Открытый урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
Данный материал предназначен для урока- размышления в 6 классе.
В презентации, иллюстрирующей материал, имеются НАМЕРЕННО допущенные ошибки, которые учащиеся должны найти, исправить и объяснить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-razmyshlenie.docx | 19.84 КБ |
kladovaya_solntsa_tropa_nasti.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-размышление
по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
Автор: Семёнова С.В.
Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)
образовательная: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной героини, анализировать поступки , её поведение в природе, повторить теорию литературы
развивающая : учиться работать с художественным текстом.
воспитательная : развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям.
Тип урока: урок- размышление
Методы : беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах
Оборудование: презентация и мультимедийный проектор
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: за чем вода в стакане? От чего гусь плавает? По чему вы в школу идёте?
А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.
А теперь предкажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку.
Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе. то исходя из текста, смысла, можем иметь дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.
И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца» Насте.
Кто автор повести?
И мы продолжаем разговор о М.Пришвине — об одном из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож. Возможно, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина есть — это русский народ. В повестях и рассказах писателя все объединено человеком — неспокойным, думающим, с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку…(слайд 2)
Сегодня на уроке в центре нашего внимания будет Настя.
Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти
Цель нашего урока : пройти Настиной тропой, чтобы ответить на вопрос: что она потеряла и что приобрела, а чтобы ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти . (Слайд. №3)
-Для начала давайте порассуждаем, какое значение имеет слово «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом . Подберите синонимы к этому слову.
( тропа- дорожка, по которой идут люди; тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)
Выберите из предложенных рисунков тот, который посчитаете соотносится с вашим представлением, обоснуйте свой выбор. ( Слайд № 4)
Далее мы будем работать в группах.
Но прежде чем приступить к работе немного отдохнём: повернитесь к соседу направо и похлопайте в ладоши 2 раза, потом –налево и потрите ушки своего соседа. А сейчас я вас похвалю, а вы покивайте головой, согласитесь, какие вы хорошие. Молодцы, спасибо! А теперь с новымми силами приступим к работе. 5 минут
1 группа. Портрет Насти.(слайд 5)
Найдите в тексте описание Насти. С помощью каких
изобразительно-выразительных средств дается это описание?
(эпитет -золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)
-Какие отношения были с братиком Митрашей ?
— Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в избу).
2 группа. Ссора детей у Лежачего камня. (слайд 6,7)
— Почему Настя пошла по своей тропинке? (ей было обидно подчиниться младшему брату, в ней заговорила гордыня).
-Как природа себя ведет? Писатель наделяет явления природы признаками живых существ (солнце пересекла туча, ворон – предвестник несчастий в сказках. Сосна и ель зарычали, завыли). Это олицетворение.
— Прочитайте последнее предупреждение природы. (серая хмарь плотно надвинулась и закрыла солнце). Что хочет сказать природа?
3 группа. Настя на палестинке. Встреча со змеёй.(слайд 8,9)
— Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (её охватывает жадность). Почему лось не принял Настю за человека?
-Что заставило Настю осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
Прочитайте отрывок. Почему Настя чувствует себя другой? ( она словно прозрела, вспомнила о брате, поняло, что она давно его не видела)
-Автор вводит в произведение образ пня. Что общего и что отличает его от Насти (общее: они беру то, что дает палестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью собирала ягоды для себя).
Работа с классом
-Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на палестинке? Почему?(слайд 10)
Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:
Что же Настя потеряла на палестинке и что обрела?(слайд 11)
1гр. Что Настя потеряла?
2гр. Что бы вы сказали Насте, если бы
встретились с ней?
3гр. Какие уроки вы вынесли из
произведения? (она потеряла себя, забыв о Митраше . Приобрела тоже себя, поняв, что только вместе с братом они единое целое, только любовь и забота друг о друге, помогут им перенести все тяготы судьбы)
Вернемся к эпиграфу:
«Я ведь, друзья мои , пишу о природе. Сам же только о людях и думаю »
Как вы понимаете эти слова?
Итог урока: М.Пришвин проводит своих героев через испытания, которые они выдержали. Каждому из нас придется решать много жизненных задач, идти своей дорогой или тропкой, но самое главное – это не потерять себя, не потерять человеческое достоинство.
И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его героях такое домашнее задание (слайд 12)
- Тропа Митраши.(Работа парами. Презентация)
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
Как описание природы помогает понять состояние героя?
- Выберите и проиллюстрируйте понравившиеся эпизоды повести «Кладовая солнца»
Что вам понравилось на уроке?
Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?
А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы!Спасибо за урок!
Источник
Подготовить выборочный пересказ «Тропа Насти» «Кладовая солнца»
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Здесь противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака…. выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой. Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка, пересекло собой пополам восходящее солнце. Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни. Дети поссорились. Настя без рассуждений выбирает широкую тропу. Пришвин, изображая путь девочки, подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение не к Насте, а к природе. Говорят о том, что Настю охватывает азарт собирателя и жадность. Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин. В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся. Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти? 1. В повести показано, как от матери к дочери передаётся жизненный опыт женщины-хозяйки и хранительницы мира и любви в семье. Главное оружие женщины — ласка и доброта.
2. Женщине более свойственно идти надёжной, проторенной дорогой, и она хочет, чтобы этой же дорогой шли близкие, за жизнь которых она переживает.
3. Жадность, раздражение, озлобление губят человека, заставляют забыть о любви и добре. Нужно подняться над этими мелкими чувствами, искупить вину перед людьми щедростью и добротой.
Тропа Насти, как и тропа Митраши- это дорога взросления, путь, на котором человек раскрывается по отношению к природе и к близким.
Источник
Презентация по литературе на тему «Тропа Насти и Митраши» (6 класс)
Выбранный для просмотра документ Карточки.docx
Карточки-задания к повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
1. Кто прав : Настя или Митраша?
На чьей стороне автор?»
2. Сосна и ель, обречённые жить вместе, описаны рассказчиком как живые существа. Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели?
Как природа предупреждает мальчика об опасности? (с.52-53)
1. Кто прав : Настя или Митраша?
На чьей стороне автор?»
2. Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый Помещик, что в болоте есть гибельное место? (с.46, 47)
Кто прав : Настя или Митраша?
На чьей стороне автор?»
В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
Кто прав : Настя или Митраша?
На чьей стороне автор?»
Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
1. Кто прав : Настя или Митраша?
На чьей стороне автор?»
2.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
3.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
1. Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?
2.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
3. Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66
1. Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?
2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
1. Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?
2. Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
1. Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?
2.Какую правду перешёптывал Антипыч и собакам, и людям? с.69
Выбранный для просмотра документ Литература.ppt Пришвин.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литература. 6 класс Пришвин М.М. «Кладовая солнца» Учитель МБОУ ОСОШ №1 Токарева Людмила Павловна
Как автор относится к детям? с.39
Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
Почему автор называет детей “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”? Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки” Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”
Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения? С.40
Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве.
Автор и восхищается, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”
Сосна и ель, обречённые жить вместе, описаны рассказчиком как живые существа. Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели?
Рассказчик повествует не только о детях, о сосне и ели, но и о Сером Помещике, о какой-то правде Антипыча и его собаке Травке? Зачем?
Деревья не помогают друг другу, а выживают за счёт друг друга, враждуя. Серый Помещик жил для себя. Травка работала на Антипыча, но не для себя. Дети помогали друг другу, делали людям добро, и люди платили детям добром.
Какое событие изображено на иллюстрации? С.47 Инсценирование эпиэода
О чём мы будем размышлять? Назовите тему урока «Тропа Насти и Митраши» Или «Кто прав: Настя или Митраша?»
«Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой». Почему именно это мгновение изобразил автор? С.46 От Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути
На вопрос о правде Антипыч ответил: «…вы сами ищите»
Давайте и мы сами поищем ответ На с толе у вас вопросы-задания. Вы можете выбрать задание или поставить свои вопросы, чтобы ответить на главный вопрос.
Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?« Работаем в группах по заданиям
Какую правду перешёптывал Антипыч собаке Травке и людям? с.69
“Митраша в беде”. Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53) “Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной”. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.
Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь? С.66-69 « Маленький человек принужден был хитрить. … И маленький человек остановил в себе большое сердце…»
Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66 -69 Иди же ко мне, моя Затравка! Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания,- перед нею стоял прежний прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.
Нравится ли вам Митраша, когда он идёт по страшному лесу один, его смекалка?
Осуждает ли автор Настю, которая забыв о брате, занимается сбором клюквы? Автор удивляется ей: «Окуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»
Правду вековечной суровой борьбы людей за любовь
Осуждает ли героев автор за их ссору?
Рассказчик не осуждает героев за из ссору, а скорее огорчается временной слабостью тех, кем гордился, сочувствует им, радуется вместе с ними.
Автору нравится Митраша, когда он идёт по страшному лесу один, его смекалка?
Для естествоиспытателя Пришвина пойти по неизведанной тропе означало стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но Митраше не хватило жизненного опыта.
«Два охотника, человек и злейший враг его, встретились …» Что произошло?
Какие богатства скрыты в героях?
«не мужичок, а герой», «Настя отдала им всю свою целебную ягоду»
Домашнее задание: 1.Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану. 2.Сделать иллюстрации к сказке-были.
План: 1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша? 2.Их портреты. 3.Сходные черты: а)трудолюбие; б)деловитость; в)хозяйственность; г)любовь к родителям. 4.Различия: а)уступчивость и благоразумие Насти; б)строптивость и упрямство Митраши; в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки; г)воля, находчивость, смелость Митраши. 5.Отношение автора к Насте и Митраше.
Домашнее задание: Написать сочинение на одну из тем: «История Травки» 2. «Как Митраша попал в беду? 3. «В чём смысл названия повести?»
Выбранный для просмотра документ Тропа Насти и Митраши.doc
Урок литературы в 6 классе
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» (сказка-быль)
Тема: Тропа Насти и Митраши
Цель урока (для учителя): развивать творческие способности, познавательную активность через выполнение заданий творческого характера;
Цель урока (для учащихся): решить, кто прав, Настя или Митраша?
Знать текст, уметь в нём ориентироваться.
Учиться работать в группе.
Разгадать авторский замысел.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
3.Текст М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (учебник, Литература, 6 класс, под редакцией В.Я. Коровиной)
4.Карточки-задания для работы в группах
Ход урока:
1.Беседа по слайдам презентации
— Ребята, к нам в гости пришли герои повести М. М . Пришвина Настя и Митраша.
Урок начинается с театральной постановки «Настя и Митраша».
После выступления учащихся:
— Ребята, как вы считаете, удалось ли одноклассникам изобразить главных героев повести? Прокомментируйте выступление ваших одноклассников.
— Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о Насте и Митраше)
— О чём конкретно пойдет речь, что нам интересно в поведении детей?
(Кто прав? Настя или Митраша? Чью тропу я выбираю?)
— Попробуйте определить тему нашего разговора («Тропа Насти и Митращи»).
В конце урока мы должны сделать выводы: Какие нравственные уроки мы получаем, читая повесть Пришвина «Кладовая солнца»
Работа в группах. На партах учащихся — задания, по которым дети будут работать в течение урока, карточки-задания прилагаются.
Диспут на тему: «Кто прав? Настя или Митраша? Чью тропу я выбираю?»
Работа со слайдами презентации
Все тропы человеческие сливаются в одну большую дорогу – дорогу жизни, пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу.
7. Домашнее задание:
1.Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану.
1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?
г) любовь к родителям.
а) уступчивость и благоразумие Насти;
б) строптивость и упрямство Митраши;
в) жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;
г) воля, находчивость, смелость Митраши.
5.Отношение автора к Насте и Митраше.
2.Сделать иллюстрации к сказке-были. Или написать сочинение на одну из тем:
2. «Как Митраша попал в беду?
3. «В чём смысл названия повести?»
Учитель-консультант-помощник создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос, организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.
Урок предполагает организацию учащихся в малые группы. Учитель организует творческий характер деятельности учащихся, направляет их на поисковые методы.
Групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.
Номер материала: 377295
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
На базе МГППУ будет создан координационный центр психологической службы
Время чтения: 1 минута
Путин призвал допустить родителей к контролю за питанием в школах
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Ростовская школа набрала 19 первых классов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник