Экологическая викторина «Полна чудес – могучая природа»
ОГКУ «Судиславский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок»
«Полна чудес – могучая природа»
«Полна чудес – могучая природа»
Цель: Развитие познавательного интереса, формирование экологически грамотного отношения к природе.
Способствовать расширению кругозора ребят, развитию творческих способностей.
развивать устойчивый интерес к познанию природы.
Развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры ребят;
Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
Оборудование: карточки изображениями, заданиями (кроссворды, анаграммы, шифровки), раскраски и т.п.
-Сегодня мы собрались, чтобы поговорить, проверить знания о природе и об её охране.
Мы будем отгадывать загадки, шифры, кроссворды, отвечать на вопросы, вспоминать приметы, изображать животных, рисовать и многое другое.
1 раунд «Экологическая разминка»
Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:
Что делает ёж зимой? (Спит.)
Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)
Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)
Как называется наука о растениях? (ботаника)
Что ест зимой жаба?(ничего,она спит).
Трава ,которую могут узнать на ощупь даже слепые.?(крапива)
Каким насекомым хлопают в ладоши? (комары,моль).
Сколько ног у паука?(восемь
Какую траву любят кошки ? (валериану)
Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный)
Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)
Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
Кто собирает яблоки спинной? (Ёж)
Пингвин — птица или нет? (Птица)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем)
Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей)
Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые)
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
Месяц весенних первоцветов? (Апрель)
Кто кукует у кукушки: самец или самка? (Самец)
2 раунд: «Найди животное в словах»
Каждой команде на листке дается задание. Вам нужно решить анаграмму, т.е. В слове поменять местами буквы, убрать лишние, чтобы получилось название животных. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. – 2 балл.
БАНКА (кабан), БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук), ПИОН (пони), ЗОНТИК (кит),
КИНО (кони), САЛОН (слон), ВОЛНА ( вол), КАРКАС ( рак), ОСАДА (оса), ДУДОЧКА (удод),
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)
« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!
Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти» ( Грибы)
Знаете ли Вы, для чего дятел «барабанит» весной?
барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.
Зачем слону слюни?
слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.
Зачем страус голову в песок прячет?
опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.
Сколько перьев у птиц?
У голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.
Для чего дельфины плачут?
Слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.
Раунд 5: Сезонные явления природы.
1.Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску,
становятся жёлтыми, красными, бурыми и опадают. Идёт уборка картофеля, моркови, свёклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней.
(Время года – осень.)
2.Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озёра, пруды
скованы льдом. Замёрзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.)
Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые лёгкие облака.
Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)
4.Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта
зелёным ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своём потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчёлы. Всё вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)
Составьте из 2 частей народные приметы для времён года правильно.
Синица пищит – ожидай оттепель.
Дым столбом – к долгой весне.(3)
Длинные сосульки – к грозе.(6)
Ласточки низко летают – зиму вещает. (1)
Шумит хвойный лес — к морозу.(2)
Муравьи прячутся в гнёзда – к дождю. (4)
7 раунд – “Пантомима”
Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное.
Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команды-соперницы угадывают животное.
Задание для 1-й команды:
Изобразить утку, которая обучает своих гусят хождению “гуськом”.
Задание для 2-й команды:
Изобразить обезьян в зоопарке.
Конкурс «Раскрась».
Каждая команда получает картинку коровы и даётся три минуты для нанесения кисточками цвета.
8 раунд – «Названия объектов природы».
В плетенках надо прочитать названия птиц и деревьев.
Птицы: По горизонтали — ястреб, страус, беркут, гагара, синица; по вертикали — дятел, саджа, чайка, дрофа, сокол, ворон.
Деревья: По горизонтали — береза, рябина, тополь, сирень, акация; по вертикали — сосна, верба, осина, груша, слива.
9 раунд Кресс-кросс «Природа и ее явления»
В таблице надо найти отгадки на загадки ведущего. Читать слова надо только по горизонтали или вертикали.
Ответы на эти загадки спрятались в таблице.
Для того, чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно прослушать загадку и ответ найти в таблице.
Кресс-кросс «Природа и ее явления»
а утром увядают. (Звезды)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду
Покуда он идет. (Дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем:
Ищем, ищем — не найдем. (Роса)
Говорит без языка;
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
И нет у рыбы в море. (Тень)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет,
Тут и пропадет. (Волна)
Когда я молод был —
Меркнуть стал. (Месяц)
А зимой стоит. (Река)
Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю, всем добром плачу. (Земля)
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
А в избе водой. (Снег)
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лед)
Серое сукно тянется в окно. (Дым)
Ребята, известный писатель-натуралист Михаил Пришвин сказал такие слова: “Мы с вами – хозяева нашей природы. Рыбе нужна чистая вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.
Найти способ прочитать зашифрованное высказывание Михаила Пришвина — писателя и знатока русской природы.
(Ответ: Охранять природу — значит охранять Родину.)
12 раунд — рассказ « В лес по ягоды»
В рассказе надо найти названия девяти пород собак.
(Распечатанный текст рассказа выдается каждому отряду.)
Дед Чаркарин поДОГнал свой старенький «Москвич» к гаражу механика Сереги и сказал:
«Слышь, соколик, ездил я сегодня в БОР ЗА Ягодами. Взял с собой пса Дельфина. Но одни огорчения приключились, — он достал кисет с махоркой, свернул из клочка газеты цигарку, закурил и продолжил: — Поранил лаПУ ДЕЛЬфин, а я на пень наехал — переднее колесо «Москвичу» помял».
После этих слОВ ЧАРКАрин тяжко вздохнул, убрал киСЕТ, ТЕРпеливо стал ждать, что скажет Серега.
«Пса покажи ветеринару, — посоветовал механик. — А с крылом я возиться не стану. Сам деЛАИ. КАкая чепуха!»
«Не говори ТАК. САмое трудное дело — выправить крыло, — заметил дед. — Сколько за работу возьмешь, ясный соКОЛ? ЛИшнего не дам, но заплачу, как скажешь».
«Крыло выправить — чепуха, — повторил Серега упряМО. — ПСа вот. жаль. Ладно уж, свози Дельфина к ветеринару, а вернешься — задаром все тебе сделаю. »
Дед опять вздохнул и пошел к машине, откуда выглядывала добрая морда Дельфина.
( Ответ : Дог, борзая, пудель, овчарка, сеттер, лайка, такса, колли, мопс)
Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»
Вот какие задания могут быть на станциях:
1. Ведущий зачитывает ситуацию, ребята должны сказать, что правильно, а что неправильно сделали туристы.
1.1. Туристы пришли на место, поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес и наломали много сосновых веток, чтобы подстелить их под дно палатки — так мягче и теплее будет спать. (Лучше взять с собой надувные матрасы или полиуретановые коврики.)
1.2. «Вот и кострище есть. Давайте разожжем костер здесь», — предложил Алик. — «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее», — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Используйте старое кострище, чтобы не делать новый ожог. Дерн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Не разводить рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.)
1.3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
(Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо — и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)
1.4. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно, придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. (Пытаясь вырваться из «темницы», бабочка обтреплет свои великолепные крылышки, чешуйки облетят. Бабочка погибнет. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить капустную белянку и других белянок.)
1.5. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те назвали «водяной лилией». «Пусть они оценят нас, мы даже пиявок не испугались». (Цветы рвать нельзя. Не нарушайте красоты пейзажа. «Водяная лилия» занесена в Красную Книгу.)
1.6. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после отдыха. (Все отходы нужно увозить с собой в город. Особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали.)
1.7. После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. «Брось ее в костер», — предложил кто-то. (Пищу никогда не сжигают. Если есть водоем, подкормите рыбу. Если нет водоема — оставьте на земле — склюют птицы или съедят зверюшки.)
1.8. Ребята сожгли на костре пластиковые стаканчики и полиэтиленовые мешки. (Этого делать нельзя. В воздух попадают очень вредные вещества, которые могут влиять на наследственные структуры человека и животных. В золе, кроме того, остается смола, которая не разлагается естественным путем.)
2. Ребятам выдается набор карточек, на которых синим цветом написаны начала пословиц, поговорок и народных примет, а красным их окончания. Надо как можно быстрее восстановить правильно эти фразы, то есть соединить начала и окончания пословиц.
2.1. Жизнь дана на добрые дела.
2.2. Без хозяина земля круглая сирота.
2.3. Накорми землю — она накормит тебя.
2.4. Много снега — много хлеба.
2.5. Много воды — много травы.
2.6. Аист на крыше — мир на земле.
2.7. Одно дерево погубил — посади сорок.
2.8. Старые деревья молодые охраняют.
2.9. Поздний листопад к суровой и долгой зиме.
2.10. Зима морозная — лето жаркое.
2.11. Зима снежная — лето дождливое.
2.12. Дым столбом к морозу.
2.13. Иней на деревьях к долгой весне.
2.14. Длинные сосульки к долгой зиме.
2.15. Срубили кусты — прощай птицы.
2.16. Больше птиц — выше урожай.
2.17. Вода на лугу — сено в стогу.
2.18. В цвету трава — косить пора.
2.19. До поры, до времени не сеют семени.
2.20. День прозевал — урожай пропал.
2.21. Судьба природы — судьба Родины.
3. Отряду выдаются напечатанные на листочках высказывания известных людей, в которых пропущены слова. Надо подумать и вставить подходящее по смыслу слово.
Экологические высказывания известных людей:
3.1. Как это получается, что вода, столь (НУЖНАЯ), что без нее было бы невозможно жить, ценится так (ДЕШЕВО), тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так (ВЫСОКО). (Адам Смит)
3.2. Оценивать (ПРИРОДУ) только по стоимости ее материальных богатств — это все равно, что оценивать (ПОЛОТНА) великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму. (Николай Сладкое)
3.3. С появлением (НАШИМ) континенты быстро дряхлеют. (Эрнест Хэмингуэй)
3.4. (ЧЕЛОВЕЧЕСТВО) брало разгон 30 тысяч лет, и теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью. (Ж. Дорст)
3.5. Нельзя допустить, чтобы (ЛЮДИ) направляли на свое собственное уничтожение те силы (ПРИРОДЫ), которые они сумели открыть и покорить. (Ф. Жолио-Кюри)
3.6. Чтобы уметь (УПРАВЛЯТЬ) природой — надо уметь ей (ПОВИНОВАТЬСЯ). (Японская мудрость)
3.7. Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение (ПРИРОДЫ), надо остановить загрязнение (СОЗНАНИЯ). (Игорь Васильевич Петрянов-Соколов)
3.8. (ПРИРОДА) не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда (ПРАВА); ошибки же и заблуждения исходят от (ЛЮДЕЙ). (Гете)
4. На станции вывешен плакат, на котором написаны цифры 12 000; 6.3 млрд; 40—50 млрд; 700—900 литров; 300.000 литров; 35 тонн и так далее.
Ведущий зачитывает сообщение, ребята называют цифру с плаката, которая, по их мнению, наиболее подходит к этому утверждению или вопросу.
4.1. В ряде стран Африки смертность от голода составляет 12 000 человек в день.
4.2. Сейчас на Земле живет 6,3 миллиарда человек.
4.3. Потенциальные ресурсы Земного Шара позволяют прокормить 40—50 миллиардов человек.
4.4. Взрослый человек потребляет в день 700—900 литров кислорода.
4.5. Легковой автомобиль на 1 000 километров пробега потребляет 300 000 литров кислорода.
4.6. Реактивный турболайнер «Париж — Нью-Йорк» потребляет 35 тонн кислорода.
4.7. Сколько гектаров леса выделяют за день такое же количество кислорода (35 тонн кислорода выделяют 3 000 гектаров леса).
4.8. Из океанов и морей мы вылавливаем 100 миллионов тонн рыбы.
4.9. Из недр планеты извлекаем 100 миллиардов тонн руды.
4.10. Производим 50 миллионов тонн синтетических веществ.
4.11. На поля завозим 100 миллионов тонн минеральных удобрений.
4.12. В атмосферу выбрасываем 200 миллионов тонн углекислого газа.
4.13. Целлюлозно-бумажный комбинат города Байкальска (Иркутская область) сбросил в озеро Байкал столько отходов, содержащих хлор и сульфат-ионов, что это соответствует сбросу ежедневно 30 тонн соляной кислоты и 60 тонн серной кислоты.
4.14. К 1988 году Аральское море ушло от своих берегов на 15—65 километров.
4.15. Уровень Арала упал на 11 метров.
4.16. Ежегодно с Земли исчезают 15 миллионов гектаров леса.
5. Ребята отвечают на вопросы ведущего:
5.1. Что такое «ядерная ночь» и «ядерная зима»? (Радиационное поражение экосистемы, разрушение озонового слоя, изменение погоды и климата. Только на промыслах и складах сгорит 2.5 миллиарда тонн ископаемого топлива, плюс лесные пожары. Дым и пыль вызовут увеличение оптической плотности атмосферы. Из-за плотных облаков произойдет снижение температуры. Замерзнет вода. Погибнут растения.)
5.2. Самая крупная экологическая катастрофа XX века? (Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции: 20.04.1986 — Украина, СССР.)
5.3. Что представляет наибольшую угрозу для почвы? (Пестицидное загрязнение)
5.4. Что такое демографический взрыв? (Перенаселение планеты, нехватка ресурсов, прежде всего, пищевых.)
5.5. Что создается для сохранения уникальных природных комплексов? (Охраняемые территории и заповедные экосистемы.)
5.6. В «Красную Книгу» занесены редкие и исчезающие животные. Сейчас хотят создать «Черную книгу» и «Белую книгу», а для какой цели? («Черную книгу» — в память о загубленных нами животных. «Белую книгу» — в жертву радиации.)
5.7. Назовите город в Иркутской области, которой официально признан «Зоной экологического бедствия». (город Братск)
5.8. Что такое партия зеленых или «Гринпис»? (Созданная в 1970 году Международная Организация по защите живой природы.)
5.9. На Земле идет потепление климата. Что является этому причиной? (Промышленная деятельность человека, загрязнение атмосферы и, как следствие, озоновые дыры.)
5.10. Какой природной катастрофой для людей может закончиться потепление климата? (Растают льды, поднимется уровень воды, вода затопит плодородные земли, села, города.)
Источник