Освоение космоса союз аполлон
17 июля 1975 года произошло знаменательное событие — «рукопожатие в космосе» — совместный экспериментальный пилотируемый полёт советского «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Именно в этот день произошла памятная стыковка двух кораблей.
Исторический запуск кораблей «Союз-19» и «Аполлон» состоялся 15 июля 1975 года. В экипаж «Союза-19» входили Алексей ЛЕОНОВ и Валерий КУБАСОВ, на «Аполлоне» летели Томас СТАФФОРД, Вэнс БРАНД и Дональд СЛЕЙТОН. 17 июля корабли успешно состыковались, космонавты приветствовали друг друга на двух языках, а ЛЕОНОВ со СТАФФОРДОМ пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке — знаменитое «рукопожатие в космосе». Космонавты побывали в обоих кораблях, обменялись флагами и сувенирами, проводили научные эксперименты, а позже побеседовали напрямую с президентом США Джеральдом ФОРДОМ.
«Рукопожатие в космосе» стал первым серьезным проектом международного сотрудничества, которое нашло свое отражение не только в отношениях между людьми — космонавтами и астронавтами, но и в технологических процедурах двух стран. Для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона» были образованы рабочие группы. 26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.
Реализация стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем КОСЫГИНЫМ и президентом США Ричардом НИКСОНОМ «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй №3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.
Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз» и «Аполлон». В то время как корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того, что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжен участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75.
Оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в США стыковочный узел, совместимый с АПАС-75. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.
При совместном полёте «Союза-19» и «Аполлона» были проведены несколько научных и технических экспериментов:
- Искусственное солнечное затмение — изучение с «Союза» солнечной короны при затмении Солнца «Аполлоном»;
- Ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
- Зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;
- Микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;
- Универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах.
- Этот совместный полет стал последним и для программы «Аполлон» — американцы начали готовиться к запуску шаттлов, а в космическом сотрудничестве СССР и США наступила пауза, которая в итоге продлилась 20 лет.
Источник
Освоение космоса союз аполлон
«Союз-Аполлон»: 45 лет встрече над Эльбой
15 июля 1975 года с разницей в несколько часов в небо взмыли пилотируемые космические корабли — советский «Союз-19» и американский «Аполлон» — чтобы провести эксперимент по стыковке и созданию первого в истории единого международного орбитального комплекса.
Спустя двое суток советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов встретились в стыковочном модуле с американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. Стыковка состоялась, когда корабли пролетали над Москвой, а рукопожатие космонавтов произошло над Эльбой, что было очень символично в год 30-летия Великой Победы.
Сегодня Госкорпорация «Роскосмос» представляет комплект документальных свидетельств о подготовке и осуществлении исторического проекта, получившего название «Экспериментальный полет «Аполлон»-«Союз» (ЭПАС).
Впервые идею международного сотрудничества в космосе высказал основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский в научно-фантастической повести «Вне Земли», опубликованной в 1920 году.
После окончания Второй мировой, когда мир погрузился в пучину Холодной войны, о международном сотрудничестве в космосе, казалось бы, можно забыть. Однако первый Главный конструктор советской ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв в своей статье, опубликованной 10 ноября 1960 года в газете «Правда», писал: «Нет сомнения в том, что не за горами и то время, когда могучие космические корабли весом во много десятков тонн, оснащенные всевозможной научной аппаратурой, с многочисленным экипажем, покинут Землю и, подобно древним аргонавтам, отправятся в далекий путь… Можно надеяться, что в этом благородном, исполинском деле будет все более расширяться международное сотрудничество ученых, проникнутых желанием трудиться на благо всего человечества, во имя мира и прогресса».
Понимание общих задач и необходимости взаимодействия при исследовании космического пространства заставило ученых СССР и США преодолеть страхи «холодной войны» даже в период нагнетания Карибского кризиса. Первое соглашение о сотрудничестве в области мирного изучения космоса Академия Наук (АН) СССР и Национальное управление США по аэронавтике и космосу (NASA) подписали 8 июня 1962 г. Но реальное развитие эти намерения получили только в 70-х годах. 21 января 1971 г. президент АН СССР академик Мстислав Всеволодович Келдыш и исполняющий обязанности администратора NASA доктор Джордж Майкл Лоу поставили свои подписи под документом о совместной деятельности в области космической физики, космической метеорологии, изучения природной среды, космической биологии и медицины. К тому же времени относятся и первые консультации о проведении эксперимента по стыковке на орбите советского и американского пилотируемых космических кораблей.
Основанием для начала работ по программе совместного полета стало «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», подписанное 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном. Оно полностью отвечало духу разрядки, опередив на два дня подписание другого исторического документа — Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).
За три неполных года советская промышленность создала, испытала и опробовала на орбите специальную модификацию «Союза» с андрогинно-периферийным агрегатом стыковки, совместимым с аналогичным устройством, установленным на американском «Аполлоне». Для запуска модифицированного корабля была разработана новая унифицированная ракета 11А511У (позже называлась «Союз-У»), отличающаяся от ранее применявшегося носителя 11А511 («Союз») улучшенными энергетическими характеристиками двигателей первой и второй ступени. В Подлипках (ныне — город Королёв) был развернут Центр управления полетом (ЦУП), способный работать в сложной цепочке организации ЭПАС и принимать делегации зарубежных специалистов и представителей прессы. Именно благодаря этим работам эксперимент ЭПАС завершился полным успехом.
Став вехой на пути разрядки международной напряженности, стыковка «Союза» и «Аполлона» сообщила мощный импульс развитию международного сотрудничества в исследованиях и освоении космоса. Этот проект можно считать точкой отсчета не только для проекта Международной космической станции, но и для будущих дальних космических экспедиций, которые мыслимы только в контексте активного международного сотрудничества, суммирующего в общих интересах ресурсы, интеллект и дерзновенную решимость первооткрывателей.
по программе совместного экспериментального пилотируемого полёта космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон»
из фонда № 001 (Министерство общего машиностроения СССР) отраслевого архива Ракетно-космической промышленности, Архива АО ЦНИИмаш, ФКУ Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД), МИД России
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №350
Приказ предписывает Генеральному конструктору Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ) В.Н. Челомею, главному конструктору Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) В.П. Мишину и главному конструктору Научно-исследовательского института точных приборов (НИИТП) А.С. Мнацаканяну «в двухнедельный срок рассмотреть и решить вопрос об унификации систем поиска, сближения и стыковки космических кораблей типа 7К комплекса «Союз» и орбитальной пилотируемой станции «Алмаз»». Это был первый шаг к созданию единой системы поиска и стыковки.
Итоговый документ встречи представителей АН СССР и NASA по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США
Из соображений режима секретности, установленного в то время для Министерства общего машиностроения СССР, с советской стороны переговоры по проекту ЭПАС проводились под эгидой Академии Наук. Документ представляет итоги встречи представителей АН СССР и NASA по вопросу создания совместных средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США. Участники встречи, состоявшейся с 4 по 6 апреля 1972 г. в Москве, согласились, что «в качестве предварительного условия для возможного одобрения Правительствами обеих стран такого экспериментального полета необходимо общее понимание основных принципов его организации, проектирования, планирования и осуществления».
Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях
Документ, подписанный председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным и Президентом США Р. Никсоном, фиксирует договоренность о создании «совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов». Соглашением устанавливается срок экспериментального полета — 1975 год.
Коммюнике по результатам встречи специалистов NASA и АН СССР
Документ, подписанный председателем Совета «Интеркосмос» при АН СССР академиком Б.Н.Петровым и директором Центра пилотируемых полетов NASA К.К.Крафтом. Представители АН СССР и NASA обсудили и согласовали материалы для создания совместимых средств сближения и стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон. Подчеркивается, что «разработка… имеет гуманные цели повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечение возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов».
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №259
Приказ содержит полный список советских организаций, работающих по проекту, и определяет «ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, теперь ПАО РКК «Энергия» им.С.П. Королева) … головной организацией по комплексу «Союз-М» в целом и проведению первого экспериментального совместного полета советского космического корабля «Союз-М» и американского корабля типа «Аполлон»». В документе также указано «считать эти работы первоочередными» и устанавливается личная ответственность руководителей за выполнение работ. Экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС) в этот период становится основным проектом космической отрасли, на время отодвинув в сторону работы по орбитальным станциям «Салют».
Протокол №10 совещания у Министра общего машиностроения СССР тов.Афанасьева С.А.
Документ устанавливает график проведения работ по программе «Союз-Аполлон», в том числе по подготовке штатных кораблей, а также «плана переоборудования технических и стартовых позиций [космодрома Байконур]… под ракету 11А511У». После окончания проекта ЭПАС этот носитель на долгое время займет основное место в отечественной пилотируемой космической программе.
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №394
Приказ предписывает тщательное соблюдение режима сохранности государственной тайны при создании и работе Центра управления совместным полетом (ЦУП) космических кораблей «Союз-М» и «Аполлон» на базе Координационно-вычислительного центра Центрального научно-исследовательского института машиностроения (КВЦ ЦНИИМаш), который в 1973 г. решением руководства страны был рассекречен и получил международную аккредитацию как советский ЦУП. Этим же Приказом определялся «ограниченный круг [советских] специалистов, которые в будущем будут принимать непосредственное участие вместе с американцами в проведении эксперимента…» .
Письмо директора ЦНИИМаш Мозжорина Ю.А. в Научно-технический совет Министерства общего машиностроения (НТС МОМ) с Заключением на эскизный проект ракетно-космического комплекса «Союз-М» (дело №3844 л. 106а-115)
Письмо директора ЦНИИМаш Ю.А. Мозжорина с заключением экспертной комиссии на эскизный проект ракетно-космического комплекса «Союз-М», разработанный головным предприятием и Куйбышевским филиалом ЦКБЭМ и смежными организациями. В документе подтверждается «возможность доработки… 7К-Т [транспортный корабль для доставки экипажей на борт орбитальных станций типа «Салют»] для проведения совместного советско-американского эксперимента по стыковке в орбитальном полете кораблей «Союз-М» и «Аполлон»».
Итоговый документ встречи специалистов АН СССР и NASA по совместимым средствам сближения и стыковки пилотируемых кораблей и станций
Документ, подписанный 30 марта 1973 г. техническими директорами проекта ЭПАС К.Д.Бушуевым и Г.С.Ланни, а также руководителями подготовки космонавтов и астронавтов генералами В.А.Шаталовым и Т.П.Стаффордом по итогам встречи рабочих групп в Хьюстоне 15-30 марта 1973 г. для обсуждения конкретных технических деталей проекта и подписания согласованных документов.
Протокол совещания у заместителя министра общего машиностроения Г.А. Тюлина
На совещании рассматривался вопрос «О ходе работ по изготовлению и поставке аппаратуры дальней радиосвязи (ДРС) и радиотелеметрической аппаратуры (РТА) для кораблей «Союз-М». Руководство отрасли не устроили предполагаемые темпы поставок, и Г.А. Тюлин обязал руководство предприятий разработать мероприятия, «направленные на безусловное выполнение сроков поставки… в соответствии с приказом №12 от 12 января 1973 г.» и «О результатах рассмотрения необходимых мероприятий по вхождению в установленный график… повторно доложить 8 июня с.г.» Т.е. на решение проблемы с задержкой поставки необходимого оборудования давался всего один день!
План заседания Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР (НТС МОМ)
На заседании рассматривался эскизный проект комплекса «Союз-М» (по кораблю 7К-ТМ, по носителю 11А511У, по Центру управления полетами, по Наземному командно-измерительному комплексу (НКИК) и связи). Документ, составленный на стандартном типографском бланке, сопровожден припиской: «Заседание проведено 22.VI.73 под председательством т. Тюлина Г.А. Присутствовали членов НТС — 15 ч., приглашенных — 34 ч., всего 49 ч. ».
Протокол Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР (НТС МОМ) по рассмотрению эскизного проекта на ракетно-космический комплекс «Союз-М» (дело № 3844 л.130-140)
На заседании НТС МОМ с докладами выступили К.Д. Бушуев (от ЦКБЭМ, по проекту корабля 7К-ТМ), А.М. Солдатенков (от Куйбышевского филиала ЦКБЭМ, по проекту ракеты-носителя 11А511У), А.В. Милицин (от ЦНИИМаш об основных принципах построения Центра управления полетом). После основных докладов приводятся детали обсуждения и выступления членов экспертной комиссии. Заключение экспертной комиссии представил заместитель председателя комиссии С.Д. Гришин.
Проект Решения №7 Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР (НТС МОМ) (дело № 3844 л.120-129)
Документ, составленный по результатам работы НТС МОМ от 22 июня 1973 г. отмечает, что «Эскизный проект комплекса «Союз-М» разработан ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, теперь ПАО РКК «Энергия» им.С.П. Королева) во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 31 марта 1972 г. №655-рс и приказа Министерства общего машиностроения от 14 апреля 1972 г. №104. Космический корабль «Союз-М» является модификацией корабля «Союз» и предназначен для проведения совместного советско-американского эксперимента по осуществлению стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон» с переходом космонавтов из одного корабля в другой».
Решение №7 Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР НТС МОМ (дело № 3844 л. 166-174)
В документ, подписанный заместителем Министра общего машиностроения, заместителем председателя НТС Г.А. Тюлиным, вошли дополнительные пункты «Проекта решения НТС МОМ». В частности, отмечена необходимость «предусмотреть необходимые мероприятия по обеспечению требуемой надежности корабля, доработать и согласовать… единый план наземной и летной отработки ракетно-космического комплекса «Союз-М», дополнив его программами испытаний, содержащими сведения, необходимые для оценки полноты и достаточности отработки комплекса «Союз-М» и уровня его надежности».
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №206
Приказ о назначении руководителем автономного полета корабля «Союз-М» и совместного полета кораблей «Союз»-«Аполлон» заместителя начальника комплекса ЦКБЭМ т. Елисеева Алексея Станиславовича.
Из шести кораблей 7К-ТМ, изготовленных для эксперимента ЭПАС, два совершили автономный полет в беспилотном варианте («Космос-638» и «Космос-672»), один – в пилотируемом варианте («Союз — 16» с экипажем в составе А.В Филипченко и Н.Н. Рукавишникова) и один участвовал в пилотируемом совместном полете («Союз-19» с экипажем в составе А.А. Леонова и В.Н. Кубасова).
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №244
Приказ о назначении главным конструктором по проекту «Союз-М» — «Аполлон» директора проектов при проведении советско-американских работ по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки космических пилотируемых кораблей и станций, заместителя главного конструктора ЦКБЭМ т. Бушуева Константина Давыдовича.
Из Протокола № 25 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ) (п. IV)
В Протоколе, подписанном заместителем Министра общего машиностроения СССР Г.А. Тюлиным, рассматриваются вопросы создания корабля «Союз-М» для программы «Союз» — «Аполлон». Отмечаются «отставания по отдельным видам работ от установленных сроков». Среди прочего, товарищам Мозжорину, Милицину (ЦНИИМаш), Мишину, Бушуеву, Елисееву (ЦКБЭМ), Гусеву и Рязанскому (НИИП) предписывается «принять в сентябре с.г. необходимые совместные решения об очередности ввода технических средств и разработки документации для обеспечения готовности Центра управления [полетом] ЦНИИМаш к работе с пилотируемыми кораблями «Союз»».
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №292
Приказом назначается комиссия из представителей АН СССР, предприятий, институтов и организаций отрасли для подготовки доклада руководителя экспериментального полета «Союз» — «Аполлон» А.С. Елисеева о технических возможностях подмосковного Центра управления полетами, созданного на базе КВЦ ЦНИИМаш. Доклад планируется представить в ходе визита в Москву делегации американских специалистов под руководством заместителя директора NASA Джорджа Лоу.
Протокол совещания у заместителя Министра общего машиностроения М.А. Брежнева
Первым пунктом документа отмечается, что «ЦНИИМаш (т.Мозжорин), ЦКБЭМ (т.Мишин), НИИ Приборостроения (т.Гусев) совершенно неудовлетворительно выполняют работы, предусмотренные приказом Министерства от 5 июля 1973 г. №207…» Указанные товарищи обязаны принять «действенные меры к исключению создавшегося положения» и в «недельный срок согласовать и утвердить схему организации и мероприятия по обеспечению связи между центром управления полетом (ЦНИИМаш) и командно-измерительным комплексом».
Из Протокола совещания у Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева (п. II)
В документе отмечается, «что подготовка технической и стартовой позиции, а также всего полигона к проведению работ по программе «Союз» — «Аполлон» проводится совершенно неудовлетворительно». «Поручить т.Тюлину проверить состояние работ с вызовом исполнителей и взять их под постоянный контроль с целью принятия своевременных и оперативных мер». Также дается поручение «пересмотреть график пусков космических объектов с площадки 1 [Гагаринский старт] с целью их уплотнения, имея в виду ускорение начала работ по переоборудованию старта». Впечатляет строгая резолюция: «Контроль за выполнением настоящего протокола возложить на Контрольно-инспекторский отдел…».
Протокол №6 заседания Межведомственной оперативной группы при Министерстве общего машиностроения под председательством замминистра Г.А. Тюлина.
Среди рассмотренных вопросов – сообщение К.Д. Бушуева об очередной встрече рабочих групп советских и американских специалистов, в ходе которой обсуждались «баллистическая схема полета, совместная работа центров управления, операции по переходу экипажей из корабля в корабль, вопросы жизнеобеспечения, а также согласовывался перечень научных экспериментов, которые будут проводиться во время совместного полёта».
Выдержки из Протокола № 33 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ) (п. III)
Многие пункты документа вновь посвящены критике работ при подготовке к совместному полету по программе «Союз» — «Аполлон». Министр общего машиностроения С.А. Афанасьев четко контролирует график работ, направляя усилия на преодоление технических и организационных трудностей. Интересный момент: среди рассмотренных вопросов – предписание представителям руководства КБЭМ и Главного управления проектирования и капитального строительства (ГУПиКС) «в двухмесячный срок подготовить проект постановления Совета Министров СССР с необходимым технико-экономическим обоснованием по благоустройству и дальнейшему развитию г. Калининграда Московской области» (ныне г. Королев).
Приказ Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева №371
В документе рассматривается ход работ по проекту «Союз» — «Аполлон», в т.ч. подробно анализируется готовность отдельных агрегатов и систем кораблей «Союз-М», ракеты-носителя 11А511У, технической и стартовой позиции космодрома, центра управления полетом, и дается распоряжение всем руководителям головных организаций, занятых в проекте, «обратить внимание на особую государственную важность работ по комплексу «Союз-М», осуществить необходимые мероприятия по обеспечению выполнения работ в установленные генеральным графиком сроки. ».
Приказ Министра общего машиностроения СССР №417 С.А. Афанасьева
Приказ касается дооборудования технической и стартовой позиций. [космодрома Байконур] для проведения пусков по программам «Союз-Аполлон», а также [орбитальной пилотируемой станции] «Алмаз», [долговременной орбитальной станции] ДОС-7К [«Салют»] и [космического корабля] 7К-С [прототип «Союза-Т»]. Документ содержит список поручений, план-график дорабатываемых сооружений, а также программу предстоящих запусков с дооборудованных позиций спутников «Зенит-4» и «Зенит-4М», а также кораблей «Союз-М» и 7К-С. Сроки завершения работ на дооборудованных объектах указан с точностью до дня!
Выдержки из Протокола № 7 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ) под председательством замминистра Г.А. Тюлина. (п.VI)
В пункте «О ходе работ по созданию кораблей «Союз-М»» обращается внимание «на имеющееся отставание в выполнении работ». Начальники главных управлений, руководители предприятий и организаций, участвующих в создании комплекса «Союз-М» обязаны «принять меры к ликвидации [отставания] и обеспечить выполнение работ в строго установленные сроки».
Руководство отрасли четко следило за графиком выполнения работ.
Протокол совместного заседания в Хьюстоне АН СССР и NASA 8 апреля — 3 мая 1974 г.
Документ, подписанный 2 мая 1974 г. техническими директорами проекта ЭПАС К.Д.Бушуевым и Г.С.Ланни, содержит план-график совместных встреч специалистов и испытаний систем по проекту «Союз» — «Аполлон» в 1974 – 1975 гг.
Приказ Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева № 163
Эксперимент «Союз» — «Аполлон» еще не завершен, но руководство отрасли уже думает о том, чтобы предложить американской стороне провести в 1976 — 1977 гг. второй совместный полет кораблей «Союз-М» и «Аполлон» «с расширением научной программы, учитывающей результаты первого совместного полета. » К этому моменту ЦКБЭМ было уже преобразовано в Научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», директором и главным конструктором которого был назначен В.П. Глушко. К расширению сотрудничества с США в области исследования космического пространства предполагается также привлечь Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина.
Проект протокола № 3 совещания у Министра общего машиностроения С. Афанасьева
Проект протокола № 3 совещания у Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева от 8 июля 1974 г. На первом месте, по прежнему, вопросы подготовки к полету «Союз» — «Аполлон», но далее обсуждаются темы, не связанные с экспериментом непосредственно. Генеральная линия меняется: высадка на Луну (Н-1 — Л-3) отменена, на ее место должны прийти новые проекты, в том числе многоблочные тяжелые носители «для решения военных, народно-хозяйственных и научных задач с учетом выведения объектов на солнечно-синхронную и стационарную орбиту, а также для многоразовой космической системы» (будущая «Энергия» — «Буран»). Решается вопрос о форсировании работ по транспортному варианту корабля 7К-С (будущему «Союзу-Т» нового типа). Руководство МОМ диверсифицировало программы отрасли.
Из Протокола № 17 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ)
Протокол №17 заседания коллегии МОМ от 11 июля 1974 г. отмечает, что «несмотря на особую важность… выполнения работ по программе «Союз-Аполлон», НПО «Энергия» допущено значительное отставание (4-5 месяцев) работ от утвержденных генеральным графиком сроков создания корабля «Союз-М». Даны поручения руководству головных предприятий проанализировать допущенные ошибки и принять меры по увеличению надежности создаваемых систем и устранению допущенного отставания. Заместителю министра общего машиностроения Г.А. Тюлину поручено «принять меры по усилению работ Межведомственной оперативной группы и установить строгий контроль за работами по комплексу «Союз-Аполлон» в целом».
Приказ №5 Замначальника 8 Главного управления Министерства общего машиностроения СССР И. Румянцева
В Приказе содержится предписание директору ЦНИИМаш Ю.А. Мозжорину «лично обеспечить выполнение мероприятий по вопросам освещения СМИ хода подготовки и проведения работ по программе «Союз» — «Аполлон»».
Директивное письмо Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева ДП-43
Данным письмом Документ, подписанный 30 июня 1975 г. Министром общего машиностроения, предлагает для обеспечения четкой связи предприятий и организаций министерства, «участвующих в подготовке и проведении совместного полета кораблей «Союз-М» и «Аполлон», с советским Центром управления полетом (СЦУП), полигоном и Министерством организовать руководителям [головных] предприятий… в период с 15 по 21 июля 1975 г. круглосуточное дежурство специалистов, ответственных за системы корабля и наземно-измерительного комплекса… для оперативного решения вопросов, которые могут возникнуть в процессе полета кораблей».
Итоговый документ встречи в августе-сентябре 1974 года специалистов АН СССР и NASA по подготовке и проведению совместного полета кораблей «Союз» и «Аполлон»
Протокол встречи рабочих групп, проведенной в Москве с 26 августа по 2 сентября 1974 г., отмечает, что «стороны согласились, что представители директоров информации общественности будут участвовать в совместных тренировках в Центрах управления полётом». Обсуждалась работа телевизионных компаний по освещению предстоящего полета кораблей «Союз» и «Аполлон».
Итоги совместной поездки персонала управления полетом
Документ, подписанный руководителями управления полетом А.С.Елисеевым и М.П.Франком по итогам совместной подготовки советско-американского персонала управления полетом 16-27 сентября 1974 г. в Москве. Персонал управления прослушал лекции по кораблю «Союз», в том числе по баллистической схеме полета, общей компоновочной схеме, системам терморегулирования и обеспечения жизнедеятельности, андрогинной периферийной системе стыковки, системам радиосвязи, телевидения, управления пространственным положением и др. Лекции были оформлены в виде видеофильмов и сопровождались ответами на вопросы.
Приказ Министра общего машиностроения №97
Приказ Министерства общего машиностроения С.А. Афанасьева №97 от 17 марта 1975 г. фиксирует факт «обнаружения негерметичности андрогинного периферийного агрегата стыковки (АПАС №16), предназначенного для установки на космический корабль «Союз-М» №75 для выполнения совместного полета с американским космическим кораблем «Аполлон»… на технической позиции полигона… Агрегат демонтирован и отправлен [на предприятие-изготовитель] НПО «Энергия». «Дефектоскопия выявила наличие в металле корпуса агрегата трещин, что и явилось причиной негерметичности. ».
Заместитель Министра общего машиностроения Г.А. Тюлин дает поручения руководству НПО «Энергия», ЦНИИ материаловедения, ЦНИИМаш, НИИ технологии машиностроения «в недельный срок провести анализ выявленной негерметичности и определить вероятность появления этого дефекта на других летных образцах АПАС» и «обеспечить в дальнейшем должный уровень контроля качества выпускаемых узлов и агрегатов».
Краткий отчет о результатах экспериментального полета «Аполлон» — «Союз»(ЭПАС) на английском языке
Содержит список руководителей рабочих групп и некоторые фотоиллюстративные материалы.
Итоговый документ заключительной совместной встречи специалистов АН СССР и по рассмотрению результатов проведения полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон»
Документ, утвержденный директорами проекта К.Бушуевым и Г.Ланни по итогам совместной встречи 10-20 ноября 1975 г. в Хьюстоне для подведения итога проделанной работы по программе ЭПАС. «Директора проекта рассмотрели результаты проведенного полета… и констатировали, что… были выполнены все основные задачи программы, в том числе сближение, стыковка, переходы экипажей и взаимодействие как Центров Управления, так и экипажей».
Картина Алексея Леонова «Орбитальная станция «Союз-Аполлон», 1980 г.
Источник