Страна, открывшая путь в космос
Первые в космосе
Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. Люди самоотверженно трудились, чтобы укрепить оборону и не допустить новой войны. Велики были достижения наших учёных. Успехи отечественной науки и техники прославились во всём мире.
Наша страна первой вышла в космос. В 1957 году вся планета узнала русское слово «спутник». В этом году на орбиту был выведен первый в истории искусственный спутник Земли.
А несколько лет спустя весь мир облетела весть: человек впервые побывал в космосе. Это был советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он 108 минут провёл на орбите в космическом корабле «Восток».
«Это наша с тобой биография!»
К 1970-м годам большинство жителей страны проживало в городах. Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры, пусть и небольшие по размеру.
В эти годы особенно стало цениться образование. Многие молодые люди стремились не только закончить школу, но и поступить в высшие учебные заведения.
В стране строились новые заводы. На могучих сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская. Началась добыча богатейших запасов нефти и газа в Западной Сибири.
В то же время природные богатства не всегда использовались разумно. Случалось так, что вырубались ценнейшие леса. Заводы и фабрики, не имеющие очистных сооружений, загрязняли атмосферу и воду. В некоторых крупных промышленных городах возникла неблагоприятная экологическая обстановка. Под угрозой загрязнения оказалось уникальное озеро планеты — Байкал. Учёные, писатели, другие известные люди, обеспокоенные судьбой нашей природы, начали бить тревогу.
И в городах, и в сёлах люди трудились, надеясь на счастливую и обеспеченную жизнь. Но дела в стране шли не так успешно, как хотелось всем. С большими сложностями столкнулась экономика страны. Бывало так, что в магазинах нельзя было купить необходимые продукты питания и вещи. Привычными стали длинные очереди за товарами. Иногда приходилось стоять в очереди много часов. Всё это вызывало недовольство населения.
В середине 1980-х годов к власти в СССР пришло новое руководство.
В стране была объявлена политика гласности. Это означало, что все могли открыто высказывать своё мнение по любым вопросам жизни государства. Начали издаваться новые газеты и журналы. Возникли многочисленные политические организации, что раньше было запрещено.
Однако все усилия наладить жизнь в стране оказались напрасными.
Советские республики стремились стать самостоятельными.
В 1991 году Советский Союз прекратил своё существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.
Проверь себя
- Что ты знаешь о достижениях нашей страны в освоении космоса?
- Какие крупные стройки послевоенного времени в СССР тебе известны?
- Какие экологические проблемы возникли в это время?
- Какое событие произошло в нашей стране в 1991 году?
В послевоенные годы много усилий было затрачено, чтобы наладить в стране мирную жизнь. Больших успехов достигли отечественная наука и техника. Наша страна первой начала освоение космического пространства. В 1991 году республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.
Задания для домашней работы
- Выступи в роли историка. Подготовь сообщение о послевоенной истории твоей семьи. Выбери те факты, которые, по-твоему, примечательны для этого времени. Попроси помощи у своих родных. Обратись к материалам семейного архива. Если разрешат родители, принеси на урок фотографии из семейного альбома.
- В дополнительной литературе, Интернете найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким.
- Придумай и нарисуй плакат в защиту мира на Земле.
Странички для любознательных
Всего 108 минут длился полёт первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Уже тогда учёные задумались над возможностью длительных космических путешествий. А чтобы решить эту задачу, необходимо было создать пригодный для жизни людей космический дом.
20 февраля 1986 года на орбите Земли появилась маленькая звёздочка — космическая станция «Мир». Одна за другой отправлялись на станцию космические экспедиции. Вместе с космонавтами из нашей страны на орбите жили и работали космонавты из многих других стран мира.
Опыты и наблюдения, проведённые на станции, расширили познания людей во многих науках. Астрономы с помощью новейших научных приборов заглянули в глубины Вселенной. Мы узнали о рождении новой звезды (в районе Большого Магелланова Облака). Это стало одним из важнейших астрономических открытий XX века. В распоряжении медиков оказались новейшие лекарственные препараты. Учёные получили полное представление об экологическом состоянии нашей планеты.
Космическая путешественница — станция «Мир» побила все рекорды по длительности пребывания на орбите. Всего станция «Мир» пролетела в космосе около 3,7 миллиардов километров. Это расстояние примерно равно расстоянию от Земли до Урана. Станция находилась на орбите гораздо дольше, чем планировалось первоначально. На повестку дня встал вопрос о прекращении её работы.
22 марта 2001 года уникальный эксперимент подошёл к концу. Станция «Мир» была затоплена в океане.
Эта орбитальная станция стала космической гордостью нашей страны. Но уже в 1998 году Россия вывела на орбиту Международную космическую станцию, которая действует и сегодня.
Космические исследования необходимы для лучшего использования ресурсов Земли и Солнечной системы в мирных целях.
Источник
ГДЗ Окружающий мир 4 класс 2 часть учебник Плешаков
Содержание учебника «Окружающий мир. 4 класс. 2 часть»
Страницы всемирной истории
Страницы истории России
Современная Россия
► Наши проекты — стр. 204
«Окружающий мир 4 класс 2 часть» Плешаков, Новицкая ответы
Учебник «Окружающий мир. 4 класс. 2 часть» Плешаков, Новицкая и рабочая тетрадь к нему, предназначены для ведения обучения в общеобразовательных школах и полностью соответствуют требованиям ФГОС России.
Вторая часть этого курса предусматривает продолжение знакомства четвероклассников с окружающим миром. Ученики узнают о начале истории человечества, о том, как развивались науки, искусства и всё общество в целом во времена античности. Они познакомятся с различными периодами истории и их особенностями. Узнают историю России от древнейших времён до современности.
Школьная программа предполагает, что по окончании 4 класса ученик будет обладать следующими знаниями и умениями по окружающему миру:
- Знать об истории человеческой цивилизации.
- Иметь представление о том, на какие эпохи разбивает современная наука историю человечества.
- Знать о том, как возникло государство славян, как оно развивалось и крепло.
- Знать о периодах отечественной истории с глубокого прошлого по наши дни.
- Иметь представление о тех великих людях, которые внесли свой вклад в развитие России и всего общества в целом.
- Иметь представление о научных открытиях и достижениях техники, соответствующих каждому периоды мировой и отечественной истории.
- Уметь подготавливать доклады и сообщения по пройденным темам.
- Уметь оформлять электронные презентации.
- Уметь защищать проекты и презентации, проводить выступления, отвечать на вопросы слушателей.
В этом списке представлены лишь основные темы и направления школьной программы, которые должен будет освоить ребёнок на протяжении изучения курса. На самом деле, объём приобретённых знаний оказывается очень большим. Освоить их самостоятельно очень трудно даже более взрослому человеку. Поэтому для родителей очень важно оказывать посильную помощь ребёнку, не полагаясь лишь на усилия учителя. Эти подсказки оказываются очень важны для маленького человека.
Впрочем, и самим взрослым может потребоваться помощь. Ведь они заканчивали школу уже очень давно. Что-то за эти годы стёрлось из памяти, что-то родители просто не изучали, ведь школьная программа не стоит на месте, она постоянно трансформируется, изменяется, подстраивается под условия современной жизни и новые требования, которые предъявляются к ученику.
Главными проблемами, с которыми может столкнуться четвероклассник при изучении курса в этом полугодии, оказывается сложность в подготовке проектов и презентаций, непонимание заданной темы. Получить необходимые для этого навыки и умения поможет ГДЗ, готовые домашние задания, в которых подробно рассказано, как правильно выполнить тот или иной проект, подготовить презентацию. Это решебник, который должен стать настольной книгой ученика и его родителей.
Почему «ГДЗ Окружающий мир» и наши готовые ответы для 4 класса?
- Мы пишем уникальные ответы, а не дублируем другие сайты.
- Мы ответственно подходим к составлению проектов, презентаций, сообщений и докладов, они не содержат любого рода ошибок.
- Весь материал сайта отвечает требованиям ФГОС школа России и возрастной категории четвероклассников.
Удобная навигация сайта позволяет найти необходимый ответ в считанные секунды. Вы можете воспользоваться уже готовыми презентациями или использовать их как макет для создания собственных. Важно понимать, что самостоятельное изучение даёт самые лучшие результаты в перспективе, но может занять гораздо больше времени. И при этом велик риск совершения ошибок в самом алгоритме действий, исправить которые окажется необычайно сложно в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы перед глазами всегда находился образец правильного решения задачи. Это не просто экономит время ученика и его родителей, но позволяет систематизировать полученные знания и научиться использовать их в нужном ключе. К информации на нашем сайте обязательно следует обращаться при возникновении затруднений в решении и для самопроверки уже выполненных заданий.
Чтобы обеспечить удобство пользования информации на сайте, мы воссоздали содержание учебника «Окружающий мир 4-й класс 2-я часть» и указали темы в том же порядке, как они идут в учебнике.
ГДЗ Окружающий мир – мы хотим сберечь время школьников и их родителей для общения и совместного отдыха!
Источник
Учебник Окружающий мир 4 класс Плешаков Крючкова часть 2
—.•—‘w.v .,- располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Огромное впечатление производит Пантеон — храм всех богов (?). О том, как выглядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях (3). Археологи открыли этот город, который в древности был погребён под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий. История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. 13 Обсудим! Сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему? Проверь себя 1. Какие государства Древнего мира ты знаешь? 2. Приведи примеры знаменитых сооружений Древнего мира. 3. Как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции? 1 ■ 7^ Трудные времена НА Русской земле НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться. Карта Руси того времени напоминает разноцветную мозаику (см. с. 61). В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголы. Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу. Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ оказалась Рязань. К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязанцы, но на шестой монголы разгромили и сожгли «ород. Почти все его защитники погибли. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики оазгромили и другие города. В летописи сказано: «Не было места, где бы они не повоевали». Батыю открылась дорога на богатый Новго-эод. Однако он повернул назад. На обратном туги в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. 59 Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен. Почти вся Русь была разорена монголами, многие русские города были сожжены. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде — так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану — правителю Золотой Орды — за разрешением на владение княжествами. В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли. Русские воины Монгольский воин Работа с исторической картой 1. По тексту учебника и карте (с. 61) проследите нашествие Батыя на Русь. 2. Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками. 60 г □ Общая граница русских княжеств до монгольского нашествия Границы отдельных русских княжеств и земель Осваиваемые и зависимые территории Походы войск монгольских ханов п rj Походы русских войск X Города, оказавшие наиболее упорное сопротивление войскам монгольских ханов Завоевательные походы шведских и немецких рыцарей на русские земли Походы Александра Невского против шведских и немецких рыцарей в 1240 и 1242 годах Места и годы важнейших сражений 61 ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев (на их одежде и вооружении был изображён крест). Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Яро-славич с дружиной. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову 15 июля 1240 года. Ледовое побоище 62 П. Д. Корин. Александр Невский За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского. Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-кресто-носцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища. В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере. Обсудим! 1. Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?, г 63 2. Почему шведы начали наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? Проверь себя 1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города. 2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере? 3. Каково значение побед Александра Невского? В XIII веке Русь надолго попала в зависимость к Золотой Орде. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Русские воины разбили шведов на реке Неве и немецких рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. Золотая Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: дань, хан. Орда. 2. По иллюстрациям учебника опиши вооружение воинов: древнерусских, монгольских, рыца-рей-крестоносцев. Узнаем о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы. По иллюстрации опишем древнюю Москву. Вспомни, какими ремёслами славилась Древняя Русь. «Т тт П Русь расправляет крылья КАК ВОЗРОЖДАЛАСЬ РУСЬ Работа с исторической картой Найдите на карте (с. 61) Северо-Восточную Русь. Назовите её города. Проверьте себя по тексту учебника. Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново. Более безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удалённые от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда направились переселенцы из других русских краёв. Природа давала всё необходимое для жизни — земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, реки и озёра, богатые рыбой. Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние ремёсла. В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, Крестьянин [ 65 камнерезы. Особо стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, — брбн-ники, щйтники, лучники, кольчужники. Потянулись из города в город купеческие караваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой. Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами. Около города Рбдонежа в середине XIV века возник Трбицкий (позднее Трбице-Сёргиев) монастырь. Основал его Сбргий. Его начали называть Сергием Рбдонежским. К старцу обращались за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. Всем помогал своим словом Сергий, никому не отказывал. Вскоре обитель, основанная им, прославилась по всей Руси. московский князь ИВАН КАЛИТА Московский князь Иван Данилович, внук Александра Невского, заботился о порядке в своём княжестве. Он правил с 1325 по 1340 год. Москва — центр княжества — при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. Летом на пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром. Зимой тянулись санные обозы. 66 Москва при Иване Калите При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы. Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образовалось торжище — место торговли. Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережливого князя?! Эти накопления пригодились ему — 67 немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения. Был князь бережлив, но не скупился, когда надо было помочь обездоленным. На поясе он всегда носил кошель с деньгами (по-древнерусски «калита»), из которого подавал ниш,им. Поэтому и прозвали его Калитой. В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём заве1дании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти. Легенда рассказывает, что её прислал в подарок византийский император Константин Мономах одному из русских князей. Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом. Московское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы. Калита Шапка Мономаха 68 проследи по карте на с. 73, как собирались вокруг Москвы русские земли. Обсудим! Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления? Проверь себя 1. Какие факты о возрождении Северо-Восточной Руси ты можешь привести? 2. Чем известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище? I Центром возрождения Руси стали её северо-восточные земли. Вокруг Москвы стали объединяться русские земли. Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: монастырь. 2. По иллюстрации на с. 67 расскажи о Москве времён Ивана Калиты. 3. С помощью Интернета подготовь сообщение о шапке Мономаха. cfjb.0KC Узнаем, как Русь боролась за независимость. По карте определим место Куликовской битвы. Попробуем осознать, какую роль сыграла Куликовская битва в истории России. Вспомни, какие ратные подвиги защитников нашего Отечества ты знаешь. ^ ния 69 Куликовская битва Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань. Готовясь к борьбе с Ордой, князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточённую борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя. Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы русскому оружию, просили Бога о защите Русской земли. А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. Шлем, кольчуга и вооружение русского воина 70 Е. И. Данилевский. К полю Куликову По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей — Пересвета и Ослябю. В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком — рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва. Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамёна. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. Г 71 \ ф Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри — ордынский воин Челубёй и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржание коней — всё слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце. Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчи1ц. Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов-победи-телей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Возросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. Однако Орда была всё ещё не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной. Работа с исторической картой Найдите на карте (с. 73) место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск. I л 1 72 г wmnm л .1 /’ f н а I н о М П Р I \ Л^ов оНовгород о рхаыгрльек^ N ‘ \Белоозеро Тнрпь, Во’логда>\ ,w ® о ^ , N , ^МОСКВА® оЯрославльВеликии^ 2-^^. ..-pf о Владимир Устюг?. \ У ‘ О Ниж. Новгород , /^Т1ереяславль- каз^ ^’^урты*’ »fvrT*^-2!S^^v’ ^ Чеоййгов ^ KneB^V V/oi7^ ,. ро. > j 4f> СЕВЕ ■=& ^ci ^ • o |ВилЬнюс о ■ -Л I S E J БАРЕНЦЕВО MOPE .6 С.-ПЕ rEpiypj M 1^ И^| CK Киев /7 ‘^^н^город ^р^хйнг’ельек-,^, ‘. .- 1^3’^СмоКен енск Холмогоры т ЖВАЛ^’ Брянск’ фославль; 5 Тула ижнии астополь (‘ ^ • -.Н •« ( г ! зов Воронеж ‘ J Каза^^^ ^4*»OV^.^aM’ap^^ne>Mb Уфа|*^ Е|^теринбурр-^’ lAcTpa МР/*^ •• •■::^р«нбург . /^ 16-^ \ 1618 Енисейс у АРАЛЬСКОЕ^ МОРЕ, Территория России к 1700 году Территории, вошедшие в состав Российской империи в XVIII веке 1604 основания населённых пунктов .*’***•. Район восстания под предво-■••. * дительством Е. И. Пугачёва Граница Российской империи в конце XVIII века Важнейшие промышленные предприятия Ш Литейные и оружейные Л Текстильные -ii Судостроительные верфи ia Родина М. В. Ломоносова ,Дт- 7 т ■Р 1 ” Г ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН Дежнёва, Маршруты русских землепроходцев и путешественников ^__Фёдор Попов и Семён Дежнёв в 1648-1649 годах — Ерофей Хабаров в 1649-1653 годах — Дмитрий Лаптев в 1736-1742 годах —Харитон Лаптев в 1741-1742 годах вЕРингово очу^1;^(тарханге/1 ■•’%jwcKue‘p»“ ЧОРЕ Кадьяк [—] Территории, освоенные русскими ‘—к концу XVIII века Г 93 Пётр Великий В истории России царь Пётр остался под именем Великий (правил с 1682 по 1725 год). Царь неустанно заботился о пользе Отечества. Пётр был провозглашён царём в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже. Смышлёного мальчика тяготила придворная жизнь. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Потому и полк, набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины» — сверстники юного царя из семей придворных и окрестная детвора — были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками. Пётр не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь — простой мастеровой — это было в диковинку. Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль. Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться. 1 /
г ЦАРЬ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем Новый год 1 января — это он ввёл новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. Пётр упростил азбуку-кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей — Кунсткамеру — и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Академии наук. В России появился морской флот, возникли новые заводы, были основаны новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург). В ту пору наладилось более тесное Пётр Первый и его Летний дворец в Санкт-Петербурге 95 Памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге общение с другими странами Европы. Жители России стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подготовки были открыты школы. Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Пётр запретил знатным людям носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной. Царь перестал созывать Боярскую думу и Земские соборы. Были созданы новые органы управления. В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором\ Россия стала империей. ’ «Император» в переводе с латинского — повелитель. Этот титул присваивался правителям некоторых крупных монархий. 96 Работа с исторической картой Найдите на карте (с. 92 — 93) города, основанные Петром Первым. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о Петре Первом. «Морским судам быть!» Эти слова принадлежат Петру Первому. При нём Россия превратилась в морскую державу. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией (с 1700 по 1721 год). Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю. А начиналось всё так. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда — царя Михаила Фёдоровича. Он был спуш,ен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний Пётр, увлечённый своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещееве озеро (близ города Переславля-Залёсского). Здесь началась постройка первых судов. Но навсегда Пётр «заболел» корабельным делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. Здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание. С этого времени царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. И закипела работа. Верфи работали без устали. Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной. г 97 ГРАД ПЕТРА Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров — Санкт-Петербург. Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости. Пётр сам выбрал место для её закладки. При Петре было начато строительство Петропавловского собора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России. Новый город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов. Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга — Невский проспект. Но всё это великолепие создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но несмотря ни на что город рос. В 1713 году город на Неве стал столицей России. 98 • Опиши по фотографиям памятники истории и культуры. Петропавловская крепость Александро-Невская лавра 99 о Обсудим! 1. Заслуженно ли Пётр Первый получил прозвание Великий? Выскажите своё мнение. 2. Почему для России был так важен флот? Проверь себя 1. Расскажи о детстве Петра Первого. 2. Какие главные перемены произошли в России при Петре? 3. Когда был основан Санкт-Петербург? Преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился свой флот, возникли новые города, новая столица — Санкт-Петербург. Задания для домашней работы 1. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь рассказ о Петре Первом. Используй факты, которых нет в учебнике. 2. Придумай беседу о строительстве Санкт-Петербурга между: а) Петром Первым и мастеровым — строителем города; б) Петром Первым и иностранцем. 3. Если тебе приходилось бывать в Санкт-Петербурге, приготовься рассказать об увиденных тобой памятниках истории и культуры. (f/zO(CC f Узнаем о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове. По фотографии познакомимся с кабинетом учёного XVIII века. Вспомни, что ты уже знаешь о М. В. Ломоносове. 100 Михаил Васильевич Ломоносов Русский Север — край отважных, трудолюбивых, предприимчивых людей. Здесь в 1711 году неподалёку от города Холмогоры родился один из величайших людей России — М. В. Ломоносов. Отец Ломоносова стал брать сына с собой на рыбные промыслы в Белое и Баренцево моря с 10 лет. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка» за отличные мореходные качества. Михайло любил эти поездки: на всех парусах летела «Чайка» по водной глади, ледяной северный ветер бил в лицо. Всё интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повёрнута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается Памятник М. В. Ломоносову в Санкт-Петербурге р» 101 чудесное северное сияние? Позднее Ломоносов пытался объяснить многие явления природы, которые он наблюдал на родном Севере. В 11—12 лет Михайло начал постигать грамоту. А уже через два года юного Ломоносова односельчане считали лучшим чтецом. На Русском Севере к книгам относились с уважением. Первыми учебными книгами Ломоносова были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Лебнтия Магницкого. В конце 1730 года Ломоносов отправился в Москву, чтобы постигать науки. Путь до Москвы он прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору ему было 19 лет. Назвавшись сыном холмогорского дворянина, Ломоносов смог поступить в Славяно-грёко-латйнскую академию. Только здесь обучали латинскому языку — международному языку науки того времени. Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был гораздо старше других учеников, которые потешались над ним и высмеивали его. Не хватало и денег на жизнь. Но талантливый юноша упорно трудился. В 1735 году его как одного из лучших учеников отправили на учёбу в Петербург, затем в Германию. По возвращении на Родину он стал работать в Академии наук в Петербурге. В самых разных областях раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт, художник. Ломоносов постиг многие тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера. 102 Кабинет учёного XVIII века Учёный организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла. Великий учёный много сделал для развития образования в России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит имя Ломоносова. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова. • По тексту учебника составь план рассказа о М. В. Ломоносове. 103 Работа с исторической картой Найдите на карте (с. 92 — 93) родину М. В. Ломоносова. Представьте себе путь Ломоносова до Москвы. Обсудим! Почему А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? Каково ваше мнение о М. В. Ломоносове? Проверь себя 1. Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания? 2. В чём были трудности учёбы в то время? 3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? Одним из самых великих людей XVIII века был российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Он внёс большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры. о f Задание для домашней работы Из Интернета или у взрослых узнай, чему учат студентов в наши дни в МГУ имени М. В. Ломоносова. о(се Узнаем об императрице Екатерине Второй. Познакомимся с выдающимися людьми России — А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым. Вспомни, когда Россия стала империей. 104 продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая (правила с 1762 по 1796 год). Так же как и Петра, её называли Великой. Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Прекрасно образованная, императрица вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе по-мош,ников и советников. Её время знаменито славными военачальниками и выдаюгцимися государственными деятелями. Екатерина Вторая Парадная лестница Зимнего дворца 105 © Страна нуждалась в образованных людях. В городах по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом — приют для сирот и детей бедняков — был открыт в Москве. Работа с исторической картой 1. Найдите на карте (с. 92—93) территорию и границу России в конце XVIII века. 2. Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце XVIII века? Выберите для работы в группе одну из тем: «Путешествие в Петербург», «Дворяне и крепостные крестьяне», «Знаменитые военачальники». Познакомьтесь с ними по учебнику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу. ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕТЕРБУРГ Самым многолюдным городом России был Санкт-Петербург, который с каждым годом становился всё красивее. По велению императрицы на одной из главных площадей столицы — Сенатской — вознёсся Медный всадник — памятник Петру Великому. Он стал одним из символов города. В каменные набережные оделась Нева. Строились мосты через реки и каналы. В середине XVIII века в Петербурге на набережной Невы был возведён Зимний дворец. В дни больших балов вся площадь перед дворцом была запружена каретами. Толпы народа 106 i ^ Зимний дворец собирались поглядеть на платья дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями. И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи: Петергоф, Царское Село, Стрельна, Ораниенбаум и другие. ДВОРЯНЕ И КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ Поддержкой и опорой российских государей всегда были дворяне’. И Екатерина Вторая управляла государством прежде всего при помощи приближённых дворян. Дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян^ ‘ Дворяне — люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Дворяне могли владеть землями и деревнями с крепостными крестьянами (поместьями). Тогда их называли помещиками. ^ Крепостные крестьяне — крестьяне, «прикреплённые» к своим владельцам, то есть господин имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. 107 Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку. Крестьяне бежали на новые необжитые места — на Дон, в Сибирь. Казак Емельян Пугачёв поднял крестьян на восстание (найдите на карте район восстания). Но силы были неравными. Войска разгромили восставших. ЗНАМЕНИТЫЕ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ В царствование Петра Россия получила выход к Балтийскому морю. При Екатерине она утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей. В это время России пришлось вести войны с Турцией. Блестяидие победы одержали полководец Александр Васильевич Суворов и флотоводец А. В. Суворов Ф. Ф. Ушаков 108 Фёдор Фёдорович Ушаков. Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте. Книга А. В. Суворова «Наука побеждать» стала солдатской памяткой на долгие годы. В 1790 году Ф. Ф. Ушаков стал командуюидим Черноморским флотом. В нескольких сражениях русский флот разгромил турецкий. В том же году Суворов одержал одну из своих знаменитых побед. Была взята крепость Измаил. Эта турецкая крепость на Дунае считалась неприступной твердыней. Комендант крепости Мехмет-паша поклялся умереть, но крепость не сдавать. Суворов действовал, как всегда, решительно. Приготовления к штурму длились всего шесть дней. Г Штурм Измаила 109 A- \ \; Недалеко от крепости построили крепостной вал и ров, подобные укреплениям Измаила. Началась подготовка — солдаты учились преодолевать заграждения. Всё это время Суворов был среди солдат. Когда всё было готово к штурму, Суворов послал коменданту крепости письмо с предложением сдаться. Последовал отказ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечёт в другую сторону, чем сдастся Измаил». В один из декабрьских дней на рассвете заговорили русские орудия. Обстрел Измаила продолжался весь день и всю ночь. Вдруг ночную мглу озарил залп ракеты. Это был сигнал к штурму. Войска пошли на приступ. Когда рассвело, крепостной вал был в руках русских. Яростные схватки начались на улицах города. Лишь к 4 часам дня бой затих. В Петербург императрице Суворов сообщил об одержанной победе: «Гордый Измаил у ног Вашего Величества». i 1 Обсудим! 1. Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому? 2. Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? Выскажите своё мнение о ней. Проверь себя 1. Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? 2. Какие перемены произошли в России в период прав- 110 ления Екатерины Второй? 3. Почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга? 4. Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? 5. Что ты знаешь о жизни дворян и крепостных крестьян? Под управлением императрицы Екатерины Второй Россия стала еш,ё более сильным государством, чем прежде, утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей. Население России различалось по своим правам. Самая тяжёлая участь выпала на долю крепостных крестьян. Задания для домашней работы 1. Расскажи о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя: а) иностранцу; б) гостю из другого русского города. 2. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие по загородным дворцам императорской семьи. 3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь рассказ-биографию А. В. Суворова или Ф. Ф. Ушакова. ^ Добыча I каменного угля А нефт А железной руды С золо’ 120 1 mV Росси4^ое?5№а. . [ P cert«ifcie > ■ч. 133 jO P в E ОСЛО г (ДАНИЯ ® ^ ^ Jf ФРГ КОПЕНГАГЕН Е U И я 7′ ^ С Е R П ‘ — БЕРЛИН > СТОКГОЛШ ^ ‘ ^®F^fA ‘‘
‘%f-oi uopf- хрлкгинки>«^ Мурманск •2ч калинингпяп ^еМЛя КА РЕН /и ВО МОРЕ \ ^Калининград ^ Таллин ® ^/польшД JABA’ RAPII IA£UTv О ’ ^ г. ® ьАншввА ,®ВЦД5„ЮС Ленинград Jr A р ^ «^^Киев) п / ^ Ч 4 ®Мийск й Архангельск •f I/> ^ %> о I Салехард ^ Горький ^ ^ ^ if Q ^ ^ , ч Казаньо п ^ ^ л я — оПермь ff ^ ^ ^ о Л/ Свердлмск ^ Л Я L— ‘ГКийинёв , ; Л О ]0. ( ^ «7 i ^ \ о t»** ^ . ‘ЦЙ-/ V у» о •о ъ. гп ‘ \ Свердл^овск .^••’ и—’■■“■•, Тюмень® ,0^/ Г-._.. ‘ . Г ./ ■4 Астраха>^,- ТУРЦИ^|^^1^лиси f ^ ‘ ‘-Я ^ ‘Г V £ Сч п > f- ИРАК’ I ■’-> Новосибирск ‘Ч\ ■■■ ^.У / ТЕГЕРАН X (‘7^ ■^■1 У Ф / ^ •’N йЬшбад^ р \ г>, 7 Ташкент^ / ИРАН ,-Л / у /а ф г а Н и с т5Гнл‘’г^^*^ и т а й ®ОСЛО Столицы государств ©Рига Столицы союзных республик о Уфа Города 134 «раницы полярных владений СССР 1 Эстонская ССР 5 Молдавская ССР 2 Латвийская ССР 6 Грузинская ССР «раницы союзных республик СССР 3 Литовская ССР 7 Армянская ССР ‘■раницы государств на 1990 г. 4 Белорусская ССР 8 Азербайджанская ССР Г 135 \ \ ) I i ’> i 1 Страницы истории 1920—1930-х годов По названию выборных органов государственной власти — Советов — новую власть назвали советской. Но фактически жизнью страны руководила партия большевиков. Позже их стали называть коммунистами. Другие политические партии были запрещены. С противниками советской власти расправлялись, прежде всего со священниками, бывшими дворянами, помещиками, фабрикантами. Гонениям подвергались и люди творческих профессий — писатели, поэты, художники, а также учёные — словом, все те, кто осмеливался выступать против новой власти. ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С 1918 года столицей страны стала Москва. В 1922 году на карте появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, СССР). Со временем в состав СССР вощло 15 союзных республик; Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония. За годы революций и Гражданской войны был разрушен тот уклад жизни, который складывался \ 1 г у веками. Заводы, фабрики, другие предприятия стали собственностью государства. В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Вот одна из фотографий той поры. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступно всем. Но в то же время были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. Он был восстановлен в 1990-е годы. Работа с исторической картой Найдите на карте (с. 134 — 135) территорию Советского Союза, его столицу, союзные республики и их столицы. Что можно рассказать по карте об СССР? 137 СТРАНА-ТРУЖЕНИЦА В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Работали, не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую, прекрасную, справедливую жизнь. В это время были построены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, красотой которого мы восхищаемся и сегодня. Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приучать хозяйствовать по-новому, коллективно. Они должны были объединяться в колхозы — коллективные хозяйства — и сообща трудиться на земле. Не все сельские труженики хотели этого. Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций. Фильмы тех лет рассказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Но на самом деле в государстве воцарилось беззаконие. Ещё в конце 1920-х годов в партии и стране утвердилась личная власть И. В. Сталина. Хозяйственные планы часто не выполнялись в срок. Вину 138 за это возлагали на руководителей заводов, учё-ных-экономистов, инженеров, рабочих, колхозников, Людей, которые честно трудились, объявляли «врагами народа». Проверь себя 1, Когда образовался Советский Союз? 2, Что ты знаешь о стройках 1930-х годов? 3, Как изменилась жизнь в деревне? 139 I Jf» 1^1^ ‘ -Щ в 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик, К концу 1930-х годов СССР добился больших успехов в развитии промышленности. Но это произошло за счёт трудового порыва народа, лишений большинства населения страны. Задания для домашней работы 1, Узнай у взрослых, из семейного архива, как отразились события 1920 —1930-х годов на жизни твоей семьи. Составь рассказ, 2, Выясни, названия каких городов, посёлков, улиц в вашем крае напоминают о стройках 1930-х годов. Узнаем о Великой Отечественной войне и о Великой Победе, Научимся собирать исторические свидетельства — рассказы ветеранов. Вспомни, какие кинофильмы тебе довелось посмотреть и какие книги прочитать о Великой Отечественной войне. О О Великая Отечественная война и Великая Победа \- Прекрасен месяц май. Весеннее солнышко своими лучами пробуждает природу к жизни, нежной зеленью покрываются луга и леса. В мае мы празднуем Великую Победу, которую одержал наш народ в самой кровопролитной войне в истории. «ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!» В 1939 году началась Вторая мировая война. Главными её виновниками были руководители фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве и захватили страны Европы. На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории, — партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу. «Всё для фронта! Всё для победы!» — этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки. 140 22 июня 1941 года. Москвичи слушают по радио объявление о начале войны У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена миллионов защитников Отечества, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашей Родины. Мы помним всех героев, кто сберёг нашу землю и защитил нас. Семь российских городов — Ленинград (сегодня Санкт-Петербург), Сталинград (в наши дни Волгоград), Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула получили высокое звание «город-герой». 141 ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ Немецкие военачальники, нападая на СССР, рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Сначала наши войска терпели неудачи. Но замысел противника был сорван. Советские войска стойко обороняли Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь, другие города. Врагу всё же удалось продвинуться в глубь советской территории. В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада, которая длилась 900 дней. Для связи города с большой землёй через Ладожское озеро была проложена Дорога жизни. В конце октября враги подошли к Москве. Для защиты родной столицы прибыли воины В блокадном Ленинграде Оборона Москвы 142 1 с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока. К Москве шли поезда с боеприпасами, вооружением. Противник был остановлен. А в декабре 1941 года советская армия перешла в наступление. Победа под Москвой воодушевила советских людей. Летом 1942 года начались ожесточённые бои за Сталинград. Вражеские самолёты непрерывно бомбили город. Вскоре он превратился в руины. Около двух месяцев продолжались бои на улицах города. Тем временем советское командование разработало план наступления в районе Сталинграда. Оно началось в ноябре 1942 года. Немецкие войска были окружены и сдались в плен в начале февраля 1943 года. Известие об этой победе советских войск было с воодушевлением встречено во всём мире. Бои на улицах Сталинграда 143 i в июле — августе 1943 года разгорелось Курское сражение. Советские войска разгромили врага и заставили его отступить. Сталинградская и Курская битвы стали переломными в ходе войны. Советская армия перешла в наступление по всему фронту. В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Советская армия-освободительница изгнала фашистов из многих стран Европы. В апреле 1945 года начался штурм Берлина — столицы Германии. Им руководил выдающийся J Парад Победы в Москве ^1. Г 1 144 I» 1 полководец маршал Георгий Константинович Жуков. Через две недели красное Знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. День 9 мая стал Днём Победы в войне с фашистской Германией. Велика была цена Победы. Страна потеряла почти 27 миллионов человек! В руинах лежали города и сёла. Враги взорвали древние храмы Новгорода, разрушили великолепные дворцовые ансамбли пригородов Ленинграда. В Германию были вывезены ценнейшие произведения искусства. 145 f. ■ V’- Обсудим! В чём значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне? Проверь себя 1. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? 2. Какие города получили звание «город-герой»? 3. Какие события Великой Отечественной войны тебе известны? Великая Отечественная война продолжалась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Наша страна сыграла решаюидую роль в разгроме фашистской Германии и принесла мир народам Европы. Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: Великая Отечественная война. 2. Узнай у взрослых, из семейного архива, есть ли в твоей семье ветераны войны: фронтовики, партизаны, труженики тыла. Как праздновали День Победы 9 мая 1945 года в твоём городе (селе), в твоей семье? 3. Напиши поздравительную открытку к Дню Победы одному из ветеранов войны. Ci^iCcfcf(C‘co^,euH cfjioicc______________ Узнаем о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса. Вспомни, что ты знаешь о полётах в космос и космонавтах. Страна, открывшая ПУТЬ в космос ПЕРВЫЕ В КОСМОСЕ Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. Люди самоотверженно трудились, чтобы укрепить оборону и не допустить новой войны. Велики были достижения наших учёных. Успехи отечественной науки и техники прославились во всём мире. Наша страна первой вышла в космос. В 1957 году вся планета узнала русское слово «спутник». В этом году на орбиту был выведен первый в истории искусственный спутник Земли. А несколько лет спустя весь мир облетела весть: человек впервые побывал в космосе. Это был советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он 108 минут провёл на орбите в космическом корабле «Восток». Первый искусственный Ю. А. Гагарин и конструктор спутник Земли космических ракет С. П. Королёв 147 «это НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ!» К 1970-м годам большинство жителей страны проживало в городах. Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры, пусть и небольшие по размеру. В эти годы особенно стало цениться образование. Многие молодые люди стремились не только закончить школу, но и поступить в высшие учебные заведения. В стране строились новые заводы. На могучих сибирских реках были возведены могцные электростанции: Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская. Началась добыча богатейших запасов нефти и газа в Западной Сибири. В то же время природные богатства не всегда использовались разумно. Случалось так, что вырубались ценнейшие леса. Заводы и фабрики, не имеющие очистных сооружений, загрязняли Красноярская ГЭС 148 атмосферу и воду. В некоторых крупных промышленных городах возникла неблагоприятная экологическая обстановка. Под угрозой загрязнения оказалось уникальное озеро планеты — Байкал. Учёные, писатели, другие известные люди, обеспокоенные судьбой нашей природы, начали бить тревогу. И в городах, и в сёлах люди трудились, надеясь на счастливую и обеспеченную жизнь. Но дела в стране шли не так успешно, как хотелось всем. С большими сложностями столкнулась экономика страны. Бывало так, что в магазинах нельзя было купить необходимые продукты питания и вещи. Привычными стали длинные очереди за товарами. Иногда приходилось стоять в очереди много часов. Всё это вызывало недовольство населения. В середине 1980-х годов к власти в СССР пришло новое руководство. В стране была объявлена политика гласности. Это означало, что все могли открыто высказывать своё мнение по любым вопросам жизни государства. Начали издаваться новые газеты и журналы. Возникли многочисленные политические организации, что раньше было запрещено. Однако все усилия наладить жизнь в стране оказались напрасными. Советские республики стремились стать самостоятельными. В 1991 году Советский Союз прекратил своё существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами. 149 Проверь себя 1. Что ты знаешь о достижениях нашей страны в освоении космоса? 2. Какие крупные стройки послевоенного времени в СССР тебе известны? 3. Какие экологические проблемы возникли в это время? 4. Какое событие произошло в нашей стране в 1991 году? В послевоенные годы много усилий было затрачено, чтобы наладить в стране мирную жизнь. Больших успехов достигли отечественная наука и техника. Наша страна первой начала освоение космического пространства. В 1991 году республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами. О Q Задания для домашней работы 1. Выступи в роли историка. Подготовь сообщение о послевоенной истории твоей семьи. Выбери те факты, которые, по-твоему, примечательны для этого времени. Попроси помощи у своих родных. Обратись к материалам семейного архива. Если разрешат родители, принеси на урок фотографии из семейного альбома. 2. В дополнительной литературе, Интернете найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким. 3. Придумай и нарисуй плакат в защиту мира на Земле. 150 СТРАНИЧКИ для ЛЮБОЗ^^^ Космическая путешественница Всего 108 минут длился полёт первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Уже тогда учёные задумались над возможностью длительных космических путешествий. А чтобы решить эту задачу, необходимо было создать пригодный для жизни людей космический дом. 20 февраля 1986 года на орбите Земли появилась маленькая звёздочка — космическая станция «Мир». Одна за другой отправлялись на станцию космические экспедиции. Вместе с космонавтами из нашей страны на орбите жили 151 и работали космонавты из многих других стран мира. Опыты и наблюдения, проведённые на станции, расширили познания людей во многих науках. Астрономы с помощью новейших научных приборов заглянули в глубины Вселенной. Мы узнали о рождении новой звезды (в районе Большого Магелланова Облака). Это стало одним из важнейших астрономических открытий XX века. В распоряжении медиков оказались новейшие лекарственные препараты. Учёные получили полное представление об экологическом состоянии нашей планеты. Космическая путешественница — станция «Мир» побила все рекорды по длительности пребывания на орбите. Всего станция «Мир» пролетела в космосе около 3,7 миллиардов километров. Это расстояние примерно равно расстоянию от Земли до Урана. Станция находилась на орбите гораздо дольше, чем планировалось первоначально. На повестку дня встал вопрос о прекращении её работы. 22 марта 2001 года уникальный эксперимент подошёл к концу. Станция «Мир» была затоплена в океане. Эта орбитальная станция стала космической гордостью нашей страны. Но уже в 1998 году Россия вывела на орбиту Международную космическую станцию, которая действует и сегодня. Космические исследования необходимы для лучшего использования ресурсов Земли и Солнечной системы в мирных целях. 152 г- с овременная Россия Изучая этот раздел, мы будем учиться: • показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России; • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный среди них — Конституция Российской Федерации — защищают нащи права; понимать, в чем состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран; рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны; узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности; рассказывать о традициях и праздниках народов страны; осознавать связь современной России с её историей. Сокращения; В. Владимир П. Псков И. Иваново Р. Рязань К. Калуга С. Саранск М. Магас У. Ульяновск Н. Нальчик Ч. Чебоксары «ЧТчТ 1НЫЙ ‘У O’- ; -^овой1г’оград\ СамЗЬ f а»!(^ Т ^/Л;^тра^нь 1кШз.у ззныи ^ АМУРН/Кая г«ы1уолика 19Ленинградская область ЙсЖика ^ 13 Чеченская Республика 20 Новгородская область 6 Республика Калмыкия Республика — 21 Нижегородская область Чувашия 22 Свердловская область 7 Карачаево-Черкесская Республика Республика Хакасия 8 Республика Марий Эл Краснодарский край 23 Еврейская автономная область 154 -—• полярных владений —- субъектов • Столица Российской Федерации Центры субъектов Российской Федерации Примечания 1. Названия областей, одноимённые с названиями их центров, на карте не подписаны. 2. Граница между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой на карте не показана. 155 Основной ЗАКОН России и ПРАВА ЧЕЛОВЕКА лл Узнаем о Конституции Российской Федерации, правах человека и правах ребёнка. Продолжим ^ работу с картой России. Вспомни, что ты знаешь о законах. ТЫ ЖИВЁШЬ В РОССИИ в наследство от предков мы все получили прекрасную страну. Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. Трудом предков всех народов России освоена территория нашей страны. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру. Мы должны быть достойны памяти предков. Название «Россия» идёт из глубины веков. Другое название нашей страны — Российская Федерация. Слово «федерация» в переводе с ла- 156 тинского языка означает «союз, объединение». Российскую Федерацию образуют 21 республика, 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения. Говоря строкой гимна России, наше Отечество — это «братских народов союз вековой». В России живёт 160 народов. Это русские, татары, якуты, башкиры, калмыки, аварцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карелы, удмурты, алтайцы и многие-многие другие. Мы — граждане одной из ведущих стран мира, к мнению которой прислушиваются другие государства. Российский народ сам сделал свой выбор, отдал свой голос в поддержку новых руководителей, предложивших другой путь развития страны. Работа с картой Рассмотрите карту на с. 154 — 155. С её помощью приведите примеры республик, областей, краёв, автономных округов. Назовите города федерального значения. КОНСТИТУЦИЯ — основной ЗАКОН СТРАНЫ Во все времена люди задумывались, каким должно быть справедливое государство, как сочетать интересы одного человека и всех людей. Устройство нашего государства определяет Основной закон страны — Конституция. Она была принята в 1993 году. В переводе с латинского слово «конституция» означает «устройство. ^ 157 постановление». Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить. В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это главная мысль нашей Конституции. В ней представлены такие прекрасные строки: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 158 1 что ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Вторая мировая война, самая кровопролитная во всей истории, потрясла человечество. Весь мир был свидетелем страшных преступлений фашистов. Человек оказался беспомощен, беззащитен против сил зла, произвола и жестокости. Нет, так никогда не должно быть! Мы имеем право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности. После войны были приняты документы, защищающие права человека. Главным среди них является Всеобщая Декларация прав человека (в переводе с латинского языка слово «декларация» означает «заявление»). Она была принята на общем собрании Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года. В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Эти права никто не даровал, и принадлежат они нам потому, что мы родились на свет. «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах» — какие прекрасные слова! Люди всегда во все времена мечтали о счастье, свободе, равенстве и справедливости. Любой из нас имеет право на жизнь, на свободу и безопасность. Все равны перед законом и имеют право на защиту законом. Всё то, о чём написано в Декларации, просто и понятно: люди на Земле хотят жить в мире и согласии. г 159 «ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ПОМОЩЬ» 1 июня в России отмечают международный День защиты детей. Детство — пора, которая бывает в жизни каждого из нас. Твоё появление на свет было счастливым событием для мамы и папы, бабушек и дедушек, родных и близких. И с самого первого дня своей жизни ты находишься под защитой нашего государства. К сожалению, бывает и так, что ребёнок по разным причинам остаётся без семьи и заботу о нём берёт на себя государство. Тогда родным домом становится детский дом, а учителя и воспитатели — родными и близкими людьми. Мы все хотим, чтобы твоя судьба и судьба твоих сверстников сложилась счастливо. В нашем 160 государстве действуют законы, защищающие права ребёнка. И все должны их исполнять. Очень важно, что следит за этим специальная государственная служба. Её представитель — уполномоченный по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации. Есть такой представитель и в регионах России. 1. Прочитайте текст. Перечислите права ребёнка. Объясните, как вы их понимаете. Конвенция о правах ребёнка «Дети имеют право на особую заботу и помощь» — это главная мысль важного международного документа — Конвенции о правах ребёнка. Она была принята ООН 20 ноября 1989 года. Как записано в Конвенции, ребёнком считается каждый юный житель планеты до 18 лет. Уважением к рёбенку, стремлением сделать всё возможное для его защиты и счастливой жизни проникнуты строки этого документа. Когда вы появились на свет, родители зарегистрировали ваше рождение, дали вам имя. С первого дня жизни за вашим здоровьем следит врач. Быть может, вы ходили в детский сад. Потом стали учениками. Кто-то из вас занимается в спортивных секциях, музыкальной школе, кружках. Летом вы отдыхаете. Обо всех этих на первый взгляд обычных вещах и ещё о многом другом говорится в Конвенции. Ребёнок имеет право на жизнь, на имя, на заботу родителей, на охрану здоровья, на бесплатное 161 родителей, на охрану здоровья, на бесплатное образование, на отдых, на занятия искусством, спортом. 2. Рассмотрите фотографии. Расскажите, о каких правах ребёнка они напоминают. Обсудим! Как ваши права соотносятся с правами других людей — родителей, учителей, одноклассников? 162 р Проверь себе 1. Что такое Конституция? 2. Когда была принята Конституция России? О чём в ней говорится? 3. Что ты знаешь о Всеобщей Декларации прав человека? 4, Какой международный документ защищает права детей? В чём его важность для современного мира? Главный закон России — Конституция — определяет основы жизни государства. Верховное право распоряжаться судьбой нашего государства принадлежит многонациональному народу Российской Федерации. Высшей ценностью, закреплённой в Конституции, являются права и свободы человека. Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: федерация, конституция, декларация, конвенция. 2. Подготовь проект «Декларации прав»: а) членов твоей семьи; б) учащихся твоего класса; в) учителей и учащихся твоей школы (по выбору). Обсудите ваши проекты в классе. (fpotce Узнаем о правах и обязанностях гражданина, о том, кто является главой нашего государства, о Федеральном собрании и Правительстве России. Знакомы ли вам слова «президент», «парламент», «правительство»? f \ 163 Мы — ГРАЖДАНЕ России ‘л У каждого из нас есть свой дом, семья, близкие родственники, друзья. Для родителей ты дочка или сын, для бабушек и дедушек внучка или внук, для ровесников подруга или друг. Но у нас у всех есть один общий дом — наша страна, наша Россия. Мы все — граждане России. Что значит быть гражданином? Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также право на управление страной. ЧТО ТАКОЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА Все граждане России имеют равные права и обязанности. О них говорится в Конституции России. Какие права у нас есть? Важнейшие из них — право на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых, на имущество и многие другие. С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства. Граждане России выбирают главу государства и представителей органов государственной власти. Право быть избранным на государственный пост имеет любой гражданин нашей страны. Стать народным избранником почётно и ответственно. 164 Но пользоваться правами, не имея никаких обязанностей, просто невозможно! Важные обязанности граждан нашей страны — соблюдение Конституции и законов России, забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия, защита Отечества. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ Главой нашего государства является Президент Российской Федерации. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Президент Российской Федерации в торжественной обстановке приносит народу присягу. Он клянётся уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать президент России В. В. Путин Резиденция Президента России Г 165 Конституцию Российской Федерации, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу. В 2012 году Президентом Российской Федерации избран Владимир Владимирович Путин. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Парламентом страны является Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их. Если закон одобрен Советом Федерации, он направляется на рассмотрение Президенту. Закон вступает в силу после того, как его подписывает Президент. Важные вопросы жизни страны рещает Правительство Российской Федерации. Оно разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей жизни. Здание Государственной думы Здание Правительства России )■ 166 Обсудим! 1. О чём вам хотелось бы спросить Президента Российской Федерации? 2. Почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан? Проверь себя 1. Какие права и обязанности граждан России ты знаешь? 2. Кто является главой нашего государства? 3. Что ты знаешь о Федеральном собрании? 4. Чем занимается Правительство Российской Федерации? Мы все — граждане России, а это значит, что мы имеем права и обязанности. Одно из важнейших прав граждан — избирать и быть избранными на государственные посты. Задания для домашней работы 1. Посмотри программу новостей и расскажи о государственных делах Президента, Федерального собрания и Правительства России. 2. Представь, что тебя избрали депутатом Государственной думы. Какой закон ты предложишь принять? c*dC fyL
Источник