Меню

Окружающий мир 2 класс что такое солнце что такое луна

Мы — жители Вселенной

Вспомним

  1. Что вам известно о Земле и Луне?
  2. Что вы знаете о Солнце и звёздах?

Мы живём на планете Земля. Днём мы видим земную поверхность, небо, солнце. Но дождёмся ночи. На небе засияет луна, зажгутся тысячи звёзд. Нашим глазам откроется огромный, таинственный мир.

И тогда станет понятно, что мы не просто жители Земли. Мы — жители Вселенной!

Вселенная, или космос,—это весь необъятный мир, частью которого является и наша Земля. Как же устроена Вселенная? Она состоит из небесных, или космических, тел. К ним относятся звёзды, планеты, спутники планет.

Звёзды — это огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. Самая близкая к Земле звезда — Солнце.

Вокруг Солнца обращаются планеты. Каждая планета движется по своему пути — орбите. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света. Одна из планет — Земля. Она движется вокруг Солнца со скоростью 30 километров в секунду!

А вокруг Земли движется её спутник — Луна. Как и Земля, это холодное небесное тело. Сама Луна не светится: она, словно зеркало, отражает свет Солнца.

У многих других планет тоже есть спутники. Ты можешь прочитать об этом на «Страничках Умного Совёнка» (2).

  • Рассмотри иллюстрации. Какую форму имеют Солнце, Земля, Луна? По схеме расскажи о дви- Т жении Земли и Луны.

Солнечная семья

Рассмотри рисунок. Сколько планет движется вокруг Солнца? Как они называются? В каком порядке от Солнца расположены? Какая по счёту Земля?

Сравни размеры планет. Определи, какая из них самая большая, а какая — самая маленькая.

Когда мы смотрим на предметы, расположенные вдали, они кажутся нам маленькими. Так и с небесными телами. Солнце кажется нам не таким уж большим. На самом деле оно во много раз больше Земли или любой другой планеты. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко!

Луна примерно в 4 раза меньше Земли. Но на небе она кажется почти такой же, как Солнце. Ведь Луна — самое близкое к Земле небесное тело, она гораздо ближе к нам, чем Солнце.

Подумаем!

  • Как расположить названия в порядке увеличения размеров небесных тел: Солнце, Луна, Земля, Юпитер? Проверь себя на «Страничках Умного Совёнка». (3)

Проверим себя

  1. Что такое Вселенная?
  2. О каких небесных телах мы узнали на уроке?
  3. Чем различаются звёзды и планеты?
  4. Что такое Солнце?
  5. Что такое Луна?

Вселенная, или космос, — это весь необъятный мир. Вселенная состоит из небесных (космических) тел. К ним относятся звёзды, планеты, спутники планет. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Земля — планета. Луна — спутник Земли.

Источник

Мы — жители Вселенной

Вспомним

  1. Что вам известно о Земле и Луне?
  2. Что вы знаете о Солнце и звёздах?

Мы живём на планете Земля. Днём мы видим земную поверхность, небо, солнце. Но дождёмся ночи. На небе засияет луна, зажгутся тысячи звёзд. Нашим глазам откроется огромный, таинственный мир.

И тогда станет понятно, что мы не просто жители Земли. Мы — жители Вселенной!

Вселенная, или космос,—это весь необъятный мир, частью которого является и наша Земля. Как же устроена Вселенная? Она состоит из небесных, или космических, тел. К ним относятся звёзды, планеты, спутники планет.

Звёзды — это огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. Самая близкая к Земле звезда — Солнце.

Вокруг Солнца обращаются планеты. Каждая планета движется по своему пути — орбите. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света. Одна из планет — Земля. Она движется вокруг Солнца со скоростью 30 километров в секунду! [an error occurred while processing this directive]

А вокруг Земли движется её спутник — Луна. Как и Земля, это холодное небесное тело. Сама Луна не светится: она, словно зеркало, отражает свет Солнца.

У многих других планет тоже есть спутники. Ты можешь прочитать об этом на «Страничках Умного Совёнка» (2).

  • Рассмотри иллюстрации. Какую форму имеют Солнце, Земля, Луна? По схеме расскажи о дви- Т жении Земли и Луны.

Солнечная семья

Рассмотри рисунок. Сколько планет движется вокруг Солнца? Как они называются? В каком порядке от Солнца расположены? Какая по счёту Земля?

Сравни размеры планет. Определи, какая из них самая большая, а какая — самая маленькая.

Когда мы смотрим на предметы, расположенные вдали, они кажутся нам маленькими. Так и с небесными телами. Солнце кажется нам не таким уж большим. На самом деле оно во много раз больше Земли или любой другой планеты. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко!

Луна примерно в 4 раза меньше Земли. Но на небе она кажется почти такой же, как Солнце. Ведь Луна — самое близкое к Земле небесное тело, она гораздо ближе к нам, чем Солнце.

Подумаем!

  • Как расположить названия в порядке увеличения размеров небесных тел: Солнце, Луна, Земля, Юпитер? Проверь себя на «Страничках Умного Совёнка». (3)

Проверим себя

  1. Что такое Вселенная?
  2. О каких небесных телах мы узнали на уроке?
  3. Чем различаются звёзды и планеты?
  4. Что такое Солнце?
  5. Что такое Луна?

Вселенная, или космос, — это весь необъятный мир. Вселенная состоит из небесных (космических) тел. К ним относятся звёзды, планеты, спутники планет. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Земля — планета. Луна — спутник Земли.

Читайте также:  Как символически изобразить солнце

Источник

Окружающий мир 2 класс что такое солнце что такое луна

Луна внешне напоминает планету – она круглая и большая. Однако Луна не планета, а всего лишь спутник планеты – нашей Земли. Круглые сутки она крутится вокруг Земли вот уже миллионы лет.

Еще многие века назад люди пытались понять, что за загадочное небесное тело можно наблюдать в небе с приходом ночи. После изобретения телескопа ученые смогли рассмотреть Луну в подробностях. А более полувека назад к Луне смог подлететь советский беспилотный космический корабль, который отправил на Землю фотографии лунной поверхности, сделанные с близкого расстояния. В последующие годы на спутник отправлялись луноходы, которые исследовали грунт и проводили другие научные исследования, а десять лет спустя на Луну высадились люди. Исследования позволили узнать о Луне много интересного.

Может показаться, что Луна способна светиться, ведь ночью каждый видел, как Луна сияет среди звездного неба. Но сама Луна не излучает свет. Свечение, которое видит человек – это отражение света солнца: солнце ярко освещает Луну как очень мощный фонарик и кажется, что она горит посреди темного ночного неба. Кроме того, даже без телескопа заметно, что Луна каждый день разная: она может принимать форму блюдца или серпа. Секрет таких изменений в том, что Земля загораживает собой солнце от Луны и свет попадает не на всю Луну, а освещает только ее бок.

Луна не всегда показывается в ночное время. Иногда Луну можно увидеть в небе днем. Это происходит потому, что Луна крутится вокруг Земли и время ее появления не всегда совпадает с ночью. Днем Луна на небе выглядит как большое белое пятно.

Поверхность Луны совсем не похожа на земную. Там нет не только лесов, рек и морей, нет даже почвы. Всю луну устилает толстый слой плотно утрамбованной пыли. Эта пыль всегда остается сухой, ведь воды на Луне нет.

На поверхности Луны нет атмосферы. Если человек высадится на Луну без скафандра, он немедленно умрет от отсутствия воздуха. Температура на Луне также не подходит для человека, ведь она колеблется от −160 °C до +120 °C. Никакая одежда не спасет от таких перепадов от жары к холоду.

В ясную ночь, когда тучи не закрывают небо, на диске луны можно невооруженным глазом увидеть темные пятна – это горы и кратеры, образованные падающими на Луну метеоритами. Удивительно то, что, несмотря на вращение вокруг своей оси, Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной. С поверхности Земли никак не увидеть, что же происходит на обратной стороне спутника. Карта обратной стороны Луны составлена только благодаря фотографиям с исследовательских летательных аппаратов.

Как и у Земли, у Луны есть притяжение. Притяжение Луны настолько сильно, что способно воздействовать на воду земных морей и океанов. Именно Луна вызывает на Земле приливы и отливы, притягивая к себе воду.

Несмотря на доступные человеку технологии, Луна по сей день остается для нас загадкой.

Источник

Месяц и год

Вспомним

  1. Что такое Луна? Как она движется?
  2. Всегда ли Луна на небе выглядит одинаково?
  3. Что значит слово «месяц»?

Луна и месяц

Время измеряют не только сутками и неделями, но и месяцами. Эта единица измерения времени появилась в результате наблюдений за Луной.

Ещё в древности люди заметили, что Луна не всегда выглядит одинаково. Временами её вовсе не видно на небе. Это новолуние — как будто рождается новая Луна. Она появляется в виде узкого серпа, рожки которого повёрнуты влево. Если мысленно приставить с этой стороны палочку, получится буква «Р» — первая буква слова «растёт». Действительно, день ото дня молодая Луна растёт и через неделю видна уже в форме полукруга.

А ещё через неделю Луна видна полностью. Это полнолуние. Затем Луна начинает стареть. Через неделю она снова видна в форме полукруга, а потом уменьшается до узкого серпа. Но рожки его теперь повёрнуты вправо; похоже на букву «С» — первую букву слова «стареет». И вот Луну опять не видно на небе. Так её жизнь от «молодости» до «старости» повторяется вновь и вновь. [an error occurred while processing this directive]

Изменение облика Луны объясняется её движением вокруг Земли. Поскольку сама Луна не светится, мы с Земли видим только ту её часть, которая освещена Солнцем.

У многих народов второе название Луны — месяц. Поэтому время от одного новолуния до другого и было названо месяцем.

Луна совершает полный оборот вокруг Земли примерно за 27 суток и 7 часов.

  • Рассмотри схему. Проследи, когда бывают новолуние и полнолуние, как Луна «растёт» и «стареет».
  • Придумайте сказочное объяснение изменению облика Луны. С помощью схемы дайте научное объяснение.

Круглый год

Наблюдая за изменениями в природе, люди ещё в древности заметили, что от начала одной весны до начала другой проходит примерно одинаковое время. Так появилась очень важная единица измерения времени — год.

Год —это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. На это уходит 365 суток и 6 часов. Для удобства считают, что в году 365 суток. Из оставшихся 6 часов за 4 года набегают ещё сутки. Их добавляют к каждому четвёртому году. Такой год называется високосным (в нём 366 дней).

Читайте также:  Лучи солнца это словосочетание или нет

В году 12 месяцев. Знаешь ли ты их названия и последовательность? Проверь себя с помощью рисунка. Какой месяц считается первым, а какой — последним в году? В каком месяце у тебя день рождения?

  • Трудно запомнить, сколько дней в каждом месяце. Научимся определять это старинным способом, который показан на рисунке. Косточки на кулаке — это длинный месяц (31 день), впадины между косточками — короткий (30 дней или 28—29 дней в феврале).

Подумаем!

  1. Почему год на рисунке в учебнике изображён в виде круга?
  2. К какому месяцу прибавляется один день в високосном году?
  3. Кто отмечает день рождения раз в четыре года?

Проверим себя

  1. Какие наблюдения в природе подсказали людям, что время можно измерять месяцами?
  2. Что такое год?
  3. Сколько суток в обычном году и високосном?
  4. Сколько месяцев в году?

Луна совершает полный оборот вокруг Земли примерно за месяц. Год —это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

Источник

Окружающий мир 2 класс Солнце и его значение для живого
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Солнце и его значение для живого»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 32.04 КБ
prezentaciya1_6.ppt 512.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по теме «Солнце и его значение для живого »

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цель: создание условий для открытия детьми новых знаний по теме урока.

Задачи: формировать представление об источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца; развивать рационально логическое и наглядно – образное мышление, умение работать с текстовой информацией; развивать воображение, воспитывать интерес к окружающему миру.

— иметь представление о Солнце как ближайшей звезде, его размерах и расстоянии до него;

— находить связи в природе, между Солнцем и жизнью на Земле;

— понимать, что Солнце является источником света и тепла.

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

— работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;

— задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

— строить сообщения в устной форме.

— развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;

— развивать умение принимать коллективное решение.

— осознание необходимости учения;

— учиться выражать свое мнение;

— работать над осознанием ответственности за общее дело.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация на тему « Солнце», листы с текстами для учеников, сигнальные карточки для деления на группы( красные, синие, зеленые, желтые ), книги о Солнце, энциклопедии , карточки для самооценки, рисунок солнца для самооценки.

  1. Организационный момент.( Создание ситуации успеха)

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

— Доброе утро солнцу и птицам!

— Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас сегодня весь урок и весь день.

— Как называется наш урок?

-Что мы узнаем на уроках окруж.мира?

-Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?

-Кому хочется узнать больше?

Проверьте готовы ли вы к уроку: сигнальные карточки, книги, конверты.

Раньше вы изучали объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным. Игра «Будь внимательнее». Если я называю объекты живой природы, то вы поднимаете руки вверх, а если объекты неживой природы – хлопаете в ладоши. Слайды 2-11

-Бабочка, река. дерево, волк, вода, лягушка, комар, камень. ракета.

— Почему вы замерли при слове ракета? ( ответы детей)

— Понравилось играть? Давайте продолжим. Следующая игра «Лишнее слово», но здесь нужна помощь товарища, поэтому поработаем в паре. У вас на столе конверт с заданием, открываем его. Вам даны слова , какое из них лишнее? Посоветуйтесь друг с другом и объясните почему оно лишнее?( Дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает , раздвигается) Слайд 12-14

3.Работа над новым материалом. Слайд 15

— Теперь, посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, что их объединяет? ( Неживая природа)

— А сегодня мы будем говорить о главном объекте неживой природы. Я прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь. Слайд 16

Оно игриво золотится

В песчинках, что хранит земля.

Оно, как сказочная птица,

У стен Московского кремля.

Оно в автобусе зеркальном

Играет зайчиком в пути.

Оно в созревших помидорах…

Оно гуляет на просторах

У всей вселенной на виду! (Солнце)

— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Учитель обобщает ответы. Слайд 19

Солнце и его значение для живого .

-Вся природа делится на две группы, какие? ( живая и неживая)

-Как вы думаете Солнце это объект какой природы? (неживой)

-Ребята, а часто ли вы смотрите в небо?

-Что вас больше всего поражает в нем?

-Для каких животных небо родная стихия?(насекомые, птицы, бактерии)

-Как вы думаете какая цель нашего занятия? Слайд 20

-Итак, мы узнаем новое о Солнце и определим его значение для жизни на Земле.

Еще с древних времен люди поклонялись Солнцу, приносили ему жертву, сочиняли стихи и пели песни, посвящали танцы, изучали его, радовались теплу и свету. А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас?

-Что вы знаете о Солнце?

-А хотите узнать еще что-то новое?

Тогда нам нужно выступить в роли исследователей и провести свое исследование по проблеме: «Солнце и его значение для жизни на Земле.»

-Что такое исследование? (научная работа)

-Кто такой исследователь? (человек, который занимается научной работой)

Сейчас мы проведем «Динамическую паузу» , отдохнем и разделимся на группы для выполнения нашей исследовательской работы. У каждого из вас есть цветной жетон.(красный, желтый, оранжевый, розовый) Займите свое место за столом с солнышком вашего цвета . Слайд 21

У нас получатся 4 группы. Сейчас я дам задание и материал для его выполнения. (5 человек)

1группа. Красные. Прочитать текст. Подготовить рассказ о Солнце.

2группа. Желтые. Работа с разными источниками. Рассказ о Солнце.

3группа. Оранжевые. Солнце в жизни растений и животных.

4группа.Розовые. Солнце в жизни человека. Слайд 23-26

Выступление каждой группы исследователей.

4. Обобщение по теме.

-Вы рассказали о Солнце и доказывали на примерах , что Солнце-жизнь. Мы достигли цели нашего занятия.

Кто хочет еще больше знать продолжит сам эту работу.

Мы начали наше занятие с игры и закончим ею. Если высказывание верно — вы хлопаете в ладоши.

—-Солнце – это планета . Слайд 27

—-Солнце – это звезда.

—- Солнце гораздо меньше Земли.

—-Солнце гораздо больше Земли.

—-Солнце – это огромный раскаленный газовый шар.

5. Рефлексия. Слайд 28

Подведем итог. Продолжите мое предложение:

Я узнал, что Солнце……….

Мне было интересно……..

6.Оценивание. Слайд 29

Дети—- Узнал много нового, могу поделиться знаниями. (красный)

Узнал новое, хочу узнать больше. (оранжевый)

Узнал новое, но рассказать пока не могу.( желтый)

А теперь давайте солнышку на нашей доске добавим лучики-оценки и посмотрим, что у нас получится.

Спасибо за работу!

  1. Что такое. Кто такой. С. П. Алексеев, А. Г. Алексин, Издательство «Педагогика-Пресс», Москва,1994г, с.106-107.
  2. Атлас. Природоведение 5класс, « Дрофа», Москва, 2005г., с.2-3.
  3. Мир и человек. Географический атлас. И. К. Жданов, Из-во «Картография», Москва, 1989г., с.10-11.
  4. Детская энциклопедия. ООО «Издательство « Росмэн- Пресс»,2009г., с.13-14.
  5. Детская энциклопедия. Том 2. Д.Д. Благой, В.А. Варсанофьева, Академия Педагогических Наук РСФСР, 1978г., с.246-247.
  6. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения в 3-4 классах. Ю.Ф. Сухарев, ОАО «ЧИПО», 2003,с. 30-32.

Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце. 1 гр.

Солнце – космическое тело, желтого цвета, температура на его поверхности пять тысяч пятьсот градусов ( 5.500 градусов ). Если представить, что зернышко пшена- это наша Земля, а арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли. Солнце – звезда, которая дает нам свет и тепло. Без Солнца погибнет на Земле жизнь.

Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце. 1гр.

Солнечный свет преодолевает расстояние от Солнца до Земли за 8 минут 20 секунд. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Можно ли долететь до Солнца? Можно уже за 5-6 месяцев, но приблизившись к Солнцу космический корабль вначале расплавится, а потом превратится в пар ( и сгорит без следа). Солнце- это раскаленный газовый шар.

Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце. 1гр.

Солнце не самая горячая звезда. Есть звезды намного его горячее. Многие звезды больше Солнца, но есть звезды меньше Солнца. Солнце – обыкновенная небольшая желтая звезда. Солнце светит и греет уже многие миллионы лет и еще многие миллионы лет будет греть и светить. Оно посылает свет и тепло ровно. Солнце немножко разгорается и притухает каждые 11 лет.

Прочитай текст. Какие факты из жизни растений ты узнал? 3гр

Цветы с восходом Солнца раскрывают свои цветки, а с заходом закрывают. Головки подсолнухов все время поворачиваются за солнышком. Куда Солнце, туда и подсолнух. Солнце – главный источник света и тепла. Растениям, животным и человеку нужны солнечный свет и тепло. Без них все живое погибнет на планете.

Прочитай текст. Какие факты из жизни растений ты узнал? 3гр

В растениях под действием солнечного света и тепла образуются органические вещества, которые необходимы для жизни и роста всех растений, животных и человека. Если растение поместить в темное место , оно пожелтеет, начнет болеть и погибнет. Нет Солнца, нет растений, значит нет животных и человека.

Прочитай текст. Как человек относится к Солнцу? 4гр

В старину на Руси Солнце называли Ярило. Наши предки поклонялись Солнцу, как богу, приносили ему жертвы, молили его о хорошей погоде, богатом урожае, здоровье в семье. Люди верили в его могучую силу и понимали будет Солнце – будет и жизнь.

Прочитай. Как люди используют энергию Солнца? 4гр

Ученые строят станции , которые накапливают солнечную энергию и хранят ее в солнечных батареях. При необходимости человек может ей воспользоваться и получить свет и тепло.

Солнечный загар полезен для здоровья.

Человек выращивает себе пищу (растения, животные) благодаря солнечному свету и теплу.

Источник

Adblock
detector