Меню

Образ солнца у маяковского

Маяковский — вопрос о Солнце и Поэте (ЕГЭ по литературе)

Внутреннее состояние лирического героя в стихотворении Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» меняется от смущения и конфуза до воодушевления и решимости. Переломным эмоциональным моментом в душе героя становится встреча с солнцем.

Сначала лирический герой не был рад гостю-солнцу, «орал» ему «дерзости», стал «сконфужен», боялся, чтобы «не вышло . хуже». Однако он находит общий язык с солнцем и, постепенно «разговорясь», обсуждает с ним значимость искусства. Поэт признается, что именно встреча со «светилом» изменила его внутреннее состояние, он утверждает: «странная из солнца ясь струилась», то есть ясность задачи поэта ему осветило именно солнце. Оно призывает поэта смотреть «на вещи просто» и продолжать писать стихи, не останавливаясь и не унывая. И здесь можно увидеть гиперболизацию, свойственную поэзии Маяковского, ведь его собеседником («на «ты» мы с ним») оказывается солнце — то, что оживляет, дает земле жизнь и смысл.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Слово поэта в стихотворении приравнивается со светом солнца, поэт также важен земле, как и «светило», которое говорит ему: «Я буду солнце лить свое, а ты свое — стихами». Так, внутреннее состояние героя меняется после слов и света солнца, в нем просыпается воодушевление и решимость, он видит, насколько значимо искусство и торжественно озвучивает лозунг поэта и солнца в последних строках стихотворения: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца. ».

Автор: Осипова Маргарита

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36264

Источник

Образ солнца в поэзии Серебряного века (исследовательская работа по литературе)

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Скачать:

Вложение Размер
obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc 116.5 КБ
prezentaciya_k_rabote_obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.odp 1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Городская литературоведческая конференция

«Русская поэзия XX века»

Исследовательская работа по литературе

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

подготовили учащиеся 8 А кл.:

Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
  2. проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
  3. подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
  4. сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
  5. выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Содержание исследовательской работы

  1. Образ Солнца в мифологии древних славян.
  1. Обожествление Солнца, обычаи и верования.
  2. Художественный образ Солнца в древнерусской литературе.
  3. Светская литература XVIII в, XIX в.
  1. XX век – ожидание перемен, предчувствие трагических событий.
  1. Образ Солнца в поэзии Бальмонта.
  2. Опера «Победа над Солнцем», картины художника Н.Чюрлениса.
  3. Солнечная символика в стихотворениях Маяковского В., М.Цветаевой,

А.Ахматовой, О. Мандельштама.

3. Обобщение изученного материала, выводы.

1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».

Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был — Сурья и Савитар, персов — Ормузд; ассириян — Издубар и Нимрод; вавилонян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян — Геракл; греков — Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники — коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».

2 и 3 слайды . 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.

2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен. » — говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог — главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна — как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.

3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса — Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны — белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.

Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке — «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому — приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю — жито родил, людям — детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.

Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.

4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ

О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.

О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!

Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых — везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.

Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,— это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, — люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.

Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.

В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий — это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай — олицетворение тьмы и зла — за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.

Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися , яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».

В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .

5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:

на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>

Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия ). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».

Источник

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Солнце»

Тема солнца
1.В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Необычно дан образ солнца в данном стихотворении. Это словно друг поэта, хороший собеседник. Оба – и поэт, и солнце — делают важную работу на земле, трудную, ответственную, поэтому они понимают друг друга, подбадривают. В.Маяковский был настоящим тружеником: писал стихи, работал в РОСТА, день его был занят до предела — так хотелось ему вместе со всеми построить новую жизнь. Солнце тоже делает ответственную работу — освещает землю, даёт жизнь всему живому. Призывом к деятельности , к активности, неравнодушию ко всему, что происходит в стране, звучат последние строчки стихотворения:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

ТЕКСТ

2.К.Бальмонт. «Будем как солнце!»

В поэзии К.Бальмонта Солнце — это символ мощи, величия, поэт воспевает это светило, мечтает быть равным ему. Где Солнце — там жизнь, всё прекрасное, что даровано человеку. Стихотворение звучит как призыв быть похожим на Солнце, стремиться быть счастливым, осуществлять свои мечты, двигаться вперёд, ни в коем случает не стоять на месте, не медлить.

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое…


ТЕКСТ

3.М.Цветаева. «Солнце — одно, а шагает по всем городам…»

Солнце в данном стихотворении олицетворяет жизнь, любовь, без которой немыслимо существование человека на земле. Оно согревает всю землю, несёт свет и радость каждому человеку. Автор называет «солнцем» и своего любимого, такого же дорого, нежного, с которым связана вся жизнь. Очень дорожит героиня этой любовью. И как солнце одно, так и любимый — один, самый дорогой.

Солнце мое! Я тебя никому не отдам!

Очень светлое, жизнеутверждающее стихотворение, полное радости и любви.

Общее

Солнце во все века прославлялось человеком, воспевалось в устном народном творчестве. Ему поклонялись, его обожествляли. Солнце — символ жизни на земле.

Образ Солнца — один из распространённых в русской поэзии. Поэты прославляли величие этого светила, с ним связывалось всё лучшее, светлое, радостное, что есть в жизни.

Однако каждый поэт делал акцент на чём-то определённом.

Так, у К Бальмонта — это символ величия, которого хотел достичь автор; у В.Маяковского образ более приземлён, солнце — это друг, товарищ; М.Цветаева с солнцем сравнивает свою любовь- такую же светлую, счастливую.

Все стихи объединяет жизнеутверждающий, оптимистический настрой, прославление жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Читайте также:  Перст судьбы хирон солнце луна

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector