Педагогическое эссе на тему: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем»
«Учитель – свеча,
которая светит другим,
сгорая сама».
Мир мой соткан из мыслей и слов, из взглядов и знаков, из тепла и света. И мир этот всегда открыт для волшебных людей — для студентов. Вместе мы творим. Творим себя, творим, друг друга, творим жизнь. Работаю преподавателем математики с 1983 года. Многие говорят: «Не надоело?», «Скучно!». Я так не думаю. Наша профессия очень живая, динамичная, интересная. Люблю учиться, узнавать новое. Люблю делиться этим со студентами. Хочу подчеркнуть слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. »
Говорят, педагог – не бог,
Человек не святой – простой.
Не на небе – а на Земле,
И не светит во мгле.
Но не верю я в эту ложь-
Как сердца у детей зажжёшь,
Путеводной станешь звездой
И поведешь их за собой!
Учителем нельзя стать, им надо родиться. Мне кажется, эти слова про меня. С первого класса я мечтала стать учителем математики, беря пример со своей первой учительницы, Татьяны Михайловны. Из детских игр в школу и учителя незаметно перешагнула к настоящему делу. Быстро теряла свои листочки календарь:
1980 год – выпускной вечер, радость и грусть, надежды и волнения – смогу ли я поступить? И восторг – ура, получилось!
1986 году – в руках красный диплом Каршинский педагогический институт имени
Х. Алимджана, в котором чёрным по белому написано- преподаватель математики.И вновь волнение – ведь это уже не игра, в моих руках судьбы этих детей, которых мне предстоит научить.
1991 году – первый выпуск, опять волнение, теперь уже за них, таких близких и родных, как же они без меня?
1992 год –в связи с переездом в Крым, освободили от занимаемой должности по собственному желанию.
1993 год –приняли по контракту преподавателем математики в СПТУ- 48 с.Калиновка.
1998 год- установлена квалификационная категория «Специалист I категории».
2000 год- установлена квалификационная категория «Специалист высшей категории»
2003 год- установлено педагогическое звание «Старший преподаватель».
2006 год- установлено педагогическое звание «Преподаватель- методист».
Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному студенту. Став преподавателем, я поняла, что учитель- это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом и, прежде всего перед студентами. Как приятно, когда студенты доверяют тебе свои души. Они пытливо вглядываются в твои глаза, пытаясь прочесть в них больше, чем ты произнесёшь вслух. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои студенты и их родители? Думаю, что преподаватель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого студента. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к студентам, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Сегодня мы живём в жестоком, эгоистичном мире, но нам во что бы то ни стало для будущего надо сохранить ЧЕЛОВЕКА. И кто, как не преподаватель сможет это сделать, учить на собственном примере. И тогда в сердце каждого поселятся и СПОКОЙСТВИЕ, и ВЕРА, и ЛЮБОВЬ. А пока остаётся НАДЕЖДА. Так, зажжём своей надеждой три погаснувшие свечи и будем помнить, что преподаватель – самый счастливый человек, потому что ему доверено самое драгоценное на земле – ДЕТИ!
2011 год- за активное участие в Республиканских конкурсах и олимпиадах награждена Почетной грамотой.
2012 год- за III место в Республиканском смотре- конкурсе за лучший кабинет награждена Почетной грамотой.
2015 год- за II место во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» награждена Почетной грамотой.
2015 год- награждена почетной грамотой Министерства образования науки и молодежи Республики Крым за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
2015 год- награждена медалью «За службу образования»
2016 год- присвоена высшая квалификационная категория по должности «Преподаватель математики».
2016 год- награждена медалью за I место в выставочном стенде Российской Федерации «Мой лучший проект»
2017 год- благодарность Министерства образования науки и молодежи Республики Крым за подготовку на высоком уровне участников конкурса «Студент года 2017»
2019 год- за новаторскую работу в образовании награждена золотой медалью Российской Академии Естествознания (РАЕ).
2019 год- за научную работу награждена медалью Сократа Российской Академии Естествознания (РАЕ).
2019 год- присвоено ученое звание СОВЕТНИКА Российской Академии Естествознания (РАЕ).
2020 год – финалист международного конкурса педагогического мастерства «Педагог года 2020»
Позади 37 лет работы – срок немалый. Давно бы пора привыкнуть. А не получается.С волнением каждый день бегу на работу. Распахиваю дверь класса, и как в море тону в этих удивительно тёплых, восхищённых глазёнках, и уже улыбаясь, слышу: «Ура! Вот и наша Анифе Ришатовна пришла!»
Меняется мир, и современные обучающиеся имеют иные информационные возможности. В современном обществе, образованию предъявляются высокие, порой сложно достижимые и в чём-то противоречивые требования. Преподаватель же – это вчерашний студент, который должен идти не только в ногу со временем, но и опережать его, заглядывать далеко в будущее, быть постоянно в поиске нового. Как нелёгок подчас труд преподавателя! Но каждый день, входя в кабинет и видя глаза своих обучающихся, осознаёшь, что за партами на моих уроках сидит будущее Крыма. И от того, какими станут эти студенты, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Студент – человек будущего, а я — его новый преподаватель и творить мы будем вместе. Сотрудничая, мы творим новый мир, но его обновление невозможно без возврата к традициям, духовности, вере. Остается открытым вопрос, какие качества преподавателя должны быть не зависящими от времени, а какие необходимыми учителю-педагогу в связи с требованиями «нового» времени.
Вот почему эпиграфом педагогической деятельности считаю слова Джованни Руффини: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама».
Мой секрет молодости — это общение с обучающимися, ведь они нас, преподавателей, всегда держат в тонусе.
Мой секрет счастья — это моя семья, от которой я всегда получаю поддержку.
Мое профессиональное кредо: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших студентов завтра» (Джон Дьюи).
Остается открытым вопрос, какие качества преподавателя должны быть не зависящими от времени, а какие необходимыми учителю-педагогу в связи с требованиями «нового» времени.
Бесценный рецепт преподавательского успеха: доброта, честность, искренность, справедливость, достоинство, профессионализм!Объединяет нас то, что мы все связали свою жизнь с благородным делом – воспитанием и обучением детей. Воспитывать, прививать любовь к знаниям- это очень нелегкий труд.
Приятна поддержка на государственном уровне. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе…» – пообещал Президент страны. Сегодня преподаватель не преподносит готовую истину, а учит ее находить, вырабатывает умение мыслить. Он не только передает знания, которые когда-то сам получил, а каждый раз показывает, когда и где можно использовать данную информацию. Преподаватель должен научить «обосноваться на высоте» жизни. Преподаватель должен уметь находить компромисс между жизненными реалиями и теми требованиями, которые выдвигаются стандартами.
Стараюсь добиться того, чтобы на моих уроках всегда было интересно. Учу студентов, а вместе с ними и сама учусь. Во взаимоотношениях со студентами всегда присутствует человечность: ни личные амбиции, ни авторитет преподавателя, ни цели достижения хороших знаний любой ценой не подчиняют себе интересы конкретного студента, не подавляют его как личность.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. »
(А Дистервег)
Даже сейчас среди преподавателей, к сожалению, еще встречается мнение, что для преподавателя математики основное- хорошо знать свой предмет и уметь передать свои знания студентам. А решение при этом некоторых воспитательных и развивающих задач- дело второстепенное. Но такая позиция преподавателя уводит его от студента.
Среди студентов не бывает глупых, бывают студенты, которых заинтересовали и которых еще не успели заинтересовать. Суть в том, что интерес возникает тогда, когда студент трудится сам, то есть происходит
Я считаю, что это особенно важно для преподавателя, ведь эффект авторитета носит временный характер. Давно положила за правило, уходя с урока, украдкой спрашивать себя: «Какую мысль оставили детям? Какое чувство пробудила?Учу формулировать свой ответ со слов: «Я думаю…, я предполагаю…» это нацеливает их на то, что они должны иметь свою точку зрения на всё. Задача учителя, его миссия — сеять доброе в пределах вечного. Возглавляю работу ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин, и являюсь классным руководителем 15-й группы, профессия «Электромонтер устройств СЦБ».
Школа, училище и техникум.… Вся моя жизнь связана с ними. Нигде, мне не найти такой интересной, насыщенной жизни, таких ярких эмоций, таких доверчивых глаз. Для меня учебное заведение – это творческая мастерская, которая создает условия для самореализации личности. Здесь меня ждет нелегкая ноша обучения и воспитания студентов. А студенты – цветы жизни. Значит, я выращиваю- самое прекрасное.
Словами российского педагога и психолога Ш. Амонашвили хочу закончить свое сочинение «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах. »
Источник
Научно-исследовательскаяую работа по теме: «Должность учителя настолько превосходна, как никакая другая под солнцем. Я.А.Коменский. (Облик педагога-современника в повестях А. Лиханова «Благие намерения» и А.Алексина «Безумная Евдокия»)».
комитета по социальной политике и культуре
администрации г. Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №50
Научно-практическая конференция «Эврика»
Тема: Должность учителя настолько превосходна,
как никакая другая под солнцем.
(Облик педагога-современника в повестях А. Лиханова «Благие намерения» и А.Алексина «Безумная Евдокия»)
Автор: Никитченко Дарья, МБОУ г. Иркутска СОШ №50, 8 класс
Научный руководитель: Болобанова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2.1.Есть много профессий на Земле……..………………………………..….……..4
2.2.Образ педагога-современника в повести А.Лиханова «Благие намерения»………………………………………………………………………..….4
2.3. Высоконравственный человек – это человек, одержимый идеей служения людям………….………………………….……………. ………………. ……..…..5
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник — в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель — в мыслях и поступках людей.
Учитель… В толковом словаре это слово означает «наставник, преподаватель; профессор, обучатель». На наш взгляд, в любой стране все профессии одинаково важны. Но с большим уважением относятся к профессии учителя.
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. На каждом этапе исторического развития нашего общества меняются требования к личности, меняются требования и к учителю. Педагог должен идти в ногу со временем. Учитель постоянно находится в центре внимания. Любые его действия оцениваются с разных сторон: учениками, их родителями, коллегами, руководством, а в последнее время и средствами массовой информации, т.е. всей страной.
Профессия педагога имеет нравственный аспект: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
Актуальность работы заключается в необходимости изучения произведений, посвященных образам учителей, также частично раскрывающих отдельные вопросы нравственного облика учителя и его взаимоотношений с учениками.
Целью данной работы является исследование образа учителя в произведениях Алексина «Безумная Евдокия» и Лиханова «Благие намерения».
Для достижения поставленной цели определены и задачи:
· изучить литературу по теме исследования;
· проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения к нему общества;
· провести социологическое исследование и сделать соответствующие выводы.
Предметом исследования являются художественные произведения А. Алексина «Безумная Евдокия» и А. Лиханова «Благие намерения».
Объект изучения – образ учителя в повестях А. Алексина «Безумная Евдокия» и А. Лиханова «Благие намерения».
Есть много профессий на Земле…
На Земле существует огромное количество профессий. Среди них профессия учителя самая древняя и не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека.
Учителя называют врачом болезней роста, архитектором характера, инженером человеческих душ, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно долго продолжать. И все это – чистая правда.
В произведениях классической русской литературы образ учителя сформировался как образ духовного наставника, что говорит о приоритете духовно-нравственной сферы деятельности в русской литературе.
Образ педагога-современника в повести
А. Лиханова «Благие намерения»
А. Лиханов говорил: «. новая повесть „Благие намерения“ – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых…».
Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой.
Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становится более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция. «Я штудировала методики обучения в начальной школе и ощущала единственное чувство – протеста: ведь меня учили преподавать старшеклассникам. Я готовила уроки со своими малышами, но вместо детей видела одну пачкотню в тетрадках и изнывала от самоедства: какой из меня педагог?»
На протяжении всего повествования Надежда Георгиевна рассуждает о правильности выбора профессии, о долге учителя… «Я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека», и это становится её девизом работы, жизни.
Есть в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, – Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу осознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.
В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность «почётно» отступить на «хорошо подготовленные» позиции родного дома. Да и мама постоянно зовёт Надю домой, убеждая, что «жизнь свою человек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё не ведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.
Очень часто Надежда Георгиевна рассуждает об ответственности, прежде всего отнесся её к себе: «За несостоявшиеся намерения других людей единственная в ответе ты сама».
Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда Георгиевна отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя. Отношение к профессии учителя-воспитателя: подвиг во имя детей.
Высоконравственный человек – это человек, одержимый идеей служения людям
Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.
Именно таким человеком является героиня А.Алексина «Безумная Евдокия».
Евдокия Савельевна классная руководительница 9 «Б» класса. Ей пятьдесят четыре года: «она называла себя «предпенсионеркой». Но ей можно дать и пятьдесят семь, и тридцать девять: она, как говорят, «женщина без возраста». Повествователь не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном из родительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного. А при этом «поверх модных, где-то впопыхах, случайно купленных брюк она могла надеть широкую юбку, заправить в неё мужскую ковбойку, а в короткие, под мальчишку подстриженные волосы воткнуть костяной гребень «времён Очаковских и покоренья Крыма». Она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто. Борясь за коллективизм, Евдокия Савельевна «очень любила, чтобы все были вместе.
Евдокия Савельевна не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других, характера. В классе она выделяла тех, кто ничем не выделялся. Её любимые слова: «все», «со всеми», «для всех»… Поэтому она с самого начала повела методичную борьбу против ошибочных, по её мнению, воспитательных методов Олиных родителей.
Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её «бывшими». Оля считает, что Евдокия Савельевна только всех от дел отрывает. Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля).
Казалось бы, незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоцентрического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с известным художником. И Люся стояла внизу с тяжёлой папкой Олиных рисунков. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним. В своей самовольной ограниченности Оля не хотела видеть немалых достоинств учительницы: её одержимости в работе, внимательного отношения к каждому, даже самому рядовому ученику.
Постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в «безумной Евдокии». Она с горечью говорит, что во многом сама виновата: ворвалась утром в дом Оли с известием, что та пропала, и это довело Олину мать до безумия. Но разве могла она поступить иначе? Ведь не будь Оля воинствующей эгоцентристкой, она, даже удрав из лагеря, пришла бы домой. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмёт на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для неё непосильной.
На протяжении почти всей повести мы смотрели на «безумную Евдокию» глазами Олиного отца, а, стало быть, глазами самой Оли. Понимаем, что составили для себя искажённый портрет прекрасной воспитательницы, умной и справедливой… Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, — она лишь Олю хотела вернуть в коллектив, к людям, от которых Оля в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», — говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Наконец, мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.
Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Но одних учителей любят, других – не очень, одних уважают, других – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
Мы задались вопросом: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современном ученику?» Для учеников и родителей не менее важен вопрос: «У какого учителя ребята с удовольствием будут учиться?» Как известно, в разное время представление об учителе было разным, поэтому нам интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе. Для этого нами было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника».
Нам известно, что такое исследование уже проводилось в 1925 году, предлагалось 2 вопроса:
· Какой учитель хороший и почему?
· Какой учитель плохой и почему?
Мы решили провести свое исследование в нашей школе и сравнить данные с исследованием 1925 года. Изменилось ли отношение к учителю за столько лет? И какие качества личности учителя ценят современные ученики?
Суть нашего исследования заключалась в том, что ученикам с 5 по 10 класс предлагалось ответить на вопрос:« Учитель в школе будущего… Какой он?» Вопрос был сформулирован таким образом, чтобы получился образ идеального учителя. В результате анализа ответов учеников 9-х классов учитель должен быть:
ü Добрым, отзывчивым;
ü интересующимся проблемами детей,
ü любящим детей,
ü всегда готовым помочь;
ü всесторонне образованным;
ü сдержанным, не должен оскорблять учеников,
Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.
Интересно сравнить данные нашего исследования с данными, полученными в 1925 году. По мнению учащихся, главная задача учителя – учить, а воспитание на втором месте. По-видимому, школа, как и раньше, с точки зрения учеников, видится именно в подготовке к жизни со стороны знаний.
Анализируя полученные нами данные, отображающие уровень требований современных учеников к строгости, требовательности, объективности и справедливости учителя, мы видим, что эти качества наиболее актуальны в 7-8 (38-50 %), менее актуальны в 5 и 10 (11-15 %) и совсем неактуальны в 9 классах.
Среди значимых качеств идеального учителя современные ученики отмечали чувство юмора, которое наиболее ценно оказалось среди учеников 7-8 классов (23-24%). Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный». Так, для 8-классников это качество оказалось наиболее актуальным (23%).
Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.
Среди отрицательных качеств учителя ученики назвали:
1. неумение владеть собой, своим настроением,
2. подавление инициативы,
3. неумение понять ученика.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем, как с личностью, и идет процесс обучения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. А это еще раз подчеркивает актуальность настоящего исследования.
Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами. Социально нравственный статус учителя высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя XX и XXI века.
Быть учителем – это не просто вид деятельности, это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе и должен помогать детям справиться с их страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире.
На наш взгляд, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. Учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека. Нравственные устои, которые лежат в основе всей государственности, зависят прежде всего от учителя. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.
Исходя из всего сказанного, нами были разработаны и предложены некоторые правила общения для учеников и учителей:
Ø Уважать чувство собственного достоинства друг друга.
Ø Учитель должен быть требовательным, но доброжелательным, а ученики должны воспитывать требовательность к себе.
Ø Справедливость в оценке поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений.
Ø Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками.
Ø Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окриком или угрозой.
Ø Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых.
1. А.Г.Алексин. Избранное, том 1. – Москва «Молодая гвардия», 1989 год.
2. Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Т 4, М.- 1955 год.
3. Лиханов А.А. Благие намерения – М.: Мол.гвардия, 1981год
4. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.
5. Чехов А.П.. Рассказы. Пермское книжное издательство, 1985 год,
6. Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства. М. — Л., 1940.
7. http://lib.aldebaran.ruОсновано на издании: Работа над ошибками, Москва, Современник, 1989.
8. http://portalus.ru Образ учителя русской гимназии XIХ — начала ХХ вв. в литературе.
9. И.Я.Фроянов. История России от древнейших времен до начала XX в. М., «Просвещение», 1998. – 356 с.
Источник