Меню

Определи род имен существительных солнце

Род имен существительных

О чем эта статья:

Каникулы со смыслом в Skysmart для детей 4-17 лет

Особенности категории рода существительных

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Род существительных— постоянный грамматический признак. Школьники изучают его с 3 класса.

Категория рода имен существительных — грамматический признак, который дает нам информацию о родовой принадлежности предмета, живого существа, явления, либо ее отсутствии.

Три рода имен существительных:

Существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Примеры существительных мужского рода: брат, стол, папа, орел.

Женский — она, моя.

Существительные женского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Примеры существительных женского рода: тетя, день, груша, пустыня.

Средний — оно, мое.

Существительные среднего рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -о, -е.

Примеры существительных среднего рода: серебро, солнце, озеро.

Отдельно выделим класс слов общего рода. Существительные общего рода в зависимости от контекста могут употребляться в виде мужского и женского рода.

Примеры: зануда, неженка, плакса, тихоня, заводила, непоседа, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Определение рода имен существительных

Род имени существительного можно определить по грамматической форме прилагательного, которое с ним связано. Вот так:

  • Существительные мужского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чей? какой? (красный пиджак, большой сундук);
  • Существительные женского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чья? какая? (свежая пресса, грустная соседка);
  • Существительные среднего рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чье? какое? (кошачье мурчание, высокое здание).

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица:

  • дедушка, собеседник — муж. р.;
  • сестра, продавщица — жен. р.

Род имен существительных можно определить по характерному окончанию в начальной форме. Таблица для проверки:

Правильно говорить: существительное мужского/женского/среднего рода.

А вот так — неправильно: в мужском/женском/среднем роде. Дело в том, что «в» означает непостоянный признак. А у существительного всегда есть число, падеж, и оно всегда определенного рода.

Род несклоняемых существительных

Несклоняемые имена существительные — это заимствованные из других языков слова, у которых на русском одна и та же грамматическая форма во всех падежах.

Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно учитывать значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости.

Одушевленные существительные, которые называют человека по признаку пола, имеют категорию мужского или женского рода в соответствии со значением:

  • блестящий маэстро — муж. р.
  • известный кутюрье — муж. р.
  • красивая мадам — жен. р.
  • юная леди — жен. р.

Иностранные слова, которые называют птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка:

  • яркий колибри — муж. р.
  • пестрый какаду — муж. р.
  • мохнатый шимпанзе — муж. р
  • настороженная шимпанзе — жен. р.
Читайте также:  Выберите правильные ответы вокруг солнца движется

В русском языке заимствованные слова сохраняют тот же род, что был в иностранном варианте. Это объясняет то, что в современном русском языке слова «рояль», «кофе», «кенгуру» относятся к мужскому роду. «Сальто», «шасси», «домино» — к среднему роду, а «шаль» — к женскому.

У неодушевленных существительных чаще всего средний род:

  • чистое метро;
  • весёлое шоу;
  • уютное кафе;
  • быстрое такси.

У некоторых неодушевленных существительных род определяется по опорному слову:

  • зелёная кольраби (капуста) — жен. р.
  • соленый сулугуни (сыр) — муж. р.
  • большой торнадо (ураган) — муж. р.
  • длинная авеню (улица) — жен. р.
  • вкусная киви (ягода) — жен. р.
  • результативный пенальти (штрафной удар) — муж. р.

В географических названиях нужно понять, о каком объекте идет речь и определять род по нему:

  • Город (Питер, Геленджик) — муж. р.
  • Река (Миссисипи, Конго) — жен. р.
  • Озеро (Байкал, Онежское) — ср. р.

Род аббревиатур можно определить по главному слову. Но, прежде, аббревиатуру нужно расшифровывать:

  • МГУ продолжил набор студентов. — Московский государственный университет продолжил набор студентов.
  • МКАД будет перестроена. — Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
  • ЕГЭ сдан успешно. — Единый государственный экзамен сдан успешно.
  • ВДНХ закрыта. — Выставка закрыта.
  • ГАИ сообщила. — Инспекция сообщила.

В каждом правиле есть исключения. Иногда аббревиатура может склоняться как обычное слово. Например:

  • Вуз начал набор студентов — муж. р. Хотя вуз — это высшее учебное заведение — ср. р.
  • МИД не согласен с позицией США — муж. р. Хотя МИД — министерство иностранных дел — ср. р.

Чтобы сделать, чтобы не запутаться? Все просто: проверить род слова в словаре.

Источник

Определение рода имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Определение рода имён существительных.

Скачать:

Вложение Размер
3g_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx 24.07 КБ
prezentatsiya_rod_imen_sushch.ppt 1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3Г класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах».

Тип урока: урок закрепления

  • систематизировать и обобщить знания о родах имен существительных;
  • развивать умения учащихся определять род имен существительных;
  • познакомить с алгоритмом определения рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах;
  • выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • проявлять интерес к русскому языку;

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П, интерактивная доска, презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, Тм «Хлопик».

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Июнь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Род имён существительных, с. 59 – 61

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Части речи. Имя существительное
Род имён существительных

Ответы к стр. 59 – 61

1. Прочитай загадку Л. Ульяницкой. Запиши отгадку. Над именами существительными укажи род.

ж. р.
Стоит толстуха —
ср. р.
Деревянное брюхо,
м. р.
Железный поясок. (Бочка)

Выпиши любое имя существительное и в скобках запиши местоимение, с помощью которого удалось определить род этого имени существительного.

2 ∗ . Прочитай. Отметь √ пары имён существительных среднего рода. Над другими именами существительными укажи род.

м.р. м. р. ср. р. ж. р.
кофе — кофейник масло — маслёнка
м. р. ж р.
сердце — сердечко друг — подружка
м. р. ж. р.
лужок — лужайка кольцо — колечко

3 ∗ . Прочитай. Найди и подчеркни в каждом ряду лишнее имя существительное. В скобках укажи признак, который отличает это имя существительное от других имён существительных этого ряда.

Чайник, самовар, блюдце , кувшин (ср. р.)
Метель, кисель , мебель, медаль (м. р.)
Солнце, радуга , шоссе, облако (ж. р.)

4. Прочитай. Подчеркни имена существительные, у которых нельзя определить род. Определи род у других имён существительных по их начальной форме.

ж.р. ср. р. м. р. ср. р.
Нитки, ножницы , озёра, караси, брюки , платья.

5 ∗ . Прочитай. Укажи род выделенного имени существительного. Подчеркни слова, которые помогли тебе определить род этого имени существительного.

Лишь в Австралии зелёной
м. р.
Кенгуру живёт смышлёный .
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит. (В. Степанов)

• Подчеркни в стихотворении имя существительное собственное, неодушевлённое, женского рода, употреблённое в форме единственного числа .

6. Прочитай. Составь из данных слов два предложения: первое — простое нераспространённое, второе — сложное предложение. Запиши составленные предложения.
ж.р.
Пришла зима.
м. р. м. р. ср. р. ж. р.
С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Укажи род над именами существительными.

7 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы. Укажи род над именами существительными.

М. р. стриж, борщ, сторож, картофель.
Ж. р. рожь, фамилия, помощь, молодёжь, дичь, сирень.
Ср. р. солнце, имя, счастье, сердце, печенье.

8. Прочитай. Распредели имена существительные в три группы: в первую — имена существительные мужского рода, во вторую — имена существительные женского рода, в третью — имена существительные среднего рода.

Вкусный бор щ (м. р.) , лесная ди чь (ж. р.) , русская ре чь (ж. р.) , ржаной кала ч (м. р.) , детский пла ч (м. р.) , звёздная но чь (ж. р.) , солнечный лу ч (м. р.) .

9 ∗ . Прочитай. Запиши слова по порядку, заменяя звуки из скобок буквами. Укажи род над каждым именем существительным.

1) мело чь , гра ч , скрипа ч 3) ков ш , ти шь , мы шь
2) помо щь , пла щ , ве щь 4) но ж , ло жь , мор ж

10 ∗ . Прочитай. Составь из предложений текст. Озаглавь. Раздели текст на три части. Запиши каждую часть с красной строки.

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Там случился обвал и загородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.

Правильно говорят, что собака друг человека.

Источник

Род имен существительных
план-конспект урока (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 3 классе, по теме «Род имен существительных». Познакомить уч-ся с понятием что такое «род».. Учиться определять род у имен существительных, классифицировать слова по родам, выделять окончания. В процессе урока ребятам нужно понять зачем нужно изучать род у имен существительных. На уроке использую фронтальную, групповую работу, а также работу в парах. Презентацию-игру для закрепления

Скачать:

Вложение Размер
rod_imen_sushchestvitelnyh.doc 58.5 КБ
kartochki.doc 28 КБ
rod_imen_sushchestvitelnyh.ppt 111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Род имен существительных

Цель: определять род имен существительных

Задачи: содействовать формированию умений определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений; развивать наблюдательность, внимание, устную и письменную речь.

Планируемые результаты урока:

Регулятивные: определять тему и ставить цели урока, контролировать свою деятельность после каждого этапа

Познавательные: уметь выполнять задания в учебнике, применяя полученные знания; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; осуществлять анализ, сравнение, сопоставление и обобщение

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе и парах; слушать и слышать друг друга и учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные: развивать умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; уметь выражать свое мнение; работать над адекватной самооценкой.

Источник

Adblock
detector