Презентация «Образы солнца, огня в музыке, литературе и живописи»
Презентация «Образы солнца,огня в музыке, литературеи живописи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_solntsa_ognya_v_literature_zhivopisi.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке Презентация по искусству Ученицы 9 класса Мшинской СОШ Антия Лолиты
В различных видах искусства используются образы Солнца и Огня. Солнце – главное небесное светило, которое даёт тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и с олнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения.
В литературе обе эти стихии хорошо изображал Константин Дмитриевич Бальмонт . С ними, заявляет поэт, «неизменно живёт моя душа в радостном и тайном соприкосновении». Огонь же – «моя любимая стихия… Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огнём, тот слит с Мировым» (1904). «Гимн Огню», Изменчиво влияние огня, то сжигающего, то возрождающего, то открывающего «завет бытия»: «Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!»
Образ Солнца, Бальмонт отобразил создав сборник «Будем как Солнце» в 1903 году, поставил в эпиграф строку древнегреческого философа Анаксагора, которая позже превратилась в целое стихотворение. А это стихотворение крепко запомнили читатели: Я в этом мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.
В стихотворениях Г.В. Державина, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный. Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны» ; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», «Блестя на солнце, снег лежит»; у Фета: «Ещё вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила», «Сияет солнце, воды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём», «Солнце светит золотое». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н.В. Гоголя, романов Ф.М. Достоевского.
А вот в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце жёлтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно тёмное. Устойчивый образ тёмного Солнца находим в стихотворениях поэта довольно часто: «чёрное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ чёрного, ночного солнца – нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца – чёрное солнце – предвестие смерти. «Страсти дикой и бессонной Солнце чёрное уймём». «Солнце чёрное взошло». «Я проснулся в колыбели, Чёрным солнцем осиян». «Человек умирает, песок остывает согретый, И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут». «А ночного солнца не заметишь ты».
В живописи также прослеживается образ Солнца и Огня. Композиция «Соната Солнца» Микалоюса Константинаса Чюрлёниса – это настоящий гимн могущественному светилу. А на картине «Баллада о чёрном солнце» над миром восходит чёрное солнце, чёрные тучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
На картине В. Цыплакова «Мороз и Солнце» изображён зимний солнечный день. Снег искрится на солнце так, что глазам даже больно смотреть. Художник при помощи солнца передаёт здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Также очень часто в живописи используется образ огня. Это можно увидеть в картинах, например, Э. Шклярского . Ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной». Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности благодаря масляной живописи становится «зеркальным».
Образы Солнца и Огня плотно отображены и в звуках. В песне «Заход Солнца» Э. Грига можно не только услышать, но и представить этот заход. В произведениях русских композиторов солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ. В самой поэтичной опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» мы слышим ритуальное обращение к всемогущему богу Солнце- Яриле – символу света, тепла. Плодородия и любви. Образы Солнца, света, огня вошли в музыку А. Скрябина ещё с юности. Он воплотил солнцепоклонничество, точнее светоносность своими, специфическими музыкальными средствами, в отличие от поэтов, которые более ясно и очевидно моли декларировать это в слове. Композитор А. Скрябин в наиболее полной, завершённой форме воплотил образ ОГНЯ в симфонической поэме «Прометей» («Поэма Огня»).
Источник
Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке доклад, реферат, сообщение 8 класс
Все знают, что солнце и огонь издавна могут обозначать довольно противоречивые понятия. В разных культурах пламя могло обозначать как бушующую жизнь и страсть, так и смерть, боль. В языческих культурах, например, огонь был своеобразным посредником между человеком и богом. В других культурах он наделялся способностями живого существа: способность есть, пить и спать. Светило же чаще всего олицетворяло жизнь, источник жизни, свет. Однако солнце может также представлять палящий зной, приводящий к засухе, что связывает его со смертью. В каждой религии, будь то ислам, христианство или какая-либо иная, есть образ, в котором наше главное светило существует как Солнце Мёртвых, Тёмное Солнце или Бог Солнца с тёмным ликом.
В литературе
В литературе многие писатели использовали образ солнца, чтобы показать яркость момента. Возможно, что вы найдете произведение, где оно олицетворяет собой беду, смерть или голод , однако чаще всего оно является символом мощи духа, рождения и света. В произведениях А. С. Пушкина и А. А. Фета солнце – это величественный, прекрасный и яркий образ. А вот тьма предшествует беде, катастрофе или какой-нибудь трагедии. Для примера можно вспомнить поэму «Слово о полку Игореве», где затмение стало предвестником неудачи похода Новгород-Северского князя на половцев. Огонь также часто представлялся в разных обличиях. В произведениях Ф. И. Тютчева пламя служит для придания дополнительных красок природе. В рассказе «Старуха Изергиль» огонь используется как символ самопожертвования (образ сердца Данко). Однако он также может олицетворять собой смерть, гибель, поражение.
В живописи
В живописи солнце, вероятней всего, не будет предвестником беды. На картине Ивана Айвазовского «Девятый вал» оно олицетворяет надежду и спасение. Люди на обломках мачты приветствуют светило. На картине «Мороз и солнце» авторства Виктора Цыплакова солнце усиливает блеск снега и прекрасное впечатление о величественной русской зиме. Огонь в живописи является крайне противоречивым образом. Он может олицетворять как спасение, жизнь, страсть, так и смерть, поражение. На картине Ивана Айвазовского «Чесменский бой» огонь – это смерть, гибель и поражение. А вот на картине С. Ефошкина «Ночные стражи» пламя является просто источником света и тепла. Или же картина авторства Н. К. Рериха «Пречистый град – врагам озлобление» показывает огонь как нечто доброе и светлое, защищающее от тьмы.
Образ солнца в музыке
Образ солнца в старой музыке – это нечто божественное, тот, кому поклоняются. С помощью песен люди просили хороший урожай в наступающем году и отсутствие засухи. В прошлом солнце приравнивалось к богу, в прочем, его и считали божеством. В современной музыке солнце это всегда нечто светлое и теплое. Так как огонь в разных культурах имел разное значение, то и песни были разными. В каких-то воспевалось его величие, звучало поклонение пламеню. В XX веке было создано симфоническое произведение «Прометей». В нём огонь олицетворял свет и жизнь.
Исходя из данной информации можно сказать, что солнце и огонь крайне противоречивые и необычные образы, существовавшие всегда, во все времена.
2 вариант
Стоит сказать о том, что огонь и Солнце изображались в творчестве большого количества писателей, деятелей и художников на протяжении достаточно большого количества времени. Это связано с тем, что еще издревле повелось так, что люди считали данные ресурсы довольно важными и ценными для себя. Именно поэтому, их изображение символизировало наличие могущества, власти и богатства у людей, которые обладали данными ресурсами. Важно заметить и то, что такая звезда, как Солнце всегда означала смену чего-то старого, утратившего силу, и начало нового и усовершенствованного. Если говорить о том, как данные символы энергии и власти изображали художники, то стоит отметить, что довольно яркие и успешные работы были сделаны Айвазовским, Ефошкиным и многими другими. Важным замечанием является то, что данные деятели видели огонь и Солнце совершенно по-разному. Например, Айвазовский считал, что это достаточно коварный и обжигающий вид энергии, который несет в себе только разрушения.
Если брать в рассмотрение литературу, то важным замечанием является то, что еще в стародавние времена, люди верили в силу огня, и поэтому это нашло отражение в различных писаниях. Позже, такие писатели, как Бальмонт, Блок и Тютчев смотрели на данные энергетические элементы как на нечто особенное и противоречивое. Вначале, они хотели раскрыть их силу через то, что они позволяли освещать путь, и появлялись в руках смелых и храбрых людей. Также, они говорили о том, что это дикий вид энергии, который достаточно тяжело понять.
В музыкальном творчестве великим русским композитором Скрябиным была написана симфония «Прометей», которая рассказывает о силе огненной стихии, и позволяет окунуться в атмосферу таинственности и загадочности, так как повествует мифическую историю, в которой Прометей захотел помочь людям, в результате чего принес им огонь, ослушавшись Зевса. Данный большой урок, которые должны усвоить слушатели данной симфонии заключается в том, что всегда следует идти согласно своим идеалам и принципам. Только в таком случае возможно достичь гармонии души и разума, что позволить обрести покой. Деятели творчества достаточно уважительно и с интересом относились к огненной стихии, и считали, что она обладает магическими особенностями.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке
Популярные сегодня темы
Александр Александрович Блок — русский поэт, писатель, публицист и переводчик, а также классик русской литературы 20 века.
Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо
Мечтатель и реалист — полные противоположности друг другу. Реалист более рационален в своих действиях, мечтатель же руководствуется чувствами и эмоциями. Иногда две эти противоположности могут пересекаться в одной личности.
Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?
Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию
Источник
Презентация по искусству на тему «Музыкально- поэтическая символика огня»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыкальнo- поэтическая символика огня
Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь?
Огонь является: символом торжества света и жизни над смертью и мраком; символом очищения и домашнего богатства; символом обновления и рождения в новом воплощении (вспомним того же феникса, что, умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым); символом жизненной энергии, плодородия, олицетворения солнца и солнечного света. Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве — огонь рождающий).
Откуда появился огонь? Какой силой он обладает? Агуня — Бог Земного Огня, младший из Сварожичей.
К. Васильев «Человек с филином» Как вы думаете, о чем картина К. Васильева? Какой смысл вложил художник в горящую свечу и горящий свиток на картине «Человек с филином»? В качестве подсказки: назовите корень слова «просвещение»? Почему говорят «Учение- свет, а неученье- тьма»? (свет = знания).
В христианской традиции свеча — божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному. Чистота воска означала чистоту человека, мягкость — его способность слушать волю Бога. Три совмещенные свечи — Святая Троица, триединство мира. Свеча — вечный спутник человека на дороге жизни. Тропинка, выложенная горящими свечами, была символом пути, на котором человек не одинок: идущие впереди оставляли зажженные огоньки тем, кто идет следом Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Свет, свечи… А это что за символ?
А какой герой мифов Древней Греции тоже связан с огнем?
ПРОМЕТЕЙ Прометей несёт людям огонь (Генрих Фридрих Фюгер, 1817 г.).
ПРОМЕТЕЙ В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей.
А.Скрябин В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог —создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Это было ново и необычно. В основе поэмы лежит древнегреческий миф о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям. По-гречески слово «прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей». Бетховен= Симфония 3 Бетховен= Симфония 5 Миф= Прометей
А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стремление «пропеть гимн дерзновенной воле человека». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это — активная энергия Вселенной, творческий принцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.
Как пишет Б. Асафьев: «Скрябин мыслил параллельными цветомузыкальными образами», «К пламени», «Гирлянды», «Темное пламя» — предвестники музыки с реальным светом. В «Прометее» Скрябин решается на «визуализацию» собственных цвето-тональных представлений, и как воплощение этого, им была придумана так называемая «световая строка». В 1907 году для Скрябина проблема световых эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза» справа от нотных линеек, на которых были эскизы ее будущих тем и гармоний, Скрябин написал: б/ж/кр/зел/черн… Но что конкретно означают эти записи из-за неполноты сведений неизвестно. Борис Владимирович Асафьев
При жизни Скрябину не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям.
Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь Александра Николаевича Скрябина — АНС. Все эти направления позднее воплотились современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).
Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 мая 1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера. Для этой премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромола; исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой. В 60-70-е гг. к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник интерес. В 1962 г., по сообщению режиссёра Булата Галеева, полная версия «Прометея» была исполнена в Казани, а в 1965 г. на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм. В 1972 году исполнение поэмы Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Светланова было записано на фирме «Мелодия».
Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет? Бетховен: «Моя готовность служить своим искусством бедно-му страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности». Скрябин: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом… нужно испытать отчаяние и победить его».
Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ
Константин Юон. «Новая планета» 1921 К.Юон
Армагеддон 1940 г. Н.Рерих Н.Рерих
Святая София. Н. Рерих Н.Рерих
Картина В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда ее видишь то сразу вспоминаешь , стихотворение известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро»
К.Бальмонт Огонь Не устану тебя восхвалять, О внезапный, о страшный, о вкрадчивый, На тебе расплавляют металлы, Близ тебя создают и куют. «Будем как солнце» Огнепоклонником я прежде был когда-то, Огнепоклонником останусь я всегда. Мое индийское мышление богато Разнообразием рассвета и заката, Я между смертными — падучая звезда. Средь человеческих бесцветных привидений, Меж этих будничных безжизненных теней, Я вспышка яркая, блаженство исступлений, Игрою красочной светло венчанный гений, Я праздник радости, расцвета и огней. Как обольстительна в провалах тьмы комета! Она пугает мысль и радует мечту. На всем моем пути есть светлая примета, Мой взор — блестящий круг, за мною — вихри света, Из тьмы и пламени узоры я плету.
Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.
17.06.1882 — 06.04.1971. Композитор. И Стравинский И.Стравинский Паганини Н. — Никколо Паганини (итал.; 27 октября 1782, Генуя 27 мая 1840, Ницца) итальянский скрипач и гитарист виртуоз, композитор. Н.Паганини
Мануэль де Фалья (исп., 23 ноября 1876, Кадис — 14 ноября 1946, Альта-Грасиа, Аргентина) — испанский композитор, пианист, музыковед. М. де Фалья
Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.
Художественно-творческое задание • Выполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.) * Рисунок к мифу о Прометее.
Номер материала: ДБ-1028160
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
График ЕГЭ сохраняется на всей территории страны
Время чтения: 1 минута
МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник