Меню

Образы стихотворения сияла ночь луной был полон сад

Анализ «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Афанасий Афанасьевич Фет — прекраснейший лирик, пожалуй, один из последних романтиков в плеяде русских литераторов «золотого века», человек удивительной трагической судьбы.

Жизнь поэта трудно назвать счастливой: на его долю выпали судебные тяжбы, женитьба на нелюбимой женщине и искренняя, чистая, прекрасная любовь — к сожалению, Афанасий Афанасьевич не сумел принять её, а потому до конца своих дней корил себя, мучил — и изливал душу на бумаге, о любви «писал навзрыд». Каждое его любовное стихотворение — это оголённая струна, сердце, вывернутое перед читателем наизнанку, пылкое, страстное, виноватое… За эту пылкость и честность в последние годы жизни он получит целый ушат злословия, ненависти и презрения от критиков. Однако в душах современников и потомков он всё равно останется невероятно чувственным человеком, подарившим миру трогательную любовную историю.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Одним из наиболее искренних и волнующих стихотворений А.А. Фета становится «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Это позднее произведение поэта, которое зачастую ошибочно трактуют, предполагая, будто оно посвящено Татьяне Кузьминской, ставшей прообразом Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Несмотря на то, что литературоведы имеют основания так считать, в этой версии слишком много неточностей, которые полностью отсутствуют в иной, менее известной версии истории создания стихотворения, согласно которой его адресатом является Мария Лазич — единственная любовь поэта.

Немногим известно, что абсолютно вся любовная лирика поэта посвящена именно этой девушке, отчаянно любившей Афанасия Афанасьевича и даже готовой быть его сожительницей, любовницей — лишь бы не расставаться с ним.

Увы, поэта не устраивала женитьба на бесприданнице. Он не смог отказаться от материального благополучия ради лучшего чувства в его жизни. Когда Лазич трагически погибнет, Фет поймёт, что он упустил своё счастье. Несмотря на то, что до сих пор ходят споры о том, была ли её смерть несчастным случаем или самоубийством, поэт однозначно решил: это именно он виноват в трагедии Марии. Этого он себе не простит. Именно поэтому так часто в его стихотворениях встречается мотив огня и слёз — символы его вечной вины.

Тематически стихотворение «Сияла ночь…» глубоко интимное, любовное. В нём отразились все переживания поэта. Однако несмотря на трагическую историю его создания, его настроение всё же мажорное, воодушевляющее. В последних строках, пронизанных светлой печалью, как-то между строк читается, нет, ощущается надежда на воссоединение с любимой; её светлый образ сопутствует лирическому герою всю жизнь, становясь будто его ангелом-хранителем. Недаром в стихотворении создаётся чувственный, неземной, божественный образ прекрасной девушки, которая когда-то играла герою на рояле… В произведении господствует мысль о бессмертии любви и души человеческой, так что лирический герой надеется на встречу с возлюбленной за пределами земного мира.

По сюжету «Сияла ночь…» близка пушкинскому «Я помню чудное мгновенье…»: в нём так же проявляется мотив любви-воспоминания, оживляющего все лучшие чувства в душе героя. Стихотворение начинается с экспозиции, представляющей собой пейзажную зарисовку, и продолжается картиной ночного свидания, во время которого влюблённые наслаждаются друг другом. Героиня играет на рояле, будто изливая при этом свою душу, а её возлюбленный в эту самую секунду особо остро ощущает его привязанность к девушке, осознаёт всю глубину своих чувств к ней.

Проходит много лет, и вот образ возлюбленной возрождается в душе героя, он благодарит её за нежность, за чувственность, и жалеет, что его мечты остаются только мечтами…

Особую трогательность и смысловую глубину стихотворению придаёт кольцевая композиция. Строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой» обрамляют историю любви персонажей, органично вплетая в сюжет мотив их разлуки.

Стихотворение написано катренами, шестистопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы, с перекрёстной рифмовкой. Несмотря на кажущуюся простоту, лиризм произведения достигается сложной работой со средствами художественной выразительности. Среди тропов наиболее значимы олицетворения, наблюдающиеся практически в каждой строфе (кроме последней): у ног лежали лучи, дрожали струны рояля, сияла ночь; и эпитеты (томительные годы, звучные вздохи, рыдающие звуки). Вторая и четвёртая строфа композиционно параллельны друг другу, что помогает усилить поэтическую картину, стократ увеличить то приятно-болезненное чувство горечи упущенной любви.

Читайте также:  Благоприятные фазы луны для стрижек

Стилистические фигуры представлены не менее разнообразно. Так, для него характерны анафора (третья строфа), градация (любить, обнять, плакать), инверсия.

Но основная привлекательность произведения обеспечивается использованием аллитерации и ассонанса. Именно эти приёмы поэтической фонетики создают неповторимую мелодичность, певучесть строк.

В первых двух строчках повторяются звуки «л» и «о», создавая ощущение тишины, нежности, мягкости. Вторая половина первого катрена отличается обилием звука «р», что помогает передать волнение, неровное биение сердца двух взволнованных влюблённых.

Эту безупречную элегию сложно отнести к какому-либо литературному направлению, однако многие литературоведы склоняются к мысли, что это — романтическое произведение.

Удивительное свойство Фета-поэта заключается в том, что он способен абстрагироваться от внешней суеты. Несмотря на жизненные неурядицы, он находит упоение в воспоминаниях и стихах. Несмотря на то, что в «Сияла ночь…» неоднократно повторяются слова «плакать», «слёзы», в нём отражены лишь положительные, прекрасные чувства поэта. Складывается ощущение, будто он не хочет возвращаться в реальность — лишь жить прекрасными мечтами, ограждающими его от проблем и трудностей реального мира.

Источник

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад. .

История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – «сердца жгучая мука».

Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».

Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».

История создания

Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.

В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Еёе трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.

Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
Читайте также:  Как сделать луну для костюма

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.

Средства выразительности

Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.

Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты (« томительные», «звучные», «рыдающие »), олицетворения (« лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали »), метафоры (« сердца жгучая мука »).

Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.

Источник

Сияла ночь. Луной был полон сад. Анализ стихотворения Фета

Это стихотворение кажется достаточно простым для понимания (да и вообще настоящая поэзия ведь не в том, насколько сложна или нет авторская мысль. Важна сила и красота выражения этой мысли или какого-то переживания, состояния души человека).

Тема стихотворения.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад» две основные темы — любовь и искусство слиты воедино, как caмое прекрасное в человеческой жизни.

Стихотворение Фета — о чувстве любви как главном чувстве в жизни.

Переживание этого чувства имеет в тексте определенное развитие: две первые строфы посвящены прошлому, две последние — настоящему, в котором это чувство возвратилось к говорящему.

Не совсем ясно, почему именно чувство любви (которое одно — «вся жизнь») возвращено герою: то ли он опять встретился со своей любимой, то ли он с неожиданной остротой переживает сейчас воспоминание о прошлом. Дело в том, что и для читателей это не важно, главное, что …много лет прошло, томительных и скучных, / И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь… Не случайно последняя строчка второй строфы повторяется и в финале стихотворения: Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Композиция стихотворения.

По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад … » близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье … ». И У Пушкина, и у Фета построение стихотворения двухчастное, симметричное: сопоставляются два «мгновения», может быть, лучшие в жизни человека. У Фета между«мгновениями» — всего несколько слов: «И много лет прошло томительных и скучных. Забыты эти томительные и скучные годы — важно только то, что есть сейчас: любовь, звуки рояля, чудесный голос любимой. Запечатлеть, остановить прекрасное мгновенье Фету удается с помощью глаголов настоящего времени: «слышу», «веет».

Начало стихотворения — спокойная, тихая, нежная экспозция — передается короткими предложениями: «Сияла ночь. Лцной был полон сад». Оба предложения необычные, выразительные, несмотря на свою краткость.
От строфы к строфе идет постепенное нарастание чувства, подводя к высшей точке — экстазу в последних строках.
Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи.

Художественные особенности стихотворения.

На первый взгляд, анализа требует здесь не смысл стихотворения, а те художественные средства, которые использует поэт. Именно поэтому можно сказать, что перед нами очень «фетовское» стихотворение, так как оно отличается необыкновенным мастерством, прежде всего проявленным в системе образов, звукописи и ритмическом своеобразии этого текста — как известно, именно эти моменты выделяют творчество Фета в русской поэзии.

Во-первых, сразу обращаешь внимание на неожиданные, очень яркие образы (и способы их выражения) стихотворения. Сияла ночь — уже здесь видно именно фетовское отношение к миру, его доверие к живой жизни и живой природе, у него даже ночь сияет.

Смотрим также: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, /
Как и сердца у нас… Кстати, «рояль был весь раскрыт» —

непривычная бытовая гипербола, которая в то же время становится метафорой человеческого состояния: в чувстве любви человек весь открыт миру и другому человеку.

Такая образная система «сама по себе» еще не была бы столь выразительной без помощи других средств — ритмических и звуковых. Для этого стихотворения характерен очень стройный, гармоничный ритм. Оно написано 6-стопным ямбом, но самое главное — все стихи строго делятся на равные полустишия. Но и это еще не все.

Читайте также:  Румяная луна чародейка согласование управление примыкание

Известно, что слова в конце каждой строки (чаще всего рифмующиеся) становятся обычно опорными (ключевыми) словами — сильными позициями текста, т.е. имеют повышенную значимость для всего содержания. Но Фет этим не ограничивается, у него опорными словами становятся здесь и слова в конце каждого полустишия, т.е. стоящие строго в центре каждой строчки. Например: Ты пела до зари… что ты одна — любовь… И так хотелось жить… Тебя любить, обнять… Что нет обид судьбы… А жизни нет конца… Как только веровать… Тебя любить, обнять… и т. д.

Кроме того, подобные опорные слова — в конце каждого
полустишия и в конце каждого стиха — связаны у Фета в единое целое при помощи звукописи — и ассонанса, и аллитерации, т.е. при помощи общего ударного гласного или общих, повторяющихся согласных звуков. Например: луной —лежали; ног — огней; раскрыт — дрожали; зари — изнеможенья и т.д.

Характерно, что стихотворение Фета построено не как безличиое — а именно как насыщенное личными местоимениями.

Объектом изображения оказывается не предметно-вещный мир, а действительность внутренней жизни, индивидуального состояния личности.

Начиная со второй строфы стихотворения, становится очевидным, что перед нами не пейзаж, но начинающееся природными образами изображение творческого процесса. При таком понимании «пейзажная картина», открывающая художественный мир произведения, начинает терять свое буквальное значение и становится иносказанием — воплощением существенных сторон и свойств художественного творчества.

В третьей строфе именно этот ряд уже не только продолжается, но и заверщается «синтаксически ожидаемой» сентенцией.- Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и признак и венец! — теперь уже безоговорочно утверждая тему не «природы», но «природы, сущности искусства» (словесного художественного творчества).

В то же время собственно аналитический взгляд на произведение существенно уточняет наще первоначальное понимание его содержания. Мы увидели, что автор описывает не природные явления, но творческий процесс в его существенных проявлениях и с его важнейшими (метафорически выраженными) признаками-качествами.

А что именно подчеркивает автор, говоря о художественном творчестве? Какова авторская позиция в определении предназначения художественного творчества?

При ответе на подобные вопросы, по-видимому, следует обратить особое внимание на настойчивые повторы, которые играют смыслоуточняющую роль в поэтике этого произведения.

При однородном синтаксическом строении текста не сразу
выявляется оппозиция образов-метафор, которая организует в целом художественный мир стихотворения. Перечень существенных признаков подлинного творчества вначале «заслоняет» от нас четкое противопоставление двух миров (двух возможных способов человеческого существования).

Один — налаженный и привычный, устоявшийся мир повседневности, обыденности. Другой — прорыв в иную, только немногим открывающуюся «поэтическую реальность» — мир
поэзии, искусства. На одном полюсе изображаемого мы видим «живое», «необычное»: ладья живая, мир иной, цветущие берега, сладость тайных мук… На другом — именно «мертвое» (мертвенное, косное, застывшее в бездействии существование): наглаженные отливами пески, тоскливый сон, бестрепетные сердца. Поднять «в жизнь иную», вырвать человека из мира обыденной «бестрепетной» повседневности — такой способностью обладает именно искусство.

Заметим, что при повышенной метафоричности текста автор очень точен в изображении самого процесса и результата художественного творчества. Искусство позволяет не просто уйти в другую реальность, но именно вжиться в чужой для тебя мир, сделать его близким, родным: Упиться вдруг неведомым, родным… / Чужое вмиг почувствовать своим…

Чрезвычайно выразительна здесь и «грамматика текста». Обратим внимание на нагнетание инфинитивных оборотов (12 употребленных глаголов имеют форму инфинитива!) — согнать, подняться, прервать, дать, почувствовать, усилить и пр.

Наконец в финале стихотворения автор еще раз уточняет и
«суживает» наше читательское представление о предмете его
суждений: Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в
чем его и признак и венец!

Лирическая позиция выражена однозначно и безоговорочно — речь не о природе творчества, а именно о сути, предназначении подлинного искусства. Еще точнее — об уникальной возможности, доступной лишь настоящему художнику. Прием сопоставления двух мотивов («живое», подлинное / «неживое», ненастоящее), организующий текст от начала до конца, в итоге не только (не столько) противопоставляет творчество обыденному существованию, но прежде всего определяет значение, уникальную роль истинного поэта (певца избранного).

Источник

Adblock
detector