоро.
Иван, с позволения сказать и не думал ехать.
Видите ли, Иван может и не приехать.
Допустим, Иван всё же приедет завтра…
Иван, по обыкновению своему , пришёл первым.
Иван, по крайней мере , никогда не опаздывает!
Иван, кроме шуток , всё же приедет уже завтра.
Этому, между нами будь сказано , никто не рад.
Отличать некоторые вводные слова от полнозначных членов предложения
Указывает на связь мыслей , порядок изложения:
Во-первых, сядь, во-вторых, успокойся, и, наконец , расскажи все толком.
Имеет значение эмоционального подытоживания (выражения чувств, нетерпение, раздражение…):
Когда ты, наконец , поймешь, что это, в конце концов , просто глупо!
В значении «вообще говоря »:
Вообще , я не такой уж любитель танцев.
В значении обобщающего вывода :
В общем , ничего не вышло.
Как правило, в середине или в конце предложения; = « впрочем »:
Проститься я, однако , не мог.
Указывает на вывод :
Значит , так ничего и не было?
Наоборот (напротив) действительно очевидно, видно, кажется
И прочие, выражающие авторскую оценку степени реальности сообщаемого :
Наоборот (напротив), мне тепло.
Действительно , я опоздал.
В самом деле , не уйти ли мне?
Естественно , я этого не хочу.
Очевидно, им это не нравится.
Возможно, меня не накажут.
Может быть , это и случится.
Имеет обстоятельственное значение.
Можно заменить на:
— «наконец- то » (ожидаемое):
Наконец ты пришел, мы уж заждались;
— «в итоге», «под конец» :
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец .
В конце концов пришлось ему тоже вернуться.
Можно заменить на:
— « в целом»; «обычно (всегда)», «вообще- то »:
Это свойство людей вообще .
Вообще я не танцую, но…
Погода тут вообще теплая.
(Ср.: «вообще всегда» — усиление);
Ты вообще что-нибудь знаешь?
— « в целом »; «в общем- то »:
Твоя работа в общем хороша;
Я об этом знаю лишь в общем .
Можно заменить союзом но :
Я пытался, однако не мог…
Сказуемое или = частице « это »:
Для меня это значит много.
Любить – значит терять (это).
несомненно, в самом деле, естественно, возможно, может быть.
Он сделал все наоборот !
Да, я действительно опоздал.
Я и в самом деле уйду!
Это вышло так естественно…
Их недовольство очевидно .
Вполне возможно наказание.
Этого не может быть !
Обособление вводных слов и словосочетаний
1. Вводные слова, словосочетания, как правило , выделяются запятыми . Между вводными словами запятая есть.
Значит , завтра встретимся.
Чего доброго, пожалуй , и жениться, представь себе .
2. Тире ставится при особом эмоциональном подчеркивании или вместо одной запятой при пропуске слова в вводном словосочетании.
Значит – не договорились…
С одной стороны , сделать это нужно, с другой – невозможно.
3. Не отделяются запятой вводные слова от предшествующего союза а (реже но ), если образуют с ним одно целое
(их нельзя переставить, опустить). Не относящиеся к вводным словам союзы а, но , а также все прочие союзы запятой от них отделяются.
Стоят морозы, а значит , долго не погуляешь.
Уйди! Но впрочем , останься.
Не он ушел, а, выходит , его «ушли».
Этот юноша неглуп и, похоже , честен.
4. Если вводные слова например, в частности, главным образом, возможно, допустим, по-видимому, видимо, очевидно, скажем и т.п. стоят в начале оборота (уточняющего, присоединительного, причастного, деепричастного), они обычно не отделяются от него запятой. Если они не стоят в начале оборота, то выделяются запятыми.
Книга понравилась многим, например мне .
Не люблю лета, в частности из-за мух .
Малыш, очевидно испуганный криком, прижался к матери.
Девочка, видимо потеряв из виду маму , заплакала.
Лето нравится многим, мне, например.
Малыш убежал, испуганный, очевидно, мной.
Девочка, что-то, видимо, потеряв, рылась в песке.
Внимание : не являются вводными словами и не выделяются запятыми частицы ведь, даже, именно, как раз, якобы, как бы, все-таки, все же, почти, примерно, приблизительно, просто, только, исключительно ;
ставшие частицами при глаголе: будто, как будто; частицы вот, едва ли, вряд ли (могут отделяться, если выражают подтверждение, сомнение);
Выделяется запятыми частица бывало .
Я ведь ничего не слышал.
Вы как раз пришли именно вовремя.
Это просто даже смешно, но я все-таки рад.
Якобы он только посмотрел.
Я как будто тебя видел…
Вот он едва ли придет.
( Вот , я же говорил! Вряд ли , он не сумеет.)
То есть он мне кузен.
Я, бывало, у него бывала.
Обособление вводных предложений
- Запятыми выделяются вводные предложения: — если они невелики по объему, по смыслу подобны вводным словам;
— если начинаются со слов как, если, сколько, насколько и т.п.
- Тире выделяются вводные предложения:
— указанные в п. 1, при авторском выделении, подчеркивании ;
— распространенные , по смыслу к вводным словам совсем не сводимые; — — вставные (не выражают отношения к сказанному, а содержат добавочные замечания).
- Скобками (более сильным выключающим знаком) могут выделяться предложения последних групп п. 2, в первую очередь вставные предложения.
4. При наличии одного вводного (вставного) предложения внутри другого «внешнее» выделяется скобками ,
«внутреннее» — с помощью тире .
Ты, я думаю , очень устал (= по моему).
Завтра, если мне сообщили верно , он сделает важное, как все думают , заявление.
Я чаю – испугался ты…
Завтра – если мне верно сообщили – он приедет.
Мой приход – это ясно было видно – их не обрадовал.
Как-то раз – а дело было поздно вечером – постучал кто-то в ее окно…
Мой приход (что меня не удивило) их не обрадовал.
Через год (время – лучший лекарь) все бы забылось.
Только под утро (петухи – я слышал это сквозь сон – уже подавали голос) она наконец вернулась .
Предварительный просмотр:
1 . Обращение выделяется запятыми (с зависимыми словами, если они есть).
Наташа , иди сюда!
Вперед тебе наука, мой друг .
- Чаще всего обращение – существительное в И.п.
Личное местоимение редко, но бывает обращением; чаще входит в его состав.
Обращения могут быть и иные слова, называющие того, к кому обращаются: прилагательное, причастие, числительное, существительное в косвенном падеже, наречие.
А ты, голубчик , куда?
Шевелись, ты , живее!
Пришли, лапочка вы моя !
Хорошая моя , куда ж ты?
Радуйся жизни, живущий!
Берегись, там , в лодке!
3. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак.
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
- Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть .
Отколе, умная , бредешь ты, голова ?
5. Частица о от обращения не отделяется, как и другие усилительные частицы ( отличать от междометий , которые относятся не к обращению, а ко всему предложению).
Перед частицей а между повторяющимися обращениями есть запятая, после нее нет.
О небо , над нами синей!
Эх ты , куда ж ты полез?
Эх, Ваня, и устал же я.
Мама, а мама , пойдем погуляем!
6. Между двумя обращениями, связанными соединительным союзом, запятой нет.
Здравствуй, солнце да утро веселое !
Предварительный просмотр:
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится при отсутствии глагола-связки между главными членами предложения, выраженными именительным падежом существительного или числительного (оборотом со словом в Им.п.), инфинитивом.
Тире при этом есть обязательно:
— перед словами это, вот, значит, это значит;
— после однородных подлежащих.
Главным членом предложения может быть название, устойчивое выражение .
Мой старший брат – хороший инженер.
Четырежды четыре – шестнадцать.
Площадь квартиры – сорок кв. метров .
Двадцать человек – это ваша квота.
Курить – здоровью вредить.
Наша задача – выиграть этот матч.
Не навредить – вот наша заповедь .
Построить дом – это непростое дело.
Любить стихи – значит учить их.
Токио, Лондон, Париж, Шанхай, Москва, Нью — Йорк – крупнейшие города мира.
«Что делать?» — роман Чернышевского.
«Голоден как волк» — фразеологизм.
Тире при таких подлежащих и сказуемых обычно не ставится:
1. В предложениях разговорного стиля: простых по структуре, с формальным словом в сказуемом («человек», «люди» и т.п.): важно не оно, а определение к нему.
2 . При обратном порядке слов.
3. Если перед сказуемым : — отрицание с частицей не ;
— сравнительный союз (в роли связки): как, словно, будто, точно, что, все равно что, вроде как и пр.;
— какой-либо иной союз;
— не согласованное с ним дополнение.
4. Если подлежащее — местоимение.
Моя сестра врач.
Распутин человек известный!
Мои земляки люди простые.
Петя паренек шустрый…
Хороший инженер мой старший брат , а платят ему мало.
Сердце не камень.
Ломать не строить.
Руки у тебя что шатуны.
Петр вроде как его советник.
Антон тоже член его команды.
Петя , право , малый неглупый.
Наше дело просто посмотреть.
Костя теперь студент.
Платон мне друг…
Он порча, он чума… (Кр.)
Тире в указанных выше случаях иногда может и ставится – для интонационного подчеркивания .
Бедность – не порок.
Руки у тебя – что грабли.
Я – человек не гордый. Это –ужасная глупость.
Предварительный просмотр:
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом.
Деепричастия, деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от их места в предложении.
При однородных деепричастиях, деепричастных оборотах запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения вообще.
Иногда союз (обычно а ) относится к деепричастию, деепричастному обороту и запятой от него не отделяется.
Деепричастия, деепричастные обороты:
б) с необособленным обстоятельством.
2. Теряющие значение добавочного действия и приобретающие значение признака действия (что сближает их с наречиями):
а) ставшие фразеологическими оборотами (засучив рукава, сломя голову, не смыкая глаз, раскрыв рот и т.п. – кроме фразеологических вводных словосочетаний, отделяемых запятой: иначе говоря, судя по всему и т.п.)
б) несущие основную смысловую нагрузку (без них сказуемое неполно выражает смысл: важно не что делается, а как) и стоящие обычно после сказуемого. «Наречность» таких деепричастий, со значением качества действия, очевидна в группе однородных членов – наречий и деепричастий.
3. Деепричастие, имеющее в качестве зависимого слова который в составе определительного придаточного предложения, от этого предложения запятой не отделяется.
Надо отличать от деепричастий образованных от них:
а) наречия: стоя, сидя, лежа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись… Одинаковые по виду деепричастия сохраняют значение добавочного действия – благодаря образованию деепричастного оборота, связанности с другими деепричастиями;
б ) предлоги : начиная с, исходя из; «деепричастную» часть их можно опустить.
Мальчик, испугавшись, вскрикнул.
Выйдя на мороз, он поежился.
Посмеиваясь и лихо подмигивая , Юра закрыл дверь.
Живу и радуясь, и горюя.
Он молчал , злясь, но труся.
На людях она крепилась , а войдя к себе, зарыдала.
Она презирала его и принимая его ухаживания.
Он стоял неподвижно и глядя куда-то вдаль.
Петя работал спустя рукава (очень плохо).
(Но: засучив рукава, он мыл руки в тазу).
Собственно говоря, где птички?
Он сидел сгорбившись, говорил не улыбаясь.
Она и ходит танцуя.
Он отвечал мне не смущаясь (д) и откровенно (н).
Ему хотелось сжечь эти письма, читая которые он невольно вспоминал свое невеселое прошлое.
Целый час он ехал стоя.
Я справлюсь с этим шутя ( = легко).
Стоя на вершине, он смотрел вниз.
Всю дорогу , шутя и болтая, он не закрывал рта.
Дождь льет начиная с утра (льет с утра).
Обособление обстоятельств, выраженных именем существительным с предлогом.
Всегда обособляются обстоятельства (уступки) с предлогами: несмотря на, невзирая на; часто – с предлогами
( предложными сочетаниями) вопреки (уступки ), благодаря, согласно, вследствие, ввиду, по причине, по случаю, в силу, за неимением (причины), ради, во избежание (цели), при условии, в случае, с согласия, при наличии, отсутствии (условия),
в соответствии с и некоторые другие.
Она пошла погулять , несмотря на мороз.
Вопреки прогнозу, пошел снег.
Благодаря принятым мерам, эксцессов удалось избежать.
Я , во избежание печальных последствий, лучше исчезну.
Мы , при наличии материалов, закончим все в срок.
Иногда обособляются обстоятельства с непроизводными предлогами (по, при, для, с, за, из-за…) или наречные.
Они имеют те же значения или образа действия.
Он , по трусости своей, удрал (причины).
Я , неожиданно для нее, ушел (= вопреки ожиданиям ее).
Иван , с помощью палки, отбил атаку пса (образа действия).
Чаще обособляются обстоятельства распространенные, стоящие до сказуемого; зависит обособление и от цели автора (хочет ли он что-либо выделить, подчеркнуть).
Он , за неимением времени, в кино не пошел.
Он не пошел в кино за неимением времени.
Обособление уточняющих обстоятельств
Обособляются уточняющие обстоятельства, стоящие после уточняемых. Обычно это обстоятельства времени или места (иногда образа действия).
За стеной , у соседа (места), допоздна , до самой ночи (времени), звучала музыка.
Говорили мирно , по-дружески.
Бывает авторское обособление обстоятельств, перед которыми нет уточняемых слов, но они ясно подразумеваются.
Видно, и Чичиковы , на несколько минут жизни, обращаются в поэтов (= ненадолго, на несколько минут).
Не путать с однородными членами предложения, которые запятыми разделяются , а не выделяются (т.е. не обособляются).
В лесу, на лугу цвели цветы (перечисление мест – однородные члены).
У села , на лугу, цвели цветы (уточнение места – обособляется).
Предварительный просмотр:
Обособляется любое приложение, относящееся к личному местоимению .
Обособляется приложение с зависимыми словами, группа приложений (2 и более), если стоит после определяемого слова.
Обособляется распространенное приложение, стоящее до определяемого слова – нарицательного существительного.
Обособляются приложения (одиночные и распространенные) со значением причины, уступки, стоящие до или после определяемого слова.
Обособляются приложения с союзом как, имеющее значение причинности ( отличать от как = «в качестве»).
Обособляются уточняющие, поясняющие одиночные приложения, стоящие после определяемого слова (особенно если при нем уже есть определение, зависимые слова; мысленно перед приложением, чаще именем собственным, вставляется «а именно»).
Не уточняющее приложение – не обособляется; нарицательное пишется через дефис.
Всегда обособляются уточняющие приложения, присоединяемые с помощью слов то есть, или (= т. е.), а именно, даже, например, как например, такие как, особенно, в частности, в том числе, главным образом и т.п.; указательных местоимений (этот); слов по имени, по прозванию и т. п.
Обособленное приложение может относиться к отсутствующему в данном предложении слову, которое подсказывается контекстом (часто дает эмоциональную оценку).
Мы , экономисты, народ увлекающийся…
Зашел сосед Иван, поклонник «Нежного мая» , но я его выгнал.
Поклонник «Трепетного мая», сосед зашел ко мне опять.
Инженер, Иванов прочитал чертеж шутя.
Иванов , инженер , все же не понял чертежа.
( Но: Инженер Иванов уехал.)
Иванову , как художнику, поручили оформить холл.
( Но: Иванова как художника я совсем не знаю).
Младшая сестра ее , Женя, молчала.
Встретил я там Иванова , инженера, и врача нашей школы , терапевта.
Сестра ее Женя молчала.
Он узнал Архипа-кузнеца.
Все дорожает белое золото , или хлопок, и черное , то есть нефть .
Многие успели , например Петя.
А некоторые , такие как Ян и Ваня, опоздали.
Пришел повар , этот жулик.
Мой пес , по кличке Сват, спит.
Промотал деньги , голубчик, а теперь хвост поджал.
И чего лается , старый черт!
Приложения могут обособляться не запятыми, а тире, скобками:
а) для усиления выразительности, при приложении распространенном, уже имеющем внутри знаки препинания или стоящем в конце предложения, при долгой паузе;
б) для подчеркивания поясняющего смысла приложения («а именно», «то есть»);
в) для различения приложений в том случае, когда их можно спутать с однороднымичленами.
Познакомился с соседом – пожилым, но еще крепким мужиком – и его женой.
Я не люблю это дерево – осину. Это дерево (старый дуб) видно издалека.
Пошли начальник партии, Иванов – его заместитель, Петров – геолог, радист.
Предварительный просмотр:
1. Обычно обособляются уточняющие дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду с, в отличии от и др. со значением исключения, добавления, замещения, различения.
2 . Обособление дополнений связано с их распространенностью, подчеркиванием их роли автором. Если вместо = за , обособления нет.
Уточняемые и уточняющие слова могут быть разными членами предложения.
Он не видел ничего, кроме ее смеющихся глаз .
Все, включая новичков , очень старались.
Иван, в отличии от Вани , человек солидный.
Ср.: Кроме зарплаты он получил премию.
Я работал вместо него.
Вместо бритых скул , была у него теперь бородка .
3 Уточняющие дополнения могут обособляться с помощью тире ( авторское – зачем-либо выделить).
Всех – за исключением виновных – строго наказали.
Источник
➤ Adblockdetector