Меню

Ориентирование по солнцу луне звездам 6 класс обж

Определяем направление по Солнцу, Луне и звездам

Каждый охотник, грибник и турист знает, что компас это основной прибор для определения направления в незнакомой местности. Но бывает, что в силу каких-то обстоятельств его при себе не оказывается. В этом случае в незнакомой местности охотник должен уметь определять направление сторон горизонта по различным окружающим его объектам: небесным светилам, деревьям, муравейникам, бабочкам и т.д.
Наиболее точно установить стороны света позволяют космические ориентиры: солнце, луна и звезды.

Ориентирование по солнцу

Когда на небе видно светило очень удобно его использовать для ориентирования. Если при себе имеются часы, то задача облегчается. При определении сторон горизонта часовую стрелку направляем на солнце. Чтобы более точно провести эту операцию ставим перпендикулярно часам спичку в центр циферблата и добиваемся того, чтобы тень от нее совпала с часовой стрелкой. Проделав это, делим пополам угол между стрелкой и цифрой 1. Продолжив мысленно линию, разделяющую угол получим направление на юг.

Следует знать, что до полудня делить угол нужно до 13 часов, а после полудня тот угол, по которому пройдет стрелка после 13 часов.

При отсутствии часов по солнцу можно определить примерное направление. Для этого нужно запомнить, что весной оно на юге бывает около 13 часов, на востоке — около 7 часов и на западе — около 19 часов.

Восход и заход светила точно на востоке и западе бывает только два раза в год — 21 марта и 23 сентября. Летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Зимой восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе. Также учитываем, что в зимнее время оно никогда не бывает на западе и на востоке.

Ориентирование по луне

Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27,3 суток, в процессе прохождения она занимает различные положения относительно Земли и Солнца. В связи с этим ее вид постоянно изменяется, происходит смена так называемых лунных фаз.

Различают четыре основные фазы Луны:

1) Новолуние — на небе не видна.

2) Первая четверть- форма полукруга обращенного выпуклой стороной вправо (рождающийся месяц), видна после захода солнца в западной стороне неба.

3) Полнолуние — полный диск луны, виден с момента захода солнца до утра.

4) Последняя четверть — форма полукруга обращенного выпуклой стороной влево (старая Луна), появляется примерно за 6 часов до восхода солнца в восточной стороне неба.

Для ориентирования по Луне необходимо запомнить следующее: в первой четверти она на юге бывает около 19 часов, в фазе полной луны в 22 часа — на юго-востоке, а в 4 часа утра на юге-западе, в последнюю четверть она бывает на юге примерно в 7 часов утра.

Ищем север по Полярной звезде

Этот ориентир известен практически всем, его используют в безоблачную ночь. Полярная звезда всегда находится на севере, ее лишь нужно отыскать. Для этого необходимо, прежде всего, найти созвездие Большой Медведицы (имеет форму ковша).

Это созвездие состоит из семи звезд, на территории нашей страны оно видно круглый год. Обнаружив ковш, по двум его крайним звездам определяем направление на Полярную звезду, которая входит в созвездие Малой медведицы, оно в свою очередь имеет такую же форму, только меньше в размерах.

Весной Большая Медведица находится в зените, летом — ручка ковша направлена на запад, осенью — созвездие находится низко над горизонтом в северной части неба, зимой — на северо-востоке, низко над горизонтом.

Определяем стороны горизонта по Млечному пути

В ясную ночь на небе отчетливо виден Млечный путь, он образован огромным количеством звезд и представляет собой полосу серебристого цвета.

Для того, чтобы с его помощью определить стороны света нужно запомнить, что он всегда проходит с севера на юг.

Читайте также:  Среднее скорость от солнца до меркурия

Источник

открытый урок по теме Ориентирование 6 класс
план-конспект занятия по обж (6 класс) по теме

разработка открытого урока по обж в 6 классе по теме Ориентирование

Скачать:

Вложение Размер
открытый урок по теме ориентирование 6 класс 39.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Ориентирование на местности »

Преподаватель- организатор обж и учитель географии

Вид урока: 1 часть с использованием ИКТ 2 часть- практическая работа

Тип урока: комбинированный

Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.

Оборудование урока:
компасы, компьютер, экран, презентация урока, памятки и карточки

1.Организация учащихся на урок.
2 Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку (1сл)

Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.

? Учителя Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

( Ориентирование на местности ).

(2сл) ТЕМА УРОКА : Ориентирование на местности- запись в тетрадь

?У О чём сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

?У Что такое ориентирование? (СЛ 3)
( запишем в тетрадь)

Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.- ?У а изучая какую тему мы уже с вами встречали это понятие? (причины автономии)

-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

главной задачей нашего сегодняшнего урока будет научиться определять стороны горизонта.

?У Что же такое горизонт? (сл4)

( -Это часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности, линия где сходятся небо и земля.)
?У Кто назовёт основные стороны горизонта?

Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

Главное условие безопасного пребывания человека в природных условиях- это умение ориентироваться.

Ориентироваться можно разными способами. и сейчас мы рассмотрим с вами эти способы сл -6

Запись в тетрадь СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Сл — 6 1 способ ориентирования: по небесным светилам

?учителя : А что относится к небесным светилам?

(солнце, луна, звёзды)

К нему относится Ориентирование : по солнцу, луне, и по полярной звезде

Сл6- по солнцу -(творческое задание СВ.Ив)

СЛ-7- по звёздам –комментарий учащихся

СЛ- 8- по луне- комментарий учителя

2 способ- по природным признакам СЛАЙДЫ( 9 — 14)

Комментарий учителя , помощь учащихся

3 способ- ориентирование по местным приметам СЛАЙД (15)

По кресту церкви, по алтарю и колокольне.- комментарий учителя

4 способ ориентирования по звуку сл 16

Скажите пожалуйста, с помощью звука мы можем определить стороны горизонта? (нет),

А что мы определяем с помощью звуков? (выход к населённому пункту)

5 способ – механический Сл-17 Ориентирование по компасу и часам Сегодня мы рассмотрим именно ориентирование по компасу.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора — компаса.

Одним из вопросов Д/З для вас будет как появился компас

:считается, что Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности — около 3000 лет назад, изобрели китайцы. Страницы древних летописей полны описаний битв, победу которых воинственные императоры одерживали благодаря «волшебным колесницам» — югоуказателям – прообразами компаса. Югоуказателями, которые устанавливались на повозках, служили резные человеческие фигурки из магнетита с вытянутой рукой, всегда показывавшей на юг………….

?У Св Ив Так Что же такое компас?

Запишем в тетрадь – компас – прибор для ориентирования.

При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление

Существуют правила работы с компасом.( дети выполняют инструктаж)

ПАМЯТКА НА СТОЛ
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с красным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.

Задание.
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь?

6 способ- это ориентирование по карте сл — 18

Есть такое выражение: « Движение по азимуту». А что же это такое движение по азимуту?- обратимся к учебнику с 68 и найдём это определение……

-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.

?У — Что же такое азимут? (слайд 19 )

Запишем определение в тетрадь (Рассказ учителя)

Практическая работа: у вас на столе лежит маршрутный лист и бланк с заданием. Вам нужно распределить обязанности в вашей туристической команде, придумать название, взять необходимые принадлежности (ручка, карандаш, линейка, компас,ит.д)выбрать командира.

Практическая работа по азимуту: работа в группе (спортивный зал) рассчитать правильный маршрут по заданным точкам, нарисовать его в маршрутном листе, с помощью компаса определить направление движения на 3 точки и отыскать послание спрятанное от Робинзона Крузо.

Итог: Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (что такое ориентирование , азимут, компас способы ориентирования)

Вопрос который звучал в начале урока: Почему мы изучаем тему ОРИЕНТИРОВАНИЕ вместе . Что связывает обж и географию?

Что называется ориентированием?

Какая сторона горизонта находится напротив востока?(ЗАПАД)
С какой стороны на деревьях растет мох?(С СЕВЕРНОЙ)

. Сколько сторон горизонта?

Что такое азимут?

Оценки Д/З &9 с 62- 71 ответить на вопросы , разгадать ребус найти историю компаса.

Источник

Ориентирование по компасу, Солнцу, Луне, звездам

Разделы: ОБЖ

Обучающие.

  • Обеспечить понимание учащимися место данной темы по ориентированию в общей теме “Способы ориентирования человека в природной среде”.
  • Организовать деятельность учащихся по изучению способов ориентирования и умения использовать их на практике.
  • Развивающие.

  • Обеспечить развитие у школьников умения ориентироваться в природной среде
  • Создать условия для практического применения теоретических сведений.
  • Содействовать развитию у учащихся логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные.

  • Содействовать развитию у детей умения рассуждать, общаться, работать самостоятельно.
  • Воспитывать у учащихся умения ориентироваться на местности, проявляя чувство коллективизма и товарищества.
  • 1. Организационный момент.

    Готовность учащихся к уроку (учебники, дневники, тетради, ручки, компасы, карты-схемы).

    Пусть хорошее настроение поможет нам решить все задачи и усвоить тему урока.

    2. Вводная часть.

    Сейчас вы изучаете большую тему “Способы выживания человека в природной среде”.

    Тема сегодняшнего урока является частью этой общей темы. А определить её вы должны будете самостоятельно.

    Попробуйте правильно ответить на задания весёлого теста.

    Этот тест составил Вася Шутилкин для своего дедушки Ориентиркина Петра Фёдоровича. Вам нужно выбрать 2 правильных ответа.

    В поход обязательно нужно взять:

    1. Бумагу и ручку (на случай, если заблудишься, напишешь письмо)
    2. Компас (чтобы найти дорогу домой)
    3. Сапоги – болотники (чтобы не намочить ноги)
    4. Кирпичи (чтобы сложить небольшую походную печку)
    5. Хлеб, соль, спички

    3. Изучение нового материала.

    2 слайд (карта-схема)

    Итак, перед вами карта-схема (Приложение 2) нашего урока. Во время урока она нам поможет. Как вы видите, заполнена она не до конца, а заполнить мы её должны будем по ходу урока.

    Вы уже сказали, что одним из главных предметов, необходимых в походе является компас. Ну, а если дедушка забыл взять компас и заблудится, то ему могут помочь в этом солнце, звёзды, луна.

    Посмотрите на свои карты-схемы, для начала нам нужно определить тему урока.

    В самом центре карты-схемы написано латинское слово “oriens”.

    В каком русском слове есть такой же корень “ориен”? (Кстати, и в фамилии дедушки есть такой корень).

    Молодцы! А теперь давайте запишем тему урока “Ориентирование”.

    4 слайд (тема: ориентирование по компасу, Солнцу, Луне, звёздам)

    Что же такое ориентирование?

    5 слайд (Ориентирование — умение определять на местности стороны горизонта по компасу,
    Солнцу, звёздам и местным признакам).

    Стр 49. (Некоторые факты)

    Итак, сегодня мы узнаем, как ориентироваться по компасу, звёздам, Солнцу, Луне.

    Познакомимся с понятиями азимут, гномон

    Первый способ ориентирования по компасу. В картах-схемах напротив компаса поставьте знак “+”.

    А теперь внимание на доску.

    Компас изобретён около 3 тысяч лет назад, в Китае, посмотрите, какими они были. В наше время компасы уже другой формы, более удобны, но, принцип работы тот же.

    Перед вами компасы.

    Компас – это прибор, который помогает определить стороны света.

    Для работы его нужно положить на ровную горизонтальную поверхность или ладонь. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

    Определив стороны света нужно выбрать направление для движения. Для более точного выбора направления введён термин азимут.

    7 слайд (рисунок по определению азимута)

    В ваших картах-схемах есть рисунок, на котором вы должны подписать азимут.

    Азимут – это угол между направлением на север и на какой либо предмет местности, он измеряется в градусах.

    Сейчас я предлагаю вам определить азимут на … (коробку, стоящую на столе).

    Для определения азимута совмещаем синюю стрелку с “0”. Затем от центра компаса в направлении коробки кладём ручку. Угол между “0” и линией направления будет являться магнитным азимутом.

    Следующий способ – ориентирование с помощью Солнца. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Солнца.

    Чтобы узнать стороны света с помощью Солнца, нужно определить полдень.

    Для этого втыкаем в землю колышек и время от времени отмечаем конец тени, самая короткая тень будет в полдень. Это приспособление называется гномон. (Подпишите рисунок в своих картах-схемах)

    9 слайд (солнечный полдень)

    Перед вами рисунок, как правильно определить стороны света.

    Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень от головы будет указывать на север и т.д.

    Следующий способ – ориентирование по звёздам. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Звёзд.

    10 слайд (поиск Полярной звезды)

    Оказывается, определить стороны света ночью ещё проще, чем днём — не нужно даже компаса, потому что Полярная звезда неизменно будет указывать на север.

    Для её определения нужно отрезок, соединяющий крайние звёзды БМ отмерить 5 раз в сторону ММ. Конечная точка будет полярной звездой. (Принцип циркуля).

    В ваших картах-схемах подпишите рисунок — “Поиск Полярной звезды”.

    Следующий способ – ориентирование по Луне. В ваших картах-схемах поставьте знак “+” напротив Луны.

    11 слайд (полнолуние, растущая, убывающая луна)

    В полночь полная Луна будет указывать на юг.

    Растущая — на Запад.

    Убывающая – на Восток.

    (Подпишите на рисунке в ваших картах-схемах полную, растущую и убывающую луну)

    (Как определить растущую и убывающую Луну)

    12 слайд (карта-схема)

    Как вы видите, в вашей карте-схеме остался ещё один способ определения сторон света – по часам.

    Этот способ ориентирования вы отработаете дома. А так же повторите то, что мы изучили с вами на сегодняшнем уроке.

    А что мы узнали сегодня на уроке?

    Какой вывод можно сделать? Нужно ли уметь ориентироваться на местности? (Да, нужно)

    Сегодня мы познакомились с ориентированием по компасу, звёздам, Солнцу, Луне, а на следующем уроке вы узнаете и другие способы ориентирования.

    Вот вы ребята определили азимут на эту коробку, а ведь эта коробка не простая, в ней пожелание для вас. (Приложение 3)

    Источник

    Adblock
    detector