Меню

Освоение космоса частными компаниями

Освоение космоса частными компаниями

12 апреля 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

Полёт нормальный: кто и как развивает космическую отрасль. Примеры частных инициатив

Считается, что космическая индустрия — это почти всегда удел государства: тут нужны слишком большие финансовые, технологические и человеческие ресурсы, которые частный сектор себе позволить не может. На деле это не совсем так: космос может активно развиваться благодаря бизнесу, причём не только крупному. Естественно, как и в любой индустрии, тут есть свои нюансы. К 60-летию полета в космос Юрия Гагарина Inc. поговорил с представителями частного «космического» бизнеса в России. В этом нам помог МСП Банк, который активно поддерживает малых и средних предпринимателей, в том числе — из космической отрасли.

Зачем частникам космос

«Российский» космос действительно в основном «государственный», но за последние 10 лет в нем появилось несколько десятков любопытных частных проектов, которые развиваются на деньги инвесторов или работают по госконтрактам. При этом одни частные проекты напрямую связаны с освоением космоса, другие — приспосабливают космические наработки для улучшения жизни на Земле.

Например, российская частная компания «Ракурс» производит системы для обработки космических снимков — PHOTOMOD. Её технологии используются не только в изучении небесных тел, но и в картографии, строительстве, геодезии, археологии. Другая частная компания — Avant Space — разрабатывает двигатели для малых космических аппаратов (интересно, что испытания проводятся прямо в лаборатории «Физика плазмы» МГУ). А с недавнего времени резидент «Сколково» планирует клиентам «космическую рекламу» — выводить на ночное небо образы и слоганы с помощью спроектированных созвездий спутников.

Любой бизнес сегодня — это вызов, а космический — тем более: ведь речь идет о технологически непростых продуктах.

Играть вдолгую, то есть вникать и помогать проектам из этой отрасли, готовы не все банки. Но один из тех, кто поддерживает частные космические инициативы, — МСП Банк. Он ориентирован на предпринимателей и кредитует их сразу по нескольким направлениям. Так, банк предоставляет инвестиционные кредиты от 1 млн до 2 млрд рублей на срок до 10 лет, а также оборотные — до 500 млн рублей на 3 года. Но ключевое для банка направление — кредитование для выполнения госконтрактов, о которых мы ещё расскажем.

Александр Исаевич, председатель наблюдательного совета МСП Банка, генеральный директор Корпорации МСП:

«В Корпорацию МСП и МСП Банк за поддержкой обращаются предприниматели, чьи разработки востребованы в космической отрасли. Мы оказываем поддержку таким компаниям на любом этапе — начиная от инвестиций в перспективные стартапы и заканчивая помощью во встраивании таких МСП в сложные цепочки поставок для нужд современной космонавтики. Многие из проектов, которым мы оказали поддержку, действительно уникальны. При этом компетенции таких компаний могут быть востребованы и в других сферах „земной“ жизни».

Частные космические миссии

Один из ярких игроков в космической сфере сегодня — частная компания Success Rockets. Летом прошлого года стало известно, что группа российских частных инвесторов планирует разработать сверхлёгкую ракету-носитель. Инвестировать собираются $50 млн. Инициатор проекта — Олег Мансуров, его компания «Актум» давно работает в IT-сфере, организуя хакатоны для крупных корпораций вроде ВЭБа, «Газпром нефти», «Сибура». В России сверхлёгкие ракеты ещё никогда не производились, это будет первый подобный проект.

Если ожидания инвесторов оправдаются, по своим характеристикам Success Rockets сможет составить полноправную конкуренцию международным производителям.

Ракета длиной 20 м будет весить 13 т и сможет выводить на орбиту не менее 250 кг груза. Первые коммерческие пуски планируется провести уже в 2024 году.

Самым громким частным космическим проектом долгое время считался плавучий космодром «Морской старт» (Sea Launch), построенный S7 Group для выведения ракет-носителей на экваториальную орбиту. Однако основной бизнес S7 Group — авиакомпания S7 Airlines, — как и вся мировая авиация, финансово пострадал от коронавируса. А именно за счёт выручки от частной авиации компания планировала развивать космическую. Сейчас проект заморожен, а простой плавучего космодрома обходится компании в $20 млн в год. Поэтому, возможно, в будущем космодром перейдёт в новые руки: для коммерческого успеха «Морскому старту» нужно совершать до пяти пусков в год.

Но одну из самых свежих инициатив, кажется, ожидает более удачное будущее. Речь о разработке многоразового грузового космокорабля «Арго». Этим планирует заниматься частная компания «МКТС». Задачи «Арго» — доставлять до двух тонн груза на МКС, а на Землю возвращать до одной тонны. Один запуск при этом обойдется примерно в $10 млн, то есть в четыре раза дешевле, чем у аппарата Dragon от SpaceX. Огромное преимущество «Арго» в том, что его можно использовать повторно, в отличие, например, от грузового корабля «Прогресс», который «Роскосмос» использует сегодня. Его запуск стоит примерно $30 млн, а за свой единственный полёт он может доставлять немногим больше того, что «Арго» планирует доставлять всего за каждую миссию, — 2,6 т груза.

Не стоит забывать, что даже таким масштабным инициативам, как ракетостроительные проекты, нужны надёжные компании-подрядчики, выполняющие заказы на комплектующие, без которых эти самые дорогостоящие ракеты просто никуда не улетят.

Одна из таких компаний — «Контроль-Н». В 2017 году компания заключила контракт на 4,5 млн рублей с космическим центром «Южный» на Байконуре. Фактически это градообразующее предприятие, самое крупное среди других ракетно-космических объектов на космодроме. Среди более 40 подразделений «Южного» — комплексов, служб, управлений — есть гостиница для служащих и их семей. А «Контроль-Н» обеспечивает нужды кафе при гостинице: производит и поставляет посуду, холодильники и другое оборудование.

Комментарий «Контроль-Н»: «Для того чтобы исполнить контракт для Байконура, нам нужны были заёмные средства. Их мы мы получили в МСП Банке — под комфортные для нас 7,5% годовых. Всю коммуникацию выстраивали через персонального менеджера, которого нам выделил банк. Она оперативно обрабатывает все наши запросы, даёт качественную обратную связь. Мы уже дважды кредитовались в МСП Банке, сотрудничеством очень довольны и в дальнейшем хотели бы его нарастить».

Читайте также:  Стихотворения про космос для средней группы

Небольшие компании — в огромных проектах

Когда мы говорим о космосе, то первым делом представляем себе мощные ракеты, вздымающиеся с космодрома.

Но важно помнить, почему эти ракеты вообще поднимаются, а космонавты могут работать на орбите и, например, проводить научные исследования.

Всё это возможно благодаря незаметным обычному человеку связующим звеньям: компаниям, которые производят космическую технику, комплектующие для летательных аппаратов, обмундирование.

Одна из таких компаний — «Талан-С». Работать по госконтрактам она начала в 2016 году — с поставки полусапог для инженерно-технического состава авиации. И с тех пор получила еще несколько заказов — на обувь уже для лётного состава. По словам компании, в работе по государственным контрактам есть несколько сложностей. Во-первых, рост фактических цен на материалы в несколько раз превышает коэффициент дефлятора. Например, на 2021 год Минэкономразвития дает коэффициент 3%, в то время как реальные цены поднялись на 6–10%, а некоторые позиции — на 60%. Во-вторых, по условиям госконтрактов предприятие получает аванс в размере 50% от общей суммы. Но так как поставки производятся долго, этой суммы часто не хватает на все — либо на материалы и производственный процесс, либо на зарплату рабочим. Если у компании недостаточно собственных средств, приходится обращаться за поддержкой к банкам.

Похожая ситуация была у «Талан-С». Чтобы не потерять контракт, компания взяла кредит у МСП Банка. Вот что об этом рассказывает генеральный директор компании Александр Ахметов:

«В 2020 году мы обратились в Центр консультирования предпринимателей МСП Банка в Иркутске, где зарегистрирована наша компания. Менеджер обсудил с нами несколько вариантов и подобрал наиболее комфортные условия. Остановились в итоге на кредитах с господдержкой под 2 и 3,5%. Благодаря вовремя оказанной МСП Банком поддержке мы сумели выдержать сроки поставки, избежать задолженностей по налогам и заработной плате. Нам понравилось работать с банком, вскоре рассматриваем новый кредит по ставке 7%».

Пример «Ракурса», «Талан-С», «Контроль-Н», Avant Space и других частных космических инициатив лишний раз доказывает, что вовсе не обязательно быть исключительным предпринимателем — Стивом Джобсом или Илоном Маском — или иметь огромный финансовый размах, чтобы делать классный продукт. Идет ли речь об открытии кофейни или запуске ракеты — важно иметь четкую цель, а еще — знать, что на этом пути тебя поддержат. Именно такую поддержку старается оказывать предпринимателям МСП Банк.

Олег Князев, заместитель председателя правления МСП Банка:

«Космическая отрасль нуждается в малых поставщиках и исполнителях так же,
как и любой другой бизнес. Нужны проекты с большим научным потенциалом, чьи инновационные наработки на основе, например, искусственного интеллекта, можно было бы использовать в освоении космоса и создании новых решений
для земных нужд.

Малый и средний бизнес заинтересован в „длинных“ и недорогих денежных ресурсах. Если к госконтрактам будут больше подпускать небольшие компании, которые обладают научно-техническими знаниями, умениями и потенциалом, они бы получили серьёзный толчок к развитию. Специализированные программы МСП Банка и других институтов развития, которые связаны с поддержкой высоких технологий, могут в этом помочь.

В честь 60-летия Дня космонавтики хочется пожелать предпринимателям не бояться высот и рассматривать будущее не как неизвестность, а как источник новых побед. Юрий Гагарин так и поступал — он знал, что летит в неизвестность, но в то же время к вершинам, новым горизонтам. Его решимость в итоге помогла сделать большой шаг вперёд как ему лично, так и космонавтике и всей стране».

Источник

Звездная экономика: кто зарабатывает на космосе в России и мире

О чем эта статья — кратко

  • Мировой рынок частной космонавтики устроен неравномерно. Есть явные лидеры — США — и те, где совсем нет космической программы либо существует госмонополия на все, что касается космоса. Россия пока что где-то посредине.
  • Среди отраслей космического бизнеса активнее всего развивается все, что связано со спутниками, а также — полетами в стратосферу (на высоту около 15-30 км). Такие услуги требуют гораздо меньших вложений, быстрее окупаются и широко востребованы на рынке b2b и b2c.
  • Ракетостроение, космические запуски и пилотируемые полеты — самые затратные области. Они требуют миллионных вложений и очень медленно окупаются. Только крупные корпорации с большими госинвестициями и грантами могут себе это позволить. За рубежом их около десятка, включая SpaceX, в России — всего одна частная компания занимается запусками ракет (S7 Space) и еще одна — их разработкой (Success Rockets).
  • Единственная в мире частная космическая миссия по колонизации другой планеты (Марса) запущена компанией SpaceX. В настоящее время проходят испытания кораблей, которые доставят первых волонтеров. Они полетят на Марс в ближайшее десятилетие.
  • Самым прибыльным и перспективным на сегодняшний день выглядит сектор космического туризма. Здесь есть программы орбитальных полетов (Virgin Galactic), а также — полетов на Луну (Blue Origin). Их обещают запустить в ближайшие пять лет. В перспективе 20 лет возможны туристические полеты и на другие ближайшие к нам планеты.

Как устроен современный космический рынок

Лидером в области частной космонавтики сегодня являются США. Здесь частные компании инвестируют в отрасль, а также сами проводят космические запуски, создают ракеты и космолеты, разрабатывают орбитальные спутники и даже строят собственные космодромы. Начиная с 2006 года NASA привлекает частные компании к освоению космоса. Все началось с программы Commercial Resupply Services, в рамках которой частные компании должны были доставлять грузы, а затем и космонавтов на МКС. В их числе оказалась и SpaceX.

SpaceX

Компания SpaceX Илона Маска основана в 2002 году. Она занимается разработкой ракет (включая двигатели) и космических спутников, а также грузовыми и пилотируемыми запусками. В 2006-м была запущена первая многоразовая (возвращаемая) ракета-носитель Falcon 1.

Читайте также:  Космос космический космонавт космодром

С 2011 года SpaceX участвует в пилотируемой программе Commercial Crew Program по доставке астронавтов на МКС. В 2015 году ее пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту Falcon 9, успешно доставил на МКС астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена.

В 2016 году компания получила контракт с ВВС США для вывода на орбиту спутников для обеспечения госбезопасности. В 2018-м запустила космический телескоп TESS, который должен искать экзопланеты, пригодные для жизни.

В 2019-м Falcon 9 успешно вывела на орбиту 60 космических спутников в рамках проекта Starlink. Его цель — обеспечить высокоскоростной доступ в интернет в любой точке планеты.

Начиная с 2011 года, Илон Маск говорит о своих планах отправить на Марс колонизаторов, которые начнут заселять планету и проводить там исследования. Первый полет обещают в 2026 году. В мае 2021 прототип космического корабля Starship, который разработали для полетов на Луну и Марс, совершил первую успешную посадку на Землю после запуска.

Blue Origin

Главный конкурент SpaceX — Blue Origin, основанная в 2000 году главой Amazon Джеффом Безосом. Ее главной целью является космический туризм. С 2006 компания занимается разработкой и испытаниями космических кораблей — New Shepard, New Glenn и Blue Moon (для высадки на Луну). Для этого используют в том числе собственную стартовую площадку компании в Техасе.

Всего Blue Origin провела 15 успешных запусков своих ракет, последний из которых — в апреле 2021-го. В июле 2021 компания планирует совершить первый суборбитальный полет для космических туристов. Одно из шести мест на корабле разыграют на пятинедельном онлайн-аукционе.

С 2017 Blue Origin предоставляет услуги по выведению на орбиту спутников телевизионного провайдера Eutelsat и интернет-провайдера OneWeb.

В 2020-м компания, вместе со SpaceX и Dynetics, была отобрана NASA в качестве главного претендента на разработку космических аппаратов для высадки на Луну в 2024 году. Однако в апреле 2021-го стало известно, что контракт на сумму $2,89 млрд получила SpaceX. Blue Origin и Dynetics посчитали решение несправедливым и подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). В итоге NASA приостановило работу над проектом до разбирательства в августе 2021 года.

Virgin Galactic

Третий крупный игрок космического бизнеса. Компания входит в Virgin Group Ричарда Брэнсона. Она изначально создавалась для туристических полетов — орбитальных и суборбитальных. Испытания для последних уже проходят: самолет-разгонщик WhiteKnightTwo поднимает космолет SpaceShipTwo на высоту 16 км, после чего тот отстыковывается и выходит на орбиту. Среди других выпущенных аппаратов — одноместный реактивный самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправок и космолет SpaceShipThree.

В 2010 году Virgin Galactic открыла первый в мире частный космопорт «Америка» в штате Нью-Мексико. В начале 2021-го другая компания в составе корпорации — Virgin Orbit (осуществляет запуски малых спутников) — запустила первые десять микроспутников NASA с помощью модифицированного самолета Boeing 747 и двухступенчатой ракеты-носителя LauncherOne.

Первый орбитальный полет основателя компании намечен на конец 2021 года, а с туристами на борту — не раньше 2022-го. На орбиту их будет доставлять новый космолет серии Spaceship III, который называется VSS (Virgin SpaceShip) Imagine. Билеты будут стоить $200-250 тыс.

Astra Space

Компания основана в 2005 году. Она разрабатывает космические технологии для NASA и DARPA — Агентства перспективных исследовательских проектов в области обороны США, — обеспечивая космические старты с воздуха. Среди разработок — ракетные двигатели, ракеты-носители и самолет для их запуска.

Первый успешный запуск ракеты-носителя серии Rocket 3 состоялся в декабре 2020 года, следующий запланирован на лето 2021-го. Ее главная особенность — корпус из тонкого алюминия, который почти полностью сгорает в атмосфере, а оставшаяся часть растворяется в соленой воде. Сейчас Astra фокусируется на космических запусках и планирует увеличить их число.

Rocket Lab

Rocket Lab — еще одна американская компания, с подразделением в Новой Зеландии. Она основана в 2006 году и разрабатывает легкие ракеты-носители для доставки на орбиту спутников и небольших грузов, в том числе — по заказу Пентагона и NASA. По количеству запусков компания уступает только SpaceX: с 2017 года их было 19.

Запуски выполняются с собственных пусковых комплексов: LC-1 в Новой Зеландии и LC-2 в США, при помощи сверхлегкой ракеты-носителя Electron. Помимо ракет со спутниками Rocket Lab запустила межорбитальный буксир Photon для запуска микроспутников за пределы низкой орбиты. Сейчас компания разрабатывает ракету средней грузоподъемности Neutron с многоразовой ступенью, как у Falcon 9, но с гораздо большей грузоподъемностью. Ее будут использовать для доставки спутников и грузов от 1,5 т до 8 т, в том числе на Луну, Венеру и Марс, а в перспективе — и для пилотируемых полетов. Первый запуск запланирован на 2024 год.

Среди других заметных игроков — Relativity Space, Firefly Aerospace, Phantom Space, Orbex.

Разработки и запуски ракет — это сфера, требующая огромных инвестиций. На получение прибыли уходят десятилетия. Без господдержки и частных инвесторов такое могут себе позволить только миллиардеры — вроде Маска, Безоса и Брэнсона. Более перспективными выглядят космический туризм (как у Virgin Galactic) и высокоскоростной спутниковый интернет (такой, как Starlink), но и здесь нужны большие вложения на старте.

Как обстоят дела в России

В России сфера космических запусков и ракетостроения практически недоступна для частных компаний. Они не могут найти достаточное финансирование и обойти госкорпорации, в том числе — из-за бюрократических процедур. Одно из немногих исключений — S7 Space, которая с 2016 года предоставляет услуги космических запусков с морских платформ. Они расположены в разных точках Земли, включая Калифорнию.

Success Rockets — первая частная компания в России, которая занимается разработкой сверхлегких ракет и спутников при поддержке «Роскосмоса». Она уже получила $4,5 млн на первый этап разработки и планирует привлечь еще $50 млн. Первая ракета-носитель Stalker сможет выводить на орбиту груз от 250 кг на высоту от 500 км, а первый запуск намечен на 2024 год. Однако большую часть работ по изготовлению и сборке компания будет заказывать у внешних подрядчиков.

Читайте также:  Реклама про космос первого канала кто озвучивает

«Стратонавтика» — компания, которая осуществляет туристические и коммерческие полеты в стратосферу — на высоту 30 км — с использованием собственного стратостатного комплекса. Помимо самих полетов, она запускает метеорологические спутники и размещает рекламу. За десять лет работы «Стратонавтика» осуществила 150 запусков.

Попытки создать российскую Virgin Galactic не увенчались успехом. Основанная в 2014 компания «КосмоКурс» в апреле 2021-го объявила о ликвидации. Ее основатель Павел Пушкин собрал 50 ракетно-космических конструкторов и планировал к 2024 году запустить на низкую орбиту первых космических туристов, но так и не смог преодолеть бюрократические и финансовые трудности. В частности, «КосмоКурс» не смог получить от Минобороны необходимую техническую документацию, чтобы построить суборбитальную ракету. Работы по постройке собственного космодрома тоже пришлось приостановить.

Чуть лучше обстоят дела со спутниками.

«Лин Индастриал» — стартап, который разрабатывает сверхлегкие ракеты-носители «Таймыр» и «Алдан», а также легкую ракету «Адлер» для доставки наноспутников (весом менее полутонны). В числе первых инвесторов выступили сотрудники игровой студии Wargaming.

«Спутникс» — стартап, который с 2011 года разрабатывает спутники и системы для их обслуживания. За десять лет компания вывела на орбиту пять спутников и запустила платформу OrbiCraft Pro, с помощью которой можно собирать спутники различной конфигурации. Два из них уже запущены с МКС.

«Астрономикон» разрабатывает сверхмалые спутники стандарта CubeSat (сверхмалые спутники 10х10х10 см, весом менее 1,3 кг). Первые спутники запустят в ноябре 2021 года с космодрома «Восточный».

Avant Space — самый необычный российский стартап, который планирует продавать рекламу в космосе. Ее будут проецировать с помощью собственных микроспутников, расположенных в виде заданных фигур и надписей на орбите на высоте 600 км — по аналогии с шоу дронов. Лазеры со спутников будут передавать бинарный код со ссылкой на сайт заказчика.

Компания обещает охватить более 130 крупных городов и аудиторию в 1 млрд человек. В сентябре 2020 года прошел успешный запуск блока с лазерами на высоту 30 км. Это позволило рассчитать необходимую мощность источника света для будущей рекламы. Первые рабочие спутники Avant Space планирует вывести на орбиту в 2022 году. Для этого компания уже получила грант «Сколково» на ₽60 млн.

Самая перспективная область — сбор и обработка спутниковых данных, которые можно использовать для мониторинга и прогнозов в сфере экологии, навигации, сельского хозяйства.

«Совзонд» занимается геоинформационными технологиями и проведением космического мониторинга. С 1992 года с помощью спутников компания передает данные для муниципального управления и сельского/лесного хозяйства, строит топографические карты, 3D-модели модели рельефа и местности, предоставляет ПО для аналитики и визуализации данных.

Проект «Лоретт» выпускает аппаратные комплексы для обработки и передачи данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Такие данные используют, например, при детекции нарушений в сфере рыбной ловли и экологической безопасности, а также — выявления паводков и лесных пожаров. Также компания участвует в образовательных проектах для детей, посвященных изучению Земли и космоса.

В чем главные трудности

  • Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку Falcon 9 ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
  • Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
  • Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
  • Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
  • Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.

Перспективы космического бизнеса

Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.

Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.

Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.

Источник

Adblock
detector