ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Солнце»
Тема солнца |
1.В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Необычно дан образ солнца в данном стихотворении. Это словно друг поэта, хороший собеседник. Оба – и поэт, и солнце — делают важную работу на земле, трудную, ответственную, поэтому они понимают друг друга, подбадривают. В.Маяковский был настоящим тружеником: писал стихи, работал в РОСТА, день его был занят до предела — так хотелось ему вместе со всеми построить новую жизнь. Солнце тоже делает ответственную работу — освещает землю, даёт жизнь всему живому. Призывом к деятельности , к активности, неравнодушию ко всему, что происходит в стране, звучат последние строчки стихотворения: Светить всегда, ТЕКСТ |
2.К.Бальмонт. «Будем как солнце!» В поэзии К.Бальмонта Солнце — это символ мощи, величия, поэт воспевает это светило, мечтает быть равным ему. Где Солнце — там жизнь, всё прекрасное, что даровано человеку. Стихотворение звучит как призыв быть похожим на Солнце, стремиться быть счастливым, осуществлять свои мечты, двигаться вперёд, ни в коем случает не стоять на месте, не медлить. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, |
3.М.Цветаева. «Солнце — одно, а шагает по всем городам…» Солнце в данном стихотворении олицетворяет жизнь, любовь, без которой немыслимо существование человека на земле. Оно согревает всю землю, несёт свет и радость каждому человеку. Автор называет «солнцем» и своего любимого, такого же дорого, нежного, с которым связана вся жизнь. Очень дорожит героиня этой любовью. И как солнце одно, так и любимый — один, самый дорогой. Солнце мое! Я тебя никому не отдам! Очень светлое, жизнеутверждающее стихотворение, полное радости и любви. Общее Солнце во все века прославлялось человеком, воспевалось в устном народном творчестве. Ему поклонялись, его обожествляли. Солнце — символ жизни на земле. Образ Солнца — один из распространённых в русской поэзии. Поэты прославляли величие этого светила, с ним связывалось всё лучшее, светлое, радостное, что есть в жизни. Однако каждый поэт делал акцент на чём-то определённом. Так, у К Бальмонта — это символ величия, которого хотел достичь автор; у В.Маяковского образ более приземлён, солнце — это друг, товарищ; М.Цветаева с солнцем сравнивает свою любовь- такую же светлую, счастливую. Все стихи объединяет жизнеутверждающий, оптимистический настрой, прославление жизни. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Источник Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного векаАвтор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:58, научная работа Описание работыЦель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой. Файлы: 1 файлobraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.docМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Городская литературоведческая конференция «Русская поэзия XX века» Исследовательская работа по литературе Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века» подготовили учащиеся 8 А кл.: Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века» Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса. В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений. Содержание исследовательской работы
А.Ахматовой, О. Мандельштама. 3. Обобщение изученного материала, выводы. 1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века». Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века. Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был — Сурья и Савитар, персов — Ормузд; ассириян — Издубар и Нимрод; вавилонян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян — Геракл; греков — Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники — коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу». 2 и 3 слайды . 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии. 2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен. » — говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог — главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!». 3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса — Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны — белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке. Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке — «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому — приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю — жито родил, людям — детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие. Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи. 4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВО, Солнце! О, Солнце! Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых — везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть. Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,— это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, — люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей. Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска. В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий — это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай — олицетворение тьмы и зла — за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко. Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися, яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется». В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти. 5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки: Возможно было долететь, на слайде Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия ). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». «Утреннее размышление о Божием величестве» Уже прекрасное светило Простерло блеск свой по земли И Божии дела открыло. Мой дух, с веселием внемли, Чудяся ясным столь лучам, Представь, каков Зиждитель Сам… Сия ужасная громада Как искра пред Тобой одна. О, сколь пресветлая лампада Тобою, Боже, возжжена Для наших повседневных дел, Что Ты творить нам повелел… Творец, покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи, И что угодно пред Тобою, Всегда творити научи! И, на Твою взирая тварь, Хвалить Тебя, Бессмертный Царь! 6 слайд В стихотворениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный. Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны»; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», «Блестя на солнце, снег лежит»; у Фета: «Еще вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскаленный шар с главы своей земля скатила,», «Сияет солнце, воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем,», «Солнце светит золотое,». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н. В.Гоголя, романов Ф.М.Достоевского. Рассмотрим, что же поменялось в восприятии образа Солнца в сознании человека XX века, как трактовали и использовали данный художественный образ в своих произведениях в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений искусства в «этом мире очарований, в этом мире из серебра». На грани XIX и XX веков состоялось обновление воззрений на мир. Казалось, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков требовал перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов. Родились символистская и футуристическая поэзия, акмеизм, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Искусство «серебряного века» — это яркое воплощение чисто русского бунтарства и противление серой обыденной жизни, это величие души человека-творца. Мощное новое уверенно уничтожало традиции, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми и плодотворными. Источник ➤ Adblockdetector |