Открытый урок в 1 классе «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на нём некогда скучать ни учителю, ни ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
«Почему Солнце светит днём,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»
Цель : формировать представления о звёздах, их формах и размерах
— дать детям представление о формах звёзд;
— обеспечить условия для формирования представлений о солнце – как источнике света;
— развивать интеллектуальные и практические умения детей;
-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;
— воспитывать у детей наблюдательность и развивать мышление;
— воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки
Ожидаемые результаты урока: обучающиеся должны усвоить, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.
— Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, развернёмся к нашим гостям: вашим родителям и учителям, улыбнёмся им. Тихо садитесь.
Нас сегодня ожидает удивительное путешествие. Куда? Об этом чуть позже. А вначале вы должны догадаться, о чём мы будем сегодня говорить. В этом нам поможет следующий сюжет. Смотрим на экран.
Что увидели? Есть предположения, о чём мы сегодня будем говорить? Смотрим дальше.
Что увидели? А теперь догадались?
Давайте проверим ваши предположения, прочитав тему сегодняшнего урока в учебнике. (У. с.32)
3 . Новый материал
Слайд 1 Итак, тема нашего урока: Почему Солнце светит днём, а (слайд 2 ) звёзды ночью.
Куда же мы должны отправиться, чтобы ответить на данный вопрос?
Конечно же, в космос. Готовы? Полетели ( слайд 3 ). Что же мы видим в космосе? ( слайд 4 ). А какой формы звёзды? (работа в группах – розданы карточки с формой круга, прямоугольника, звезды, треугольника; выберите нужную карточку и поднимите её.) Действительно, звёзды имеют форму круга, а точнее – шара. Звёзды – это пылающие шары. Приближаемся к солнцу ( слайд 5 ).
Слайд 6 А что такое солнце? (предположения детей)
Конечно, солнце это тоже звезда. А почему тогда мы солнце видим днём , а остальные звёзды ночью? (предположения детей)
Слайд 7 Посмотрите, как близко расположено солнце и как далеко остальные звёзды. Может, в этом всё и дело? Давайте проведём несложный эксперимент . Возьмите учебник и вытяните руки. Начинайте приближать учебник. Что видим? То же самое происходит и со звёздами. Чем предмет ближе, тем он и больше, чем дальше, тем меньше, даже если реальные размеры другие. А как размер влияет на то, что солнце мы видим днём, а звёзды ночью? Предполагаем.
Посмотрите вокруг. В нашем классе светло или темно? Можем сделать так, чтобы в классе было темнее? Закрываем шторы. Есть ли что-то в классе, что может сделать так, чтобы в классе стало снова светло? (фонарик, лампы). Давайте включим фонарик. Светлее? ( да, но не намного). Что нам напоминает свет фонарика? ( звёзды). Теперь включим лампы, а фонарик выключать не будем. Светлее стало? Что осветило помещение? Свет фонарика виден? ( нет ).
Какой вывод можем сделать? (Солнце создаёт день и мы не видим звёзды, а ночью, когда солнце не светит, мы звёзды видим).
Хорошо, мы ответили на вопрос, почему солнце светит днём, а звёзды ночью. А как происходит смена дня и ночи? Мы же с вами выяснили, что Солнце – звезда и она светит всегда, тогда день должен быть всегда?
Программа перволого поможет нам дать ответ, как день сменяет ночь и наоборот. Но вначале отдохнём.
Физ. Минутка ( слайды 8-17 )
Дети работают на компьютерах: создают тёмно-синий фон, на одну черепашку ставят солнце, на другую Землю. Земля вертится вокруг своей оси. Давайте это покажем. Программируем солнце на движение вокруг оси ( Земля 1, вертись 90, остановись 2.0, Земля 2 вертись 180, остановись 2.0, Земля 3 вертись 270, остановись 2.0, стрелочка – постоянно, готово ). Смотрим, что получилось. Всегда ли Солнце освещает всю поверхность Земли? (нет). Вывод – на той части Земли, которая освещается солнцем, день, а на другой – ночь . То есть, Солнце светит постоянно, но оно освещает только часть нашей планеты – на этой части ДЕНЬ, а на той части, которая отвернулась от солнышка, там НОЧЬ.
Летим дальше (слайд 18). Что видим? ( слайд 1 9 ). Правильно: мы видим Ковш – часть созвездия Большой медведицы. Звёзд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Смотрим в учебник. На рисунке представлены несколько звёзд. Опираясь на рисунок, скажите, чем отличаются звёзды? ( размером, цветом). Назовите звёзды. Какая самая большая? А маленькая? Оказывается, жёлтые звёзды – самые маленькие и Солнце в том числе, но из-за того, что это самая ближайшая звезда, она кажется такой огромной и затмевает другие звёзды. Чтобы наглядно представить, как звёзды отличаются друг от друга по размеру, выполним практическую работу. Работаем в группах. На каждую группу выделены 4 кусочка пластилина. Почему? Каждая группа должна слепить все 4 звезды. Подумайте, кто какую звезду будет лепить, сколько пластилина понадобится. Участник каждой группы должен знать название своей звезды.
Выходят дети, которые слепили Солнце. Покажите свою звезду. Садитесь. Кто слепил Регул? Садитесь. Сириус? Садитесь. Альдебаран? Все молодцы! С заданием вы справились.
Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Найдите его в учебнике. А теперь на звёздном небе ( слайд 20 ). Трудно?
Чтобы легче находить созвездия учёные придумали соединять звёзды или дорисовывать реальные образы воображаемыми линиями. Слайд 21 .
Опираясь на картинку в учебнике и на экране попробуйте создать созвездие льва в программе перволого. Создайте чёрное небо, в формах в самом низу найдите белый круг, по форме напоминающий звезду, и приступайте к работе. У всех получились замечательные созвездия.
Наше путешествие заканчивается. Что узнали?
Если останется время – работаем в тетради.
А у вас какое настроение? Урок понравился? Возвращаемся (слайд 22 ). Вы все молодцы, поднимаем правую руку вверх, опускаем на головку, похвалили себя. Урок окончен.
Источник
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: Почему и зачем?
Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Цель: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Проговаривать последовательность действий на уроке
Учить высказывать своё предложение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Отличать новое от уже известного с помощью учителя
Познакомить с целями и задачами раздела, формировать представления о звёздах, Солнце как ближайшей к Земле звезде, с созвездием Льва
Виды деятельности: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.
Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и солнца
Работать в паре, моделировать форму, цвет, сравнивать размеры некоторых звёзд( Альдебаран, Регуль, Солнце,Сириус), проводить взаимопроверку
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Материально техническое обеспечение: Учебник Окружающий мир.2ч.а.А. Плешаков -М.: Просвещение,2015.-95с.Рабочая тетрадь, картинки, пластилин
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Ни минуты не теряйте!
II. Актуализация знаний.
-Виды транспорта бывают разные
— Когда изобрели велосипед? ( более 200 лет назад)
-Как устроен велосипед?
-Какие правила безопасности надо соблюдать при езде на велосипеде?
— Что категорически запрещается делать при езде на велосипеде?
Обобщение: Первые велосипеды появились больше 200 лет назад. Они были деревянными и без педалей. Позже появились велосипеды с резиновыми шинами, педалями и цепью. Детям до 14 лет запрещено кататься на велосипеде по улицам и дорогам. Можно ездить в парке, во дворе на стадионе в зоне отдыха
III.Самоопределение к деятельности
— Мы закончили изучать раздел (Где и когда?) и приступаем к разделу (Почему и зачем?)
-Давайте познакомимся чему мы будем учиться изучая этот раздел
-Чтение вопросов стр 31
-Муравьишка приготовил для вас новые вопросы
-На доске вывешены 2 картины( солнце и звезды)
-Что изображено на первой картине (солнце)
— Что изображено на второй картине ( звёзды)
-Предположите о чём пойдёт речь на уроке
— Тема нашего урока( Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Узнаем, что такое Солнце. Что такое созвездие. Научимся изготавливать модели звёзд.
IV. Физминутка (музыкальная)
V. Работа по теме урока.
Всем оно нам нравиться,
Без него мы плачемся
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое
И жаркое – прежаркое Солнце)
Лишь солнце погасло
Как по небу кто –то
Что было блестящим
И ярким оно. ( звёзды)
-Как эти понятия могут быть связаны между собой?
-Что такое солнце?
-Солнце- это ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт нам день. Когда солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда солнце заходит, начинается. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звёзды. В старину люди думали, что звёзды- это блестящие фонарики, подвешанные к хрустальному своду неба. Но это не так.
-Солнце это день, звёзды есть и днём но их не видно.
-Кто знает, что такое звезда?
-На самом деле звёзды- огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца
— А почему же они тогда нам кажутся маленькими?( они расположены далеко от земли)
1.Работа с учебником
-Рассмотрите рисунок с32
— Что можно рассказать о звёздах?
-Чем они отличаются? ( размером, цветом)
— Какая звезда самая большая? ( Альдебаран)
-какая звезда самая маленькая? ( солнце)
2.Практическая работа в парах.
-Изготовление звёзд из пластилина
IV. Продолжение работы по теме урока
-Что такое солнце? (ближайшая к Земле звезда)
-Что создаёт нам солнце? ( день)
-Почему днём не видны другие звёзды? (солнце ближе к земле, оно освещает землю, а блеск других звёзд незаметен)
— Кто изучает звёзды? ( астрономы)
— С помощью чего астроном изучает звёзды? ( телескопа)
-Звёзд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звёзд.
— Во что как вы думаете? ( в созвездия)
-Созвездиям и самым ярким звёздам дали имена
-Какие вы знаете созвездия?
-Как называется это созвездие? ( льва)
-Почему? ( потому что напоминает льва)
-Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. Это созвездие состоит из 70 звёзд. Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит царь
-Из чего состоят созвездия? ( из звёзд)
— Что такое звезда? (огромные пылающие шары)
2.Работа в тетради
-Как вы думаете какая из этих звёзд- солнце?
— Какое у вас сейчас настроение?
— От чего оно зависит?
-Вспомните, как выглядит созвездие льва
-Задумайтесь, что будет, если погаснет Солнце?
— При раскопках в Египте археологи обнаружили стену храма, на которой было выбито изображение Солнца с лучами в виде человеческих рук, протянутые к людям. Рисунку этому 3 тыс. лет. Древний художник был мудрым человеком. Солнце даёт нам пищу в виде растений и животных. Каждый ломоть хлеба, кусок мяса, сахара или масла, каждая тарелка супа или ложка каши несут в себе в раскрытом виде солнечные лучи. Солнце помогает выращивать хлеб, овощи, ягоды, травы и животных, накапливает нектар в цветах, даёт нам шоколад, перец, масло. Когда мы греемся на солнышке, нас согревает его тепло, но и когда мы греемся у костра, батареи, печки- нас тоже согревают солнечные лучи « спрятанные» в дровах, угле, газе. Если погаснет Солнце- на Земле исчезнет жизнь.
VII.Подведение итогов. Рефлексия
— Что нового узнали на уроке? Чему научились?
-Что такое солнце?
-Получились у вас модели звёзд?
-Кто сможет ответить на вопрос урока
— Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
-Оцените свои достижения на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок.
В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. .
Презентация представляет собой пошаговое сопровождение урока «Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?».
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н.
Предоставлен конспект урока .
Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте.
Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?» 1 класс (конспект + презентация).
Источник