Меню

Открытый урок солнце как звезда

Конспект НОД «Солнце — это большая звезда» с использованием ИКТ (подготовительная группа)

Наталья Сосновская
Конспект НОД «Солнце — это большая звезда» с использованием ИКТ (подготовительная группа)

Образовательная область: Познание (ФЦКМ)

Интеграция образовательных областей: Коммуникация

Цель: Сформировать представление о Солнце как о звезде.

Образовательные задачи:

1. Сформировать представление о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы.

2. Уточнить знания детей о небесных телах.

3. Сформировать представление детей о различиях между звездами и планетами.

4. Уточнить знания детей о Солнце, как об источнике тепла и света для всего живого на Земле.

Развивающие задачи:

1. Развивать логическое мышление

2. Развивать воображение детей.

3. Развивать внимание и память.

4. Развивать пространственные представления.

5. Уточнить знание детей о различиях между понятиями «круг» и «шар».

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любознательность.

2. Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки К. Чуковского «Краденое Солнце».

2. Рассматривание с детьми схемы Солнечной системы.

3. Формирование у детей умения разгадывать кроссворды.

Оборудование:

1. Конверт с «письмом» от Карлсона

2. Картинка с изображением Карлсона

3. Схема-подсказка («В космосе холодно и нет воздуха»)

4. Схема-подсказка («На чем за какое время можно добраться до Солнца»)

5. Изображение Солнца

6. Желтые мячики по количеству детей

7. Картинка («Звезда и планета»)

8. Схема Солнечной системы

9. Настольная лампа

10. Картинка с загорелым человеком

12. Простые карандаши

13. Поощрительные призы (например, медальки с каким-нибудь «космическим» изображением)

Вместо схем-подсказок можно использовать презентацию

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Давайте отгадаем, от кого это письмо и прочтем его.

Воспитатель читает детям загадку о Карлсоне:

Взяв для подкрепления

Отправляется в полёт

Из конверта вынимается «фото» Карлсона и демонстрируется детям.

Ребята, давайте прочитаем, что написал нам Карлсон.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель (читает письмо):

Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня очень хорошее настроение, и я решил написать вам письмо. А настроение у меня хорошее, потому что меня сегодня утром разбудило Солнышко, которое заглянуло ко мне в окно. Я так обрадовался Солнышку, что даже запел: «Солнце, Солнце, загляни в оконце». А потом я подумал: «Как бы было здорово полететь на Солнце!» Но на чем же я туда смогу полететь? А потом я вспомнил, что у меня есть замечательный моторчик на спине. Вот на нем я и полечу.

Ребята, скажите, сможет ли Карлсон совершить полет в Космос с помощью своего моторчика? Почему?

(В космосе очень холодно, там нет воздуха) – дети отвечают с опорой на схемы-подсказки.

А на чем можно лететь? В какой одежде? (На ракете, в скафандре).

Ребята, Карлсон пишет, что он успеет совершить путешествие на Солнце за один день.

Как вы думаете, ребята, сможет ли Карлсон так быстро слетать на Солнце?

Оказывается, ребята, Солнце так далеко от нас, что если бы мы вдруг смогли доехать до него на велосипеде, то нам потребовалось бы целых 3000 лет; если бы на машине — 1000 лет; на самолете мы летели бы до Солнца 20 лет (т. е. вы бы успели вырасти и стать взрослыми людьми за время полета); а на ракете — несколько месяцев.

Выставляется соответствующая схема.

Ребята, Карлсон пишет, что он собирается не только подлететь к Солнцу, но и погулять по нему.

Как вы думаете, он сможет это сделать? Почему?

Дети отвечают, что к Солнцу невозможно подлететь близко, так как оно очень горячее и, приблизившись к нему, можно сгореть.

Читайте также:  Ты зажигаешь солнца свет

Совершенно верно, ребята. Солнце такое раскаленное, что даже на расстоянии в несколько тысяч километров от него наш бедный Карлсон сгорит вместе со своей ракетой. Солнце очень горячее. Такое горячее, что с его поверхности даже извергаются языки пламени.

Выставляется изображение Солнца.

Ребята, Карлсон пишет, что он думает, будто Солнце имеет форму круга? Так ли это? (Ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПОДВИЖНАЯ ИГРА)

Дети становятся в круг. У каждого в руках желтые мячики. Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе имеющие форму шара. Услышав название шарообразного предмета, дети садятся на корточки и поднимают вверх руки с мячами.

Ребята, вы, конечно, помните, что в космосе есть много различных космических тел. Давайте их назовем: планеты, звезды, астероиды, метеориты, кометы.

А скажите, пожалуйста, Солнце, это планета или звезда? Почему?

Ребята, а вы знаете, чем звезда отличается от планеты? Давайте попробуем назвать эти различия.

(Выставляются картинка «Звезда и планета» и схема Солнечной системы)

Различия между звездами и планетами:

1. Звезды светятся, а планеты – нет. То есть, звезды излучают свет. На небосводе мы это видим как мерцание звезды. А планета свет не излучает, только отражает его. То есть, если на планету не будет попадать свет, мы ее увидеть не сможем.

2. Звезды «горячее» планет. То есть, звёзды всегда имеют большую температуру, чем планеты. На поверхности звёзд температура бывает от 2000 до 40000 градусов.

3. Звезда «тяжелее», чем планета. То есть, масса звезды намного больше, чем масса планеты.

4. Планеты движутся по своим орбитам вокруг звёзд. Точно так же, как наша Земля вокруг Солнца. А звёзды остаются неподвижными относительно планет.

5. У планет часто бывают спутники. А вот звёзды спутников никогда не имеют.

Итак, Солнце – это звезда. Оно излучает свет и тепло подобно электрической лампочке.

(Воспитатель включает электрическую лампу)

Солнце очень большое. По объему оно в миллион раз больше чем Земля. Ребята, а если Солнце такое большое, почему же оно нам кажется маленьким. (Потому что предметы вдали кажутся нам маленькими). Давайте подумаем. Когда мы видим самолет, летящий в небе, каким он нам кажется? Конечно, маленьким, потому, что он летит далеко от нас. А ведь на самом деле он очень большой. Так же и Солнце. Мы знаем, как далеко от нас оно находится. Это значит, что Солнце … просто огромное.

(Выставляется картинка с загорелыми детьми)

Ребята, скажите, почему у ребят на этой картинке кожа имеет темный оттенок? (Ответы детей). А почему дети загорелые? Как летом светит солнце? То есть, если Солнце успевает нас обжечь на таком большом расстоянии, то оно на самом деле очень горячее. Оказывается, на поверхности Солнца температура + 5500 С.

Ребята, давайте вспомним сказку К. Чуковского о том, как ужасный крокодил Солнце в небе проглотил? Что же случилось после этого? Что будет, если Солнце перестанет светить? Какие условия наступят на Земле? (Станет темно и холодно).

Что тогда произойдет со всеми живыми организмами?

Почему без Солнца жить нельзя?

Во-первых, Солнце дает нам свет. Без света растения на Земле не смогли бы выделять кислород в атмосферу. А без кислорода мы не смогли бы дышать! Кроме этого, при недостатке солнечного света человеку стало бы не хватать витамина D, который нужен для того, чтобы наши кости были крепкими. Без витамина D кости стали бы ломкими и хрупкими. Мы бы просто ломались на каждом шагу.

Во-вторых, Солнце дает нам тепло. Если бы Солнце вдруг перестало греть нашу планету, то Земля без тепла превратилась бы в огромный ледяной шар. Конечно же, все живое при такой низкой температуре исчезло бы с лица земли.

Читайте также:  Лучший безопасный крем от солнца

Итак, ребята, давайте вспомним:

Солнце – это планета или звезда?

Какую форму имеет Солнце?

Во сколько раз оно больше, чем планета Земля.

Почему Солнце светит? (Потому что Солнце – это звезда, а звезды излучают свет).

Планеты двигаются вокруг звезд или звёзды вокруг планет?

Молодцы! А сейчас мы с Вами разгадаем маленький кроссворд. Мы разделимся на команды. Посмотрим, кто быстрее справится с заданием.

(Разделить детей на группы по 3-4 человека в каждой)

(Раздать поощрительные призы всем детям)

Источник

Открытый урок по астрономии «Звезда по имени Солнце»

Разделы: Астрономия

Ключевые слова: Солнце , энергия Солнца , солнечная активность

Предмет: Астрономия.

Класс: 11.

Планируемые образовательные результаты

Объяснять физическую сущность источников энергии Солнца; описывать процессы термоядерных реакций; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; перечислять примеры проявления солнечной активности; описывать последствия влияния солнечной активности на Землю.

Познавательные:
Развивать умения работать с информацией, представленной в разной форме;
Регулятивные:
Определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.
Коммуникативные:
Развивать умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы.

Высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о Солнце; почувствовать в обсуждении полученные знания; проявлять заинтересованность в самостоятельном наблюдении за Солнцем.

ТСО (оборудование): компьютер, проектор, экран.

Средства ИКТ (ноутбуки на всех учащихся, ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет): музыка в формате МР3, видео «Солнце», ОК-22 Солнце

Источник

Конспект урока окружающего мира по теме: «Космос. Солнце — звезда»

Цели:

  • познакомить учащихся с основными характеристиками Вселенной;
  • ознакомить учащихся со звездным небом; с наукой “астрономией”;
  • расширять знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о полезных и вредных воздействиях солнечных лучей на человека.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2-й класс, издательство “Учебная литература” 2008;
  • атлас “Мы и окружающий мир”;
  • глобус;
  • рисунок-схема для проверочной работы;
  • обучающий фильм “Мир природы”;
  • компьютерная презентация “Звезда – Солнце”.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

II. Формирование новых знаний.

Отгадайте загадку: “Что весь свет согревает?” (Солнце)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о Солнце)

Тема нашего урока “Звезда – Солнце”.

Зачем изучают космос? (Чтобы узнать, сколько звезд на небе, что с ними происходит)

Что можно увидеть на небе? (Звезды, Солнце, Луну, планеты)

Какая наука изучает космос? (Астрономия)

Астрономия – первая и старейшая из всех наук. “Астрон” — в переводе с греческого “звезда”, “номос” — “закон”. Астрономия изучает строение и развитие космических тел во Вселенной. Подумай… Почему так трудно изучать Вселенную? (Вселенная очень большая, звезды нельзя сосчитать, их бесконечное количество)

Вселенная имеет свои особенности: бесконечность, постоянное движение всех тел.

Наше Солнце находится в Галактике Млечный Путь.

Какие планеты входят в Солнечную систему? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Что вы знаете о Солнце? (Большой огненный шар)

Откройте атласы. Рассмотрите и прочитайте сведения о Солнце. Что нового вы узнали? (Солнце – это желтая звезда, в 109 раз больше Земли, температура Солнца около +8000 ° С)

Каждый день мы наблюдаем движение Солнца по небосклону. Подумай… Солнце двигается вокруг Земли или Земля вращается вокруг Солнца. (Земля вращается вокруг Солнца)

Почему говорят “видимое движение Солнца”? (Мы видим, как Солнце двигается по небу. Земля очень большая, и мы не чувствуем, как она вращается)

Читайте также:  Тень от солнца опыт

Какие изменения происходят на Земле при вращении вокруг своей оси и вокруг Солнца? (При вращении вокруг своей оси на Земле сменяются день и ночь, при вращении вокруг Солнца происходят смена времен года)

Показ глобуса

Работа с глобусом. На глобусе обозначен флажком город Воскресенск.

За какое время Земля делает один оборот вокруг своей оси? (Земля делает оборот вокруг своей оси за одни сутки). За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца? (Земля делает оборот вокруг Солнца за один год)

Когда Солнце освещает одну сторону Земли, на этой стороне – день, а с другой стороны – в это время ночь.

Вставайте, если я буду называть космические тела.

Земля, Солнце, река, Луна, дерево, планета, дом, цветок, звезда, комета, кошка, ракета, галактика, самолет, Юпитер, луноход.

IV. Работа по теме.

В какое время суток солнечные лучи лучше нагревают Землю? (Днем)

В каком положении Солнце находится в это время (высоко или низко над горизонтом)? (Солнце днем высоко над горизонтом, а утром и вечером низко)

Сделайте вывод. (Чем выше Солнце над горизонтом, тем лучше оно нагревает Землю)

А как же зимой? Ведь Солнце тоже поднимается над горизонтом, но совсем не греет? (Зимой Солнце поднимается очень низко над горизонтом, поэтому не греет)

Летом Солнце выше поднимается над горизонтом, день длиннее, поэтому Земля лучше прогревается. Зимой наоборот, Солнце ниже над горизонтом, день короче, Земля меньше нагревается. Летом лучи Солнца падают на Землю прямо вертикально, а зимой – по касательной, это обуславливает нагрев земной поверхности.

Гиперссылка. Фильм “Смена времен года. Смена дня и ночи”. Кадр “Движение Солнца над горизонтом” № 3.

V. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.51. Рассмотрите рисунки. Можно ли по тени судить о времени суток? В какое время суток самая короткая тень? (Самая короткая тень – днем) А самая длинная? (Самая длинная тень может быть утром или вечером)

Наблюдая за Солнцем, человек стал делить сутки на четыре части. Какие? (День, ночь, утро, вечер). Человек заметил, что восход и закат Солнца происходит примерно в одной и той же точке. Позже, точка восхода получила название “восток”, а заката – “запад”. Посмотрите в окно. В какое время суток мы наблюдаем Солнце из окна нашего класса? (Утром). Значит, куда смотрят окна нашего класса? (На восток).

Наблюдения за Солнцем позволили человеку создать первый прибор – солнечные часы. Тень от стержня служит указателем времени.

Подумайте и скажите, какое значение имеет Солнце для нашей планеты?

Солнце – источник жизни на Земле.

Чем опасны солнечные лучи? (Нельзя долго загорать, может быть солнечный удар и ожоги. Солнце иногда служит причиной лесных пожаров. Нельзя смотреть на Солнце без защитных очков, можно получить ожог глаз)

VI. Закрепление пройденного.

Что такое Солнце? (Солнце – это звезда)

Для чего Солнце нужно человеку? (Солнце дает тепло и свет)

В какое время года Солнце поднимается выше: зимой или летом? (Летом)

В какое время суток тени длиннее: утром и вечером или днем? (Тени длиннее утром и вечером, а днем – самые короткие)

Где восходит Солнце? (На востоке) А заходит? (На западе)

Проверочная работа.

Нарисуйте на схеме положение Солнца в полдень:

1 ряд красным карандашом – зимой,

2 ряд оранжевым карандашом – осенью и весной,

3 ряд желтым карандашом – летом.

На схеме большого размера на доске обозначение магнитами.

Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике параграф о Солнце. Вспомнить названия всех планет.

Источник

Adblock
detector