Урок окружающего мира по теме «Свет наш, солнышко». 2-й класс
Класс: 2
Цели:
- формировать представление о Солнце, как о естественном источнике света и тепла, дать представление о классификации звезд;
- формировать представление о пользе и вреде Солнца;
- закрепить знания по окружающему миру о видах облаков;
- способствовать развитию умения анализировать, рассуждать, делать логические выводы;
- развивать кругозор, логическое мышление, воображение, наблюдательность, расширять словарный запас учащихся;
- развивать навыки взаимодействия, формировать умение работать в группах и в парах.
Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку, учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, 2 растения, выращенные в разных условиях, мяч и зернышко, набор предметов «бинокль», «темные очки», «лестница», «часы», «зонтик», «панамка», «краски», «компас», «альбом».
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1.
Знакомство с гостями.
Релаксация: просмотр слайдов о космосе под музыку. Слайд 2 или Приложение 2.
Сегодня мы с вами будем учеными, которые отправятся в путешествие. Кто догадался в какое? (в космическое)
Голубой платок.
Красный голубок
По платку катается,
Людям улыбается.
(Солнце.) Слайд 3.
II. Постановка цели урока.
Мы совершим путешествие с целью изучения солнца. Как ученые изучают мир? (Делают предположение, собирают данные, доказывают его.) Мы тоже будем делать предположения и доказывать их. У нас на борту есть команда астрономов, биологов, врачей, художников и историков. Слайд 4.
III. Повторение пройденного материала.
Итак, мы отправляемся в полёт и пролетаем мимо небесных странников. О ком идет речь? (облака) Слайд 5.
Почему их так называют? Из чего состоят облака? (водяные капли, ледяные кристаллы)
Назовите виды облаков?
Расположите эти облака их по высоте. Слайды 6, 7. (слоистые, кучевые, перистые)
Какие осадки облака могут принести на землю?
IV. Работа с новым материалом.
Мы вошли в безвоздушное пространство. Слайд 8.
Прошу ученых собраться в группы.
Запишите слова – ассоциации к слову солнце. Используя эти слова,
сделайте предположение: Солнце – это.
Займите свои места на корабле.
Солнце – это источник тепла и света. Какие еще тела являются источниками света? (фонарик, спички, свеча, лампочка, огонь) Почему они светятся?
Как выглядит Солнце?
Нам понадобится помощь художников. На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их. Слайд 8.
Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)
Проверим наши предположения.
Чтение статьи учебника с. 65-66.
Команда астрономов, что же такое солнце? Солнце – это центр солнечной системы, вокруг которого движутся планеты. Слайд 9. Солнце намного больше нашей планеты. (Мяч и зернышко). Почему мы видим его небольшим кругом? К каким объектам природы относится Солнце? (к неживой природе) Докажите.
Солнце – это звезда. Давайте посмотрим, каким его видят ученые через телескоп. Слайд 10 или Приложение 3.
Не все звезды имеют одинаковый цвет, размер и температуру. Слайд 11. Самые горячие звезды – белые и голубые, желтые и красные холоднее. К каким звездам относится Солнце? (желтый карлик) Есть звезды намного больше Солнца. Почему же на небе мы не обращаем на них внимание? (Они очень далеко.)
Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца?
Учебник с.76. (читает учитель)
Нам понадобится помощь биологов. Учебник с.68. Посмотрите на картинки. Для чего нам нужно Солнце? Чтение учебника с.68.
Посмотрите на два растения. Одно росло на солнышке, а другое в темноте. Что мы можем сказать про эти растения? Слайд 12 или Приложение 4.
Человек выращивает овощи и фрукты. Энергия солнца достигает растения.
Растение использует солнечную энергию для жизни и роста. Листья получают солнечный свет и плод, который является хранилищем энергии, растет. Когда мы едим плоды, эта энергия питает наше тело. Таким образом, вся энергия, которую мы получаем с едой, приходит к нам от солнца.
Скажите, а солнышко нам светит все время? (ночью не светит) А в разные времена года оно светит одинаково?
Смена дня и ночи, смена времен года связана с Солнцем. Об этом мы поговорим, изучая планету Земля.
Ученые садятся для работы в парах. РТ с. 25 №13. Догадайтесь, в какое время года так бывает? (летом день длиннее, зимой день короче, весной и осенью – одинаковые) Слайд 13.
Нам понадобится помощь врачей. Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?
Сейчас доктор (в белом халате) покажет вам предметы, а мы выберем те, которые понадобятся для наблюдением за Солнцем. (Бинокль, темные очки, лестница, часы, зонтик, панамка, краски, компас, альбом.)
Какие еще советы вы можете нам дать?
Проверим наши предположения.
Чтение учебника с. 69.
Теперь нам понадобится помощь историков. Учебник с. 70. Посмотрите на картинки. Какой знак люди часто использовали для украшения одежды и предметов быта? Почему?
Люди часто одушевляли Солнце. Как вы думаете, почему?
V. Итог урока.
Посмотрите, как много мы узнали о Солнце.
Как вы думаете, сможем ли мы близко подлететь к нему? Почему?
Нам пора возвращаться на Землю. Подведем итог исследования:
Что такое солнце?
К какой природе относится солнце?
Солнце приносит пользу или вред?
Что вы узнали нового?
Давайте прочитаем, совпадает ли наш вывод с выводом других ученых.
VI. Оценивание.
Дополнительно.
Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю.
А по дороге домой мы будем заполнять отчет о путешествии.
Работа с тестом в парах. Тест:
- Солнце – это.
- Спутник
- Планета
- Звезда
- Звезда состоит из…
- Газа
- Пыли
- Камней
- Солнце относится к …
- Живой природе
- Неживой природе
- Рукотворным предметам
- Солнце имеет форму…
- Круга
- Овала
- Шара
- Солнце приносит…
- Пользу
- Вред
- Вред и пользу
- Ученые, изучающие звезды, называются…
- Астрономы
- Физики
- Биологи
Проверка. Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
Источник
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Где ночует солнышко? Большие и маленькие облака» для младшей группы
Валентина Штуккерт
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Где ночует солнышко? Большие и маленькие облака» для младшей группы
Реализация в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и элементарных математических представлений, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация).
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели педагога: сформировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, луне, звездам; побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе светит солнышко – наступило утро (день, на небе луна и звезды – наступила ночь; учить наклеивать готовые формы в определенных частях листа; воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Целевые ориентиры дошкольного образования: с интересом наблюдает на прогулке за явлениями неживой природы, участвует в обсуждениях увиденного, отвечает на вопросы педагога, активен при создании индивидуальных композиций в аппликации «Большие и маленькие облака», различает формы облаков по размеру.
Материалы и оборудование: цветные иллюстрации с изображением солнечного неба с облаками и без, ночного неба, солнца, звезд, месяца, луны; поднос, кукла Маша, кукольная одежда, бумага голубого цвета формата A5 на каждого ребенка, вырезанные формы (большие и маленькие облака из белой бумаги, круг из желтой бумаги, клей, кисти, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Предварительная работа: наблюдение на утренней и вечерней прогулке.
На вечерней прогулке воспитатель обращает внимание детей на небо, предлагает поискать солнце. Его нет, оно скрылось за горизонт. Делает вывод, что наступил вечер, скоро будет ночь, будет еще темнее, на небе появится луна и звезды. Их будет видно, когда станет совсем темно.
Во время утренней прогулки (на следующий день) воспитатель обращает внимание детей на небо. Просит найти солнце на небе, дает правильное словесное определение явлению, которое демонстрирует: «На небе ярко светит солнце! От него светло днем. Солнце греет нас. По небу плывут облака, они закрывают солнце и тогда становится не так светло на улице и прохладно».
2. Одевание куклы на прогулку.
Вернувшись с прогулки, воспитатель и дети рассматривают иллюстрации с изображением явлений неживой природы. Нужно выбрать ту, на которой изображено явление, которое они только что наблюдали. Если с первого раза дети не смогут найти нужную картинку, воспитатель сам выбирает ее:
Воспитатель: Мы с вами видели солнце в голубом небе – вот оно, такое же, как на картинке».
Воспитатель читает стихотворение. Дети повторяют за ним:
Солнце встало высоко,
Стало на земле светло,
Сверху лучики летят,
Все вокруг согреть хотят!
Радуются Солнцу дети!
Ну-ка выгляни в окно,
Ты увидишь, как на небе
Рекомендации: Если погода за окном солнечная, то иллюстрация «Солнечная безоблачная погода» ставится детьми в «Уголок природы» по указанию воспитателя.
Если погода облачная или дождливая, то зачитывается следующее стихотворение и соответствующая иллюстрация ставится в «Уголок природы»
В синем небе — облака.
На кого они похожи?
На верблюда. На быка.
На быка и на верблюда?
А куда бегут? Откуда?
Из какого далека —
Не расскажут облака.
Воспитатель: Поставим картинку в «Уголок природы». Пусть стоит до вечера, мы будем любоваться солнышком (облаками). А рядом будет гулять кукла Машенька. Мы с вами гуляли, и она хочет гулять. Я ее одену так же, как вы одевались на прогулку. Что нужно надеть Маше? (Ответы детей.)
Воспитатель одевает куклу согласно погоде и ставит ее около картинки с изображением солнышка (облаков).
3. Беседа о явлениях неживой природы.
Воспитатель напоминает детям о вчерашней вечерней прогулке. Дети вспоминают, какое было небо, было ли солнце. Воспитатель просит детей выбрать ту картинку, где изображено ночное небо с луной и звездами, которое они наблюдали. Дети находят картинку с изображением вечернего неба (без солнца).
Воспитатель (берет куклу). И вот наступил вечер, Маша возвращается домой. Что теперь она будет делать? Что делают вечером дети? (ужинают, готовятся ко сну.) Вот и Маша скоро поужинает и будет засыпать.
Ночь пришла, темноту принесла,
Задремал петушок, запел сверчок.
Вышла маменька, закрыла ставеньку.
Опять воспитатель раскладывает картинки и предлагает найти ночное небо со звездами и месяцем.
Воспитатель: На небе луна и звезды – наступила ночь. Ночное звездное небо очень красивое! Не так ли, ребята? Но на ночном небе не видно облаков. А когда видны облака?
(ответы детей: Днем, утром)
После ночи снова наступает утро, просыпается солнышко и светит к нам в окошки. И целый день опять светло и тепло. А еще мы снова можем наблюдать разные облака. Какие бывают облака?
(ответы детей: большие, маленькие, белые, и т. д.)
Воспитатель: Ребята, я знаю один способ, который даст на возможность любоваться облаками даже ночью. Мы сделаем с вами картинки, где будет светить солнышко и летать облака.
4. Аппликация «Большие и маленькие облака»
Воспитатель предлагает каждому ребенку листок голубой бумаги и объясняет, что это небо. Далее раздает круги из желтой бумаги.
Воспитатель: Отгадайте, а что на небе голубом круглое, желтое ярко светит?
Воспитатель: Правильно, ребята! Это солнышко. Оно у нас одно на небе. Давайте приклеим его на наш листик-небо.
Дети с помощью воспитателя приклеивают солнечный круг на лист. Воспитатель зачитывает стихотворение:
Проснулось как-то солнышко-
Пора ему умыться,
Но из постели выбраться
Оно всё не решится.
С подушкой не расстанется:
-Посплю часок другой.
И тучкою пушистою
Накрылось с головой.
Воспитатель: И вот набежали белые облака и тучки. Они бывают и маленькие, и большие.
Воспитатель раздает детям готовые вырезанные формы облаков разных размеров и предлагает детям наклеить их на листе рядом с солнцем:
Воспитатель: Ребята, возьмите эти пушистые белые облачка и приклейте их на ваше голубое небо рядом с солнышком. Облака на небе разные: и большие, и маленькие. Найдите большое облако и приклейте его на небо. А теперь найдите маленькое. Приклейте его рядом.
По желанию дети могут наклеить много облаков, закрыв при этом солнечный круг.
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и вывешивает их листы на стенд.
5. Рефлексия.
Воспитатель: А давайте поиграем с вами в солнышко?
Дети становятся в круг и проводится короткая физкультминутка:
Солнышко прячется за тучки:
Прячет ножки, прячет ручки, (дети закрывают ноги руками, затем прячут руки за спину)
Прячет лучики в подушки, (показывают ладошки, затем пальцы сгибают в кулачки)
Прячет щечки, прячет ушки. (закрывают руками щеки, затем уши)
Прячет голову большую
И прическу золотую. (обхватывают голову руками)
Натянуло одеяло – (закрывают ладонями глаза)
Нам без солнца грустно стало.
Ребята, что появляется на небе днем?
А что появляется ночью?
Какие бывают облака?
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Большие и маленькие мячи» Целевой ориентир: умеет выбирать большие и маленькие предметы круглой формы; наклеивать изображение на альбомный лист. Приоритетная образовательная.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «День рождения Ани» для детей младшей группы Цель: Формирование у детей игрового интереса к игровым действиям, уважение к игровому персонажу (девочка Аня). Задачи: Образовательные:.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе (ребенок и окружающий мир) .
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мама-солнышко моё» для детей средней группы Конспект НОД в области «познание» «Мама – солнышко моё» для детей средней группы Задачи : — закрепить и уточнить знания детей о празднике.
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему «Где ночует солнце? Большие и маленькие яблочки» Организационная информация Примечание 1. Ф. И. О. педагога Байгильдина Филюза Ильдаровна 2. Доминирующая образовательная область Познавательное.
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром с детьми младшей группы «Лесовичок» Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром с детьми младшей группы «Лесовичок» Воспитатель: Малахова А. В. Цель: Расширять.
«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: — продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.
НОД по РЭМП и ознакомлению с окружающим миром у детей младшей группы «Поможем Лунтику» Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, уметь различать и называть их, группировать по отдельному признаку, продолжать учить.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Квакушки-лягушки» Волкова Арина Владимировна Воспитатель Детского сада №1 «Семицветик» Занятие по окружающему миру для II младшей группы при изучении земноводных.
Источник