Меню

Образ четырех солнц у

Образ четырех солнц у

СОЛНЦЕ. Солнце как небесное светило упомянуто автором С. пять раз: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты» (С. 5); «Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и по ѣ ха по чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше» (С. 8); «Нъ уже, княже, Игорю утрп ѣ солнцю св ѣ тъ» (С. 32); «Св ѣ тлое и тресв ѣ тлое слънце! Вс ѣ мъ тепло и красно еси! Чему, господине, простре горячюю свою лучю на лад ѣ вои? Въ пол ѣ безводн ѣ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче» (С. 39); «Солнце св ѣ тится на небес ѣ — Игорь князь въ Руской земли» (С. 44).

Дважды солнце упоминается в поэме в сугубо символич. значении, как иносказат. обозначение князей: «. чръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыта Д ̃ солнца, а въ нихъ трепещуть синіи млъніи» (С. 12);

«Темно бо б ѣ въ г̃ день: два солнца пом ѣ ркоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая м ѣ сяца, Олегъ и Святъславъ, тъмою ся поволокоста. На р ѣ ц ѣ на Каял ѣ тьма св ѣ тъ покрыла» (С. 25).

По мнению Г. И. Имедашвили, в двух последних фрагментах «четыре солнца и два солнца с лунами-месяцами не есть вымышленная аллегория, символ, метафора, а реальное событие, имевшее место в 1185 перед битвой на Каяле». Однако это мнение основано на ошибочном прочтении летописного текста (см. Астрономические явления в «Слове»).

Образ солнца играет в произведении важную роль, являясь едва ли не основным символом. Мифол. мотив борьбы света с тьмою является лейтмотивом всего повествования. Метафора «князь-солнце» лежит в основе композиции С., реализуясь на протяжении всего произведения. Описание реально бывшего 1 мая 1185 солнечного затмения служит недобрым предзнаменованием для уже выступившего в поход князя Игоря (затмение застает его уже в «чистом поле»: решив, невзирая на затмение, продолжать путь, Игорь «въступи. въ златъ стремень и по ѣ ха по чистому полю»). В день второго боя русичей с половцами «черные тучи» (половцы), идущие «с моря», хотят затмить, «прикрыти четыре солнца» (четырех рус. князей, участвовавших в походе). На третий день померкли, затмились князья-солнца («темно. б ѣ въ г̃ день: два солнца пом ѣ ркоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая м ѣ сяца. тъмою ся поволокоста. На р ѣ ц ѣ на Каял ѣ тьма св ѣ тъ покрыла»). В этом же ряду солярно-структурной символики следует рассматривать и фразу из обращения автора к князьям: «. уже, княже, Игорю утрп ѣ солнцю св ѣ тъ». Исходя из мифол. подтекста С., ее можно истолковать как указание на символич. смерть Игоря (плен): именно об умершем говорится, что для него погас, померк солнца свет. В конце произведения возвращение Игоря из плена-смерти сопоставляется с сиянием на небе солнца. Борьба солнца с тьмою, цикл «гибель — воскресение» завершен. Порядок восстановлен как в космич., так и в уподобляемом ему соц. плане.

А. Н. Робинсон объясняет уподобление в поэме князей солнцу тем, что солярный культ мог иметь глубокие традиции в истории рода Ольговичей на том основании, что многие князья этого рода умирали естественной или насильственной смертью либо до, либо после солнечного затмения. Признать это мешает тот факт, что метафора «князь-солнце» использовалась в древнерус. лит-ре не только по отношению к Ольговичам, и смерть любого князя могла сопоставляться с солнечным затмением (примеры см.: Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968. С. 89).

В С. также уподобляются солнцу все князья, а не только Ольговичи. Это доказывается, во-первых, использованием эпитета «златой» (золото — устойчивый символ солнца), который применяется в С. только к предметам, принадлежащим князьям, но без различения Ольговичей и не-Ольговичей (см. Золото). Во-вторых, князья, княж. род в целом называется в С. «Дажь-Божьим внуком», т. е. потомком бога солнца, Дажь-Бога (см. Дажь-Бог). Это наименование князей внуками Дажь-Бога основано на мифол. представлении, согласно которому каждый княж. род ведет свою родословную от того или иного небесного светила

Читайте также:  Видимое движение планет вокруг солнца

(на Востоке наряду с «солнечными» существовали, напр., «лунные» династии). Однако для автора С. наименование князей внуками Дажь-Бога не более, чем метафора. Об этом свидетельствует, как представляется, уподобление им князей не только солнцу, но и др. небесным светилам, в том числе ложным, миражным (багряным столпам). Автор С. как бы устанавливает иерархию князей-светил: два старших князя (Игорь и Всеволод) уподобляются двум солнцам, два младших князя (Владимир и Святослав Рыльский) — двум «багряным столпам», 10- и 8-летний княжичи (Олег и Святослав) — двум молодым месяцам, которые также «поволоклись тьмою» (хотя и не участвовали в походе) как сыновья попавшего в плен князя.

Однако солнце выступает в поэме не только как символ князя, но и как противостоящая ему сила. В начале похода солнце «тъмою путь заступаше» Игорю (на парадоксальный образ — солнце как источник тьмы обратил внимание Б. Гаспаров. См.: Поэтика «Слова. ». С. 101—102), а во время битвы «простре горячюю свою лучю» на воинов Игоря, «въ пол ѣ безводн ѣ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче». Вероятно, между двумя этими картинами, как отмечали исследователи, причинно-следственная связь: князь Игорь, не внявший затмению солнца, поступивший вопреки его велению, наказан поражением. Но вряд ли можно согласиться с мнением А. А. Косорукова относительно того, что автор С. творит миф о Светлом и Тресветлом Солнце — «единственном универсальном божестве», являющемся частью Природы (Космоса) и одновременно ее высшим повелителем, и что этот миф мог быть отражением нар. верований (Гений без имени. С. 162).

Внимание исследователей привлек эпитет солнца «тресветлое» в обращении к нему Ярославны. Исследователи видели здесь влияние книжной традиции: гимнографии (А. Болдур) и Физиолога (Адрианова-Перетц). По ее мнению, в эпитете отразился не христ. догмат троичности божества (как считал Болдур, а затем и Гаспаров), а теория Шестоднева о трех проявлениях света, «телесными образами» которого является солнце, луна и звезды. Однако в С. говорится о троичности именно солнечного света. По мнению Л. В. Соколовой, в словосочетании «тресветлое солнце» отразилось нар. (языч.) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний. Это представление, воспринятое затем христианством в связи с уподоблением Христа солнцу, отразилось в нар. искусстве изображением движущегося солнца в трех позициях: солнце утреннее, дневное и вечернее (см.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 492, 497, 512 и др.). Представление о трех солнцах (т. е. о трех светах солнца) существовало в языч. религиях др. народов: в егип. мифологии, напр., утреннее, дневное и вечернее солнце персонифицировали разные божества — Хепри, Ра и Атум.

Лит.: Срезневский И. И. Об обожании Солнца у древних славян // ЖМНП. 1846. Ч. 51. С. 36—60; Имедашвили Г. И. Четыре солнца в «Слове о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1950. С. 218—225; Адрианова-Перетц В. П. 1) Об эпитете «тресветлый» в «Слове о полку Игореве» // РЛ. 1964. № 1. С. 86—87; 2) «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968 (по указателю); Лихачев Д. С. «Тресв ѣ тлое солнце» «Плача Ярославны» // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 409; Панченко А. М., Смирнов И. П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и поэзии начала XX в. // Там же. 1971. Т. 26. С. 33—49; Робинсон А. Н. 1) Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1978. С. 7—58; 2) Литература Киевской Руси в мировом контексте // Слав. лит-ры. IX Междунар. съезд славистов: Докл. сов. делегации. М., 1983. С. 16—21; Гаспаров Б. Поэтика

Читайте также:  Звезда по имени солнце аккомпанемент

«Слова о полку Игореве.» Wien, 1984. С. 88—105; Косоруков А. А. Гений без имени. М., 1986. С. 142—145, 162—164.

Источник

108. Пять Солнц — Пять времен

Гибель и рождение Солнц, людей, миров. Первым Солнцем стал бог Тескатлипока. Он подчинил весь мир и его обитателей. Люди первого мира были очень большими, как гиганты. Им пришлось есть желуди, так как не было еще для людей хорошей пищи. Назвали боги это время Первым Солнцем или временем ягуаров. Когда прошло 676 лет, против Тескатлипоки восстал Кецалькоатль. Ему не понравилось, что брат ударил его дубинкой. Кецалькоатль упал в воду и превратился в ягуара. Он напал на людей-гигантов и уничтожил их. Когда первые люди погибли, закончилось и Первое Солнце.

Второе Солнце. Тогда стал править миром бог Кецалькоатль – «Пернатый Змей». Он превратился в Солнце. Наступило время ветров. Кецалькоатль правил миром тринадцать раз по пятьдесят два года. Назвали боги это время Вторым Солнцем.

Бог воздуха Эекатль спустился в подземный мир, чтобы попросить у владыки пепел мертвых, чтобы сделать других людей. Бог подземного мира дал только одну кость величиной в один локоть и немного пепла. Отдал кость, и тут же стал сильно жалеть об этом. Решил владыка преследовать Эекатля, чтобы отобрать у него кость. Пришлось богу воздуха бежать. На бегу он уронил кость, она упала на землю и разбилась. Вот почему человек вышел маленьким. Эекатль собрал все, что осталось от кости и пепла, и созвал богов, чтобы создать человека. Боги совершили жертвоприношение, не пожалели собственной крови для людей. На четвертый день были сделаны мужчина и женщина, хотя оказались они совсем небольшими. Они ели семена, подобные пшеничному, но растущие в воде.

Когда прошло 678 лет, пожелали братья-боги, чтобы Тескатлипока превратился в ягуара. Пока бог ходил в образе ягуара, он ухитрился так ударить лапой Кецалькоатля, что тот свалился и перестал быть Солнцем. Тогда начался такой сильный ветер, что унес многих людей, а оставшиеся превратились в обезьян. Дома людей и даже многие деревья были сорваны ветром со своих мест и уничтожены. Так закончилось Второе Солнце.

Третье Солнце. Затем началось Третье Солнце или Время дождей. Бог дождя превратился в Солнце. Те люди, что жили тогда, ели зерна, похожие на кукурузные. Третьему Солнцу было отведено 312 лет. По их прошествии Кецалькоатль вызвал огненный дождь с небес. Он обрушился на людей, и они превратились в индюков. Огненный дождь продолжался целый день, и за это время все дома людей сгорели.

Четвертое Солнце. Пришло новое время – Четвертое Солнце, длившееся 676 лет. Стала Солнцем жена бога дождя. В последний год, когда она была владыкой мира, упало так много воды, что низверглись небеса. Даже горы погибли. Люди были задавлены водой и превратились в рыб. Вода лежала на земле 52 года. Тем и закончилось правление богини.

Читайте также другие темы главы XIX «Мифы и легенды ацтеков» раздела «Мифы народов Америки»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Источник

Четыре Солнца

Четыре дня в году определяли начала четырех периодов, которые мы сегодня называем временами года. В каждое время года Солнце имеет разную силу, что породило символическое представление о четырех различных Солнцах, правящих годом.

Каждому из этих Солнц посвящались свои божества: был бог весеннего, воскресшего Солнца; летнего, знойного и самого жизнедеятельного; осеннего, зрелого, мудрого и заходящего Солнца; и, наконец, зимнего, молодого, только что родившегося, победившего смерть – его часто изображали в виде младенца. В честь прихода солнечного бога возводились грандиозные храмовые сооружения, его встречали «всем миром», передавая эту традицию следующим поколениям.

Читайте также:  Карты с движением солнца сутки

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Зона Солнца

Зона Солнца ПАЛЕЦ СОЛНЦАСолнце – символ света, добра и надежды. Зона Солнца рассказывает о желаниях и мечтах человека и об их воплощении в жизнь.Зона Солнца располагается в пассивной части ладони человека. Она является олицетворением интеллектуального развития

Влияние Солнца

Влияние Солнца Общие сведения о Солнце. Классическое описание В материальном мире Солнце является воплощением Высшего Божественного сияния — Брахмана. В мусульманстве Бог считается Высшим светом. Каббала также говорит, что мы можем постичь Творца только как Высший

Энергия Солнца

Энергия Солнца Начнем с солнечной энергии. Солнце сопровождает нас всегда, ведь даже тогда, когда на улице пасмурно, оно находится за тучами; и ночью солнце остается с нами, хоть и трудится на других территориях земного шара. Энергия солнца, таким образом, сопровождает нас

Восход солнца

Восход солнца 1977 • Визит в Иерусалим и историческая встреча между египетским президентом Садатом и израильским премьер-министром Бегином. Сообщество арабских стран разделяется на сторонников и противников египетской мирной инициативы. • В США состоялась

КУЛЬТ СОЛНЦА

КУЛЬТ СОЛНЦА Хотя майя почитали десятки богов, Солнце всегда считалось одним из важнейших. Пирамида Солнца — вторая по величине в Мексике (первая по величине — пирамида Чолула, или Холула), ее высота 65 метров, периметр основания — 225 метров, что немного уступает размерам

«СЫНОВЬЯ СОЛНЦА»

«СЫНОВЬЯ СОЛНЦА» Так называли себя могущественные инки. Согласно легенде, первый «сын Солнца» начал свой длинный путь в Куско из района, прилегающего к озеру Титикака. Солнце не только напутствовало его, но и дало ему волшебный золотой жезл, который должен был указать,

Пирамида Солнца

Пирамида Солнца Пирамида Солнца — самая большая пирамида в Теотиуакане, которая находится практически в центре комплекса. Пожалуй, это — самый известный древний объект на территории Мексики. И вряд ли найдется какая-нибудь книга по истории Мезоамерики, которая обошла

Храм Солнца?

Храм Солнца? С предположением о том, что Гластонбери-Тор некогда был храмом солнечного божества, знаменитым во всем древнем мире своей необычной спиральной формой — или вообще был религиозным храмом, — мы вступаем в царство рассуждений о других рассуждениях.Однако есть

БОЛЕЗНИ СОЛНЦА

БОЛЕЗНИ СОЛНЦА В знаке Овна. Перенасыщение энергией. Головные боли. Умственное переутомление. Лихорадки. Бессонница. Болезни глаз.В знаке Тельца. Проблемы с артериальным давлением. Инсульты. Обмороки. Заболевания сердца.В знаке Близнецов. Болезни лёгких, бронхов.

Линия Солнца

Линия Солнца Линия Солнца указывает на наличие у человека уверенности, смелости, обаяния и возможности добиться огромного успеха в выбранной профессии. Линия Солнца также известна как линия Аполлона (рисунок 128). Тот, на чьей руке она присутствует, способен достичь

Кусочек солнца

Кусочек солнца Ежик потянулся в теплом зимнем домике и проснулся. Или сначала проснулся, а потом потянулся. Ежику никак не удавалось уловить, что вначале, а что потом. Он засопел, собираясь с мыслями, несколько раз свернулся и развернулся клубочком, а потом привычно

15. ДВА СОЛНЦА

15. ДВА СОЛНЦА Символы, увиденные «сыном полка», — алмазный знак и лестница — вызывают в памяти слова из алхимического трактата «Беседа отшельника Мориена с королем Халидом»: «Сын мой, мы рождены у подножия горы: внизу пропасть бездонная, слева тлетворная зеленая мгла,

Расстояние до Солнца

Расстояние до Солнца Для расчета этого расстояния была выведены очень простая формула: нужно умножить высоту пирамиды на 10 в девятой степени, поскольку пропорция пирамиды составляет 10 к 9 (10 единиц высоты к 9 единицам ширины).Если принять высоту пирамиды за радиус, а длину

Четыре вида аскезы и четыре вида освобождения

Четыре вида аскезы и четыре вида освобождения 1Всестороннее воспитание и развитие личности, позволяющее человеку стать участником нисхождения и воплощения супраментального сознания, включают в себя четыре вида аскезы и соответственно означает обретение человеком

Источник

Adblock
detector