Меню

Определение размеров луны лабораторная работа

Лабораторная работа № 1 тема изучение рельефа луны

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение рельефа Луны

Цель: Пользуясь фотографиями Луны, отождествить формы рельефа и указать название отдельных образований на её поверхности

Оборудование: фотографии участков Луны, контурная карта её поверхности, мультимедийный курс «ОТКРЫТАЯ АСТРОНОМИЯ 2.6».

Луна – это самое близкое к нам небесное тело. Луна светится отраженным от Солнца светом .Луна каждый день восходит на востоке, двигается по небу в западном направлении и заходит на западе. Период вращения Луны и период её обращения совпадает. Это не является случайность, а обусловлено гравитационным действием Земли на Луну.

Когда Галилей впервые навел свой телескоп на Луну, он по ошибке принял увиденные им большие темные области за водные пространства и назвал их морями. Лунные моря, часто имеющие примерно круговую форму, на самом деле являются застывшими лавовыми излияниями. Поверхность морей состоит из базальтов, которые образуются при застывании вулканической лавы.

Светлые участки Луны называются материками. Это более возвышенные, более неровные и более древние районы Луны.

Мощная литосфера толщиной около 1000 км исключает разломы и выход лавы на поверхность. Но раньше, миллиарды лет назад, на Луне были извержения вулканов.

Кратер Ван де Грааф шириной 243 км

Видимыми даже невооруженным глазом деталями лунного рельефа являются так называемые моря и материки . Вокруг морей часто располагаются горы. Их размеры довольно внушительны: Апеннины имеют максимальную высоту 6 км, Карпаты – 2 км.

Луна на нашем небосклоне и Земля на лунном небе

Кратер Тихо со светлыми лучами, расходящимися во все стороны

При наблюдении в телескоп становится ясно, что моря и материки усыпаны кратерами. Особенно выделяются кратер Коперник и кратер Тихо с расходящимися от него почти по всей поверхности Луны белыми лучами. На видимой стороне Луны количество кратеров, диаметр которых больше 1 км, около 300 000. Размеры кратеров колеблются от сотен километров до нескольких сантиметров. Некоторые из них в центре имеет характерное образование – горку; у некоторых кратеров на внутренних стенках имеются террасы. Возле самых молодых кратеров можно видеть лучевые системы – светлые полосы, которые расходятся во все стороны. Эти лучи могут быть вторичными кратерами, порожденными осколками метеорита, которые образовали во время взрыва основной кратер, находящийся в центре.

Кратер Эратосфен диаметром 61 км образовался относительно недавно. На горизонте виден другой молодой кратер – Коперник

Согласно современным представлениям, большинство кратеров , в изобилии покрывающих поверхность Луны, образовались при столкновении крупных метеоритов и небольших астероидов с поверхностью 3,5 миллиарда лет назад. Энергия, выделяемая при взрыве, испаряла не только вещество метеорита, но и часть пород в месте удара. Столкновения с очень крупными астероидами вызвали гигантские разломы в лунной поверхности, через которые вытекала жидкая расплавленная лава. Так на Луне появились моря и океаны.

Модель 4.7. Образование кратеров

Итальянский астроном Джованни Риччолли в XVII веке присвоил возвышенностям и впадинам на Луне названия: Альпы, Апеннины и Кавказ, Океан Бурь, моря Дождей, Холода и Спокойствия, кратеры Тихо, Пифагор, Птолемей и т.д. По предложению советских астрономов Международный астрономический союз поместил на первую карту обратной стороны Луны 18 названий вновь открытых образований. Так появились на Луне Море Москвы, кратеры Герц, Курчатов, Ломоносов, Максвелл, Менделеев, Склодовская-Кюри, Циолковский.

Читайте также:  Какая сегодня луна по гороскопу

Конечно, никаких морей на Луне нет. Лунные моря совершенно сухие и представляют собой обширные, залитые некогда базальтовой лавой низины. Луна – безжизненное тело, лишенное атмосферы, морей и океанов. На протяжении лунных суток температура поверхности может изменяться на 300 градусов (от –170 °C до +130 °C). При таких условиях вода в жидком состоянии находиться не может. 6

Карта поверхности Луны (вид в телескоп)

В 1999 год космический аппарат «Lunar Prospector» по команде с Земли сошел с окололунной орбиты и врезался в кратер в районе южного полюса. До этого спутник кружил по орбите почти 18 месяцев и выявил некоторые свидетельства присутствия над кратером водорода – одной из составляющей воды. Были высказаны предположения, что на Луне может оказаться до 300 миллионов тонн льда. Считалось, что от удара часть воды испарится и вместе с пылью будет выброшена вверх. Ученые надеялись, что затем водяные пары удастся обнаружить с помощью наземных и космических телескопов. Но, к сожалению, никаких следов воды обнаружено не было.

Маленький шаг для одного человека – огромный шаг для всего человечества. Нейл Армстронг, первый человек на Луне. 20 июля 1969 года

Этот след сохранится на Луне миллионы лет

Благодаря исследованием АМС «Луна» и посадкам на поверхность американских астронавтов, поверхностный грунт Луны исследован хорошо. Астронавты привезли на Землю около 385 кг лунных камней. Постоянная бомбардировка Луны крошечными метеоритами является причиной того, что вся ее поверхность, на 9–12 метров вглубь, покрыта слоем мелкого раздробленного спекшегося вещества, образовавшего как бы слежавшуюся губчатую массу. Этот тонкий слой лунной поверхности называют реголитом . Реголит является хорошим термоизоляционным материалом, поэтому уже на глубине несколько сантиметров сохраняется постоянная температура.

Ни один камень, доставленный на Землю, никогда не подвергался воздействию воды или атмосферы и не содержал органических останков. Луна – абсолютно мертвый мир.

Обратная сторона Луны является идеальным местом для астрономических наблюдений: она защищает приборы от излучения с Земли, а ночь на Луне длится 14 земных суток. Отсутствие атмосферы делает возможным наблюдения в любом диапазоне. Когда-нибудь на Луне будут построены космические станции и астрономические обсерватории. Богатые запасы железа, алюминия и кремния явились бы неплохим источником строительных материалов, а содержащиеся в горных породах водород и кислород – сырьем для получения воздуха и воды.

Порядок выполнения работы:

1.Внимательно рассмотрите на снимке 4.4.8.6. формы лунного рельефа.

2.Пользуясь контурной картой Луны, установите названия отдельных образований на её поверхности, отмеченных цифрами и числами, и запишите в тетрадь под соответствующими номерами

Чтобы ответить на дополнительные вопросы необходимо воспользоваться мультимедийным курсом астрономии.

ПУСК.ВСЕ ПРОГРАММЫ.В ПУНКТЕ «ПРОГРАММЫ ФИЗИКОНА» ВЫБЕРЕТЕ «ОТКРЫТАЯ АСТРОНОМИЯ 2.6».ОТКРОЙТЕ ПУНКТ 4.4.7 «НОЧНОЕ СВЕТИЛО».

ПРОЧИТАЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУНКТА

1.Почему у Луны нет атмосферы?

2.Почему Луна имеет очень слабое магнитное поле?

3.Почему на Луне происходит большой перепад температур?

Источник

Лабораторная работа по астрономии «Изучение рельефа Луны»

Лабораторная работа № 1

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛЬЕФА ЛУНЫ

Цель работы: Пользуясь фотографиями Луны, отождествить формы ее рельефа и указать названия отдельных образований на ее поверхности.

Пособия: фотографии и карта Луны, контурная карта ее поверхности (рис. 1, 2, 3, 4).

Читайте также:  Как узнать что луна нарастающая

Порядок выполнения работы

Перечислите формы лунного рельефа, представленные на фотоснимке. (Ответ дать в виде небольшого рассказа.)

Пользуясь картой Луны, контурной картой ее поверхности, установите названия отдельных образований на ее поверхности, отмеченных числами, и запишите в тетрадь под соответствующими номерами.

Номер материала: ДБ-1093609

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

Люди с инвалидностью смогут получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии

Время чтения: 2 минуты

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лабораторная работа Наблюдение поверхности Луны и двойной звезды

Лабораторная работа № 3

Раздел III. Физическая природа тел Солнечной системы

Тема 3. 1 Система Земля—Луна

Название практической работы: наблюдение поверхности Луны, двойной звезды и туманностей

Учебная цель: наблюдать в телескоп поверхность Луны

Учебные задачи: рассмотреть изображение лунного диска пятна моря Луны, кольцевые овалы – кратеры Луны. Отметить расположение лунных морей и кратеров.

Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

уметь: пользоваться учебным телескопом, биноклем. Проводить наблюдения

знать: поверхность Луны с помощью лунной карты

— методические указания по выполнению занятия

— лабораторная тетрадь, карандаш, линейка

— телескоп (один на всю группу, бинокль, красный фонарик, часы (чтоб знать точное время, когда производилось наблюдение)

Порядок проведения занятия:

Для выполнения практической работы учебная группа

выполняет один вариант

Работа проводится с телескопом, рисунок 1, который устанавливается на штативе 3 и имеет зрительную трубу 1, азимутальную (или экваториальную установку) 2. Зрительная труба состоит из корпуса, объектива 4, муфты с механизмом выдвижения 5, окулярной трубки 6. Муфта с механизмом выдвижения служит для обеспечения движения окулярной трубки при фокусировке телескопа. Окулярная трубка предназначена для установки в неё окуляров и плавного передвижения их при фокусировке телескопа. Азимутальная установка обеспечивает перемещение зрительной трубы телескопа вокруг двух взаимно перпендикулярных осей.

Объектив телескопа даёт действительное изображение наблюдаемого объекта, а окуляр увеличивает это изображение.

Рисунок1 Рисунок 2

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Как устроен лабораторный телескоп, бинокль?

Читайте также:  Самая крупная луна плутона

Почему наблюдать Солнце можно только через тёмное стекло (защитный фильтр)? Чтобы не повредить сетчатку глаза.

Наилучшие условия для наблюдения Луны? Первые десять дней после новолуния. Различные детали на поверхности Луны видны лучше в определённые моменты, зависящие от фазы Луны.

Что такое фазы Луны? Фазы Луны в мае 2018 года. 29 мая полнолуние

Как провести наблюдения с помощью бинокля: фаз Луны, положение её на небосводе и видимого перемещения планет среди звёзд?

Что такое двойные звёзды?

Для какой цели в древних культурах использовали Алькор? Для определения качества зрения будущих воинов. В Древнем Египте – в личные войска фараона, у арабов, греков и римлян – в лучники. В Японии человек, не различающий соседку Мицара, считался стариком, и значит – ему пришло время готовиться к смерти.

Что такое туманности? Участок межзвёздной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба, рисунок 5

Как изучить поверхность Луны с помощью лунной карты?

Почему с Земли можно наблюдать только одно полушарие Луны? Период вращения вокруг Земли и период вращения вокруг своей оси у Луны совпадает.

Какие образования можно увидеть с Земли? Селенологические образования — моря, кратеры, горы и горные цепи, разломы, трещины.

Что такое Лунные моря? Морями на Луне называются тёмные области, которые являются относительно ровными участками.

Что такое Лунные кратеры? Чашеобразное углубление в поверхности Луны, имеющее плоское дно и окруженное кольцевидным приподнятым валом.

Содержание и Последовательность выполнения лабораторной работы:

Задачи практической работы :

Расположить глаз у окуляра телескопа, установленного на Луну, и откорректировать по глазу фокусировку окуляра.

Наблюдать в телескоп поверхность Луны.

Рассмотреть на полученном изображении лунного диска пятна- моря Луны и кольцевые овалы – кратеры Луны.

Зарисовать в тетради наблюдаемое изображение Луны, отметив расположение наблюдаемых лунных морей и кратеров.

Расположить глаз у окуляра телескопа, установленного на двойную звезду «ковша» Большой Медведицы (вторая звезда конца «ручки ковша»)

Рассмотреть с яркой звездой Медведицы – Мицар вторую, слабую звёздочку Алькор. Эти звёзды отстоят друг от друга на расстоянии 707 секунд дуги.

При наблюдении обратить внимание на блеск, цвет и взаимное расположение звёзд

Вывинтить окуляр из переходной втулки и поместить перпендикулярно её оси микрометр. Ввинтить окуляр в переходную втулку.

Рассмотреть с помощью телескопа полученное изображение двойной звезды Большой Медведицы и определить количество делений микрометра между Мицаром и Алькором (угловое расстояние между наблюдаемыми звёздами ξ и g ), рисунок 6.

Определить цену деления микрометра, а: а = 707 секунд дуги / п.

Расположить глаз у окуляра телескопа, установленного на диск Луны (ξ) и звезду ориентир ( g ), которая может быть расположена слева или справа от диска Луны, и определить количество делений n 1 , микрометра между этой звездой и краем диска Луны, рисунок 7
Рисунок 7

Спустя 30 – 40 минут вновь определить количество делений n 2 микрометра между наблюдаемой звездой и диском Луны.

Определить угловое перемещение луны I n 2 – n 1 I a и её угловую скорость  I n 2 – n 1 I a / t , t – время между двумя наблюдениями, с.

Результатам измерений и вычислений записать в таблицу 1

Количество делений микрометра между звёздами Мицар и Алькор n

Цена делений шкалы микрометра, а » дуги

Источник

Adblock
detector