Меню

Образы солнца огня юон

Презентация «Образы солнца, огня в музыке, литературе и живописи»

Презентация «Образы солнца,огня в музыке, литературеи живописи»

Скачать:

Вложение Размер
obrazy_solntsa_ognya_v_literature_zhivopisi.pptx 2.24 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке Презентация по искусству Ученицы 9 класса Мшинской СОШ Антия Лолиты

В различных видах искусства используются образы Солнца и Огня. Солнце – главное небесное светило, которое даёт тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и с олнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения.

В литературе обе эти стихии хорошо изображал Константин Дмитриевич Бальмонт . С ними, заявляет поэт, «неизменно живёт моя душа в радостном и тайном соприкосновении». Огонь же – «моя любимая стихия… Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огнём, тот слит с Мировым» (1904). «Гимн Огню», Изменчиво влияние огня, то сжигающего, то возрождающего, то открывающего «завет бытия»: «Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!»

Образ Солнца, Бальмонт отобразил создав сборник «Будем как Солнце» в 1903 году, поставил в эпиграф строку древнегреческого философа Анаксагора, которая позже превратилась в целое стихотворение. А это стихотворение крепко запомнили читатели: Я в этом мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.

В стихотворениях Г.В. Державина, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный. Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны» ; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», «Блестя на солнце, снег лежит»; у Фета: «Ещё вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила», «Сияет солнце, воды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём», «Солнце светит золотое». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н.В. Гоголя, романов Ф.М. Достоевского.

А вот в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце жёлтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно тёмное. Устойчивый образ тёмного Солнца находим в стихотворениях поэта довольно часто: «чёрное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ чёрного, ночного солнца – нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца – чёрное солнце – предвестие смерти. «Страсти дикой и бессонной Солнце чёрное уймём». «Солнце чёрное взошло». «Я проснулся в колыбели, Чёрным солнцем осиян». «Человек умирает, песок остывает согретый, И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут». «А ночного солнца не заметишь ты».

В живописи также прослеживается образ Солнца и Огня. Композиция «Соната Солнца» Микалоюса Константинаса Чюрлёниса – это настоящий гимн могущественному светилу. А на картине «Баллада о чёрном солнце» над миром восходит чёрное солнце, чёрные тучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

На картине В. Цыплакова «Мороз и Солнце» изображён зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при помощи солнца передаёт здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Также очень часто в живописи используется образ огня. Это можно увидеть в картинах, например, Э. Шклярского . Ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной». Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности благодаря масляной живописи становится «зеркальным».

Образы Солнца и Огня плотно отображены и в звуках. В песне «Заход Солнца» Э. Грига можно не только услышать, но и представить этот заход. В произведениях русских композиторов солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ. В самой поэтичной опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» мы слышим ритуальное обращение к всемогущему богу Солнце- Яриле – символу света, тепла. Плодородия и любви. Образы Солнца, света, огня вошли в музыку А. Скрябина ещё с юности. Он воплотил солнцепоклонничество, точнее светоносность своими, специфическими музыкальными средствами, в отличие от поэтов, которые более ясно и очевидно моли декларировать это в слове. Композитор А. Скрябин в наиболее полной, завершённой форме воплотил образ ОГНЯ в симфонической поэме «Прометей» («Поэма Огня»).

Источник

Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке доклад, реферат, сообщение 8 класс

Все знают, что солнце и огонь издавна могут обозначать довольно противоречивые понятия. В разных культурах пламя могло обозначать как бушующую жизнь и страсть, так и смерть, боль. В языческих культурах, например, огонь был своеобразным посредником между человеком и богом. В других культурах он наделялся способностями живого существа: способность есть, пить и спать. Светило же чаще всего олицетворяло жизнь, источник жизни, свет. Однако солнце может также представлять палящий зной, приводящий к засухе, что связывает его со смертью. В каждой религии, будь то ислам, христианство или какая-либо иная, есть образ, в котором наше главное светило существует как Солнце Мёртвых, Тёмное Солнце или Бог Солнца с тёмным ликом.

В литературе

В литературе многие писатели использовали образ солнца, чтобы показать яркость момента. Возможно, что вы найдете произведение, где оно олицетворяет собой беду, смерть или голод , однако чаще всего оно является символом мощи духа, рождения и света. В произведениях А. С. Пушкина и А. А. Фета солнце – это величественный, прекрасный и яркий образ. А вот тьма предшествует беде, катастрофе или какой-нибудь трагедии. Для примера можно вспомнить поэму «Слово о полку Игореве», где затмение стало предвестником неудачи похода Новгород-Северского князя на половцев. Огонь также часто представлялся в разных обличиях. В произведениях Ф. И. Тютчева пламя служит для придания дополнительных красок природе. В рассказе «Старуха Изергиль» огонь используется как символ самопожертвования (образ сердца Данко). Однако он также может олицетворять собой смерть, гибель, поражение.

В живописи

В живописи солнце, вероятней всего, не будет предвестником беды. На картине Ивана Айвазовского «Девятый вал» оно олицетворяет надежду и спасение. Люди на обломках мачты приветствуют светило. На картине «Мороз и солнце» авторства Виктора Цыплакова солнце усиливает блеск снега и прекрасное впечатление о величественной русской зиме. Огонь в живописи является крайне противоречивым образом. Он может олицетворять как спасение, жизнь, страсть, так и смерть, поражение. На картине Ивана Айвазовского «Чесменский бой» огонь – это смерть, гибель и поражение. А вот на картине С. Ефошкина «Ночные стражи» пламя является просто источником света и тепла. Или же картина авторства Н. К. Рериха «Пречистый град – врагам озлобление» показывает огонь как нечто доброе и светлое, защищающее от тьмы.

Образ солнца в музыке

Образ солнца в старой музыке – это нечто божественное, тот, кому поклоняются. С помощью песен люди просили хороший урожай в наступающем году и отсутствие засухи. В прошлом солнце приравнивалось к богу, в прочем, его и считали божеством. В современной музыке солнце это всегда нечто светлое и теплое. Так как огонь в разных культурах имел разное значение, то и песни были разными. В каких-то воспевалось его величие, звучало поклонение пламеню. В XX веке было создано симфоническое произведение «Прометей». В нём огонь олицетворял свет и жизнь.

Исходя из данной информации можно сказать, что солнце и огонь крайне противоречивые и необычные образы, существовавшие всегда, во все времена.

2 вариант

Стоит сказать о том, что огонь и Солнце изображались в творчестве большого количества писателей, деятелей и художников на протяжении достаточно большого количества времени. Это связано с тем, что еще издревле повелось так, что люди считали данные ресурсы довольно важными и ценными для себя. Именно поэтому, их изображение символизировало наличие могущества, власти и богатства у людей, которые обладали данными ресурсами. Важно заметить и то, что такая звезда, как Солнце всегда означала смену чего-то старого, утратившего силу, и начало нового и усовершенствованного. Если говорить о том, как данные символы энергии и власти изображали художники, то стоит отметить, что довольно яркие и успешные работы были сделаны Айвазовским, Ефошкиным и многими другими. Важным замечанием является то, что данные деятели видели огонь и Солнце совершенно по-разному. Например, Айвазовский считал, что это достаточно коварный и обжигающий вид энергии, который несет в себе только разрушения.

Если брать в рассмотрение литературу, то важным замечанием является то, что еще в стародавние времена, люди верили в силу огня, и поэтому это нашло отражение в различных писаниях. Позже, такие писатели, как Бальмонт, Блок и Тютчев смотрели на данные энергетические элементы как на нечто особенное и противоречивое. Вначале, они хотели раскрыть их силу через то, что они позволяли освещать путь, и появлялись в руках смелых и храбрых людей. Также, они говорили о том, что это дикий вид энергии, который достаточно тяжело понять.

В музыкальном творчестве великим русским композитором Скрябиным была написана симфония «Прометей», которая рассказывает о силе огненной стихии, и позволяет окунуться в атмосферу таинственности и загадочности, так как повествует мифическую историю, в которой Прометей захотел помочь людям, в результате чего принес им огонь, ослушавшись Зевса. Данный большой урок, которые должны усвоить слушатели данной симфонии заключается в том, что всегда следует идти согласно своим идеалам и принципам. Только в таком случае возможно достичь гармонии души и разума, что позволить обрести покой. Деятели творчества достаточно уважительно и с интересом относились к огненной стихии, и считали, что она обладает магическими особенностями.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке

Популярные сегодня темы

Александр Александрович Блок — русский поэт, писатель, публицист и переводчик, а также классик русской литературы 20 века.

Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо

Мечтатель и реалист — полные противоположности друг другу. Реалист более рационален в своих действиях, мечтатель же руководствуется чувствами и эмоциями. Иногда две эти противоположности могут пересекаться в одной личности.

Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?

Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию

Источник

Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке. Покидайте, пожалуйста, сайтов, где про это можно прочитать.

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .

Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.

Источник

Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке — сочинение, реферат, доклад

На свободную тему

  • Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке
  • Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна. Еще тогда огонь имел своё сакральное значение – он символизировал власть, силу, энергию и страсть. Солнце же имело более мягкое значение – оно знаменовало начало нового дня, так что его традиционно считали символом жизни.

    К. Бальмонт: «Жар-птица».

    К. БАЛЬМОНТ: «ЖАР-ПТИЦА». То, что люди называли по наивности любовью, То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью, Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу, Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу. Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю, Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю. То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда, Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда. День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская, Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая. И меня поймут лишь души, что похожи на меня, Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!

    Солнечный глаз

    Древние часто считали Солнце оком Бога. Важнейшим сакральным символом Древнего Египта был глаз Гора, небесного божества, который в образе ястреба взирал на землю. Египтяне считали, что один его глаз — это Солнце, а второй — Луна. Эллины почитали Солнце как глаз Зевса, римляне — Юпитера, а древние германцы — Одина. В Древнем Иране Солнце считалось глазом Ахура-Мазды. Пророк Мухаммед называл Солнце оком Аллаха.


    Глаз Гора


    Французский архитектор XVIII в. Леду поместил внутрь символического глаза проект своего театра в Безансоне

    Древние образы в народном искусстве русской вышивки

    Древние образы в народном искусстве русской вышивки

    Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

    Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

    Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

    Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

    Шли века — русская вышивка не изчезла, переходя из поколения в поколение.

    Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо

    «, — говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!

    Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

    Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по — разному :великая богиня земли, плодородия, мать — сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

    Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

    Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы, — тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

    Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка.

    Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки.

    Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

    Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный…

    Швы, которыми выполнены старинные вышивки — счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счётные швы, как «роспись», «набор», «счётная гладь».

    Материалы и ткани

    Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи.

    Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой.

    Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные чакры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже — деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни!

    Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров — при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.

    Внимание! Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров, лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь — иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалу, из которого сделаны нитки, — не надо в одном узоре использовать несколько видов материала. Кроме того, знайте: обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков — узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий

    Места расположения и цвет вышивки

    Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Места расположения вышивки:

    1) традиционные — круговые (ворот, пояс, рукава, подол).

    2) нетрадиционные — то есть любые, выполняющие разные защитные функции:

    — защита любовной сферы — красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;

    — защита маленького ребенка от напастей — силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше, школьника — сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;

    — голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности.

    Обереги своими руками

    Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила.

    Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

    Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

    Правило третье. Самые сильные обереги — те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.

    Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

    Кстати, тут и придумывать-то ничего не надо: самые сильные супружеские обереги — это обручальные кольца. Правда, лучше, если они будут, как встарь, серебряными, а не золотыми. К тому же обручальные кольца обязательно должны быть гладкими, без всяких узоров и камней. В отличие от других магических предметов обручальные кольца теряют значительную часть своей магической силы от вставок из камней, даже самых драгоценных. Обручальные кольца нужно носить постоянно, не снимая их даже во время сна. Снятое хотя бы одним из супругов кольцо ослабляет защитные силы, настолько неразрывно слиты воедино эти кольца. Это пример так называемых парных магических предметов.

    Правило четвертое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.

    Правило пятое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

    Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей.

    Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы — это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге — цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать.

    Обережная вышивка детской одежды славян

    Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

    Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.

    Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

    А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

    На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

    Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

    Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

    До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги.

    Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

    В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны.

    Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе.

    Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

    Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.

    Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так.

    Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.

    Набегающие друг на друга ромбы — знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.

    волнистые линии символизировали воду;

    косые — дождь, пересекающий путь к солнцу;

    точки между ними — зерна, брошенные в нее.

    Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки (ярги).

    Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты — как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

    Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

    Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче

    Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание — оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов, террористических актов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния — такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

    Обереги — это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома.

    Мы сегодня практически утратили навыки повседневной защиты, которые использовали наши предки. И это вряд ли может способствовать нашей спокойной жизни. С исчезновением прочной повседневной защиты мы оказываемся весьма легкой добычей для недоброжелательных сил из теневого мира. Они легко проникают в нашу жизнь, а мы чаще всего даже и не замечаем этого. Ходим по врачам, жалуясь на слабость, раздражительность, бессонницу, общее недомогание, на то, что «что-то не то со мной, доктор, творится». А чем нам может в этих случаях помочь доктор? Да ничем — подобные недомогания вовсе не его профиль.

    Давайте теперь от общих рассуждений перейдем к более частным и попробуем понять механизм работы оберега с точки зрения его энергоинформационных свойств и возможностей.

    Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега (подробнее о цветах будет рассказано в конце статьи).

    Какие же обереги могут нам пригодиться? Разумеется, наиболее сильными будут обереги ваши личные, передаваемые в семье по наследству: серьги, кольца или перстни, бусы — любая вещь, которая, по преданию, приносит счастье в семейной жизни. Чаще такие предметы передаются по женской линии — кольца и серьги, по мужской реже — ножи, пряжки для ремней. Если в вашей семье таких вещей нет, их придется выбирать самим, а это непросто, если вы не обладаете ярко выраженными экстрасенсорными способностями. Поэтому поговорим о самом простом, но в то же время и очень эффективном средстве. Это — обережные вышивки. Вышивать следует цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ. Особенно удобно использование обережных вышивок и аппликаций для детской одежды, так как малышам тяжело постоянно носить бусы, кольца или браслеты.

    Вообще существует такой закон: по-настоящему сильный оберег нельзя купить. Он должен «найтись» среди вещей, которые передавались в вашем роду по наследству. Это бывает не так уж часто. Но любую традицию кто-то должен начать, ведь правда? Почему бы, если в вашей семье еще нет традиционных оберегов, именно вам не создать такой, дабы он передавался потом из рук в руки — вашим детям, внукам, правнукам? Давайте попробуем?

    Традиционная символика в вышивке

    1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными.

    2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

    3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.

    4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.

    5) Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.

    6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня — Агуни).

    7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».

    Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.

    9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.

    10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться… Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.

    11) Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

    12) Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.

    13) Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

    Женщина с поднятыми ладонями: Макошь

    С опущенными : Лада.

    Чеще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.

    1) Бык – знак Велеса.

    2) Волк – знак Ярилы.

    3) Ворон — знак мудрости и смерти, Велеса.

    4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).

    5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.

    6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.

    7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.

    Медведь – знак Велеса.

    9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).

    10) Орёл – знак Грома, Перуна.

    11) Петух – знак Огня, Агуни.

    12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полёте.

    13) Кукушка – знак жизни, Живы.

    14) Козёл – знак плодородия, плодовитости.

    15) Свинья – знак плодородия, изобилия.

    Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный — для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый — для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый — для третьей чакры (область солнечного сплетения) — центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый — для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой — для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий — для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый — для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

    1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

    2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).

    3) Зелёный – Растительность, Жизнь.

    4) Чёрный – Земля.

    5) Золотой – Солнце.

    6) Синий – Небо, Воды.

    7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

    Теперь вам осталось только попробовать сложить все вместе — цвет, тип ниток, узор — и сделать обережную вышивку для близкого человека, решив прежде всего, от какой беды вы его защищаете.

    Присвоение сил божеству

    Когда же наступил период оседлости, появились персонифицированные образы, изображавшие огня. Как правило, это было создание женского пола. В его честь создавали скульптуры в эпоху палеолита, вырезанные из кости или же камня. Половой признак подчеркивался довольно явно и в большинстве случаев фигуры были обнаженными.

    Во время неолита и мезолита эти произведения зодчества становятся более схематичными, однако все равно прослеживается близкое отношение матери, хозяйки дома к поддержанию тепла. В то время, как мужчины отправлялись на охоту, представительницы прекрасного пола следили за очагом.

    Золой прижигали раны. Окуривали помещения, освящали лекарственные средства. У славян пламя также связывали с благополучием семьи и здоровьем всего рода.

    Солнце алхимиков

    В западной алхимии Солнце, в силу своей огненной природы, символизирует сразу два элемента — золото и серу. Некоторые алхимики считали золото кристаллическим солнечным светом, а само Солнце — духом этого металла. Очень распространенным был двойной символ Солнца и Луны, описывающий реакцию ртути и серы.


    Солнце как символ золота. Иллюстрация из алхимического трактата «Сияние Солнца», XVI в.


    Лев пожирает Солнце. Символическое изображение реакции растворения золота в ртути


    Солнце как символ серы. Иллюстрация из алхимического трактата «Сияние Солнца», XVI в.

    Солнце в ведической астрологии

    Ведийские астрологи называют Солнце Сурья. Оно — дух повелителя времени и всевидящее око богов. Сурья — сын бога Дьяуса и богини Адити, источник света, столп неба и хранитель мира. Сурья дает людям жизненную силу, способность к самоопределению. Она управляет силой воли, интеллектом, обеспечивает успех в бизнесе и творчестве. Под защитой Сурьи находятся члены правящих династий, политики, артисты, писатели и другие люди творческих профессий.


    Янтра Сурья


    Сурья

    Солнце Древнего Египта

    Солярная символика Древнего Египта достаточно сложна сама по себе и в некоторой степени даже трудна для понимания современного человека. Египтяне представляли Солнце в виде диска, который движется на барке днем по небу, а ночью — под землей. Они считали светило богом Амоном-Ра, которому поклонялись как основе жизни. Однако наряду с этим у Солнца существовали 4 главных ипостаси, которые совпадали с его дневными фазами. Восходящее светило считалось богом Кепти, которого представили в образе скарабея. Таким образом, священный скарабей был символом восхода. Ястреб Гор — это дневное солнце, тогда как светило в зените — это золотой диск Ра. Вечернее солнце представляли в образе бога Хмун, символом которого был баран. Закат же символизировал бог Озирис и яйцо.


    Фараон Эхнатон и его супруга Нефертити с детьми поклоняются солярному богу Атону. Древнеегипетский рельеф


    Бог Гор. Древнеегипетское ювелирное украшение

    Связь с небесным светилом

    Интересно также, как соотносятся символы огня и солнца. Их нельзя назвать идентичными — сближение произошло на основе возрастания количества обрядов и культов, направленных на успешную обработку земли и получение хорошего урожая. Идеология и символика огненной стихии переплеталась у многих восточных и античных народов.

    Так, одним из является Агни, о котором можно узнать из мифологии. Он олицетворяет жертвенное пламя, долетающее до небес во время приношения. В своем пантеоне Агни находится на втором месте, о нем создано более двухсот гимнов, прославляющих силу и мощь божества.

    А в Иране подобное место занимает Атар, в честь которого построили огромное количество храмов. В Древней Греции прославляли Гестию, которая исполняет функции В Риме это Веста. Буйствующую и разрушительную силу олицетворяет Арес, а также Гефест. Кроме того, римляне поклонялись Вулкану.

    Восходящее солнце Японии

    Японию называют страной Восходящего Солнца не только из-за крайне восточного по отношению к Европе географического положения. Солярная богиня Аматэрасу является не только главным божеством пантеона местной традиционной религии синто, но и прямой прародительницей ныне правящей императорской династии. Считается, что первый японский император Дзимму был ее внуком. Поэтому солярная символика занимает главное место в японской геральдике на всем протяжении истории страны.


    Японский орден Восходящего солнца


    Флаг японского императорского ВМФ


    Герб императорской Японии — солнечный диск в виде хризантемы

    Награда и тяжкий крест

    Также названная стихия рассматривается как способ испытания человека. В христианстве много мотивов, в которых ею испытывают мучеников или же сжигают их кости после смерти, с целью очищения.

    В древнегреческой мифологии Геркулес надел пылающую одежду и этим продемонстрировал свою нечеловеческую силу. Можно встретить информацию о персонажах, которых приковывали к горячему колесу.

    Отдельное место занимает о когда Господь очистил греховную территорию, ниспослав на нее праведный гнев. Также в церковной традиции считается, что после того, как душа проходит Чистилище, ангелы выносят ее из языков пламени в Рай.

    Образ солнца и огня в литературе

    В первую очередь вспоминается различная литература средних веков, например готические романы. Электричества не существовало, и огонь был основным средством отопления и освещения. С одной стороны, нам представляется храбрый средневековый рыцарь верхом на коне с факелом в руках, и войско, ждущее приказа своего командира и готовое к подвигам. Очень воодушевляющая картина, недаром же средневековье называют мрачным. Но этот самый факел потом бросается рыцарем в хлипкое окно деревянного домика. Дым, языки пламени, нечеловеческий женский крик. Во всех видах искусства огонь представляется стремительной разрушающей субстанцией, которая, однако, может стать полезной и обезопасить того, кто ее приручил.

    Образ солнца в литературе наиболее ярко раскрыт в поэзии серебряного века. Стихи Бальмонта, Блока, Тютчева рассматривают солнце с двух сторон. Первая – символ жизни, света и тепла, а вторая – символ перемен. Восход солнца – это начало нового дня, несущего что-то новое, доселе не виданное. «Зимнее утро» А.С. Пушкина наполнено оптимистичным настроением и рисует картину ясного зимнего дня. Лучи солнца переливаются всеми цветами радуги на кристально белом снежном одеяле.

    Источник

    Читайте также:  День начался сразу с солнца
    Adblock
    detector