Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Согласованные определения и приложения»
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме
После изучения темы «Согласованные определения и приложения» проводится самостоятельная работа,таким образом проверяется усвоение материала. Разработано два варианта.Работа выполняется следующим образом:учитель распечатывает на каждого ученика свой вариант, списывать предложения не нужно, а просто расставить знаки препинания, где необходимо.Ученики подписывают свои работы и сдают на проверку. К вариантам прилагаются ключи для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam.rab_.8_russk.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме «Обособленные определения и приложения»
Задание. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись.
2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов) 3) Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков. (М. Шолохов)
4) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль)
5) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев)
6) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев)
7) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов)
8) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов)
9) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев)
10) Пройдя немного, они оказались на дне оврага, дикого, глухого. .
11) Человек настроения, он мог обидеться из-за любой шутки.
12) Но она не слушала, пораженная сообщением. (Б. Акунин)
1 3) Профессиональный кинолог, он всю свою сознательную жизнь посвятил изучению и воспитанию собак. (Л. Пучков)
14) Распаренная весенним солнцем, теплая земля тяжело пахла свежим сырым сеном. (П. Проскурин)
15) Освещенные лучами солнца, высятся бронзовые сосны.
1) Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей — властителей здешних широт. (Е. Крестовский)
2) Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале — прадеде поэта по материнской линии.
3) Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи.
Самостоятельная работа по теме «Обособленные определения и приложения»
Задание. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
1) Он [ветер] потихоньку дул с левого берега и едва поднимал на воде рябь, похожую на отпечатки маленьких подков. (Э. Шим)
2) Меня поразили яркие звезды, чудесной россыпью осыпавшие темное тихое небо. (И. Соколов-Микитов)
3) Вдали уже вовсю рвались снаряды, стало плохо видно из-за стелющегося по земле дыма. (Б. Акунин)
4) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным.
5) Мест, изумительных по красоте, на земле много. (В. Песков )
6) Ветер, сухой и горячий, шелестел тонкими стеблями травы.
7) Ветер, пахнущий полынью, сухой и свежий, приветливо обвевал меня. (И. Ефремов) 8) Там бывают подземные толчки, довольно сильные и частые. (И. Ефремов)
9) И воздух ласковый, чуть дремлющий, ночной, как будто сам дрожит и пышет надо мной. (И. Тургенев)
10) За конопляником, зеленым и густым, бегут, одетые туманом голубым, степей широкие разливы. (И. Тургенев)
11) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)
12) Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил. (В. Шукшин)
13) Словом, через полчаса мы, в ватниках, навьюченные рюкзаками, с лыжными палками в руках, стояли, готовые к подъему. (Стругацкие)
14) В девять часов вечера, измотанный и злой, он вернулся домой. (С. Майоров)
15) Он весело смотрел на племянника, гордый за него. (В. Шукшин)
1) Ближний берег, высокий, холмистый, поросший деревьями и кустарниками, круто спускался к воде, кое-где топорщился причудливыми скальными нагромождениями. (В. Константинов) 2) Добрый конь поначалу пугался черной воды, журчавшей возле самого уха, потом, ободренный присутствием хозяина, успокоился и привык. (М. Семаго) 3) Дождь и бешеный ветер унесли с деревьев все листья, готовые облететь, и безжалостно ободрали все те, что собирались еще повисеть на ветвях. (М. Семаго)
Самостоятельная работа по теме «Обособленные определения и приложения»
Задание. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
1) Дождь моросивший весь день прекратился облака понемногу рассеялись.
2) Деревья измученные дождями и ветрами нежатся на солнце. (Ф. Абрамов) 3) Обдерганные ветром тучки ползли вяло не обгоняя тянувшихся по дороге быков. (М. Шолохов)
4) Под сенью многовековых лип посаженных бог знает когда укрывались развалины массивного здания напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль)
5) Суровое северное поморье долго спавшее под снегом проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев)
6) Через несколько минут они попали в низкие следующие друг за другом пещеры уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев)
7) Развалины едва различимые при свете звезд встретили нас молчанием. (И. Ефремов)
8) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов)
9) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев)
10) Пройдя немного они оказались на дне оврага дикого глухого. .
11) Человек настроения он мог обидеться из-за любой шутки.
12) Но она не слушала пораженная сообщением. (Б. Акунин)
1 3) Профессиональный кинолог он всю свою сознательную жизнь посвятил изучению и воспитанию собак. (Л. Пучков)
14) Распаренная весенним солнцем теплая земля тяжело пахла свежим сырым сеном. (П. Проскурин)
15) Освещенные лучами солнца высятся бронзовые сосны.
1) Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей властителей здешних широт. (Е. Крестовский)
2) Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале прадеде поэта по материнской линии.
3) Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина как художественное воссоздание исторической эпохи.
Источник
Дидактический материал для индивидуальной работы «Пунктуационный анализ простого осложненного предложения» в 8 классе
Пунктуационный анализ простого осложненного предложения в 8 классе. Дидактический материал для индивидуальной работы
1. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В богатствах календаря русской природы (1) март числится первым месяцем весны (2) радостным праздником света. Уже кончился холодный (3) вьюжный февраль (4) кривые дороги (5) как называют его в народе. По народному меткому слову (6) еще «зима зубы показывает». В первых числах марта (7) нередко (8) возвращаются морозы. Но все длиннее дни (9) раньше и раньше восходит над снежной (10) сверкающей пеленой весеннее яркое солнце. Кажется (11) выйдешь на лыжах, и такая засверкает вокруг нестерпимая белизна!
2. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени (1) недвижно (2) как будто сонные (3) стоят в лесу деревья. Однако (4) чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот (5) почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. Это не скрип старого дерева (6) как обычно думают городские неопытные люди (7) оказавшись в лесу ранней весной. Это (8) выбрав сухое звонкое дерево (9) по-весеннему барабанит пестрый дятел. Дятлы (10) как барабанщики (11) приветствуют приход весны.
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вот (1) прогретая лучами мартовского солнца (2) сама собой (3) свалилась с макушки дерева (4) рассыпалась снежною пылью (5) тяжелая белая шапка. И (6) точно живая (7) долго колышется (8) как бы машет рукой (9) зеленая ветка (10) освобожденная от зимних оков. Стайка клестов (11) весело пересвистываясь (12) рассыпалась по (13) увешанным шишками (14) вершинам елей.
4. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Почти невидной и неслышной жизнью (1) доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху (2) живет в эту пору (3) едва пробудившийся (4) лес. Вот (5) уронив обгрызенную шишку (6) взвершилась на дерево легкая белка. Прыгая с сучка на сучок (7) над самым сугробом (8) уже по-весеннему тенькают синички. Мелькнув за стволами деревьев (9) неслышно пролетит и исчезнет рыжеватая сойка. Вспорхнет (10) прогремит (11) и скроется в глубине лесного (12) заросшего оврага пугливый рябчик.
5. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Освещенные лучами солнца (1) высятся бронзовые стволы сосен (2) в самое небо вознося свои раскидистые вершины. Пахнет озоном (3) смолою (4) багульником, жесткие вечнозеленые ветки которого уже показались из распавшегося сугроба (5) у пригретого мартовским солнцем (6) высокого пня.
Празднично (7) чисто в освещенном лесу. Скользя на лыжах (8) выйдешь (9) бывало (10) на солнечную (11) сверкающую (12) окруженную березовым лесом поляну. Великолепие!
Источник
I вариант
Задание. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
1) Дождь моросивший весь день прекратился облака понемногу рассеялись.
2) Деревья измученные дождями и ветрами нежатся на солнце. (Ф. Абрамов) 3) Обдерганные ветром тучки ползли вяло не обгоняя тянувшихся по дороге быков. (М. Шолохов)
4) Под сенью многовековых лип посаженных бог знает когда укрывались развалины массивного здания напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль)
5) Суровое северное поморье долго спавшее под снегом проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев)
6) Через несколько минут они попали в низкие следующие друг за другом пещеры уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев)
7) Развалины едва различимые при свете звезд встретили нас молчанием. (И. Ефремов)
8) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов)
9) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев)
10) Пройдя немного они оказались на дне оврага дикого глухого. .
11) Человек настроения он мог обидеться из-за любой шутки.
12) Но она не слушала пораженная сообщением. (Б. Акунин)
13) Профессиональный кинолог он всю свою сознательную жизнь посвятил изучению и воспитанию собак. (Л. Пучков)
14) Распаренная весенним солнцем теплая земля тяжело пахла свежим сырым сеном. (П. Проскурин)
15) Освещенные лучами солнца высятся бронзовые сосны.
1) Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей властителей здешних широт. (Е. Крестовский)
2) Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале прадеде поэта по материнской линии.
3) Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина как художественное воссоздание исторической эпохи.
1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись.
2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов) 3) Обдерганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков. (М. Шолохов)
4) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль)
5) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев)
6) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев)
7) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов)
8) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов)
9) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев)
10) Пройдя немного, они оказались на дне оврага, дикого, глухого. .
11) Человек настроения, он мог обидеться из-за любой шутки.
12) Но она не слушала, пораженная сообщением. (Б. Акунин)
13) Профессиональный кинолог, он всю свою сознательную жизнь посвятил изучению и воспитанию собак. (Л. Пучков)
14) Распаренная весенним солнцем, теплая земля тяжело пахла свежим сырым сеном. (П. Проскурин)
15) Освещенные лучами солнца, высятся бронзовые сосны.
1) Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей — властителей здешних широт. (Е. Крестовский)
2) Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале — прадеде поэта по материнской линии.
3) Роман задуман Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи.
Источник
Освещенные лучами солнца высятся бронзовые сосны
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
На теплой земле
© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954
© Жехова К., предисловие, 1988
© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988
© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ
Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.
Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.
Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…
Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.
Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.
В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.
После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.
«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.
Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.
Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.
Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.
Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.
Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.
Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.
В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».
В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.
Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.
Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.
Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.
Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.
Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.
«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.
Не все люди способны чувствовать и понимать природу в органической связи с человеческим настроением, а просто и мудро живописать природу могут лишь немногие. Столь редким даром обладал Соколов-Микитов. Эту любовь к природе и к людям, живущим с ней в дружбе, он умел передать и совсем юному своему читателю. Нашей дошкольной и школьной детворе давно полюбились его книжки: «Кузовок», «Домик в лесу», «Лисьи увертки»… А как живописны его рассказы об охоте: «На глухарином току», «Натяге», «Первая охота» и другие. Читаешь их, и кажется, что ты сам стоишь на лесной опушке и, затаив дыхание, следишь за величественным полетом вальдшнепа или в ранний, предрассветный час прислушиваешься к загадочной и волшебной песне глухаря…
Писательница Ольга Форш говорила: «Читаешь Микитова и ждешь: вот-вот застучит над головой дятел или выскочит зайчишка из-под стола; как это у него здорово, по-настоящему рассказано!»
Творчество Соколова-Микитова автобиографично, но не в том смысле, что он писал только о себе, а потому, что рассказывал всегда и обо всем как очевидец и участник тех или иных событий. Это придает его произведениям яркую убедительность и ту документальную достоверность, которые так привлекают читателя.
Источник