«Обратная сторона Луны» по-американски. Обзор сериала «Жизнь на Марсе».
Детектив полиции Нью-Йорка Сэм Тайлер вместе со своей подругой Майей Дэниэлс выслеживают серийного убийцу. Он похищает Майю. Сем бросается на поиски напарницы. Но вот незадача, его сбивает машина. Наш герой приходит в себя на улице Нью-Йорка, только в 1973 году. А в настоящем его тело находится в коме. Сем оказался втянутым во временную деформацию. У него есть машина с его именем на документе и значок, который говорит ему, где он работает. Так начинается сериал «Жизнь на Марсе» 2008 года.
Это вам ничего ни напоминает? Ну конечно же «Обратная сторона Луны» с Павлом Деревянко в главной роли. И там и там главный герой полицейский при исполнении попадает под машину. Его оболочка лежит в больнице подключенная к системе жизни обеспечения. А сознание в новом теле находится в прошлом. Где он преследует неуловимого злодея.
Вернёмся к «Жизни на Марсе». В 1973 году было другое время. Война во Вьетнаме заканчивалась.
Феминистское течение и борьба за гражданские права были в самом разгаре. Они привлекали на свою сторону меньшинства и женщин, проталкивая их на более высокие профессиональные должности. В то же время, несмотря на социальный прогресс, ещё осталась настоящая «мужская» Америка. Харви Кейтель играет лейтенанта Джина Ханта, главу 125-го участка, где сейчас работает Сэм. Он из тех парней, которые предпочитают сначала бить потенциальных преступников, а потом задавать вопросы. Также в участке находится детектив Рэй Карлинг, ещё один резкий полицейский, который отпускает грубые шуточки и крушит обстановку вокруг себя. Мы узнаем лицо Майкла Империоли («Клан Сопрано»), скрытое за нелепыми усами и волосами, похожими на парик.
Сэм Тайлер на удивление быстро подстраивается к жизни 70-х годов. Жизни без интернета, сотовых телефонов и анализа ДНК. Ему даже начинает нравится эта «настоящая» реальность. Он понятия не имеет где находится во сне или на яву, и как вернутся в 2008 год. Интуитивно детектив чувствует, что его возвращение как-то связано с преступником которого он преследовал в будущем.
В сериале ещё цепляет, то как показана окружающая обстановка. Музыка и одежда 70-х ( даже спортивные костюмы), кассетные магнитофоны и автомобили, нравы людей. Всё это снято весьма достоверно и живо.
Но не все так очевидно. «Жизнь на Марсе» как матрёшка, вещь многослойная. В итоге оказывается, что вся эта история не более чем сон. Который заканчивается когда космонавты прибывают на орбиту Марса и выбираются из своих криогенных капсул.
«Жизнь на Марсе» является ремейком одноименного английского сериала вышедшего в 2006 году. «Обратная сторона Луны» своеобразное отражение западной идеи в советском прошлом. Кстати в названиях всех версий фигурируют небесные тела (Марс, Луна).
Что западная, что отечественная версии в первую очередь вызывают ностальгические чувства. Какими открытыми, настоящими были мужчины и женщины 70-х годов. И пусть жизнь не была такой комфортной, но доверия было больше.
Источник
Вадим Нестеров: как из «Жизни на Марсе» получилась «Обратная сторона Луны»
Сериал «Обратная сторона Луны» вернул к голубым экранам 40-летних
На Первом канале закончился показ сериала «Обратная сторона Луны». Самая громкая, если судить по накалу бурлящих в СМИ и соцсетях дискуссий, телепремьера осени. Дискуссии сводятся к одному: так часто и так искусно нашего зрителя не обманывали еще никогда.
Первым обманулся зритель искушенный. «Обратная сторона Луны», как известно, является не оригинальным произведением, а отечественной версией культового британского сериала Life on Mars («Жизнь на Марсе»). «Обратная сторона Луны» стала уже четвертой адаптацией сериала (учитывая американскую и испанскую версии, а также британский же спин-офф «Прах к праху»), и каждая из этих версий давно обзавелась у нас преданными поклонниками. Все они конечно же кинулись узнать, как же заговорит младший детектив Сэм Тайлер на языке родных осин. Но сразу выяснилось, что ни о какой «смеси манчестерского с нижегородским» и речи не идет, и даже намека на чужеземный акцент у капитана милиции Соловьева заподозрить невозможно. Дело в том, что настолько глубоко «Жизнь на Марсе» еще никто не перерабатывал. От оригинального сценария в русской версии осталась только исходная посылка — сегодняшний полицейский, преследуя маньяка, проваливается на несколько десятилетий назад, в 70-е годы прошлого века, и вынужден нести службу, что опасна и трудна, в полузабытые времена своего босоногого детства. На этом все. Остальное у нас свое, доморощенное. Даже «вертикальная», сквозная сюжетная линия была переработана практически полностью — от схемы легализации в новом мире (британский полицейский оказался никому не известным новым сотрудником, переведенным из другого города, наш же переселился в тело своего отца, тоже милиционера) до, собственно, финального способа вернуться обратно. «Горизонтальные» же сюжеты — преступления в брежневской Москве, раскрываемые капитаном Соловьевым в каждой новой серии,— просто сочинялись заново и с нуля. Так поклонников обманули первый раз, подсунув вместо кавер-версии самостоятельное произведение, в лучшем случае — предельно вольную «вариацию на тему».
Более того, и в этом было второе разочарование, вариация оказалась «с противоположным знаком». «Обратная сторона Луны» не просто не следует «букве» первоисточника, она принципиально противоположна ему по духу. В исходнике детектив Тайлер, совершив скачок во времени, быстро обнаруживает, что полицейские образца 1973 года — это кошмарный сон сегодняшнего толерантного обывателя. Они ругаются матом, терроризируют всех движущихся особей женского пола сексуальными домогательствами, курят где попало и никого не спросясь, пьют как лошади прямо на рабочем месте, показания предпочитают выбивать в самом что ни на есть прямом смысле, а при особой необходимости не прочь и подбросить подозреваемому наркотики. Шокированный происходящим Тайлер весь сериал пытается доказать предтечам, что раскрывать преступления можно и без «мозговых атак» полицейской дубинкой по голове, и в итоге если и не прививает этим дичкам ростки уважения к правам человека и свободе личности, то по крайней мере изрядно расшатывает их первобытную убежденность в «праве сильного».
У нас же все происходит с точностью до наоборот. Отечественный «попаданец» не только толерантности не учит, но и учиться ей упорно не желает. Поэтому в российской версии сериала непуганые советские милиционеры только и делают, что с оторопью наблюдают за методами работы коллеги из будущего, который вместо дисциплинированного ожидания ордера пинком выносит фанерные двери и с ускорением укладывает всех присутствующих мордой в пол.
Хотя посчитать «Обратную сторону Луны» еще одним полицейским сериалом с незатейливым в общем-то месседжем «Жеглов прав, Дзержинский жив, вор должен сидеть по-любому» было бы слишком просто. Новая работа известного режиссера Александра Котта гораздо сложнее.
Начать с того, что на первый взгляд создатели явно идеализируют прошлое в плане общественной безопасности. В 70-х капитан Соловьев оказывается в самой что ни на есть утопии. Широкие незапруженные проспекты залиты солнцем, граждане предупредительны и готовы прийти на помощь по первому зову, в ходу копейки, а не рубли, и даже все встреченные девушки — исключительно модельной внешности. Не страна, а какой-то мильтоновский «Возвращенный рай». И опять хочется сказать «Ага!», заклеймить создателей обвинением в идеализации. Но не тут-то было. Хитрые авторы фильма тут же выполняют очередной кульбит. Эдем оказывается, что твой царь, ненастоящим, и чем дальше, тем больше райское сияние «России, которую мы потеряли» тускнеет.
Самое занятное, что и райские кущи, и развеивание морока сняты донельзя убедительно. «Обратная сторона Луны» вообще демонстрирует небывалый для наших сериалов уровень профессионализма. Диалоги — абсолютно живые, интрига держится, режиссерская работа просто отличная, и даже актеры как будто и не в «мыле» деньги зарабатывают, а для Вечности творят. Исполнителю главной роли Павлу Деревянко, положим, наличие таланта давно уже доказывать не надо, но здесь он явно переставил планку повыше. А «Обратная сторона Луны» — это тот действительно редкий случай, когда можно употребить словосочетание «сыгранный актерский ансамбль», не покраснев. Новые незатертые лица, убедительная игра даже у эпизодников, что уж говорить про роли второго плана, где, например, метаморфоза майора Котова в исполнении Олега Алмазова, проделавшего путь от клишированной маски «тупого начальника» до живого образа исключительной неоднозначности, просто пугает убедительностью.
Количество зашитых в «Обратной стороне Луны» культурных кодов способно насытить любого арт-гурмана. Причем — еще большая редкость — создатели все эти отсылки подают донельзя деликатно, образованностью не кичатся, не отпугивая ни один сегмент аудитории.
«Обратная сторона Луны» — едва ли не первая попытка признать-таки рекрутированных на переделку отечественных сценаристов за людей и отпустить им поводья — пусть сами выносят. Первая — и сразу очень удачная. Никому не известный Александр Щербаков, работавший раньше исключительно на сериалах масштаба «Возвращение Мухтара», не только создал очень профессиональный сценарий, цепляющий самую широкую аудиторию, но и вложил в него исподволь непростые вопросы.
Впрочем, все это слишком хорошо, чтобы быть полной правдой. Английский сериал был очень цельным и однородным — все ружья стрельнули залпом, все концы воедино сплелись в узел, а финал вышел просто оглушительным. Наш, несмотря на все достоинства, получился очень неровным, великолепные куски соседствуют с несъедобными, финал невнятно скомкан.
Произошло это, смеем предположить, исключительно из-за особенностей аудитории. Английское общество, как известно, пребывает в общественном согласии, наше — в несогласии категорическом. Англичан не надо убеждать в справедливости главного месседжа «Жизни на Марсе»: «Прав личности много не бывает», британцы вообще в массе своей не подвергают сомнению магистральное направление развития своей страны.
У нас же о пресловутом консенсусе не приходится и мечтать. А поди-ка угоди аудитории, половина из которой за Шарапова, половина — за Жеглова. Для одних Советский Союз — потерянный рай, для других — ад на земле. Социологи, может быть, когда-нибудь и объяснят — почему, но пока можно просто констатировать факт: в сегодняшней России жить неуютно, причем всем. Страна одержима эскапизмом, все хотят куда-нибудь удрать от окружающей действительности, не географически, так хоть хронологически. Хронологически даже еще лучше — в прошлом можно все исправить и вернуться в дивный новый мир. Отсюда и невиданный ранее расцвет романов о «попаданцах», путешественниках во времени, которые то Сталина перевоспитают, то Лжедмитрия спасут.
В отличие от них капитан Соловьев в прошлом ничего изменять не стал. Ни Горбачева не замочил там, где встретил, ни Ходорковскому не растолковал про его счастливое будущее. Вместо этого создатели попытались донести зрителю нехитрый в общем-то постулат о том, что история не имеет сослагательного наклонения. Что бесполезно мечтать и про «вот если бы Ельцин не пришел к власти. «, и про «вот если бы Гайдару дали довести реформы до конца». Все уже случилось, все произошло, и не вернуться ни в 70-е, ни в начало 90-х.
Капитан Соловьев в финале добивал, но конечно же не добил маньяка. Судя по всему, теперь нас ожидает сиквел.
Источник
Обратная сторона Луны
Детектив
Попаданцы