Оранжевое солнце, оранжевое небо: как древние люди воспринимали цвета
Дизайнеры могут подобрать любой цвет для капризного заказчика — от «бедра испуганной нимфы» до «влюбленного жирафа» (французский хит 1827 года). Но каким набором обходились мастера и торговцы далеких времен? «Нож» показывает палитру цветов Древнего Востока и Средиземноморья и выясняет, без каких драгоценных камней не было бы модели RGB и куда подевался синий цвет в древних текстах.
Чтобы понять, как развивалась история цветов, ученые обращаются к древним предметам искусства, текстам и орудиям. Слова, обозначающие цвета, появляются в шумерском, аккадском и египетском языках с конца 4 тысячелетия до н. э., а через полторы-две тысячи лет — в греческом и китайском. Сохранившиеся письменные источники позволяют увидеть, как зарождалась классификация цветов и как люди стали переходить от описания конкретных вещей к абстрактным понятиям.
Базовые цвета
Самые ранние упоминания цвета ученые нашли в языках Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья (протоклинопись, шумерский, аккадский, египетский, протогреческий). Во всех этих языках есть слова со значениями «темный» и «светлый», но вот понятия «белый» и «черный» более размыты. Даже узкие значения, как у греческого mélas («черный»), нередко включали в себя оттенки, которые сейчас мы называем коричневыми и просто темными. В целом практически все названия черного и белого были «центральными», а вокруг них выстраивался целый спектр.
Красный
В древних языках «красный» разделялся на разные оттенки. Привычный нам цвет встречается в ранних рисунках и упоминается в текстах, но категории красного как лингвистической единицы не существовало во 2 и 3 тысячелетии до н. э. В аккадском, греческом и египетском слова, обозначающие общий красный цвет, часто заменяли синонимами «красочный» или просто «цветной».
Может быть интересно
Зеленый
Египетское слово wādj и аккадское warqu обозначали то, что сейчас мы называем зеленым цветом. Даже английское green, скорее всего, происходит от того же корня — но не обязательно от того же цвета.
Аккадское warqu использовалось для описания и золота, и растительности, поэтому обозначало не только зеленый, но и желтый цвет.
В греческом языке было слово khlōrós, описывающее зеленый примерно таким же, как мы сейчас его воспринимаем, однако оно тоже обозначало не один конкретный оттенок, а сразу несколько. В китайском же современное значение «зеленого» появилось только в 1 тысячелетии до н. э.
Желтый
Ранних упоминаний оттенков желтого меньше. В египетском языке этот цвет иногда обозначало слово nbw («золотой»). Чтобы показать достаток и богатство, женщин изображали с желтоватым оттенком кожи, в то время как служанкам и молодым девушкам доставался красноватый тон. В аккадских текстах «золотой» тоже был метафорой желтого цвета. В греческом khrusós («золотой») и xanthós («желтый») встречаются почти одинаково часто.
Читайте также
Синий
Слова, обозначающие синий цвет, в аккадском (uqnu) и египетском (ḫsbḏ) также означали «лазурит»; то же происходило и в греческом языке (слово kuáneos греки позаимствовали из аккадского). Mefkhat в египетском означало не только «бирюза», но и «голубой». На протяжении 2 тысячелетия до н. э. эти слова чаще всего ассоциировались с материалами, а уже потом стали более абстрактными.
Может быть интересно
Материалы
В древности восприятие самой идеи цвета было иным. Наши предки выделяли цвета не согласно видимому спектру, а в связи с драгоценными камнями, красками и металлами. Уже отсюда они распространяли значения слов в другие сферы жизни — так появились абстрактные термины.
Яркий пример такой драгоценности — золото. В некоторых языках слово «золотой» подразумевает ассоциации в основном с желтыми частями спектра, но также с оранжевыми и даже красными. В современных же языках золотой цвет четко ассоциируется с желтым.
Камни, подарившие нам зеленоватые оттенки, стали известны людям примерно 10 тысяч лет назад. Лазурит появляется на юге и западе Азии начиная с 6 тысячелетия до н. э.; сердолик, бирюза и нефрит встречаются чуть позже в Европе и Китае; золото и серебро — в Европе и на Ближнем Востоке в 5 и 4 тысячелетиях до н. э.
Многие виды драгоценных материалов внесли свой вклад в понятия «блестящий» и «сверкающий». В частности, слово «белый» или «светлый» в шумерском (babbar) и египетском (ḥdj) языках означало «серебро». В греческом языке «серебро» передавалось словом «сияющий» (argos).
Слова «яркий», «блестящий» стали основой для многих слов, которые в итоге перешли в категорию абстрактных цветов. Иногда случалось и обратное, когда драгоценные материалы влияли на название цвета.
Например, шумерский термин sˇuba означал «агат», «драгоценный камень» и «блеск», kug — «серебро», а также «яркий» и «белый». В целом в древних языках идеи блеска и цвета возникали из ассоциаций с драгоценными материалами.
Даже если в языке существовали некоторые абстрактные цветовые значения, они менялись в угоду торговым отношениям. В средневековом коптском языке раннее египетское «белый» (ḥdj) заменили на ūbas (от слова «блестеть»), а hdj стало означать «серебристый». В микенском греческом языке традиционный eruthrós («красный») сменился словом phoînix — заимствованием от финикийцев, экспортировавших красную краску. Древнегреческий kúanos («синий») в микенский период стал означать «синяя эмаль».
Ученые считают, что история появления названий цветов не индивидуальна для каждого отдельного языка — они формировались по мере открытия новых материалов. Вначале стали использовать красный цвет (охру): первые найденные рисунки были сделаны 100 тысяч лет назад, задолго до появления самых ранних текстов. Красная и желтая охра, наряду с черной сажей, легко узнаваемы в пещерных росписях эпохи верхнего палеолита (примерно 35 тысяч лет назад). А вот зеленый и синий начинают появляться лишь десятки тысяч лет спустя. Нефрит стали использовать 10 тысяч лет назад в период неолита; золото, серебро, лазурит и сердолик появляются в раннем бронзовом веке, а бирюза — 4500 лет назад.
Восприятие цветов
На протяжении многих веков цветами интересовались совершенно разные социальные группы: ремесленники и торговцы тканями, красками и пигментами, геральдисты, художники, философы, физики, модельеры, поэты и т. д. Многие из них ввели свои названия цветов для решения конкретных задач. Однако лингвистическое кодирование цвета мало кого интересовало, пока в XIX веке британский премьер-министр Уильям Гладстон не заметил некоторые странности в том, как описаны цвета в «Илиаде» и «Одиссее».
Изучив тексты Гомера, политик пришел к выводу, что зрение у греков было недоразвитым.
По мнению Гладстона, цветовая гамма греческого эпоса оказалась крайне скудна и малопонятна: море и овцы были «цвета вина», мед был зеленым, как и испуганные лица людей; небо часто описывалось как бронзовое. Палитра Гомера ограничивалась только 5 цветами: металлический, черный, белый, желто-зеленый и красный. Но даже столетия спустя философ Эмпедокл полагал, что цветов всего 4: белый/светлый, темный/черный, красный и желтый. А философ Ксенофан упоминал радугу с 3 полосами: темно-фиолетовая, желто-зеленая и красная.
Для таких нестандартных описаний есть несколько объяснений. Существует много параметров оценки цвета, физические характеристики подразумевают разные оттенки, насыщенность и освещение. Цвета могут быть пастельными, яркими, темными и светлыми. Мария Микела Сасси, специалистка по древней философии, определяет три важных параметра для понимания греческих цветов:
- значимость — связана с тем, как мы запрограммированы воспринимать цвета. Например, если красный для нас означает опасность, то его значимость для нас будет гораздо выше остальных;
- событийность — субъективное переживание цвета, включая контекст, в котором он воспринимается (относительная яркость, освещение и т. д.), и его культурное значение;
- эффект блеска и материал — рассеивающие и текстурные эффекты, возникающие в результате наблюдаемого типа поверхности.
Есть и другие причины. Да, практически все видят цвета одинаково, но цветовые термины в разных языках охватывают разные части спектра. Более того, границы между частями спектра могут сдвигаться достаточно сильно, поэтому то, что в одном языке будет одним цветом, в другом будет тремя. Вспомните: во многих европейских языках синий и голубой обозначаются одним словом, поэтому иностранцы в московском метро не понимают, зачем делать рядом две синие ветки. Да, они видят разницу между светлым и темным оттенком, но для них она не критична.
Для наших предков цвета были не только зрительным образом. Они включали в себя текстуру, оттенки и метафорические значения вроде темперамента.
Так, термин khloros передавал не только желто-зеленый цвет, но и влажность, текучесть, свежесть и жизнь — именно поэтому «зеленая» кровь означала всего лишь новизну и свежесть. То же самое относится к бронзовому небу. «Бронзовое небо» и «железная земля» появляются во многих текстах того периода, вводя образ неприветливости природы и тяжелой участи главных героев. Получается, что по сравнению с нами греки воспринимали цвета сильнее, ведь для них существовало целое измерение контекста и скрытого смысла каждого цвета.
Может быть интересно
Хотя Гладстон и ошибался насчет зрения греков, в чем-то он был прав. Ученые выяснили, что «цветовые» различия в языках не связаны с тем, как люди распознают и классифицируют цвета, но влияют на скорость их распознавания. Иначе говоря, язык участвует в когнитивных процессах.
Но даже если древние видели цвета по-другому, их безусловная заслуга — любовь к новым материалам. Не зря мы до сих пор очарованы драгоценными камнями и металлами: они значительно расширили границы того, как мы описываем мир вокруг себя. Кто знает, какой бы была история искусства, если бы древние египтяне не оценили красоту бирюзы, а оружие из нефрита со временем не превратилось бы в изящные украшения.
Источник
Почему Луна и Солнце иногда оранжевые или красные?
Оранжевый и красный оттенки, которые иногда принимают Солнце и Луна, вызваны частицами в атмосфере Земли.
Когда свет (или, точнее, пакеты света, называемые фотонами) от астрономического объекта проходит через атмосферу Земли, он рассеивается от частиц в последней. Оказывается, эти частицы любят рассеивать синий свет больше, чем красный; поэтому «голубые» фотоны (с более короткими длинами волн) имеют тенденцию рассеиваться, а «красные» фотоны (с более длинными длинами волн) проходят через них.
Таким образом, астрономические объекты выглядят более красными с Земли, чем из космоса, потому что более красные длины волн от объектов проникают в атмосферу лучше, чем голубые. Кстати, именно поэтому небо голубое: синий свет от Солнца рассеивается во всех направлениях на пути к Земле.
Но как это объясняет случайное покраснение Луны или Солнца? Вы, возможно, заметили, что они всегда происходят, когда Солнце или Луна находятся близко к горизонту. Солнечный свет или лунный свет должны проходить через максимальное количество атмосферы, чтобы попасть к вашим глазам, когда Солнце или Луна находятся на горизонте (помните, что эта атмосфера представляет собой сферу вокруг Земли).
Итак, вы ожидаете, что *больше* синего света будет рассеиваться от солнечного или лунного света, когда Солнце или Луна находится на горизонте, чем когда, скажем, над головой; это заставляет объект выглядеть более красным.
Другими словами, Солнце или Луна имеют тенденцию выглядеть оранжевыми или красными, когда они поднимаются или садятся, потому что это время, когда свет должен пройти через большую часть атмосферы, чтобы добраться до вас. Эффект усиливается, когда есть тонкие облака перед Солнцем или Луной: сами облака часто светятся ярко-розовым, потому что они так хорошо рассеивают синий свет.
Источник
Какого цвета Солнце?
Хотя солнце кажется желтым или оранжевым, на самом деле оно ослепительно белое. Из-за атмосферы Земли, Солнце выглядит желтым и меняет цвета на восходе и закате. Реальный цвет Солнца можно увидеть из космоса, потому что в космосе нет молекул, с которыми взаимодействовал бы свет.
Наше Солнце — это почти идеальная сфера горячей плазмы, расположенная в центре Солнечной системы. Это звезда главной последовательности типа G, на долю которой приходится более 99,8% массы Солнечной системы.
Это, несомненно, основной источник энергии для жизни на Земле. Однако большинство людей не знает самого главного свойства Солнца; какого оно цвета?
Если вы попросите кучу людей сказать вам, какого цвета наше Солнце, то, скорее всего, они посмотрят на вас, как на дурака и скажут вам очевидный ответ: оно желтое.
Но так ли это на самом деле?
Вы будете удивлены, узнав, что Солнце не красное, не оранжевое и не желтое. Вместо этого Солнце — это все цвета, сплавленные вместе, которые кажутся нашим глазам белыми.
Радужный свет — форма разноцветной дуги окружности — исходит от Солнца и делится на семь цветов. Каждый цвет обладает уникальной длиной волны. У синего самая короткая, а у красного самая длинная длина волны.
Почему Солнце выглядит желтым или оранжевым?
С нашей точки зрения, Солнце действительно выглядит желто-оранжевым, особенно вскоре после восхода и до захода солнца. Это происходит из-за атмосферы Земли.
Солнце излучает широкий диапазон частот света. В верхней части атмосферы Земли, солнечный свет состоит из почти 50% инфракрасного света, 40% видимого света, и 10% ультрафиолетового света. Атмосфера отфильтровывает более 70% солнечного ультрафиолета, особенно на самых коротких длинах волн.
Фотоны в нижнем конце спектра (желтый, оранжевый, красный) рассеиваются не так легко, в то время как более высокий конец спектра (фиолетовый, индиго и синий) с большей вероятностью рассеивается.
Также было замечено, что Солнце излучает больше фотонов в зеленом сегменте спектра, чем любой другой.
В полдень короткие волны (синий свет) ударяют по молекулам воздуха в верхних слоях атмосферы и многократно рассеиваются, прежде чем попасть в глаза. Этот эффект рассеяния также придает небу голубой цвет.
Ближе к горизонту солнце кажется оранжевым
Однако на восходе и закате солнце находится ближе к горизонту, а это означает, что свет проходит через большее количество атмосферных молекул. При увеличении атмосферы синие фотоны рассеиваются еще больше, оставляя только низкоэнергетический желтый, красный и оранжевый свет.
А когда в воздухе появляется пыль и дым, это усиливает эффект рассеяния, придавая Солнцу более красноватый вид.
Фактический цвет нашего солнца
Если вы посмотрите на Солнце с Луны или с Международной космической станции (МКС), вы увидите его истинный цвет. Поскольку в космосе нет атмосферы, свету не с чем взаимодействовать. Поэтому из космоса Солнце выглядит блестяще белым, с индексом цветового пространства CIE (0.3, 0.3).
Изображение Солнца, сделанное с МКС
Цвет также указывает на температуру звезды. Наше Солнце, например, имеет температуру поверхности около 5505°C и среднюю яркость около 1,88 гига Канделы на квадратный метр.
Более холодные звезды кажутся краснее других. Бетельгейзе, одна из самых ярких звезд на ночном небе, разбухла и остыла, превратившись в красного сверхгиганта. Ее температура колеблется от 3000°C до 3400°C.
Горячие звезды выглядят синими. Риггл, например, кажется невооруженным глазом одной сине-белой звездой, и она может достигать температуры выше 11 000°C.
Ложные цветные изображения
Если наше Солнце на самом деле белое и его видимые выходные пики зеленого цвета, то почему некоторые солнечные изображения являются голубыми, зелеными, оранжевыми или красными?
На самом деле, человеческие глаза могут обнаружить только небольшой сегмент электромагнитного спектра, и этот сегмент называется видимым светом. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи имеют меньшую и большую длину волны, чем видимый свет, соответственно.
Изображение Солнца, снятое в экстремальных ультрафиолетовых лучах
Астрономические приборы, такие как солнечная и Гелиосферная обсерватории, фиксируют данные Солнца в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Изображения, полученные из таких данных, должны быть окрашены так, чтобы наши глаза могли их видеть. Таким образом, ученые используют уникальные цвета (например, неоновый зеленый или ярко-красный), чтобы представить невидимые версии Солнца.
Чтобы сделать изображения более похожими на то, чего ожидают люди, ученые часто раскрашивают реальные изображения Солнца, снятые в видимом белом свете.
Солнце фиксируется в видимом белом свете, а затем кодируется цветом, чтобы оно выглядело оранжевым
Источник