Тест с ответами: М.Пришвин “Кладовая солнца”
I вариант.
1. Каков жанр данного произведения:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка;
г) сказка-быль.+
2. На сколько по возрасту Настя старше своего брата Митраши?
а) на 2 года +
б) на 3 года
в) на 5 лет
г) на 7 лет
3. Почему Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев?
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.
4. Почему Настя не вспомнила о брате?
а) она была за него спокойна;
б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;+
в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё;
г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас
5. Какую ягоду хотят найти Настя и Митраша?
а) брусника
б) голубика
в) клюква +
г) черника
6. Кто старик Антипыч по профессии?
а) столяром
б) лесником +
в) летчиком
г) сапером
7. От чьего лица ведется повествование в произведении?
а) Насти;
б)Митраши;
в) геологов; +
г) жителей деревни.
8. Что умеет делать юный Митраша?
а) Он делает деревянную посуду +
б) Он шьет сапоги
в) Он плетет веники
г) Он чинит часы
9. Для чего писатель включил историю ели и сосны в своё повествование?
а) чтобы рассказать о несчастной жизни деревьев;
б) чтобы предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;+
в) чтобы объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
г) чтобы сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.
10. Как учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».
11. Кого в лесу убивает Митраша?
а) кабана
б) медведя
в) шакала
г) волка +
12. Когда происходит действие произведения?
а) до Великой Отечественной войны;
б) во время Великой Отечественной войны; +
в) сразу после войны;
г) в 50-е годы.
13. Кому Настя отдает всю свою ягоду, которую они собрали в походе?
а) соседям по селу
б) больным детям из Ленинграда +
в) начальнику колхоза
г) местному доктору
14. Кого из крупных животных видит Настя в лесу?
а) медведь
б) лось +
в) конь
г) зубр
15. Как называют в лесу отменно-приятное место?
а) полянка,
б) палестинка, +
в) кудринка,
г) грибница
16. Какое полное имя у собаки Травки?
а) Златотравка
б) Милотравка
в) Затравка +
г) Краснотравка
17. С кем рассказчик сравнивает Настю?
а)с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в)с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;
18. Что Митраша берет с собой в поход по совету отца?
а) карту местности
б) рацию
в) свисток
г) компас +
19. Кто спас Митрашу из болота?
а) Антипыч
б) Настя
в) собака Травка +
г) дровосеки
20. Из-за чего поссорились дети в лесу ?
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; +
б) Митраша не хотел брать с собой еду;
в) Митраша не хотел нести корзину;
г) Настя не разрешала брату стрелять из ружья
II вариант.
1. Как хотел идти Митраша?
а) по карте,
б) прямиком на Север по компасу, +
в) широкой проторенной дорогой,
г) лишь бы не с Настей
2. Что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+
3. Правда Антипыча заключалась в вековечной суровой борьбы людей:
а) за выживание,
б) за здоровье,
в) за любовь, +
г) за полезные ископаемые.
4. Какое из данных значений подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»:
а) болото с залежами горючего торфа,
б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,
в) деревья, травы, цветы, животные;
г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.+
5. Какова тема «Кладовой солнца»?
а) трудности военного времени;
б) природа выше человека и человеческих страстей;
в) главное в жизни – взаимоотношения между людьми;
г) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.+
6. Кто является повествователем в произведении?
а) Митраши
б) Насти
в) геологи, разведывающие богатства болота+
г) жителей села
7. Вспомните, почему Травка не выносила плач, сплетенных навеки деревьев:
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.
8. Кого описывают в данном отрывке: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
а) Митраша
б) Настя+
в) мать Митраши и Насти
г) соседка-подружка
9. Отметьте, что умеет Митраша в свои 10 лет:
а) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду+
б) печное дело: умел класть кирпичные печи
в) гончарство: мастерил глиняные горшки
г) сапожное дело: умел чинить обувь
10. Вспомните, кто является самым надежным помощником в лесу, по словам отца Митраши и Насти?
а) верный друг;
б) ружьё;
в) пёс;
г) компас.+
11. Как называется отменно-приятное место в лесу?
а) полянка,
б) палестинка,+
в) кудринка,
г) грибница
12. Определите, с кем сравнивает рассказчик Настю?
а) с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в) с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;
13. Выберите, кто спас Митраше жизнь?
а) Настя
б) собака Травка+
в) односельчане
г) ему самому удалось спастись
14. Вспомните, что, по словам рассказчиков, было самым важным в отношениях Митраши и Насти?
а) прекрасное равенство+
б) главенство Насти
в) главенство Митраши
г) равнодушие друг к другу
15. Определите, как учителя называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».
16. Вспомните, что не нравится автору в Насте?
а) страх, который она испытала, увидев лося
б) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
в) равнодушие к судьбе брата
г) жадность, из-за которой она забыла о своем брате+
17. Определите, в каком из предложений использовано олицетворение?
а) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
б) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
в) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.+
г) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.
18. Вспомните, что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+
19. Выберите, какова правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
а) в вековечной суровой борьбе людей за любовь+
б) в постоянном превосходстве людей над природой
в) в милосердном отношении людей к природе
г) в непрестанной связи человека и природы
20. Где точнее всего описывается смысл данного произведения?
а) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
б) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
в) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
г) «Кладовая солнца» – это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.+
Источник
Контрольный тест по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца» , 6 класс
тест по литературе (6 класс) на тему
Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей: первый уровень вопросов (А) – наиболее простой; второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа; наиболее сложным является третий уровень (С). К тесту прилагается инструкция по выполению, комментарий для учителя по выполнению заданий и их оценке, ключи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_test_po_literature.docx | 66.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по литературе.
М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)
Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»
При выполнении заданий (А1-А17) выберите номер, который соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».
А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?
1) на Смоленщине
3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского
А3. От чьего лица ведётся повествование?
2) разведчиков болотных богатств
А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?
А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:
2) Золотая Курочка
3) Золотая веснушка
А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?
1) делать деревянную посуду
2) ремонтировать инструменты
3) делать глиняную посуду
А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?
4) сапоги- скороходы
А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?
А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?
1) рябины и дуба
2) березы и осины
А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч ?
1) Пуганая ворона куста боится.
2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3) Волков бояться, так и в лес не ходить.
4) Не знавши броду, не лезьте в воду.
А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:
А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?
А13. Кто спас Митрашу?
1) собака Травка
3) ему самому удалось спастись
А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:
1) за охрану природы
4) за справедливость.
А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?
1) отдала больным детям из Ленинграда
2) угостила односельчан
3) накормила Митрашу
А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?
1) взаимоотношения между детьми
2) трудности военного времени
3) природа и ее богатства
4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе
А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?
2) «Природа и человек»
3) «Друг человека»
4) «Интересная история»
Ответом к заданиям этой части (В1-В2) является слово или слова.
В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?
Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»
В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.
С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»
Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке
Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой . Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)
Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.
За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2 — от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.
80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»
Источник
Урок литературы в 6 классе по теме: «»Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»»
Разделы: Литература
Цели:
- на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
- анализировать поступки детей, их поведение в природе;
- повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
- развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.
Тип урока: закрепление материала.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
- С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).
- Найдите в тексте портрет Насти.
- Прочитайте портрет Митраши.
- Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему).
- Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).
- Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
— Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
— Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
— Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
— Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
— И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
— Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
— Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
— Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
— Почему Митраша становится пленником болота?
— Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
— Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
— Как понимаете эти слова?
— Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
— Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»
— Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.
— Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
— Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин.
— Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
— Что же Насте представилось?
…будто это она там, на пне…
— Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду).
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу — быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.
— Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).
— Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).
— Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
— Чему удивились все?
— Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).
— Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
IV. Вывод.
— Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».
Источник