Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?» 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?» 1 класс (конспект + презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnem_slntse_nochyu_zvezdy.pptx | 2.07 МБ |
pochemu_solntse_svetit_dnem_a_zvezdy_nochyu.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
— Солнце – огромный пылающий…. — Солнце – это ближайшая к Земле … — Оно создает нам … — По размерам Солнце … Земли . — Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … — Звезды – огромные пылающие … — Звезды отличаются друг от друга по … и по … — Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … — На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие………..
Предварительный просмотр:
Тема: Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?
Тип урока : открытие новых знаний.
Цели урока: — формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;
— развивать интелектуальны и ппрактические умения детей;
— развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
Личностные : — усваивать, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.
Оборудование : презентация, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Настраиваться на работу
Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить.
К: настраиваться на урок
2. Актуализация знаний
-Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить:
-Человек, который изучает звезды и другие небесные тела? (астроном)
-Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать? (страус)
-часть велосипеда, на р начинается, 4 буквы? (рама)
-Животные, которые вымерли очень-очень давно? (динозавры)
-Время года, которое наступает после осени? (зима)
-Основная работа этого человека-печь хлеб? (пекарь)
-В нее одевались первобытные люди? (шкура)
-Вот мы с вами и повторили то, что изучали ранее.
-А мы переходим к следующему разделу.
-Прочитайте на странице 31 название следующего раздела.(Почему и зачем?)
Поддерживать учебный диалог
Знакомиться с разделом
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Р: понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем.
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
3. Постановка учебной задачи
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
-Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.
-Давайте прочитаем его.(тема)
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
(о солнце и звездах)
-Прочитайте, на странице 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Формулировать тему и цели урока
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П : узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.
4. Изучение нового материала
— Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?
Что такое Солнце?
Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце)
(Солнце — огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце — шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли — ночь.
Знакомиться с темой урока
Узнавать информацию о солнце
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
-А сейчас встанем и немного отдохнем.
— Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.
— Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
— На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.
Что такое звёзды?
Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
— В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)
-Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.
— На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.
— Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).
— Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
— Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
Миф о созвездии Льва:
Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)
Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».
— выполните задание №3 на с.22 тетради.
Игра «Подскажи словечко»
— Солнце – огромный пылающий … (шар).
— Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
— Оно создает нам … (день).
— По размерам Солнце … (больше) Земли.
— Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).
— Звезды – огромные пылающие … (шары).
— Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).
— Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).
— На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).
Источник
«Почему солнце светит днём, а луна ночью.» урок окружающего мира 1 класс
план-конспект урока (1 класс) на тему
«Почему солнце светит днём, а луна ночью.» урок окружающего мира 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_solntse_svetit_dnyom_a_zvyozdy_nochyu_otk._urok.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах.
Солнцу в лёгких облаках.
— Ребята, давайте все вместе улыбнёмся нашим гостям, друг другу, Мудрой черепахе,Муравьишке которые пришли в гости к нам на урок.
Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку черепахи:
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета) Слайд 2
— А куда мы полетим на ракете? А что мы можем там увидеть?
— Вот об этом мы сегодня и поговорим. Потому что я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие в космос , где нас ждёт только самое интересное и удивительное.
II. Повторение изученного материала .
Но, чтобы отправиться в космос, нужно выполнить задание, которое приготовил для нас Муравьишка.( в конверте)
Дети отвечают на вопросы
1. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.
2. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.
3. Животное, которое вымерло очень-очень давно.
4.Время года, которое наступает после осени.
5.Первый месяц весны.
6. Излюбленная пища белых медведей.
7. На какой планете мы с вами живём
8.Как называется страна, в которой мы живём
III. Работа над новой темой
– С заданием справились, молодцы!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Итак, приготовились к путешествию. Спинки прямые, начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск. Слайд 3
Мы попадаем в космос, посмотрите как там удивительно и красиво. Слайд 4
— Пока мы с вами летали, Муравьишка уже приготовил для вас новый вопрос, ответ на который мы попробуем найти. Прочитайте. Слайд 5
— Как вы думаете, в какое время суток солнышко улыбается? Слайд 6
— А какое заставляет его грустить и по какой причине?
— Знаете ли вы, почему наступает день?
— Солнце не просто светит днём, а оно – то и создаёт нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звёзды.
Солнце – это тоже звезда, просто она очень большая и светит ярче, чем другие звёзды. Слайд 7,8
Вот как солнышко встаёт –
К ночи солнышко зайдёт –
А под солнышком нам всем
– Что такое Солнце?
– Расскажет нам о Солнце Захар.
– Так что же такое Солнце?
— Что интересного вы узнали про Солнце из рассказа Захара ?
Муравьишка приготовил для вас ещё одну загадку.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды) Слайд 9
— Как догадались? С чем сравнивают Звёзды? Почему? Когда на небе мы видим звёзды? Почему? Слайд 10
V.Работа с учебником
Страница 88. Какой вопрос задаётся в тексте учебника? Подумайте.
Звёзды – это огромные раскалённые, пылающие шары, которые расположены далеко от нашей планеты. Поэтому они кажутся нам на чёрном небе лишь мерцающими точками. Но звёзды бывают разного размера и цвета.
Многие из звёзды гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими. По цвету звёзды бывают разные. Это зависит от температуры. Слайд 11
Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета .
Альдебаран – оранжевая звезда, в 30 раз больше Солнца.
Регул – белая, в переводе с латыни означает «принц», форма сплюснутая.
Сириус- голубая, самая яркая из звёзд на небе, означает «блестящий», «сверкающий». Слайд 12
В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Из самых ярких звёзд они мысленно составляли загадочные рисунки и придумывали к ним сказочные истории. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны – можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др.Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.
— В ваших учебниках показано созвездие Льва Слайд 13
Созвездие Льва ( ребёнок рассказывает миф о данном созвездии)
Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушённый лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. (работа на листочках)
VI. Физминутка для глаз Cлайд 16
VII. Беседа о Дне космонавтике Слайд 17,18.
VIII Итог урока
VIII. Рефлексия. Слайд 21
Было интересно – весёлое солнышко, было не интересно – грустное солнышко. (рисуют в сопровождении музыки)
Источник
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 23. Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?Почему Луна бывает разной?
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое солнце?
- Почему днём не видно звёзд?
- Почему луна бывает разной?
Глоссарий по теме:
Спутник — небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.
Астроном – учёный, изучающий небесные объекты, такие, как звёзды, планеты, их спутники и прочее.
Телескоп – это прибор, с помощью которого можно изучать небесные объекты, находящиеся очень далеко.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. Стр.21-23
2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу. У них было много вопросов: что такое солнце? Почему днём не видно звёзд? Как узнать, где какое созвездие? Солнце дает жизнь всему, что есть на нашей планете: людям, животным, растениям. У жителей Древнего Египта, например, бог Солнца считался главным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы.
Что такое Солнце?
Солнце – это звезда. Как и любая из звёзд, Солнце представляет собой раскалённое небесное тело. Учёные выяснили, что температура на его поверхности очень высокая. Масса Солнца в 333 раза больше Земли. И хотя нам оно кажется маленьким ярким кружочком, Солнце по размеру в соотношении с нашей планетой является великаном. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Именно это огромное расстояние позволяет солнечным лучам не сжигать нашу планету, а только освещать и обогревать её.
Почему днём не видно звёзд?
Звёзды – это небесные тела.Все они находятся на огромных расстояниях от Земли и поэтому не греют. Если присмотреться, звёзды в ночном небе блестят разными цветами. Они мерцают белым, голубым, жёлтым и даже красным цветом. Самые горячие звёзды – белые и голубые. Их температура намного превышает температуру Солнца. Жёлтые звёзды по раскалённости близки к нашему светилу. Ну, а красные звёзды имеют сравнительно с Солнцем низкий градус нагрева. Так же звёзды между собой отличаются и по размерам. В небе наблюдаются красные гиганты, звёзды нормального размера и звёзды-карлики.
Днём, когда Солнце освещает всё пространство земли и неба, блеск других звёзд не заметен. Вот почему мы не можем наблюдать звёзды днём. Но как только Солнце исчезает с небосклона, они начинают проявляться в ночном небе. Конечно, в течение дня звёзды с неба никуда не уходят. Просто из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их блеск. Особенно хорошо видны звёзды в безлунную ночь. Самые яркие и заметные звёзды ещё в древности люди объединили в созвездия. Каждое созвездие имеет своё имя и место среди россыпи остальных звёзд.
Почему Луна бывает разной?
Часто в ночном небе мы можем увидеть ещё одно светило – Луну. Это и не звезда, как Солнце, и не планета, как наша Земля. Это естественный спутник Земли. Естественный спутник, потому что его создала природа. Луна вращается вокруг Земли, а так же вокруг своей оси.
Во все времена людей интересовало то, что находится в небе. Они наблюдали, как у Луны меняется форма, и не могли найти этому объяснение. То она похожа на круглое яблоко, то на серп, который назвали Месяцем. Много сказок, легенд и мифов было придумано о Луне.
На самом деле Луна имеет круглую форму. Сама она не излучает свет, как звёзды, но отражает свет Солнца. И в течение месяца Солнце с разных сторон освещает Луну. Ведь она всё время оборачивается вокруг своей оси. А нам кажется, что форма Луны меняется.Ведь мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. Тёмная, неосвещённая часть Луны нам не видна. Луна находится ближе всех к Земле. Космический корабль летит до Луны 3 дня и 3 ночи.
Изучают и наблюдают за всеми небесными телами учёные, которые имеют для этого специальную подготовку. Их называют астрономами. Для наблюдением за самыми дальними объектами астрономы используют такие приборы, как телескопы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Установите соответствие между картинками и названиями.
Источник