Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 23. Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?Почему Луна бывает разной?
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое солнце?
- Почему днём не видно звёзд?
- Почему луна бывает разной?
Глоссарий по теме:
Спутник — небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.
Астроном – учёный, изучающий небесные объекты, такие, как звёзды, планеты, их спутники и прочее.
Телескоп – это прибор, с помощью которого можно изучать небесные объекты, находящиеся очень далеко.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. Стр.21-23
2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу. У них было много вопросов: что такое солнце? Почему днём не видно звёзд? Как узнать, где какое созвездие? Солнце дает жизнь всему, что есть на нашей планете: людям, животным, растениям. У жителей Древнего Египта, например, бог Солнца считался главным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы.
Что такое Солнце?
Солнце – это звезда. Как и любая из звёзд, Солнце представляет собой раскалённое небесное тело. Учёные выяснили, что температура на его поверхности очень высокая. Масса Солнца в 333 раза больше Земли. И хотя нам оно кажется маленьким ярким кружочком, Солнце по размеру в соотношении с нашей планетой является великаном. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Именно это огромное расстояние позволяет солнечным лучам не сжигать нашу планету, а только освещать и обогревать её.
Почему днём не видно звёзд?
Звёзды – это небесные тела.Все они находятся на огромных расстояниях от Земли и поэтому не греют. Если присмотреться, звёзды в ночном небе блестят разными цветами. Они мерцают белым, голубым, жёлтым и даже красным цветом. Самые горячие звёзды – белые и голубые. Их температура намного превышает температуру Солнца. Жёлтые звёзды по раскалённости близки к нашему светилу. Ну, а красные звёзды имеют сравнительно с Солнцем низкий градус нагрева. Так же звёзды между собой отличаются и по размерам. В небе наблюдаются красные гиганты, звёзды нормального размера и звёзды-карлики.
Днём, когда Солнце освещает всё пространство земли и неба, блеск других звёзд не заметен. Вот почему мы не можем наблюдать звёзды днём. Но как только Солнце исчезает с небосклона, они начинают проявляться в ночном небе. Конечно, в течение дня звёзды с неба никуда не уходят. Просто из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их блеск. Особенно хорошо видны звёзды в безлунную ночь. Самые яркие и заметные звёзды ещё в древности люди объединили в созвездия. Каждое созвездие имеет своё имя и место среди россыпи остальных звёзд.
Почему Луна бывает разной?
Часто в ночном небе мы можем увидеть ещё одно светило – Луну. Это и не звезда, как Солнце, и не планета, как наша Земля. Это естественный спутник Земли. Естественный спутник, потому что его создала природа. Луна вращается вокруг Земли, а так же вокруг своей оси.
Во все времена людей интересовало то, что находится в небе. Они наблюдали, как у Луны меняется форма, и не могли найти этому объяснение. То она похожа на круглое яблоко, то на серп, который назвали Месяцем. Много сказок, легенд и мифов было придумано о Луне.
На самом деле Луна имеет круглую форму. Сама она не излучает свет, как звёзды, но отражает свет Солнца. И в течение месяца Солнце с разных сторон освещает Луну. Ведь она всё время оборачивается вокруг своей оси. А нам кажется, что форма Луны меняется.Ведь мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. Тёмная, неосвещённая часть Луны нам не видна. Луна находится ближе всех к Земле. Космический корабль летит до Луны 3 дня и 3 ночи.
Изучают и наблюдают за всеми небесными телами учёные, которые имеют для этого специальную подготовку. Их называют астрономами. Для наблюдением за самыми дальними объектами астрономы используют такие приборы, как телескопы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Установите соответствие между картинками и названиями.
Источник
Урок по природоведению. 1 класс. Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле»
Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле».
Цель: формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений, животных, людей от солнечного тепла и света; выяснить, почему меняется температура воздуха в разное время суток; учить наблюдать за высотою Солнца; продолжать формировать любовь к родной природе, уважение к традициям украинского народа почитать Солнце.
I. Организационный момент
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг. (природа)
II. Повторение изученного
1.Фронтальный опрос. ( Прием «Мозговой штурм»)
1. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)
2. Что принадлежит неживой природе?
3. Что принадлежит живой природе?
4. Какие предметы неживой природы и живой природы есть у вас дома?
5. Назовите предметы, которые создал человек, используя дары природы?
6 . Почему надо беречь, любить и уважать природу?
(В это время один ученик у доски выполняет задание: распределить в две группы картинки – живая природа и неживая, на одной из картинок предмет, который не относится к природе. Как ученик решит эту проблему?)
— Какие загадки о живой и неживой природе вам удалось найти?
2. Упражнение «Синоптик».
- Какое сейчас время года? Какое число и месяц? Какой сегодня день? Какое состояние неба? Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
- Отгадывание загадок, их обсуждение
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
Шар воздушный, золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой
И потом за лесом скрылся. (Солнце)
— Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?
— Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)
— А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.
IV. Сообщение темы, задач урока
— Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле, как оно греет в течение дня и как относились наши предки к солнышку.
V. Изучение нового материала
1. Игра «Дары Солнца» ( прием «Ассоциативный куст»)
На доске – большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т. д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.
2. Прием «Мозговой штурм»
— Что вы знаете о Солнце?
— К какой природе относится солнце?
— Нужно ли оно живой природе?
— Что мы получаем от Солнца?
— Какие времена года вы знаете?
— Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
– Руки подняли и покачали
– Это деревья в лесу
– Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу
– Это к нам птицы летят
– Как они сядут, тоже покажем
– Крылья сложили назад.
3. Рассказ учителя с элементами беседы
1) Солнце и животные ( в ходе рассказа учитель показывает предметные картинки)
— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»
Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.
— Всем ли животным необходимо солнечное освещение?
— А тем животным, которые не имеют глаз?
— Всем ли животным необходимо солнечное тепло?
Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.
М. Зверев рассказывает о том, как барсучата принимают солнечные ванны: «Нора барсучат – возле небольшой полянки. Едва только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно попискивать. Мама-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, снова у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.
Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».
Г. Скребицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнышке, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза прикрыла. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышке. Согреется ящерка, станет быстрой и подвижной, и возьмется за охоту. Берегитесь мухи, слизняки и другая мелкая живность!»
— А вам приходилось весной наблюдать что-нибудь подобное?
— Можно ли ловить животных, забирать их домой?
2) Солнце и растения
— Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.
Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.
Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.
Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.
— Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.
— Вспомните свои прогулки на улице, приходилось ли вам отодвигать большой камень с земли или поднимать доску с травы, которая долго там пролежала, вы помните как выглядели под ними растения? Расскажите о своих наблюдениях.
— Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться. Как это происходит?
Послушайте об этом сказку: «Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышек у них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.
Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.
Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам наступает время отдохнуть. Мы должны поблагодарить их за то, что они воздух очищают и растения кормят.
А вы подумайте, прежде чем сорвать или испортить лист растения, сколько волшебных зернышек вы можете погубить!
— Дети, вам понравилась сказка?
— Зачем растениям солнечные лучи?
Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы. Ведь в природе все взаимосвязано.
3) Солнце и человек
— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.
— А необходимы ли они человеку?
— Вспомните сказку К. Чуковского «Украденное солнце»
— Что случилось на Земле без Солнца?
Физминутка « Солнышко – тучка»
VI. Обобщение и систематизация знаний
1.Беседа по рисункам
На доске – рисунки, на которых изображено Солнце в разное время суток.
— В какое время суток Солнце греет теплее?
— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?
— Видно ли Солнце, когда небо затянуто тучами?
— Почему в пасмурный день холоднее?
— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?
— Как высоко находится солнце над землей на протяжении дня?
2.Работа с учебником
— На каком рисунке изображен вечер, а на каком утро? Почему вы так думаете?
3. Игра «Крестики – нолики» (у каждого ребенка листочек в клетку)
- Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла. Солнце всегда греет одинаково. Тучи задерживают тепло солнечных лучей. Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды. В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла. Солнце необходимо всему живому.
Когда сутки короче – зимой или летом? Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце? Если небо закрыто тучами, светит ли оно? Что дает Земле свет и тепло? Когда солнце сильнее греет: в полдень, утром или вечером?
5. Работа в тетради
— Рассмотрите рисунки. (Чтение заданий и выполнение)
6. Игра «Солнечные предметы»
— Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.
- Какой день недели можно назвать солнечным? Назовите самый солнечный месяц года. Самый солнечный цветок? Самое солнечное событие в жизни человека? Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица? Самое солнечное качество?
7. Рассказ учителя
Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все — и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.
— Какие сказки, мультфильмы вы знаете, где героем является Солнце?
Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали :
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Там твои детки просят конфетки.
Если божья коровка ринется ввысь — скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья — то тучи закроют солнце.
Привезённый из далёких солнечных земель подсолнечник стал символом Украины. Люди верили, что это растение всё время поворачивается за солнцем, потому что боится, что светило может рассердиться и навсегда покинуть Землю.
Старые люди говорят: «Пока будет сиять в чистой голубизне золотистое светило, до тех пор будут продолжаться земные пути».
— Рассмотрите рисунок в учебнике
— Что больше – Солнце или наша планета Земля?
Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце — звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли — 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а возле центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет. Так что бояться нам с вами нечего.
VII. Итог урока. Рефлексия.
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Что вам особенно запомнилось??
— У вас на парте солнышко, дорисуйте ему улыбку, если урок вам понравился
Источник